<данные изъяты>
Дело №2а-326/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2019 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Домаревой М.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Росреестра по Воронежской области
- о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в связи с уточнением границ земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> от 27.08.2018 года №,
- о возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учёт изменений в связи с уточнением границ в отношении земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> при наличии пересечения с границами лесного участка с кадастровым номером №
Установил:
ФИО2 обратилась в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями к Управлению Росреестра по Воронежской области о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в связи с уточнением границ земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> от 27.08.2018 года №, о возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учёт изменений в связи с уточнением границ в отношении земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> при наличии пересечения с границами лесного участка с кадастровым номером №
Обосновывая заявленные требования, указывает, что является собственником земельного участка площадью 1719 кв.м., кадастровый №, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: г, <адрес>, на основании постановления главы администрации Центрального района г. Воронежа от 19.10.1994 №1560, свидетельства на право собственности на землю серия №, выданного 18.11.1994 Комитетом по земресурсам г.Воронежа. Право собственности на земельный участок в установленном законом порядке зарегистрировано 25.04.2008.
Границы участка не установлены в соответствии с действующим законодательством.
17.07.2018 г. ФИО2 обратилась в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка. 25.07.2018 г. осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено на основании п.9 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Уведомлением от 27.08.2018 г. №152/3341/2018-1751 ФИО2 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета.
Полагая, что отказ в осуществлении государственного кадастрового учета является незаконным и нарушает ее права, ФИО2 обратилась в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями.
В судебное заседание административный истец ФИО2 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Судом постановлено рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного истца, действующий на основании доверенности, ФИО3 заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Воронежской области, действующий на основании доверенности, ФИО4 заявленные требования не признал, суду представлен письменный отзыв.
Представитель заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, действующая на основании доверенности, ФИО5 против удовлетворения требований возражала.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, проверив доводы административного искового заявления, суд приходит к следующим выводам:
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 поименованной статьи, в полном объеме. В том числе, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст. 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (вместе с "Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии") Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества.
Согласно материалам дела, административный истец ФИО2, является собственником земельного участка, площадью 1719 кв.м., кадастровый №, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, по адресу <адрес> на основании постановления главы администрации Центрального района г. Воронежа от 19.10.1994 №1560 (л.д. 7), свидетельства на право собственности на землю серия №, выданного 18.11.1994 Комитетом по земресурсам г. Воронежа (л.д. 8-11). Право собственности на земельный участок в установленном законом порядке зарегистрировано 25.04.2008 г. (л.д. 12).
Границы участка не установлены в соответствии с действующим законодательством.
17.07.2018 г. ФИО2 обратилась в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка.
Согласно ч.1 ст.60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО2), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 60.2 указанного федерального закона, если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.
В целях получения необходимой информации (сведений) государственным регистратором 24.07.2018 года в Управление экологии Администрации городского округа Воронежа, Управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области и Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области были направлены межведомственные запросы за № 152/3341/2018-1751 о том, расположен ли земельный участок кадастровый № по адресу: <адрес> границах особо охраняемых природных территорий и территорий объектов культурного наследия, а также, в случае, если границы особо охраняемых природных территорий и территорий объектов культурного наследия не установлены, будет ли расположен указанный объект в границах указанных территорий после установления таких границ.
25.07.2018 года государственным регистратором на основании пункта 9 части 1 статьи 26 Закона о регистрации принято решение о приостановлении учетных действий по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером №.
В ответ на межведомственные запросы поступили письма за № 10273142 от 03.08.2018 г. из Управления экологии Администрации городского округа <...>/1877 от 02.08.2018 г. из Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области, № 43-01-24/3649 от 26.07.2018 г. из Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области.
В письме Департамента природных ресурсов и экологии <адрес> сообщалось, что земельный участок, кадастровый №, по адресу: <адрес> расположен в пределах территории государственного природного заказника областного значения «Воронежская нагорная дубрава», утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 17.04.2013 №321 «Об образовании государственного природного заказника «Воронежская нагорная дубрава».
Уведомлением от 27.08.2018 г. №152/3341/2018-1751 ФИО2 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета.
Данный отказ административный истец просит признать незаконным, не соответствующим нормам ч.1 ст.60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Между тем, норма ч.1 ст. 60 указанного ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО2) была внесена в Закон о регистрации Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
В ч. 1 ст. 10 ФЗ указано, что положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.
