ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3271/2021 от 19.08.2021 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Административное дело №2а-3271/2021

УИД 09RS0001-01-2021-005034-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Байтоковой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Эскиндаровой З.М.

с участием исполняющего обязанности Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора – Хачукова Р.М.,

представителя Управления ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики – Айбазовой С.М., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействия по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных и возложении обязанностей,

установил:

В рамках осуществления надзорной деятельности Карачаево-Черкесской межрайонной природоохранной прокуратурой КЧР проведена проверка законности и полноты реализации Управлением ветеринарии КЧР возложенных полномочий по организации мероприятий по отлову, временной передержке, помещению в приют, вакцинации, стерилизации, эвтаназии безнадзорных животных на территории региона. Административное заявление мотивировано тем, что результаты проверки показали, что с 03.06.2020г. по истекший период 2021г. (по состоянию на 28.06.2021г.) Управлением ветеринарии КЧР, обладающим статусом юридического лица, зарегистрированным по адресу: 369000, г.Черкесск, ул.Кавказская д.19, своевременно, качественно и в полном объеме не исполняются полномочия в области защиты населения от заболеваний, общих для человека и животных, не организуются мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных в соответствии с действующим законодательством. В силу ст.2 Закона РФ «О ветеринарии» от 14.05.1993г. №4979-1, статей 3, 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Статья 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999г. №184-ФЗ предусматривает, что полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п.2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Подпунктом 49 п.2 ст.6.3 указанного Федерального закона к таким полномочиям осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации отнесена организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. По смыслу приведенной нормы, федеральный законодатель предусмотрел решение вопроса регулирования численности безнадзорных животных, как источника болезней, путем проведения мероприятия, представляющего собой единство двух действий: отлов и содержание, что исключает возврат безнадзорных животных в прежнюю среду обитания. Аналогичные предписания содержатся в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 3.2.3215-14, утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 22.08.2014г. №50 (далее - Правила от 22.08.2014г.), Санитарно- эпидемиологических правилах СП 3.1.7.2627-10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 06.05.2010 № 54. На уровне региона указанные полномочия возложены на Управление ветеринарии КЧР в силу п.3.5 Положения о нем, утв.Указом Главы КЧР от 03.06.2020г. №133. Управление ветеринарии КЧР фактически, без каких-либо распорядительных документов передало функции по исполнению этих полномочий подведомственным учреждениям - городским и районным станциям по борьбе с болезнями животных, не изменяя их учредительные документы (уставы). Между тем, в уставах гор(рай)СББЖ организация и осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, в том числе с привлечением сторонних организаций, осуществление функций государственного заказчика таких услуг в перечне основных видов деятельности не предусматривается. Осуществление подобных видов деятельности, не предусмотренных уставом бюджетного учреждения, противоречит ст.9.2, ст.14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. №7-ФЗ. Финансовое обеспечение указанных полномочий осуществляется за счет средств республиканского бюджета по соглашениям о порядке и условиях предоставления субсидий на отлов безнадзорных животных, заключаемым между Управлением ветеринарии КЧР и гор(рай)СББЖ. С 27.12.2019г. вступил в силу Приказ Управления ветеринарии КЧР от 27.12.2019г. № 64-п «Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории КЧР». Приказом Управления ветеринарии КЧР от 27.12.2019г. №65-п «Об утверждении порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории КЧР» установлены требования к приютам и нормы содержания животных. В период с 03.06.2020г. по истекший период 2021г. фактически работа по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории республики Управлением ветеринарии КЧР надлежащим образом не организована и не проводится. Законом КЧР от 29.12.2020г. №113-P3 «О республиканском бюджете КЧР на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023г.г.» объем выделенных средств республиканского бюджета на отлов собак в 2021г. составил 2 369,9 тыс.руб.. Бездействие со стороны Управления ветеринарии КЧР нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и интересы граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья, не позволяет обеспечить благополучную эпизоотолого-эпидемиологическую обстановку в населенных пунктах, повышает риск заражения и распространения заболеваемости животных и людей. Со ссылкой на ст.ст.39, 125-126, 218-220 КАС РФ просит: 1. Признать бездействие Управления ветеринарии КЧР по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек на территории КЧР незаконным. 2. Обязать Управление ветеринарии КЧР в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек на территориях муниципальных районов и городских округов КЧР в соответствии с Законом РФ "О ветеринарии" от 14.05.1993г. N4979-1, Приказом Управления ветеринарии КЧР от 27.12.2019г. № 64-п «Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории КЧР», Приказом Управления ветеринарии КЧР от 27.12.2019г. №65-п «Об утверждении порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории КЧР», а именного отбор специализированной организации для оказания государственных услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключить соответствующие договоры и контракты, контроль за оказанием услуг, создание пунктов временной передержки, приютов для безнадзорных животных.

