Дело № 2а-3271/2020
УИД: 59RS0004-01-2020-003577-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2020 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.,
при секретаре Бикаевой Г.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, действующего на основании доверенности,
представителя административного ответчика Прокуратуры Пермского края – ФИО2, ФИО3, действующих на основании служебного удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Правительства Пермского края к Прокуратуре Пермского края о признании незаконным протеста,
установил:
Административный истец Правительство Пермского края обратилось в суд с административным иском к Прокуратуре Пермского края о признании незаконным протеста от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в адрес Правительства Пермского края поступил протест Прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ на Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края в 2020 году городу Александровского муниципального комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п. Полагает, что данный протест является незаконным, необоснованным и нарушает права Правительства Пермского края. Протест Прокуратуры края от ДД.ММ.ГГГГ№ направлен в адрес Правительства Пермского края с требованиями отменить Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края. Исходя из содержания протеста следует, что Порядок не соответствует ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой определен принцип эффективности использования бюджетных средств. Указания на иные нарушения законодательства протест не содержит. Также протест не содержит обязательных требований, указанных в п. 16 приказа Генерального прокурора №. Вопреки мнению Прокуратуры Пермского края, изложенного в протесте, при принятии Порядка орган исполнительной власти субъекта не обязан его проверять на соответствие ст. 34 БК РФ, так как порядок принятия соответствующих Порядков регламентирован иными статьями. Порядок определяет только техническую процедуру расходования денежных средств. Порядок должен соответствовать ст. 139 Бюджетного кодекса РФ, которой установлен порядок предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, однако протест не содержит доводов относительно соответствия Порядка указанной статье. Первоначальным актом, позволяющим предоставить субсидии местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, является Закон о бюджете, в соответствии с которым предоставляемые субсидии должны быть отражены в Перечне. Представление субсидий, не предусмотренных законами субъектов РФ, не допускается. Процедура принятия закона носит длительный и поэтапный процесс согласования, решение о принятии Закона принимается коллегиально, большинством голосов Депутатов Законодательного собрания Пермского края. ДД.ММ.ГГГГ был принят Закон Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «О бюджете Пермского края на 2020 год и на плановый 2021 и 2022 годов», которым предусмотрены денежные средства на приобретение теплового единого имущественного комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края в размере <данные изъяты>. Соответствующая субсидия также отражена в Перечне (п. 1.32 приложения 10 к Закону о бюджете). Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края в 2020 году городу Александровского муниципального комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п соответствует как ст. 139 Бюджетного кодекса РФ, так и Правилам №-п. Указание в протесте на несоответствие порядка ст. 34 Бюджетного кодекса РФ не свидетельствует о незаконности акта. Ссылаясь на ст. 34 Бюджетного кодекса РФ Прокуратурой Пермского края фактически оспаривается Закон о бюджете в части предусмотрения в нем денежных средств в размере <данные изъяты> на приобретение теплового единого имущественного комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края. Однако, при подготовке Закона о бюджете письмом Законодательного собрания Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-20 Прокуратура Пермского края была уведомлена об очередном заседании Законодательного собрания Пермского края и собрания комитетов. Информация о рассматриваемом законе о бюджете содержится в п. 3 повестки. К тому же, у Прокуратуры Пермского края имеется доступ в Единый виртуальный кабинет Законодательного собрания Пермского края, который содержит всю имеющуюся информацию по Закону о бюджете. Таким образом, при подготовке Закона о бюджете Прокуратура Пермского края была уведомлена о включении в Закон о бюджете денежных средств на приобретение теплового единого имущественного комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края в размере <данные изъяты> и таким образом, Прокуратура Пермского края имела возможность направить протест на Закон о бюджете, однако протест на Закон о бюджете не поступал, что свидетельствует о недобросовестной реализации Прокуратурой Пермского края своих полномочий, так как Прокуратура была уведомлена еще в феврале о готовящихся поправках в бюджет. В настоящий момент в бюджете заложены денежные средства именно на