ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-326/18 от 26.11.2018 Октябрьского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-326/18

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Октябрьский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего Коновалова С.А.,

с участием представителя административного ответчика – администрации Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области – ФИО3, действующего по доверенности от 15.11.2018,

при секретаре Фирсовой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес>ДД.ММ.ГГГГ дело по административному иску ФИО2 к администрации Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к администрации Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия администрации Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> по несозданию на территории поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела, в обоснование которого указывает следующее.

ДД.ММ.ГГГГ умерла мать административного истца, ФИО1, проживающая на момент смерти на территории Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>.

Обязанность по погребению умершей, а так же расходы на такое погребение ФИО2 взяла на себя. В администрации Васильевского сельского поселения ей пояснили, что никакой материальной и иной помощи мне оказать не могут, специализированной службы по погребению в поселении нет.

В этой связи она была вынуждена заключить договор на оказание услуг по погребению с ИП ФИО5

Вместе с тем, в силу п. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших поселения.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ, в гарантированный перечень услуг по погребению входит:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Исходя из положений договора на оказание услуг по погребению, заключенного между мной и ИП ФИО5, расходы на погребение, понесенные мной, составили 24500 (двадцать четыре тысячи пятьсот) рублей. При этом, перечень услуг, оказанных ИП ФИО4, идентичен перечню гарантированных услуг по погребению, которые она вправе была получить на безвозмездной основе в случае, если бы администрация Васильевского сельского поселения надлежащим образом исполнила обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.

В связи с чем, просит признать незаконным бездействие администрации Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> по несозданию на территории поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, в суд предоставила заявление, в котором просит рассмотреть дело без ее участия, административные исковые требования просит удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что согласно справкам администрации Васильевского сельского поселения №, 837 от ДД.ММ.ГГГГ на территории поселения проживает 428 человек, за 2017 год умерло 11 человек, в 2018 году умерло 5 человек. То есть если исходить о возможности создания похоронной службы, то на ее содержание потребуются значительные денежные средства, но бюджет Васильевского сельского поселения на 2018 год составляет в среднем 4500000 рублей, который является дотационным.

Согласно ч.4 ст.18 Федерального закона «О погребении», порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.

В силу указанной нормы ДД.ММ.ГГГГ Советом народных депутатов Васильевского сельского поселения принято решение: утвердить порядок деятельности общественных кладбищ на территории Васильевского сельского поселения. Исходя из которого в п.1.2 указано, что граждане самостоятельно организовывают погребение с обязательной регистрацией места захоронения в администрации Васильевского сельского поселения.

Данный пункт полностью соответствует ч.4 ст.18 Федерального закона «О погребении». Совет народных депутатов Васильевского сельского поселения является высшим органом, который формирует и распределяет бюджет поселения, а также определяет порядок создания, как муниципальных предприятий, так и муниципальных учреждений и исходя из представленных полномочий Совет депутатов определил порядок деятельности и осуществление захоронения, который на территории поселения и действует.

Таким образом, захоронение на территории Васильевского сельского поселения осуществляется на основании указанного выше порядка деятельности общественных кладбищ на территории Васильевского сельского поселения, который в установленном законном порядке не оспорен является действующим, жалоб на действия (бездействия) администрации Васильевского сельского поселения непосредственно в администрацию либо иной надзирающий орган не поступало.

Поскольку федеральным законодательством закреплено, что деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно, в данном случае административный ответчик утвердил порядок организации захоронения, то есть выполнил условие об определении порядка деятельности общественных кладбищ в соответствии с ч.4 ст.18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».

Создание похоронной службы, для организации и содержание которой потребуется значительные затраты из бюджетных средств поселения, не будет отвечать эффективности и целесообразности, поскольку количество умерших на территории поселения за год составляет не значительное количество, на захоронение которых будут выделяться обязательное возмещение денежных средств из соответствующих бюджетов на погребение по гарантированному перечню услуг по погребению не покроет расходов на содержание специализированной службы, так как возникнет необходимость в дополнительных расходах на содержание штата, автопарка и т.п.

Кроме того исходя из содержания искового заявления, не следует какую именно норму права администрация Васильевского сельского поселения нарушила в части не создания похоронной службы, в виду того, что в иске указаны лишь общие нормы регулирующие организацию ритуальных услуг и похоронного дела. То есть, не указано конкретное действие или бездействие, а также имелось ли у администрация такая возможность, либо прямая обязанность по ее созданию.

Согласно ст.218 КАС РФ исковое заявление по признанию действий, бездействий незаконными должно содержать более широкий перечень в просительной части иска, то есть должно быть указано, что администрация должна была осуществить либо не осуществила какое-то действие либо бездействие. Также не указано, какие именно права и законные интересы были нарушены административного истца.

Исходя из того, что административный истец заключил договор на оказание услуг по погребению с ИП ФИО4 и оплатил за услуги 24500 рублей и мотивируя его тем, что перечень оказанных услуг ИП ФИО4 идентичен с перечнем предоставления ритуальных услуг на безвозмездной основе предусмотренный ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», однако исходя из постановления администрации Октябрьского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в нем указан определенный перечень услуг и их характеристики носят ценовой характер. По данному постановлению гроб предоставляется недрапированный, рытью могилы осуществляется механизированным способом, однако из материалов дела не известно каким способом осуществлялось захоронение родственника истицы, то есть тот перечень, который утвержден постановлением администрации района и тот перечень услуг оказываемых ИП ФИО4, он соответствует видам услуг, но в части характеристики и ценовой категории не соответствует.