Управление ветеринарии КЧР представило суду письменные возражения, в которых представитель просил отказать в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование позиции указали, что полномочия по отлову бездомных собак является новой сферой деятельности и в виду отсутствия нормативно - правовых актов, регулирующих деятельность по обращению с безнадзорными животными для осуществления возложенных на Управление ветеринарии полномочий, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории КЧР в части обращения с животными без владельцев Управлением разработаны следующие правовые акты: разработан и утвержден порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории КЧР (Приказ от 27.12.2019г. №64-п); разработан и утвержден порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории КЧР (Приказ от 27.12.2019г №65-п). Отбор специализированной организации для оказания услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных проводится конкурсным способом согласно Федеральному закону от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчиком услуг формируется конкурсная документация и для размещения и проведения конкурсной процедуры предоставляется в Управление по закупкам КЧР. Для передачи документации в Управление по закупкам важным условием является наличие денежных средств на счету у Заказчика. Денежные средства, предусмотренные в бюджетной росписи на 2021г. на вышеуказанные цели в полном объеме поступили на счет Управления в мае 2021г., что подтверждается выписками (расходное расписание от 21.04.2021г. №235, расходное расписание от 20.05.2021г. №312). В настоящее время ведется работа по формированию начальной максимальной цены контракта (НМЦК), для этого в соответствии с законом №44-ФЗ в расчете НМЦК должны участвовать как минимум три результата таких запросов из пяти, сделанных заказчиком. Запросы о коммерческих предложениях разосланы в специализированные организации, что подтверждается запросами от 29.07.2021г. №791, на которые получены ответы. Готовиться документация на проведение электронного аукциона.

В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска по основаниям, подробно изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст.17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что в рамках осуществления надзорной деятельности Карачаево-Черкесской межрайонной природоохранной прокуратурой КЧР проведена проверка законности и полноты реализации Управлением ветеринарии КЧР возложенных полномочий по организации мероприятий по отлову, временной передержке, помещению в приют, вакцинации, стерилизации, эвтаназии безнадзорных животных на территории региона.

Административное заявление мотивировано тем, что результаты проверки показали, что с 03.06.2020г. по истекший период 2021г. (по состоянию на 28.06.2021г.) Управлением своевременно, качественно и в полном объеме не исполняются полномочия в области защиты населения от заболеваний, общих для человека и животных, не организуются мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных в соответствии с действующим законодательством.

В силу статьи 2 Закона РФ «О ветеринарии» от 14.05.1993г. № 4979-1, статей 3, 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. N52-ФЗ отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Статья 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999г. №184-ФЗ предусматривает, что полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в п.2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона к таким полномочиям осуществляемым органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации отнесена организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению РФ. По смыслу приведенной нормы, федеральный законодатель предусмотрел решение вопроса регулирования численности безнадзорных животных, как источника болезней, путем проведения мероприятия, представляющего собой единство двух действий: отлов и содержание, что исключает возврат безнадзорных животных в прежнюю среду обитания.

Аналогичные предписания содержатся в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 3.2.3215-14, утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 22.08.2014г. №50 (далее - Правила от 22.08.2014г.), Санитарно- эпидемиологических правилах СП 3.1.7.2627-10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 № 54 (далее - Правила от 06.05.2010).

Правила от 06.05.2010г., устанавливающие основные требования к комплексу организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний бешенством среди населения РФ, соблюдение которых обязательно на всей территории Российской Федерации, в том числе для органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (пункты 1.1 и 1.2), включают в мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей регулирование численности безнадзорных животных, которое проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках, в том числе и после прививки против бешенства (пункты 1.1, 1.2, 9.2 и 9.5).

Такие же предписания содержатся в пунктах 8.2 и 8.4.2 Правил от 22.08.2014г., закрепляющих требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний, исполнение которых является обязательным на всей территории Российской Федерации, в том числе для государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальных образований, должностных лиц государственных органов, должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ, должностных лиц органов местного самоуправления.

Гражданским законодательством также предусмотрено аналогичное правовое регулирование отношений с безнадзорными животными.

В силу прямого указания ст.230 ГК РФ задержавшее безнадзорных животных лицо обязано принять меры к их надлежащему содержанию.

В ст.26.11. Федерального закона № 184-ФЗ предусматривается, что для осуществления полномочий, указанных в п.2 ст.26.3. настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Согласно ст.3 Закона РФ «О ветеринарии» от 14.05.1993г. №4979-1 к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных.

В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Поскольку мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, указанные полномочия относятся к компетенции органов государственной власти субъекта РФ, что подтверждается позицией Верховного Суда РФ в определении от 28.01.2010г. №32-В09-22.

На уровне нашего региона указанные полномочия возложены на Управление ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики в силу пункта 3.5 Положения о нем, утв. Указом Главы КЧР от 03.06.2020г. №133.

Управление без каких-либо распорядительных документов передало функции по исполнению этих полномочий подведомственным учреждениям - городским и районным станциям по борьбе с болезнями животных, не изменяя их учредительные документы (уставы). Между тем, в уставах гор(рай)СББЖ организация и осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, в том числе с привлечением сторонних организаций, осуществление функций государственного заказчика таких услуг в перечне основных видов деятельности не предусматривается. Осуществление подобных видов деятельности, не предусмотренных уставом бюджетного учреждения, противоречит ст.9.2, ст.14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. №7-ФЗ.

Финансовое обеспечение указанных полномочий осуществляется за счет средств республиканского бюджета по соглашениям о порядке и условиях предоставления субсидий на отлов безнадзорных животных, заключаемым между Управлением ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики и гор(рай)СББЖ.

С 27.12.2019г. вступил в силу Приказ Управления ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики от 27.12.2019г. №64-п «Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Карачаево-Черкесской Республики».

Указанным Приказом определены порядок отлова безнадзорных животных, условиях их идентификации, вакцинации, содержания, порядок возвращения владельцам, передачи в приюты и общества защиты животных, основания для применения стерилизации и эвтаназии, условия утилизации трупов животных.

Пунктами 1, 5 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории КЧР предусматривается, что порядок осуществления деятельности без владельцев направлен на обеспечение регулирования и снижения численности животных без владельцев наиболее безопасными способами и гуманными методами для животных, исходя из необходимости сохранения жизни и здоровья животным. Отлов безнадзорных животных, их транспортировку в приют, а также содержание осуществляют индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Поручением Президента РФ от 03.07.2020г. №ПР-1069 «Перечень поручений по итогам встречи с представителями общественных организаций, осуществляющих деятельность в области экологии и защиты животных» Правительству РФ в срок до 01.08.2020г. поручено подготовить совместно с

органами исполнительной власти субъектов РФ при участии автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и представить предложения по развитию на территории РФ сети приютов для безнадзорных животных (в том числе типовых приютов, создаваемых с использованием наилучших доступных технологий), а также по обеспечению и финансированию деятельности приютов для безнадзорных животных.

Согласно требованиям части второй ст.7 Федерального закона от 27.12.2018г. №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти субъектов РФ вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Приказом Управления ветеринарии КЧР от 27.12.2019г. №65-п «Об утверждении порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории КЧР» установлены требования к приютам и нормы содержания животных.

Согласно требованиям данного Приказа, приюты, гостиницы, пункты передержки животных должны отвечать следующим требованиям: содержание животных в вольерах, обеспечивающих условия для их нормальной жизнедеятельности, наличие полноценной и сбалансированной кормовой базы, осуществление постоянного квалифицированного ветеринарного контроля и обслуживания, наличие подготовленного обслуживающего персонала, обязательное карантинирование вновь прибывших безнадзорных животных.

Согласно информации заместителя Министра финансов КЧР ФИО4 от 12.05.2021г. главным распорядителем по расходам на мероприятия по отлову, транспортировке, содержанию, учету и регулированию численности безнадзорных животных является Управление ветеринарии КЧР. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами средства республиканского бюджета перечисляются главным распорядителям бюджетных средств на основании заявок на финансирование.

В период с 03.06.2020г. по истекший период 2021г. фактически работа по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории республики Управлением надлежащим образом не организована и не проводится.