приобретение теплового единого имущественного комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края, которые могут быть использованы только на эти цели. Непринятие мер, направленных на организацию бесперебойного теплоснабжения населения, может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц. Отсутствие порядка делает невозможным исполнение Закона о бюджете и свидетельствует о неисполнении Правительством Пермского края функций по обеспечению исполнения бюджета Пермского края. При рассмотрении Закона о бюджете Контрольно-счетной палатой Пермского края подготовлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ№ на проект Закона, где одним из недостатков, выявленных в ходе анализа краевого бюджета, было отсутствие Порядка предоставления субсидий бюджету муниципального образования на приобретение теплового единого имущественного комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края, иные замечания по приобретению теплового единого имущественного комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края отсутствовали, что также свидетельствует о необходимости принятия Порядка в целях реализации Закона о бюджете. В настоящий момент Закон о бюджете является действующим, и в целях обеспечения исполнения бюджета Пермского края Правительством Пермского края необходимо осуществить реализацию порядка предоставления субсидий из бюджета Пермского края в 2020 году бюджету Александровского муниципального округа Пермского края на приобретение теплового единого имущественного комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края. Считает, что протест констатирует нарушение Правительством Пермского края требований законодательства, содержит требование об устранении выявленного нарушения, путем отмены Порядка предоставления субсидий из бюджета Пермского края, что является препятствием к осуществлению прав Правительства Пермского края и незаконно возлагает на Правительство Пермского края обязанность и по отмене акта.
Правительство Пермского края просит признать незаконным протест прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования. Дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Также представитель пояснил, что Правительство Пермского края может быть привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела сведений о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Правительства Пермского края у представителя отсутствуют.
Представители административного ответчика Прокуратуры Пермского края в судебном заседании требования Правительства Пермского краяне признали. Дали пояснения, аналогичные доводам, изложенным в письменных возражениях относительно заявленных требований, из содержания которых следует, что целью принятия порядка №-п является предоставление бюджету Александровского муниципального округа краевых бюджетных средств на приобретение теплоснабжающего комплекса <Адрес>. Единственным источником теплоснабжения жителей <Адрес> является котельная и сети теплоснабжения, принадлежащие на праве собственности ООО «АМЗ-Теплоэнерго». При этом, данное юридическое лицо на основании решения Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. Александровский муниципальный округ обладает правом на получение объектов теплогенерации ООО «АМЗ-Теплоэнерго» свою собственность бесплатно, что не требует выделения и использования краевых бюджетных средств в существенном размере (порядка <данные изъяты>). Реализация теплогенерирующего хозяйства в рамках конкурсных процедур и его последующая покупка иным участником гражданского оборота возлагает на него обязанность надлежащего оказания коммунальной услуги по отоплению путем подписания с муниципалитетом соответствующего соглашения. Администрация Александровского муниципального округа в рамках предусмотренных законом процедур вправе рассчитывать на бесплатный переход права муниципальной собственности на объекты теплоснабжения, принадлежащие ООО «АМЗ-Теплоэнерго». Также оспоримым является факт выделения краевых бюджетных средств бюджету муниципального округа в рамках ст. 139 Бюджетного кодекса РФ. Указанная норма закона наделяет субъект РФ правом на предоставление бюджету муниципалитета субсидии в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Рассматривая существо правоотношений и предмет выделения субсидии, определенных в п. 1.1 Порядка №-п, во взаимосвязи, следует, что покупка теплоснабжающего комплекса, принадлежащего ООО «АМЗ-Теплоэнерго», не может рассматривать как реализация администрацией Александровского муниципального района своих полномочий, определенных ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Полномочия по теплоснабжению в настоящее время уже реализованы. Имеется котельная, принадлежащая ООО «АМЗ-Теплоэнерго». Кроме того, в летний период 2019 года между конкурсным управляющим ООО «АМЗ-Теплоэнерго» и МУП «Теплоэнергетика» заключен договор аренды объектов теплоснабжения. Однако, исходя из буквального толкования п. 1.1 Прядка №-п следует, что краевые бюджетные средства предназначены на покупку оборудования у частного лица, который планирует направить