ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3273/2015 от 19.02.2016 Шпаковского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-406/2016

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Михайловск 19 февраля 2016 года

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Гладских Е.В.,

при секретаре Шармазановой М.А.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление ФИО1 к Администрации муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия, признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию объекта недвижимости, обязании выдачи разрешения на реконструкцию объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Шпаковский районный суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия, признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию объекта недвижимости, обязании выдачи разрешения на реконструкцию объекта недвижимости.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что административный истец является собственником объекта недвижимости - коровника, расположенного по адресу: <адрес>. Указанный объект недвижимости находится на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке из земель населенных пунктов, кадастровый , площадью ... кв.м., разрешенное использование «под общественно-торговым центром», расположенном по адресу: <адрес>.

Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского поселения.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию коровника под торговый центр.

К заявлению были приложены документы в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ: копия паспорта гражданина РФ; свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права на земельный участок; копия градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; копия кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; копия проекта организации строительства; копия общей пояснительной записки; копия топосъемки земельного участка; копия выписки из единого реестра объектов капитального строительства; копия схемы расположения объекта недвижимости на земельном участке; копия кадастрового паспорта здания.

Согласно частям 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Согласно положениям ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В установленный 10 дневный срок ответчик не выдал разрешение на реконструкцию и не направил отказ в выдаче разрешения на реконструкцию. Только спустя 2 месяца от ответчика поступил ответ (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), из которого следовало, что в выдаче разрешения на реконструкцию отказано. В качестве причины отказа ответчик указывает, что здание коровника располагается на расстоянии менее 50 метров от существующего детского сада.

Согласно разъяснениям Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основаниями для признания недействительным ненормативного акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления являются их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанными актами (решениями, действиями) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ ответчик мог отказать в выдаче разрешения на реконструкцию только при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ либо их несоответствии требованиям закона. Указанный перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на реконструкцию является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

По смыслу приведенных норм, уполномоченный публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Из отказа ответчика в выдаче разрешения на реконструкцию следует, что выдать разрешение не представляется возможным в связи с тем, что здание коровника находится на расстоянии менее 50 м от существующего детского сада.

При этом на расстоянии 50 метров от принадлежащего истцу здания и земельного участка никакого детского сада не существует. Следовательно, ответчик незаконно отказывая в выдаче разрешения на реконструкцию объекта недвижимости, ущемляет его права и нарушает нормы действующего законодательства. Согласно ч. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен в судебном порядке.

В вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в административном исковом заявлении, не подавалась.

На основании вышеизложенного административный истец ФИО1 просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города Михайловска, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению о выдаче разрешения на реконструкцию объекта недвижимости; признать незаконным отказ администрации муниципального образования города Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче ФИО1 разрешения на реконструкцию объекта недвижимости незаконным; обязать администрацию муниципального образования города Михайловска в течение 10 дней после вступления в законную силу решения суда выдать разрешение на реконструкцию принадлежащего ФИО1 объекта недвижимости - коровника, расположенного по адресу: <адрес>, под торговый центр.

Административный истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя – ФИО2

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 поддержал требования административного истца и просил суд их удовлетворить.

Представитель Административного ответчика - Администрации муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ, с учетом мнения представителя административного истца, суд приходит к выводу о возможности начать и окончить рассмотрение дела в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителя административного ответчика, уведомленного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, по имеющимся в деле материалам.

Выслушав объяснения участвующих в рассмотрении дела лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела установлено, что административный истец ФИО1 является собственником объекта недвижимости - коровника, расположенного по адресу: <адрес>. Указанный объект недвижимости находится на принадлежащем ФИО1 на праве собственности земельном участке из земель населенных пунктов, кадастровый , площадью ... кв.м., разрешенное использование «под общественно-торговым центром», расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и .

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию коровника под торговый центр.

К заявлению приложены документы в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ: копия паспорта гражданина РФ; свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права на земельный участок; копия градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; копия кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; копия проекта организации строительства; копия общей пояснительной записки; копия топосъемки земельного участка; копия выписки из единого реестра объектов капитального строительства; копия схемы расположения объекта недвижимости на земельном участке; копия кадастрового паспорта здания.

Сообщением административного ответчика за исх. от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство, поскольку в нарушение требований СНиП 30-01, а также СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 принадлежащее истцу здание коровника располагается на расстоянии меньшем 50 метров от существующего детского сада.

Исходя из подпункта 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно положениям ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Удовлетворяя заявленные исковые требования в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края в части признания незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии в установленный срок решения по заявлению о выдаче разрешения на реконструкцию объекта недвижимости, суд исходит из того, что в нарушение требований ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ заявление ФИО1 о выдаче разрешения на реконструкцию от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком не было рассмотрено в 10 дневный срок.

Удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части признания незаконным отказа администрации муниципального образования города Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче ФИО1 разрешения на реконструкцию объекта недвижимости суд исходит из следующего.

Уполномоченный публичный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Кодекса, либо их несоответствии требованиям закона (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса).

По смыслу приведенных правовых норм, уполномоченный публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, начало проведения строительных работ либо само по себе проведение работ по реконструкции здания к таковым основаниям федеральным законодательством не отнесено. Производство строительных работ без соответствующего разрешения управомоченного публичного органа влечет применение мер юридической ответственности, предусмотренных федеральным законом.

Признавая неправомерным оспариваемое решение органа местного самоуправления за исх. от ДД.ММ.ГГГГ суд исходит из того, что административным истцом при обращении в администрацию муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края с заявлением о разрешении на реконструкцию объекта недвижимости представлена предусмотренная законом градостроительная и проектная документация. Каких-либо ссылок о ненадлежащем пакете документов в отказе на выдачу разрешения на реконструкцию не содержится.

Кроме того, суд исходит из того, что в нарушение ч. 2 ст. 62 КАС РФ администрацией муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района не представлено каких-либо доказательств того, что в нарушение требований СНиП 30-01, а также СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 здание коровника располагается на расстоянии меньшем 50 метров от существующего детского сада.

Учитывая вышеизложенное, отказ администрации МО г. Михайловска в выдаче разрешения на реконструкцию объекта недвижимости является незаконным и нарушает права административного истца.

Суд отказывает в удовлетворении требований ФИО1 об обязании административного ответчика выдать разрешение на реконструкцию объекта недвижимости по следующим основаниям.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих», суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Установив, что обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в установленном порядке, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия, признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию объекта недвижимости, обязании выдачи разрешения на реконструкцию объекта недвижимости – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, выразившееся в непринятии в установленный ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ срок решения по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на реконструкцию объекта недвижимости.

Признать незаконным отказ администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края за исх. от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче ФИО1 разрешения на реконструкцию объекта недвижимости.

В удовлетворении требований административного истца ФИО1 об обязании администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края в течение 10 дней после вступления в законную силу решения суда выдать разрешение на реконструкцию принадлежащего ФИО1 объекта недвижимости - коровника, расположенного по адресу: <адрес>, под торговый центр – отказать.

Обязать Администрацию муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края в течение 10 дней после вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на реконструкцию объекта недвижимости в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Об исполнении решения суда Администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края сообщить в Шпаковский районный суд не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение одного месяца.

Судья: Гладских Е.В.