Законом Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2020г. №113-P3 «О республиканском бюджете КЧР на 2021г. и на плановый период 2022 и 2023г.г.» объем выделенных средств республиканского бюджета на отлов собак в 2021г. составил 2 369,9 тыс.руб..

Динамика отловленных за последнее время на территории г.Черкесска безнадзорных складывается следующим образом. В 2019г. отловлено и транспортировано в приют 92 собаки, в 2020г.- 223 собак, в 1 квартале 2021г.- 50 собак. Вместе с тем, Роспотребнадзором по КЧР за первый квартал 2021г. зафиксировано 89 случаев укусов людей собаками, из них - 15 детей до 14 лет.

Таким образом, ежегодное уменьшение количества отловленных безнадзорных собак способствует росту их популяции на территории республики и как следствие увеличение количества неисполненных заявок на отлов агрессивных собак. В республике отсутствуют специализированные организации, оказывающие услуги по отлову, временной передержке и содержанию безнадзорных животных, которые имеют для этого материально-техническую базу, отвечающую требованиям, указанным в Приказе Управления ветеринарии КЧР от 27.12.2019г. №65-п «Об утверждении порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории КЧР».

Кроме того, в государственной собственности, в ведении Управления ветеринарии КЧР, гор(рай)СББЖ отсутствуют помещения, пригодные для использования в качестве пунктов временной передержки, приютов безнадзорных животных, соответствующие требованиям, указанным в Приказе Управления ветеринарии КЧР от 27.12.2019г. №65-п «Об утверждении порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории КЧР».

Какие-либо меры, направленные на фактическую реализацию требований, предъявляемых к условиям отлова, временной передержке, содержанию, стерилизации, эвтаназии безнадзорных животных, в соответствии с Положением в 2020г. и истекшем периоде 2021г. Управлением не принимаются, работа не осуществляется.

Несмотря на доведенные лимиты бюджетного финансирования до настоящего времени конкурсные процедуры по отбору специализированной организации для оказания государственных услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории республики не проведены, соответствующие государственные контракты не заключены, выделенные на указанные цели бюджетные средства не освоены.

Неконтролируемое увеличение численности безнадзорных животных ввиду ненадлежащей организации работы по регулированию их численности на территории города создает реальную угрозу безопасности граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Безнадзорные животные могут являться переносчиками заразных и особо опасных заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, проявить агрессивное поведение и нанести увечье человеку, представляют повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, их беспрепятственное размножение приводит к распространению эпизоотий. Существующее положение дел с таким количеством на территории республики безнадзорных животных, с учетом отсутствия приютов для животных, может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации в указанной сфере, создать реальную угрозу безопасности граждан.

Подобное бездействие со стороны Управления ветеринарии КЧР нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и интересы граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья, не позволяет обеспечить благополучную эпизоотолого-эпидемиологическую обстановку в населенных пунктах, повышает риск заражения и распространения заболеваемости животных и людей.

В соответствии со ст.17 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, в том числе указанные в ст. 218 КАС РФ дела по заявлениям об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, которыми нарушены права, свободы и законные интересы граждан.

Согласно ст.187, ст.227 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. В случае признания действия (бездействия) незаконным органы, совершившие нарушения, обязаны устранить допущенные нарушения указанным судом способом в установленный им срок.

Таким образом, доводы, изложенные представителем Управления ветеринарии КЧР в письменных возражениях, не могут в данном случае являться основанием для отказа в удовлетворении настоящего административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное дело по административному исковому заявлению Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики - удовлетворить.

Признать бездействие Управления ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек на территории Карачаево-Черкесской Республики незаконным.

Обязать Управление ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек на территориях муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с Законом РФ "О ветеринарии" от 14.05.1993г. N4979-1, Приказом Управления ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики от 27.12.2019г. №64-п «Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Карачаево-Черкесской Республики», Приказом Управления ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики от 27.12.2019 № 65-п «Об утверждении порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории КЧР», а именного отбор специализированной организации для оказания государственных услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключить соответствующие договоры и контракты, контроль за оказанием услуг, создание пунктов временной передержки, приютов для безнадзорных животных.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики. Мотивированное решение изготовлено 27.08.2021г..

Судья Черкесского городского суда КЧР Л.А.Байтокова