их на погашение своего долга перед кредитором. Основным кредитором ООО «АМЗ-Теплоэнерго» выступает газоснабжающая организация ООО «Газпром межрегионгаз Пермь». Правительство Пермского края и муниципалитет за счет бюджетных средств фактически погашает долг одного юридического лица перед другим юридическим лицом. В то же время, органы местного самоуправления Александровского муниципального района не входили в состав учредителей ООО «АМЗ-Теплоэнерго», не способствовали образованию долга перед газоснабжающей компанией Пермского края. Таким образом, бюджетные деньги будут направлены на урегулирование взаимоотношений двух самостоятельных хозяйствующих субъектов. Покупка администрацией муниципального округа имущества никоим образом не направлена на реализацию муниципалитетом своих полномочий по теплоснабжению. Котельная и сети теплоснабжения в любом случае будут задействованы в выработке, транспортировке тепловой энергии для нужд потребителей <Адрес>. Более того, действия Правительства Пермского края являются нарушением положений подп. 2 п. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который запрещает при проведении торгов совершать действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах. В данном случае бюджет Пермского края предоставляет субсидию в существенном размере (<данные изъяты>) бюджету Александровского муниципального округа для участия в торгах. При этом, бюджет Александровского муниципального округа самостоятельно принять участие в торгах лишен возможности в силу дотационности местного бюджета. Ссылки Правительства Пермского края на исполнение требований бюджета Пермского края не обоснована. В законе Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «О бюджете Пермского края на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» отсутствуют данные о том, что о покупке подлежит единый теплоснабжающий комплекс, принадлежащий ООО «АМЗ-Теплоэнерго». В то же время в Александровском муниципальном округе источники теплоснабжения имеются в п. Яйва, Карьер-Известняк, которые находятся в частной собственности. Закон Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «О бюджете Пермского края на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» не возлагал на Правительство Пермского края безусловную обязанность издания и разработки Порядка №-п, который предусматривал покупку указанного выше теплоснабжающего комплекса. Конкретный объект покупки определен Правительством Пермского края самостоятельно. Более того, при исполнении требований обжалуемого протеста образуется экономия бюджетных средств, так как в соответствии с позицией Правительства Пермского края объекты теплоснабжения нужды администрации Александровского муниципального округа для исполнения полномочий по теплоснабжению. При отсутствии желающих приобрести имущественный комплекс, он бесплатно перейдет в муниципальную собственность. При участии в торгах, организованным конкурсным управляющим ООО «АМЗ-Теплоэнерго», иных физических (юридических) лиц и их победе, теплоснабжение также будет организовано в границах г. Александровск. С учетом изложенного, просит отказать Правительству Пермского края в удовлетворении заявленных требований (л.д. 52-56).
Заинтересованное лицо Администрации Александровского муниципального района Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании не направило, ранее представило отзыв относительно заявленных требований, из содержания которого следует, что Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п утвержден порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края в 2020 году бюджету Александровского муниципального округа Пермского края на приобретение теплового единого имущественного комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края. Как следует из п. 2.1 Порядка, субсидия предоставляется для оплаты расходов, связанных с приобретением теплового единого имущественного комплекса, состоящего из объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений, газовой котельной и тепловых пунктов, земельных участков, тепловых сетей) и объектов движимого имущества (оборудования, приборов, механизмов и т.д.), обеспечивающего теплоснабжение г. Александровска Пермского края, всего 112 объектов. Эти объекты в совокупности составляют единый технологический комплекс, который выставлен на торги одним лотом. Согласно отчету об определении рыночной стоимости указанного единого имущественного комплекса, составленному Союзом «Пермская торгово-промышленная палата» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год общая стоимость имущества составляет <данные изъяты>. В числе прочего в состав теплового единого имущественного комплекса входит сооружение - тепловая сеть, протяженностью <данные изъяты> п.