ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3274/20 от 30.11.2020 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело №2а-3274/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2020 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Сарайчиковой И.В.,

при секретаре Золотовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Никитина ФИО9ФИО10 к ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по <адрес> о признании незаконными действий, бездействия, в связи с его постановкой и длительным содержанием на профилактическом учете, не проведением административной комиссии для продления, либо снятия с профилактического учета, не проведением воспитательных мероприятий,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по <адрес> о признании незаконными действий, бездействия, в связи с его постановкой и длительным содержанием на профилактическом учете, не проведением административной комиссии для продления, либо снятия с профилактического учета, не проведением воспитательных мероприятий. Требования мотивированы тем, что в апреле 2014 года он был этапирован ФКУ ИК-5 для дальнейшего отбывания наказания по приговору Норильского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему назначено 10 лет лишения свободы в колонии строгого режима. В феврале 2015 года он был поставлен на профилактический учет, как лицо, склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность, на котором он незаконно находится без проведения повторных административных комиссий на протяжении более чем 5 лет. Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Администрация ИУ решением комиссии вправе поставить осужденного на профилактический учет какого-либо вида, длительностью не более шести месяцев, и с обязательным проведением по истечении шести месяцев повторной комиссии. Основным законным критерием для постановки на какой-либо профилактический учет является выявленные сотрудниками ГУФСИН факты подготовки совершения какого-либо противоправного или аморального действия в период отбывания наказания. С его стороны за семь лет не было совершено ни одного такого действия. На его вопросы сотрудники ФКУ ИК-5 поясняют, что он будет состоять на учете до конца срока, т.к. отбывает наказание по определенной статье, без права перевода в колонию-поселение, на замену наказания более мягким, условно-досрочное освобождение.

Административный истец ФИО1, участие которого в судебном заседании было обеспечено путем видеоконференцсвязи, административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по <адрес>ФИО4 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, заявил о пропуске истцом срока обращения в суд в части требований за период до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с п.2 указанной Инструкции основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством профилактических мероприятий.

Деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения) (п.4).

Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика) (п.5).

Основанием для постановки осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения уголовно-исполнительной системы, являющегося инициатором постановки на профилактический учет (п.8).

Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия. За подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, состоящими на профилактическом учете, приказом учреждения УИС закрепляются сотрудники учреждения УИС (п.23).

На профилактический учет берутся, в том числе, подозреваемые, обвиняемые и осужденные, склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность (п.24).

Индивидуальная профилактика правонарушений осуществляется путем всестороннего изучения личности подозреваемого, обвиняемого и осужденного, его криминальных связей и криминально значимых свойств характера, привычек, наклонностей, мотивации негативного поведения и высказываний; проведения индивидуальных бесед, разъяснения подозреваемым, обвиняемым и осужденным пагубности допускаемых ими правонарушений, а также возможных последствий; изоляции подозреваемого, обвиняемого и осужденного от связей и условий, оказывающих на него негативное влияние; привлечения подозреваемого, обвиняемого и осужденного к общественно полезному труду и учебе; использования в воспитательном процессе возможностей родственных и иных положительных связей, психологического консультирования родственников; применения других форм и методов положительного влияния на лиц, поставленных на профилактический учет, исходя из конкретных условий (25).

По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии (п.33).

Администрация учреждения уголовно-исполнительной системы после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись (п.34).

О результатах профилактической работы закрепленный за лицом, поставленным на профилактический учет, сотрудник по истечении трех месяцев докладывает на заседании комиссии администрации учреждения УИС. Комиссия принимает решение о снятии лица с профилактического учета либо о продлении срока профилактической работы. В последнем случае комиссия дает конкретные рекомендации по существу возникших проблем. Решения комиссии администрации учреждения УИС с рекомендациями о проведении профилактических мероприятий оформляются протоколом с письменными указаниями начальника учреждения УИС (п.41).