Стоимость гарантированного перечня услуг в размере 5701 рублю 31 копейки, предусмотренной указанным постановлением административным истцом компенсирована и получена, иные затраты истец понес самостоятельно, то есть видно, что гроб приобретен более лучшего качества, услуги по перевозке и рытью могилы значительно отличаются от того перечня который утвержден.

Таким образом, ни из административного искового заявления ни из материалов дела не установлено какие именно права нарушены действием или бездействием администрации Васильевского сельского поселения, сама суть искового заявления сводиться к тому, что на территории поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, но каким образом это влияет на права административного истца не понятно.

Согласно ст.220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указано: наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия), в этой части исковое заявление не соответствует требованиям ст.220 КАС РФ, то есть требования административного истца носят формальный характер и не приводят к сути самого действия, бездействия администрации Васильевского поселения и ни каким образом не указывают на нарушение прав административного истца и не приводят к обязанности устранить такие нарушения.

Между тем, в ст.227 КАС РФ указано, что в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, однако из административного иска не видно какие именно нарушены права административного истца и каким способом должно быть восстановлено якобы нарушенное право.

Административный истец получила компенсацию за гарантированный перечень похоронных услуг, таким образом можно сказать, что отсутствие формально созданной специализированной службы по вопросам похоронного дела как указано в рамках административного иска не может повлечь на нарушение прав граждан, на получение компенсации гарантированных расходов понесенных на погребение. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, - относятся к вопросам местного значения городского поселения.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Так, статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N156-ОД "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в <адрес>", за сельскими поселениями в <адрес> закреплены вопросы местного значения, в том числе предусмотренные пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Из содержания ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службой по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.

Статьями 6, 9, 10, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", предусмотрено, что услуги по погребению умерших могут оказываться и иными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в этой сфере.

Как усматривается из материалов дела, администрация Васильевского сельского поселения является органом местного самоуправления.

Статьей 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" определено, что финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Анализируя нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что на органы местного самоуправления возложено не оказание услуг по погребению, а организация оказания таковых. Организация оказания услуг есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, а это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности, путем формирования и размещения муниципального заказа (ст.17 ФЗ-131).

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что необходимости в создании соответствующей организации, специально учреждаемой муниципальным образованием, для осуществления погребения в сельском поселении не имеется. Услуги по погребению оказывают организации немуниципальной формы собственности. Все захоронения осуществляются по мере необходимости в штатном режиме. Организация похорон умерших граждан, не имеющих родственников, осуществляется главой Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>. Администрация сельского поселения считает нецелесообразным содержание на территории специализированного предприятия по оказания услуг по погребению.

В судебном заседании установлено, что во исполнение требований п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрацией Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> приняты меры по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, а именно:

Советом народных депутатов Васильевского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ принято решение , которым утвержден порядок деятельности общественных кладбищ на территории Васильевского сельского поселения.

Кроме того, постановлением администрации Октябрьского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень услуг по погребению, согласно гарантированному перечню услуг по погребению, за счет средств бюджетов Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, в который входит:

- оформление документов,

- гроб деревянный недрапированный взрослый;

- перевозка тела умершего на кладбище;

- вынос гроба с телом из морга лили дома;

- услуга автокатафалка;

- погребение: рытье могилы механизированным способом, разметка, расчистка места для могилы, поднос гроба с телом умершего на кладбище, предельная стоимость которых составляет 5701 рубль 31 копейка.

Таким образом, административным истцом не представлено доказательств нарушения ее прав на получение гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют подтверждения обращения к административному ответчику либо прокурору с жалобами в данной сфере, на отказ в бесплатном предоставлении указанных услуг организациями, предоставляющими ритуальные услуги.

Напротив фактическое осуществление захоронений с последующим возмещением затрат за счет бюджета, либо за счет соответствующих фондов, свидетельствует о наличии гарантированности погребения путем предоставления гарантированного статьей 9 Закона перечня услуг.

Вопреки утверждениям административного истца, отсутствие формально созданной специализированной службы по вопросам похоронного дела не может повлечь нарушение прав граждан, в том числе административного истца на компенсацию в гарантированном размере расходов, понесенных на погребение.

Из ответа ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> №ОА-4838/14 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 получила социальное пособие на погребение за умершую пенсионерку ФИО1, то есть препятствия для выплаты компенсации расходов на погребение любому лицу, взявшему на себя расходы по погребению, не имеется.

Указанная позиция согласуется с позицией, выраженной Президиумом ВАС РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 12027/07 по делу N А33-9227/2006. Суд отметил, что системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, согласно статье 9 этого Закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Вместе с тем, в силу статьи 10 Закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона. Таким образом, Законом о погребении лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Таким образом, административный истец, взяв на себя обязанность по погребению умершего, воспользовалась правом выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, заключив договор на оказание услуг по погребению именно с ИП ФИО5, тем самым фактически взяв на себя все риски по получению гарантированной компенсации в меньшем размере, чем за оплаченные услуги, предусмотренные договором на оказание услуг по погребению от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, согласно ч.4 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Аналогичные положения содержаться в ч.4 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1436-ОД "О погребении и похоронном деле в <адрес>", оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

При рассмотрении дела не установлено заявленного административным истцом бездействия административного ответчика, не установлено нарушения каких-либо прав административного истца действиями (бездействием) административного ответчика.

В связи, с чем суд считает заявленные ФИО2 требования к администрации Васильевского сельского поселения не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного ", руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО2 к администрации Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия администрации Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> по несозданию на территории поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий : подпись

Копия верна.

Судья С.А. Коновалова