м., адрес объекта: <Адрес>, №. Рыночная стоимость по данной позиции <данные изъяты>, то есть 79,5 % от стоимости всего комплекса. Данная тепловая сеть жизненно необходима городу, и именно как муниципальное имущество, поскольку администрация района планирует строительство в <Адрес> дополнительных источников тепловой энергии – блочных модульных котельных, которые потребуется подключить к существующим тепловым сетям. Как показывает опыт предыдущих лет (других населенных пунктов Александровского муниципального района), в случае нахождения тепловых сетей в собственности иного лица существует реальный риск противодействия такого собственника присоединению муниципальной котельной к сетям. Указывает, что именно на органы местного самоуправления, а не на собственника объекта теплоснабжения, законом возложена обязанность по обеспечению надежного теплоснабжения населения и объектов соцкультбыта и инфраструктуры городов. Законодательство не содержит действенных механизмов воздействия на недобросовестного частного собственника объекта теплоснабжения. Соответственно, только приобретение теплового единого имущественного комплекса в муниципальную собственность позволит должным образом гарантировать надежное и качественное обеспечение теплом потребителей. Кроме того, у <Адрес> существует потребность в получении финансово помощи из бюджета Пермского края на цели технического развития систем теплоснабжения. Постановлением правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п утвержден порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по качественному функционированию систем теплоснабжения на территориях муниципальных образований Пермского края. Порядок предусматривает субсидирование мероприятий муниципальных программ муниципальных образований по обеспечению технического развития систем теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, включающих разработку (корректировку) проектной документации, строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт, техническое перевооружение объектов систем теплоснабжения муниципальных образований, находящихся в муниципальной собственности. То есть, только при условии приобретения теплового единого имущественного комплекса в муниципальную собственность возможно получение финансовой помощи из бюджета Пермского края на указанные цели. Постановлением Администрации Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ единой теплоснабжающей организацией на территории <Адрес> определено МУП «Теплоэнергетика» Александровского муниципального округа. Предприятие создано в июле 2019 года в связи с банкротством предыдущей единой теплоснабжающей организации на территории <Адрес>, до этого (на протяжении последних 12 лет) муниципальных организаций в сфере теплоснабжения в <Адрес> не имелось. В настоящее время предприятие является арендатором объектов, входящих в тепловой единый имущественный комплекс в <Адрес>, и вынуждено нести расходы по арендной плате, что влечет увеличение тарифов на тепловую энергию для потребителей. При этом, ООО «АМЗ-Теплоэнерго» не оставляет попыток добиться повышения размера арендной платы. Приобретение теплового единого имущественного комплекса в муниципальную собственность позволит исключить расходы по арендной плате из тарифа. Предоставление субсидии из <Адрес> бюджету Александровского муниципального округа на приобретение теплового единого имущественного комплекса <Адрес> согласно постановлению Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п направлено на обеспечение исполнения администрацией Александровского муниципального района своих обязанностей в сфере теплоснабжения. С учетом изложенного, считает, что заявленные Правительством Пермского края требования подлежат удовлетворению (л.д. 80-81, 105-108).
Заслушав пояснения представителей административного истца и административного ответчика Прокуратуры Пермского края, оценив доводы административного иска, доводы возражений административного ответчика, доводы отзыва заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ принят Закон Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «О бюджете Пермского края на 2020 год и на плановый 2021 и 2022 годов», в соответствии с которым, предусмотрены денежные средства, выделяемые из бюджета Пермского края, на приобретение теплового единого имущественного комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края в размере <данные изъяты>.
Соответствующая субсидия также отражена в Перечне (п. 1.32 приложения 10 к Закону о бюджете).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Пермского края №-п утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета Пермского края в 2020 году в бюджет Александровского муниципального округа Пермского края на приобретение теплового имущественного комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края (л.д. 11-23).
В соответствии с п. 2.1 Порядка субсидии предоставляются для оплаты расходов, связанных с приобретением теплового единого имущественного комплекса, состоящего из объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений, газовой котельной и тепловых пунктов, земельных участков, тепловых сетей) и объектов движимого имущества (оборудования, приборов, механизмов и т.д.), обеспечивающего теплоснабжение города Александровска Пермского края, согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - тепловой единый имущественный комплекс).