Как следует из межевого плана, выполненного кадастровым инженером ФИО1, месторасположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись кадастровые работы, было определено с учётом фактического расположения границ земельного участка.
При выполнении кадастровых работ были учтены сведения ЕГРН о смежных земельных участках, в том числе, в отношении земельного участка с кадастровым номером №, и установлено, что фактически участок, в отношении которого выполняются работы, расположен в границах кадастрового квартала № и в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 20616281 кв.м., разрешенное использование – жилье, общественные здания и учебно-опытный лесхоз, категория земель - земли лесного фонда.
Из выписки ЕРГН № от 26.06.2018 г. на земельный участок с кадастровым номером №, следует, что сведения о местоположении границ земельного участка были внесены в ЕГРН 22.03.2013 г.
В целях получения необходимой информации государственным регистратором 24.07.2018 года в Управление экологии администрации городского округа город Воронеж, Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области были направлены межведомственные запросы за № 152/3341/2018-1751.
Письмом Департамента природных ресурсов предоставлено сообщение о том, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 20616281 кв.м., расположен в пределах территории государственного природного заказника областного значения «Воронежская нагорная дубрава».
На основании изложенного, у административного ответчика отсутствовали основания для осуществления государственного кадастрового учета изменений в связи с уточнением границ земельного участка, в связи с чем, уведомление Управления Росреестра по Воронежской области от 27.08.2018 г. №152/3341/2018-1751, которым ФИО2 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета, суд находит законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель административного истца настаивал на том, что в заключении кадастрового инженера указано, что факт наложения границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером № на земли лесного фонда сам по себе не является препятствием для постановки соответствующего земельного участка на государственный кадастровый учет и уточнения местоположения его границы и площади.
Исходя из положений ст. 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
В указанном случае орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.
В судебном заседании судом дополнительно истребовались сведения о наличии оснований для отказа в государственной регистрации об осуществлении кадастрового учёта изменений в связи с уточнением границ земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО2
Суду предоставлены результаты проведенной правовой экспертизы предоставленных в орган регистрации документов, из которой бесспорно следует, что земельный участок площадью 1719 кв.м., кадастровый №, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, по адресу <адрес>, полностью располагается на территории лесного участка с кадастровым номером №
Принимая во внимание, что границы земельного участка, в отношении которого подано заявление о государственной регистрации и осуществлении кадастрового учёта изменений в связи с уточнением границ земельного участка, пересекают границы лесного участка, имеющего статус особо охраняемых природных территорий, пересечение границ выявлено при осуществлении государственного кадастрового учета, довод административного истца о том, что административный ответчик обязан был исполнить одновременное исполнение процедуры, предусмотренной ч. 3 ст. 60.2 Закона о регистрации, основано на субъективном толковании норм действующего законодательства.
В судебном заседании нашел свое подтверждение довод представителя административного ответчика о том, что земельный участок площадью 1719 кв.м., кадастровый №, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, по адресу <адрес> с учетом местоположения границ, установленных межевым планом, расположен на территории государственного природного заказника – особо охраняемой природной территории.
В силу пункта 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" пересечение границ земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, и границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости), является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Принимая во внимание, что основания для применения ч. 1 ст. 60.2 Закона о регистрации у Управления Росреестра по Воронежской области отсутствовали, между землепользователями имеется спор о праве на земельные участки и о местоположении границ, который не может быть разрешен в порядке исправления реестровой ошибки, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого решения требованиям пункта 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом;
Принимая во внимание, что решение (уведомление) Управления Росреестра по Воронежской области от 27.08.2018 г. №152/3341/2018-1751 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета признано судом законным, у суда отсутствуют правовые основания для возложения на административного ответчика обязанности осуществить государственный кадастровый учёт изменений в связи с уточнением границ в отношении земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> при наличии пересечения с границами лесного участка с кадастровым номером №
Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО2 к Управлению Росреестра по Воронежской области о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в связи с уточнением границ земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> от 27.08.2018 года № 152/3341/2018-1751, о возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учёт изменений в связи с уточнением границ в отношении земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> при наличии пересечения с границами лесного участка с кадастровым номером № оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 25.01.2019 года.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко