Копия
№ 2а-3276/2023
70RS0004-01-2023-003831-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2023 года город Томск
Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Перелыгиной И.В.,
при секретаре Собакиной А.Д.,
с участием:
административного истца ФИО1, административного истца ФИО2, представителя административных истцов ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4, представителя заинтересованного лица ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании незаконным ответа, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8 обратились в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании незаконным ответа №КОЛ-0142 от 21.04.2023, возложении обязанности на Департамент архитектуры и строительства Томской области устранить допущенное нарушение закона путем включения строящегося многоквартирного жилого дома по адресу: ... (строительный адрес) в Единый реестр проблемных объектов.
В обоснование иска указано, что решением Арбитражного суда Томской области по делу А67-4498/2019 Жилищно-строительный кооператив “Томскспецстроймеханизация” (ИНН <***>, ОГРН <***>) признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Томской области от 11.04.2022 по делу А67-4498/2019 ЖСК “Томскспецстроймеханизация” признан застройщиком с применением положений параграфа 7 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 №I27-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) “ - “Банкротство застройщиков”, так как привлекал денежные средства граждан и юридических лиц – пайщиков, в том числе административных истцов, для строительства жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: ...
Со ссылкой на положения ч.1.2 ст.23.1, ч.3.1 ст. 23.3 Федерального закона “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” №214-ФЗ указано, что Департамент архитектуры и строительства Томской области осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” №214-ФЗ, является субъектом информации, на основании сведений которых формируется Единый реестр проблемных объектов (далее -ЕРПО).
В связи с чем, конкурсный управляющий ЖСК “Томскспецстроймеханизация” ФИО9, действуя в интересах участников долевого строительства, обратился в департамент архитектуры и градостроительства Томской области с заявлением о включении объекта долевого строительства по адресу... в Единый реестр проблемных объектов, однако, получил формальный ответ с рекомендацией обратится в ППК “Фонд развития территорий”.
Административные истцы, доказав в Арбитражном суде Томской области свои права требования к ЖСК “Томскстройспецмеханизация” о передаче жилых помещений, подтвердив свой статус участников долевого строительства, 07.04.2023 самостоятельно направили коллективное заявление в Департамент с просьбой включить вышеуказанный объект в Единый реестр проблемных объектов. В ответе №КОЛ-0142 от 21.04.2023 административный ответчик сообщил, что многоквартирный жилой дом по адресу: ... не подлежит включению в Единый реестр проблемных объектов, поскольку на его строительство не было получено разрешение. При этом в обоснование своей позиции Департамент ссылается на переписку с ППК “Фонд развития территорий” без приведения каких-либо норм права или ссылок на официальные документы.
С ответом Департамента административные истцы не согласны, так как на строительство указанного объекта строительства было получено разрешение №RU 70301000-294-С/О7 от 26.06.2007 на подготовительный этап строительства, что соответствует требованиям ст. 51 ГрК РФ. Исходя из содержания ч. 1.1 ст. 23.1 Федерального закона “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” №214-ФЗ наличие или отсутствие разрешения на строительство критерием отнесения к проблемным объектам не является. Многоквартирный дом подлежит включению в Единый реестр проблемных объектов так как ЖСК “ТССМ”, будучи банкротом, в судебном порядке признан застройщиком с применением правил параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве.
Административные истцы ФИО1, ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске.
Административные истцы ФИО6, ФИО7, ФИО8, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
В судебном заседании представитель административных истцов поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, пояснил, что у департамента архитектуры и строительства Томской области в силу положений Федерального закона “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” №214-ФЗ как у любого субъекта информации имеется право и обязанность самостоятельно включать проблемные объекты в Единый реестр проблемных объектов. Административные истцы не рассматривают возможность самостоятельного обращения в Фонд развития территорий с заявлением о включении многоквартирного дома по адресу: ... в Единый реестр проблемных объектов.
Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные отзыв от 16.08.2023, а также дополнение к нему от 22.08.2023, суть которых сводится к следующему. Департамент не является органом, осуществляющим государственный строительный надзор. Согласно письму департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от 10.06.2021 №02-19/5958 ЖСК “Томскстройспецмеханизация” выдано разрешение на строительство жилого дома с объектами соцкультбыта по пер.Орловскому в г.Томске от 26.08.2007 на проведение подготовительных работ. Указанное разрешение не представляет право строительства какого-либо объекта предусмотренного ч.1 ст. 51 ГрК РФ. Согласно ст. 23.1 Федерального закона “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” 214-ФЗ разрешение на строительство является одним из условий для включения объекта в Единый реестр проблемных объектов. В полномочия департамента архитектуры и строительства Томской области не входит включение проблемных объектов в Единый реестр.
Впервые 27.04.2022 за исх. № 56-02-0821 Департаментом направленно обращение в Фонд с просьбой предоставить информацию о возможности применения параграфа 7 главы 9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127 “О несостоятельности (банкротстве)” к ЖСК «ТССМ» и возможности финансирования мероприятий по восстановлению прав граждан с использованием механизма фонда. Затем, 18.08.2022 за исх. № 08-23463-АВ в Департамент из Фонда поступило письмо о том, что в его адрес поступило обращение гражданина о включении объекта в ЕРПО с запросом документов и сведений, которые и были направлены Департаментом в адрес Фонда
22.08.2022 за исх. № 56-02-1589. 29.08.2022 за вхд. № 08-24345-АВ из Фонда поступило письмо, в котором содержится информация о том, что объект по адресу: ..., не подлежит включению в ЕРПО, так как застройщик осуществлял строительство объекта незавершенного строительства без получения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке разрешения на строительство, что не соответствует требованиям Закона № 214-ФЗ.
17.04.2023 в Департамент обратился конкурсный управляющий ЖСК “ТССМ” ФИО9, приложив разрешение на строительство № RU 70301000-009-с/11 индивидуального жилого дома (количество этажей 13) по ... Департаментом конкурсному управляющему так же дан ответ за исх. № 56-02-0844 от 19.04.2023 о том, что Департаментом уже направлялись документы по объекту ... в Фонд, на что получен отказ во включении объекта в ЕРПО.
Заинтересованное лицо конкурсный управляющий Жилищно-строительного кооператива “Томскстройспецмеханизация” (привлечено определением суда от 23.08.2023), будучи надлежащим образом извещенным о судебном заседании, в суд не явился, направил уполномоченного представителя, который поддержал доводы административного иска. Пояснил, что готовность объекта по адресу: ... составляет 10 %, возведен только фундамент. Земельный участок по указанному адресу находится в аренде у ЖСК, с которого взыскивается арендная плата по искам департамента недвижимости администрации Города Томска в Арбитражном суде Томской области.
Заинтересованное лицо Публично-правовая компания “Фонд развития территорий” (привлечено определением суда от 16.08.2023), будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте разбирательства, в суд представителя не направило, представило письменный отзыв, в котором со ссылками на ч.1.1, ч.1.2 ст. 23.1, чч.3.1, 4-10 ст. 23.3 Федерального закона “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” №214-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 26.03.2019 №319 “О единой информационной системе жилищного строительства”, п.23 ст. 16 ФЗ “О внесении изменений в ФЗ “Об участии в долевом строительстве…” №151-ФЗ указано, что полномочия контролирующего органа субъекта РФ ограничены правами на предоставление соответствующих сведений и документов в Фонд развития территорий для принятия соответствующего решения Фондом о включении (отказе) проблемного объекта в Единый реестр проблемных объектов. Для включения объекта в Единый реестр объект должен соответствовать одному из критериев, установленных в ч.1.1 ст. 23.1 ФЗ-214, либо в отношении застройщика должна быть введена процедура несостоятельности (банкротства).
Суд определил о рассмотрении дела при настоящей явке.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Частями 8 и 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством для определения начала течения срока на обжалование решения органа государственной власти является момент, когда лицо впервые узнало о нарушении его прав и свобод.
Как следует из материалов дела, оспариваемый ответ №КОЛ-0142 дан 21.04.2023 путем направления на абонентский ящик. С настоящим административным иском истцы обратились в Советский районный суд г.Томска 01.08.2023 путем подачи иска через общественную приемную суда. С учётом сроков почтового оборота на направление корреспонденции, суд приходит к выводу, что административный иск подан в суд без нарушения срока, что участниками не оспаривалось.
Оценивая требования истцов по существу, суд приходит к следующим выводам.
В части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Одним из способов приобретения права частной собственности в Российской Федерации является участие граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ.
Также названным законом установлены гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В действовавшей до 27.06.2019 части 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ предусматривалось, что контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Федеральным законом от 27.06.2019 № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым признана утратившей силу, в том числе, приведенная выше часть 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, последний дополнен иными положениями. В частности, законодателем введены понятия «проблемные объекты» и «единый реестр проблемных объектов».
В соответствии с частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если при банкротстве застройщика применяются правила параграфа 7 главы IX указанного Федерального закона.
Из содержания приведенного положения закона следует, что для признания объекта проблемным достаточно установить наличие любого из перечисленных условий.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Томской области от 27.07.2020 по делу А67-4498/2019 Жилищно-строительный кооператив “Томскспецстроймеханизация” (ИНН <***>, ОГРН <***>) признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Томской области от 24.03.2022 по делу А67-4498/2019 суд постановлено применять при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) жилищно-строительного кооператива “Томскстройспецмеханизация” положения параграфа 7 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.
Определением Арбитражного суда Томской области от 01.12.2022 по делу А67-4498/2019 разрешены разногласия между ФИО1 и конкурсным управляющим жилищно-строительного кооператива “Томскстройспецмеханизация”. Признаны обоснованными и включены в реестр требований о передаче жилых помещений кооператива требование ФИО1 о передаче жилого помещения: двухкомнатная квартира строительный №..., общей площадью ... кв.м., расположенная на втором этаже жилого дома по адресу:... (первая очередь строительства по ...), с указанием следующих сведений:
-размер исполненных обязательств участника строительства по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, - ...;
-неисполненные обязательства участника строительства перед застройщиком по оплате договора, предусматривающего передачу жилого помещения, отсутствуют.
Определением Арбитражного суда Томской области от 07.11.2022 по делу А67-4498/2019 разрешены разногласия между ФИО2 и конкурсным управляющим жилищно-строительного кооператива “Томскстройспецмеханизация”. Признаны обоснованными и включены в реестр требований о передаче жилых помещений кооператива требование ФИО2 о передаче жилого помещения: однокомнатная квартира строительный №... общей площадью ... кв.м., расположенная на третьем этаже жилого дома по адресу:... (первая очередь строительства по ...), с указанием следующих сведений:
-размер исполненных обязательств участника строительства по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, - ...
-неисполненные обязательства участника строительства перед застройщиком по оплате договора, предусматривающего передачу жилого помещения, отсутствуют.
Определением Арбитражного суда Томской области от 18.10.2022 по делу А67-4498/2019 разрешены разногласия между ФИО10 и конкурсным управляющим жилищно-строительного кооператива “Томскстройспецмеханизация”. Признаны обоснованными и включены в реестр требований о передаче жилых помещений кооператива требование ФИО10 о передаче жилого помещения: двухкомнатная квартира строительный №..., общей площадью ... кв.м., расположенная на третьем этаже жилого дома по адресу:... (первая очередь строительства по ...), с указанием следующих сведений:
-размер исполненных обязательств участника строительства по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, - ...
-неисполненные обязательства участника строительства перед застройщиком по оплате договора, предусматривающего передачу жилого помещения, отсутствуют.
Определением Арбитражного суда Томской области от 19.10.2022 по делу А67-4498/2019 разрешены разногласия между ФИО7 и конкурсным управляющим жилищно-строительного кооператива “Томскстройспецмеханизация”. Признаны обоснованными и включены в реестр требований о передаче жилых помещений кооператива требование ФИО7 о передаче жилого помещения: двухкомнатная квартира строительный №..., общей площадью ... кв.м., расположенная на втором этаже жилого дома по адресу:... (первая очередь строительства по ...), с указанием следующих сведений:
-размер исполненных обязательств участника строительства по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, - ...
-неисполненные обязательства участника строительства перед застройщиком по оплате договора, предусматривающего передачу жилого помещения, отсутствуют.
Определением Арбитражного суда Томской области от 01.12.2022 по делу А67-4498/2019 разрешены разногласия между ФИО8 и конкурсным управляющим жилищно-строительного кооператива “Томскстройспецмеханизация”. Признаны обоснованными и включены в реестр требований о передаче жилых помещений кооператива требование ФИО8 о передаче жилого помещения: двухкомнатная квартира строительный №..., общей площадью ... кв.м., расположенная на третьем этаже жилого дома по адресу:... (первая очередь строительства по ...), с указанием следующих сведений:
-размер исполненных обязательств участника строительства по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, - ...
-неисполненные обязательства участника строительства перед застройщиком по оплате договора, предусматривающего передачу жилого помещения, отсутствуют.
В настоящее время ведение реестра пострадавших граждан как одно из направлений деятельности по оказанию мер поддержки граждан, пострадавших вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения застройщиками обязательств, возникающих из договоров участия в долевом строительстве, фактически заменено ведением единого реестра проблемных объектов.
Исходя из статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется государственное регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, что обусловлено необходимостью усиления степени юридической защиты прав и законных интересов участников отношений в области долевого строительства.
В силу пункта 7 части 6 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ контролирующий орган осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно части 1.2 статьи 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ единый реестр проблемных объектов формируется в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации.
В части 3.1 статьи 23.3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ регламентировано, что субъектами информации являются застройщики, контролирующие органы, уполномоченный орган, орган регистрации прав, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или определенное таким федеральным органом исполнительной власти подведомственное ему государственное (бюджетное или автономное) учреждение, осуществляющее ведение единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства в соответствии со статьей 50.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - оператор единого государственного реестра заключений), субъект Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, органы местного самоуправления, Фонд, Фонд субъекта Российской Федерации, конкурсный управляющий, жилищно-строительные кооперативы и иные лица, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны размещать информацию в системе. Субъекты информации, имеющие доступ к информации, размещенной в закрытой части системы, обеспечивают конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок и вид размещаемой информации для каждого субъекта установлен законом (ч.ч.4-10 ст.23.3 Закона 214-ФЗ).
На основании части 5 статьи 23.3 вышеназванного Федерального закона контролирующий орган размещает в системе: информацию о должностных лицах контролирующего органа, наделенных полномочиями на размещение информации в системе; информацию о выданных заключениях о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона, либо мотивированный отказ в выдаче таких заключений; информацию о проведенных проверках деятельности застройщика, предписаниях застройщику, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации, а также сведения о вступивших в законную силу постановлениях контролирующего органа о привлечении застройщика, его должностных лиц к административной ответственности за нарушение требований настоящего Федерального закона; уведомления контролирующего органа, указанные в части 2.6 статьи 3 настоящего Федерального закона; сведения из утвержденного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) плана-графика реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в реестр проблемных объектов, и информацию по реализации мероприятий указанного плана-графика; сведения, являющиеся основанием для исключения проблемных объектов из единого реестра проблемных объектов в соответствии с частью 1.4 статьи 23.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 Правил размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в единой информационной системе жилищного строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2019 года № 319 “О единой информационной системе жилищного строительства” (далее - Правила), информация размещается указанными в части 3.1 статьи 23.3 Федерального закона “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” субъектами информации самостоятельно, без предварительного запроса о ее предоставлении единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и являющимся оператором системы жилищного строительства, без его согласия на такое размещение и не требует проведения оператором предварительной проверки содержания размещаемой информации.
Таким образом, в настоящее время законодателем установлен упрощенный порядок реализации механизма защиты прав граждан - участников долевого строительства, позволяющий в автоматическом режиме, путем использования систем взаимодействия между органами исполнительной власти осуществлять мероприятия по восстановлению нарушенных прав граждан.
Согласно пункту 4 Правил, под контролирующими органами в настоящих Правилах понимаются осуществляющие государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется такое строительство, что в полной мере согласуется с приведенными выше положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ, определяющего полномочия контролирующего органа.
Согласно Положению о Департаменте архитектуры и строительства Томской области, утвержденному постановлением Губернатора Томской области №26 от 12.03.2013, Департамент архитектуры и строительства Томской области является органом исполнительной власти государственной власти Томской области, уполномоченным, в частности, на осуществление регионального государственного строительного надзора, регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Таким образом, Департамент архитектуры и строительства Томской области на уровне субъекта Российской Федерации является контролирующим органом в области долевого строительства многоквартирных домов, выступая в связи с этим также в качестве субъекта информации, на основании которой формируется единый реестр проблемных объектов.
ФИО1, ФИО2, ФИО10, ФИО8 обратились в Департамент архитектуры и строительства с просьбой включить в реестр проблемных объектов строящийся многоквартирный жилой дом по адресу: ... (строительный адрес: ...) со ссылкой на положения Федерального закона “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” №214-ФЗ.
Суд отмечает, что лицом, поименованным в качестве заявителя, ФИО11 указанное коллективное обращение подписано не было, волеизъявление на присоединение к иску не проявлено, ввиду чего суд не усмотрел оснований для самостоятельного привлечения данного гражданина в качестве заинтересованного лица по делу.
В то же время, ФИО7, также не подписавшая указанное коллективное обращение, будучи лицом, обладающим право требования передачи жилого помещения в многоквартирном жилом доме по адресу: ... (строительный адрес), вправе оспаривать ответ надзорного органа, касающегося реализации её прав и законных интересов.
Департамент архитектуры и строительства Томской области 21.04.2023 за №КОЛ-0142 дан ответ заявителям, согласно которому Департамент является уполномоченным органом, который осуществляет контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии Федерального закона “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” №214-ФЗ.
Указано, что в соответствии со ст.23.1 Федерального Закона 214-ФЗ Единый реестр проблемных объектов формируется в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации. Вместе с тем, в 2022 году Департаментов в адрес Фонда направлялись документы для включения объекта по адресу: <...> в ЕРПО. В ответ Фондом направлена информация о том, что указанный объект не подлежит включению в ЕРПО в связи с осуществлением ЖСК “Томскспецстроймеханизация” строительства объекта без полученного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке разрешения на строительство, что не соответствует требованиям Федерального закона. Заявителям сообщено, что они вправе самостоятельно обратится в форме обратной связи в адрес ППК “Фонд развития территорий” для предоставления документов с целью включения указанного объекта в ЕРПО на сайте: наш.дом.рф.
Установлено, что постановлением мэра Города Томска от 28.07.2007 №573-з ЖСК “Томскспецстроймеханизация” предоставлен в аренду земельный участок по адресу: ..., для строительства жилого дома с объектами соцкультбыта.
В материалы административного дела представлены договор аренды от 28.02.2007 №ТО-21-16724, акт приема-передачи от 28.02.2007 земельного участка, расположенного по адресу: ..., для строительства жилого дома с объектами соцкультбыта, дополнительные соглашения в договору аренды №ТО-21-16724 №1 от 06.08.2008, №2 от 26.04.2010, №3 от 24.03.2011, №4 от 24.01.2012, заключенные между муниципальным образованием “Город Томск” в лице департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска и Жилищно-строительным кооперативом “Томскспецстроймеханизация”.
Согласно ответу на судебный запрос департамента недвижимости администрации Города Томска №11086 от 10.10.2023 договор аренды от 28.02.2007 №ТО-21-16724 земельного участка, расположенного по адресу: ... для строительства жилого дома с объектами соцкультбыта, прекратил свое действие 27.02.2012 на основании п.15 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 №137-ФЗ “О введении в действие Земельного Кодекса РФ”. В границах участка расположен объект незавершенного строительства по адресу: ... с кадастровым номером ... площадью ... кв.м. площадью застройки ... кв.м. (степень готовности 10%), принадлежащей на праве собственности с 25.12.2015 ЖКС “Томскспецстроймеханизация”.
Одновременно в материалы дела представлены решения, судебные приказы Арбитражного суда Томской области от 17.01.2017, 19.03.2018, 25.05.2018, 05.07.2018, 22.01.2019 о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка № ТО-21-16724 от 28.02.2007 с ЖКС “Томскспецстроймеханизация” в пользу муниципального образования “Город Томск” в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска. Согласно пояснений представителя ЖСК “Томскспецстроймеханизация” задолженность по договору аренды взыскивается с кооператива по искам департамента ежеквартально и в настоящее время.
Согласно ответу на судебный запрос департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от 10.10.2023 №02-19/12294 Жилищно-строительному кооперативу “Томскспецстроймеханизация” 26.06.2007 выдано разрешение на строительство №RU70301000-294-c/07 на основании статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ на подготовительный этап строительства 1 очереди жилого дома с объектами соцкультбыта (ограждение, вертикальная планировка, размещение временных зданий и сооружений, инженерных сетей) на земельном участке по д/а №ТО-21-16724, по адресу: ...
Согласно представленной в материалы дела заверенной копии указанного документа разрешение выдано сроком до 26.08.2007 года, впоследствии срок продлевался до 01.09.2008, до 28.02.2009. Проектная документация на строительство вышеуказанного объекта в архиве департамента отсутствует.
27.04.2022 №56-02-0821 Департамент архитектуры и строительства Томской области обратился в Публично-правовую компанию “Фонд развития территорий” о возможности применения механизмов Фонда в отношении объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: ... возводимого застройщиком ЖСК “Томскспецстроймеханизация”.
В соответствии с ответом от 20.06.2022 №08-16916-АБ ППК “Фонд развития территорий” положительное заключение по результатам экспертизы проектной документации в Фонд не представлено. Ввиду того, что застройщик получил разрешение только на подготовительный этап строительства, ссылаясь на положения пп.2п.3.3 ст. 13.1 Закона №218-ФЗ “О публично-правовой компании “Фонд развития территорий” указано, что Фонд принимает решение о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных ч.2 ст. 13.1 Закона №218-ФЗ.