В соответствии с п. 2.2. Порядка субсидии имеют целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В соответствии с п. 2.3 Порядка 2.3. субсидии предоставляются бюджету Александровского муниципального округа на следующих условиях:
- наличие в бюджете Александровского муниципального округа бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства Александровского муниципального округа, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из бюджета Пермского края субсидии. Обеспечение размера софинансирования расходов, связанных с проведением мероприятия, указанного в пункте 2.1 настоящего Порядка, за счет средств бюджета Александровского муниципального округа составляет не менее <данные изъяты> (пункт 2.3.1),
- наличие заключенного между Министерством и Александровским муниципальным округом соглашения о предоставлении субсидий из бюджета Пермского края в 2020 году бюджету Александровского муниципального округа Пермского края на приобретение теплового единого имущественного комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края (далее - Соглашение), заключаемого в информационной системе планирования бюджета "АЦК-Планирование" по типовой форме, утвержденной Министерством финансов Пермского края (пункт 2.3.2);
- наличие отчета об оценке определения рыночной стоимости теплового единого имущественного комплекса (пункт 2.3.3);
- наличие заключенного муниципального контракта на приобретение в муниципальную собственность теплового единого имущественного комплекса (пункт 2.3.4);
- наличие правового акта Александровского муниципального округа, устанавливающего порядок расходования субсидий на условиях софинансирования на цели, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка (пункт 2.3.5);
- применение мер ответственности в соответствии с пунктом 7 Правил формирования, предоставления, распределения субсидий и предоставления, распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N 962-п (пункт 2.3.6).
В соответствии с п. 2.4 Порядка предоставление субсидий должно обеспечивать достижение следующих показателей результативности использования субсидий:
- уровень удовлетворенности населения города Александровска Пермского края услугой теплоснабжения (оценивается в процентах на основании сведений, размещаемых на сайте "Оценка качества муниципальных услуг в Пермском крае" http://kontroluslug.permkrai.ru, достигается по истечении двух лет эксплуатации приобретаемого теплового единого имущественного комплекса - 2020 г., 2021 г.);
- увеличение количества социально значимых объектов теплоснабжения муниципальной собственности (оценивается наличие социально значимых объектов в собственности Александровского муниципального округа (выписка из реестра муниципальной собственности), достигается по результатам приобретения теплового единого имущественного комплекса в 2020 году).
Значения показателей результативности использования субсидии устанавливаются в Соглашении.
ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Пермского края в адрес Правительства Пермского края направлен протест № на Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края в 2020 году городу Александровского муниципального комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п (л.д. 9-10).
Из содержания протеста Прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края в 2020 году городу Александровского муниципального комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-пне соответствует ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, в связи с чем, Прокурор Пермского края потребовал отменить указанный порядок.
В ответ на протест прокуратуры Пермского края со стороны Правительства Пермского края направлено письмо о рассмотрении протеста от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что первоначальным актом, позволяющим предоставить субсидии местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, является Закон о бюджете, в соответствии с которым предоставляемые субсидии должны быть отражены в Перечне. Представление субсидий, не предусмотренных законами субъектов РФ, не допускается. Процедура принятия закона носит длительный и поэтапный процесс согласования, решение о принятии Закона принимается коллегиально, большинством голосов Депутатов Законодательного собрания Пермского края. ДД.ММ.ГГГГ был принят Закон Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «О бюджете Пермского края на 2020 год и на плановый 2021 и 2022 годов», которым предусмотрены денежные средства на приобретение теплового единого имущественного комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края в размере <данные изъяты>. Соответствующая субсидия также отражена в Перечне (п. 1.32 приложения 10 к Закону о бюджете). Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края в 2020 году городу Александровского муниципального комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п соответствует как ст. 139 Бюджетного кодекса РФ, так кА Правилам №-п. При рассмотрении Закона о бюджете Контрольно-счетной палатой Пермского края подготовлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ№ на проект Закона, где одним из недостатков, выявленных в ходе анализа краевого бюджета, было отсутствие Порядка предоставления субсидий бюджету муниципального образования на приобретение теплового единого имущественного комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края, иные замечания по приобретению теплового единого имущественного комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края отсутствовали, что также свидетельствует о необходимости принятия Порядка в целях реализации Закона о бюджете. В настоящий момент Закон о бюджете является действующим, и в целях обеспечения исполнения бюджета Пермского края Правительством Пермского края необходимо осуществить реализацию порядка предоставления субсидий из бюджета Пермского края в 2020 году бюджету Александровского муниципального округа Пермского края на приобретение теплового единого имущественного комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края. Также указано, что ранее выделенные денежные средства на разработку проектной документации, предусматривающей строительство блочных модульных котельных в г. Александровске, не свидетельствует об отказе от котельной, находящейся в настоящее время в собственности ООО «АМЗ-Теплоэнерго». Увеличение количества источников теплоснабжения позволит обеспечить потребителей тепловой энергией наиболее качественной услугой (л.д. 74-76).