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из представленных материалов, ФИО1 осужден приговором Норильского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по п.Б ч.2 ст.131, п.Б ч.2 ст.132, ч.3 ст.69 УК РФ к 10 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Осужденный с ДД.ММ.ГГГГ отбывает наказание в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по <адрес>, за исключением периода этапирования в ФКУ КТБ-1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании п.24 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ, осужденный ФИО1ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на профилактический учет, как склонный к посягательству на половую свободу и половую неприкосновенность. С данным решением осужденный ФИО1 был ознакомлен лично ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией учетной карточки, и не отрицалось административным истцом. До настоящего времени осужденный состоит на указанном профилактическом учете. В 2020 году срок профилактической работы продлен решением комиссии администрации ФКУ ИК-5 от ДД.ММ.ГГГГ и затем решением от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно актам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, осужденный ФИО1 с протоколами заседаний комиссии, на которых были приняты данные решения, ознакомлен, от подписи отказался. Данные обстоятельства также подтвердили в судебном заседании допрошенные в качестве свидетелей сотрудники ФКУ ИК-5 ФИО5, ФИО6 Приказом от ДД.ММ.ГГГГ за осужденным ФИО1 для проведения индивидуально-профилактической работы закреплен сотрудник ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по <адрес>ФИО7. Согласно представленным дневнику индивидуальной воспитательной работы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, сведениям о проведенных мероприятиях старшего психолога ПЛ ИК-5 от ДД.ММ.ГГГГ, с осужденным ФИО1 индивидуальная профилактическая работа проводится.

Таким образом, установлено, что ФИО1 с решением о постановке на профилактический учет был ознакомлен в день его принятия ДД.ММ.ГГГГ, с указанного периода по настоящее время ему было известно, что он продолжает состоять на данном профилактическом учете, с административным иском он обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ. Представителем ответчика ФКУ ИК-5 ОИК-36 ГУФСИН России по <адрес> заявлено о пропуске административным истцом установленного ст.219 КАС РФ трехмесячного срока обращения в суд в части требований о признании незаконным решения о постановке на профилактический учет, а также в части требований о не проведении административной комиссии для продления, либо снятия с профилактического учета, не проведением воспитательных мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ, то есть ранее трех месяцев, предшествующих обращению в суд. Административным истцом не приведено доводов, указывающих на наличие уважительной причины обращения с указанными требованиями по истечении установленного законом срока.

С учетом того, что в ходе судебного разбирательства обстоятельств, свидетельствующих о наличии у административного истца уважительных причин пропуска процессуального срока для обращения в судебные органы за защитой своего права не установлено, суд признает доводы представителя ответчика о пропуске истцом процессуального трехмесячного срока для обращения в суд обоснованными, в связи с чем, не установив уважительных причин пропуска данного срока заявителем и оснований для его восстановления, находит заявленные административным истцом требования в части требований о признании незаконным решения о постановке на профилактический учет, а также в части требований о не проведении административной комиссии для продления, либо снятия с профилактического учета, не проведением воспитательных мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ, не подлежащими удовлетворению, без исследования фактических обстоятельств по делу.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводам, что основания, по которым ФИО1 был поставлен на профилактический учет, включая психологические показания, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не изменились, в связи с чем, решения о продлении срока профилактической работы являются законными и обоснованными, порядок решения вопроса о продлении профилактической работы с осужденным соблюден, индивидуальная профилактическая работа с ФИО1 фактически проводится, а доводы административного истца своего подтверждения в судебном заседании не нашли.

Кроме того, постановка ФИО1 на профилактический учет не влечет за собой возложение на него дополнительных обязанностей, не лишает его каких-либо прав, направлена на углубленное воспитательное воздействие на осужденного, что соответствует задачам и принципам уголовного-исполнительного законодательства. При этом, нахождение осужденного на профилактическом учете не являлось единственным и безусловным основанием для отказа судом в удовлетворении ходатайств осужденного о переводе в колонию-поселение, о замене неотбытого наказание более мягким наказанием, поскольку решения принимались судом с учетом всех сведений о личности осужденного и его поведения в местах лишения свободы.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконными действий, бездействия ФКУ ИК-5, в связи с постановкой осужденного ФИО1 и длительным содержанием его на профилактическом учете, не проведением административной комиссии для продления, либо снятия с профилактического учета, не проведением воспитательных мероприятий, в связи с чем, административные исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.198, 199 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Никитина ФИО11 к ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по <адрес> о признании незаконными действий, бездействия, в связи с его постановкой и длительным содержанием на профилактическом учете, не проведением административной комиссии для продления, либо снятия с профилактического учета, не проведением воспитательных мероприятий - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 09.12.2020.

Председательствующий И.В. Сарайчикова