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что согласно положений ст. 26.3 п. 1 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обязанность по обеспечению теплоснабжения населения возложена на органы местного самоуправления, так органы местного самоуправления обязаны осуществлять подготовку к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей.
Согласно ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно части 1 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Согласно ч. 3 этой же статьи цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Так, из материалов дела следует, что поставщиком тепловой энергии в <Адрес> до 2019 года являлось ООО «АМЗ-Теплоэнерго», которому на праве собственности принадлежит теплоснабжающий комплекс <Адрес>, состоящий из котельной и сети теплоснабжения.
ДД.ММ.ГГГГ решением Арбитражного суда Пермского края ООО «АМЗ-Теплоэнерго» признано банкротом, в отношении указанного юридического лица открыто конкурсное производство.
В соответствии с отчетом, составленным Союзом «Пермская торгово-промышленная палата» № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость теплового единого имущественного комплекса, состоящего из объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений, газовой котельной и тепловых пунктов, земельных участков, тепловых сетей) и объектов движимого имущества (оборудования, приборов, механизмов и т.д.), обеспечивающего теплоснабжение <Адрес> края, всего 112 объектов составляет <данные изъяты>. В числе прочего в состав теплового единого имущественного комплекса входит сооружение - тепловая сеть, протяженностью <данные изъяты> адрес объекта: <Адрес>, №. Рыночная стоимость по данной позиции <данные изъяты>, то есть 79,5 % от стоимости всего комплекса (л.д. 85-87, 109-111).
Из доводов отзыва заинтересованного лица также следует, что постановлением Администрации Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ единой теплоснабжающей организацией на территории <Адрес> определено МУП «Теплоэнергетика» Александровского муниципального округа. Предприятие создано в июле 2019 года в связи с банкротством предыдущей единой теплоснабжающей организации на территории <Адрес>, до этого муниципальных организаций в сфере теплоснабжения в <Адрес> не имелось.
Кроме того, из представленных в материалы дела доказательств, следует что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «АМЗ-Теплоэнерго» и МУП «Теплоэнергетика» заключен договор аренды объектов теплоэнергетического хозяйства (л.д. 94-96,97-100,101,102), из содержания которого следует, что МУП «Теплоэнергетика» до настоящего времени является арендатором объектов, входящих в тепловой единый имущественный комплекс в <Адрес>.
Также, из содержания протокола результатов проведения торгов № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что тепловой единый имущественный комплекс, состоящий из объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений, газовой котельной и тепловых пунктов, земельных участков, тепловых сетей) и объектов движимого имущества (оборудования, приборов, механизмов и т.д.), обеспечивающий теплоснабжение <Адрес> края, всего <данные изъяты> объектов выставлен на торги единым лотом, стартовая цена которого установлена в размере <данные изъяты>. Ценовых предложений на указанный лот не подано. В связи с тем, что не были представлены заявки на участие в торгах, организатором торгов принято решение о признании торгов несостоявшимися (л.д. 103-104).
Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N 223-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края", утвержден соответствующий Регламент.
В силу п. 1.1. Регламента, Правительство Пермского края (далее - Правительство) в рамках своих полномочий на основании и во исполнение действующего законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, издает постановления и распоряжения.
Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N 1331-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении государственной программы Пермского края "Градостроительная и жилищная политика, создание условий для комфортной городской среды", утверждена соответствующая Программа.
Программой предусмотрено предоставление субсидий из бюджета Пермского края местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей Программы.
Указанные субсидии предоставляются в соответствии с порядками, установленными нормативными правовыми актами Правительства Пермского края, при условии:
наличия в бюджете муниципального образования Пермского края (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования Пермского края, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из бюджета Пермского края субсидии;
заключения соглашения о предоставлении из бюджета Пермского края субсидии бюджету муниципального образования Пермского края, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Отбор муниципальных образований Пермского края в целях предоставления указанных субсидий, а также распределение субсидий между муниципальными образованиями Пермского края производятся в соответствии с порядками, установленными законами Пермского края и (или) нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
Учитывая изложенное, Правительством Пермского края в рамках предоставленных полномочий, с целью реализации Закона о бюджете, издано Постановление №-п от ДД.ММ.ГГГГ и утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края в 2020 году бюджету Александровского муниципального округа Пермского края на приобретение теплового единого имущественного комплекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О прокуратуре Российской Федерации", предметом прокурорского надзора является, в том числе соответствие законам правовых актов, издаваемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, их должностными лицами.
В силу статьи 28 Федерального закона прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Протесты вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьей 23 данного Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О прокуратуре Российской Федерации" протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Таким образом, законодатель возлагает на лицо, получившее требование прокурора, обязанность по его рассмотрению в установленном законом порядке и сообщения о результатах рассмотрения, которые могут быть выражены как в согласии с заявленным требованием, так и не в согласии с ним. Законодатель не возлагает на лицо, принявшее опротестовываемый прокурором акт, обязанность по отмене или изменению этого акта.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Прокуратура Пермского края обладала полномочиям для принесения протеста в адрес Правительства Пермского края, вынесенного по результатам проведенной органами прокуратуры проверки после издания ДД.ММ.ГГГГ постановления Правительства Пермского края №-п, которым утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета Пермского края в 2020 году в бюджет Александровского муниципального округа Пермского края на приобретение теплового имущественного комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края.
При этом, доводы административного истца о том, что Правительство Пермского края может быть привлечено к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ суд признает не состоятельными, поскольку на момент рассмотрения дела доказательств возбуждения в отношении Правительства Пермского края дела об административном правонарушении, а также привлечении его к административной ответственности суду не представлено.
Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Как пояснили представители административного ответчика в судебном заседании, вопрос о привлечении административного истца к административной ответственности не рассматривался, привлечение к ответственности является правом прокурора, кроме того, при отказе отменить опротестованный акт, у прокурора сохраняется возможность оспорить данный нормативный акт самостоятельно, в судебном порядке.
В силу требований ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре РФ" от ДД.ММ.ГГГГ Правительству Пермского края необходимо было рассмотреть поступивший протест и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме, что административным истцом и было сделано.
При этом, законодатель возлагает на лицо, получившее требование прокурора, обязанность по его рассмотрению в установленном законом порядке и сообщению о результатах рассмотрения, которые могут быть выражены как в согласии с заявленным требованием, так и не в согласии с ним и не возлагает на лицо, принявшее опротестовываемый прокурором акт, обязанность по отмене или изменению этого акта.
Протест Прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ был рассмотрен Правительством Пермского края в установленные сроки, с направлением ответа Прокурору Пермского края, то есть фактически требования прокурора исполнены, бездействия Правительства Пермского края по не рассмотрению протеста не установлено.
Иные доводы Правительства Пермского края, положенные в основу заявленных требований, не нашли своего подтверждения, в связи с чем, суд признает их несостоятельными.
Доводы Правительства Пермского края о том, что протест Прокуратуры Пермского края препятствует реализации бюджетных средств и исполнению Закона о бюджете, суд также признает не состоятельными, поскольку принесение протеста не влечет признание Порядка не действующим, Закон о бюджете в настоящее время также не оспорен, соответственно препятствий к исполнению Закона о бюджете в соответствии с Порядком №-п у административного истца не имеется.
Вместе с тем, разрешать вопрос о законности, либо незаконности Порядка предоставления субсидий из бюджета Пермского края в 2020 году городу Александровского муниципального комплекса в Александровском муниципальном округе Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п, в настоящем судебном заседании суд не вправе, поскольку предметом рассмотрения настоящего дела законность указанного Порядка не является.
Оспариваемый протест Прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ внесен на законных основаниях, в пределах полномочий, прав и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований Правительства Пермского края о признании незаконным протеста Прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Правительства Пермского края к Прокуратуре Пермского края о признании незаконным протеста Прокуратуры Пермского края от 20.04.2020 года № 7-51-16-2020 – отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья подпись Т.А. Евдокимова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>