18.08.2022 за №08-23463-АВ ППК “Фонд публичных территорий” сообщил Департаменту архитектуры и строительства Томской области о поступлении обращении гражданина о включении многоквартирного дома по адресу: ... в единый реестр проблемных объектов. Запрошены документы и сведения, подтверждающие соответствие данного объекта критериям Закона №214-ФЗ. 22.08.2022 Департамент предоставил в Фонд документы согласно перечня на 57 листах.
Однако 29.08.2022 в адрес Департамента Фонда направлено уведомление за №08-24345-АВ, о том, что ввиду отсутствия получения в установленном законом порядке о градостроительной деятельности, разрешения на строительство, по состоянию на текущий момент объект незавершенного строительства по адресу: ... не подлежит включению в ЕРПО.
Согласно ч. 1.3 ст. 23.1 ФЗ-214 при формировании единого реестра проблемных объектов единая информационная система жилищного строительства должна обеспечивать возможность категорирования проблемных объектов исходя из:
1) наличия или отсутствия договоров участия в долевом строительстве, заключенных в отношении проблемных объектов;
2) наличия определения арбитражного суда о передаче объекта незавершенного строительства жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо определения арбитражного суда о передаче приобретателю имущества и обязательств застройщика, вынесенных в соответствии состатьями 201.10и201.15-1Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
3) отнесения проблемного объекта к объекту капитального строительства жилого назначения в соответствии с разрешением на строительство.
Согласно п. 3 ч. 3.3. ст. 13.1 ФЗ “О публично-правовой компании "Фондразвитиятерриторий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"” фонд принимаетрешениео нецелесообразности финансирования (за исключением случаев, еслирешениемПравительства Российской Федерации установлено иное) при соблюдении одного из следующих условий: застройщик осуществлял строительство объекта незавершенного строительства без полученного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке разрешения на строительство.
Таким образом, Департамент архитектуры и строительства Томской области на уровне субъекта Российской Федерации является контролирующим органом в области долевого строительства многоквартирных домов, выступая в связи с этим также в качестве субъекта информации, на основании которой формируется единый реестр проблемных объектов.
Системный анализ вышеприведенных норм закона, а также разъяснения ППК “Фонд развития территорий” позволяют сделать вывод о том, что у контролирующего органа субъекта РФ – Департамента архитектуры и строительства отсутствуют полномочия и техническая возможность на самостоятельное включение проблемного объекта в Единый реестр проблемных объектов, однако, имеется возможность и обязанность по размещению в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, сведений, необходимых для включения объекта строительства, расположенного по адресу: ... в единый реестр проблемных объектов.
Более того, согласно представленной информации, за период с 2021 по 2023 по инициативе Департамента в ЕРПО включены проблемные объекты по адресам: ...; ...; ...
Довод административного ответчика, заинтересованного лица ППК “Фонд развития территорий ” о том, что многоквартирный жилой дом по адресу: <...> (строительный адрес) не подлежит включению в ЕРПО, поскольку застройщиком не было получено разрешение на строительство, является необоснованным.
Как показывает анализ вышеприведенных норм Федерального закона “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” №214-ФЗ, такого условия как наличие разрешения на строительство для включения объекта строительства в Единый реестр проблемных объектов, закон не предусматривает.
Согласно пояснениям представителя административного ответчика Департамента архитектуры и строительства Томской области вывод о необходимости наличия разрешения на строительство при определении оснований для включения в ЕРПО контролирующие органы совершают на основании части 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, в которой указывается на застройщика, получить статус которого возможно только при наличии разрешения на строительство.
В силу ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, в редакции от 29.05.2007, действующей в период выдачи разрешения на строительство №RU70301000-294-c/07 от 26.06.2007, разрешениена строительство представляет собой документ,подтверждающийсоответствие проектной документации требованиямградостроительного планаземельного участка идающийзастройщику право осуществлять строительство, реконструкциюобъектовкапитального строительства,а также их капитальный ремонт,за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 16 статьи 51 ГрК РФ, в редакции от 29.05.2007, предусмотрено, что форма разрешенияна строительство устанавливается Правительством Российской Федерации (постановлениеПравительства РФ от 24 ноября 2005г. N698). Указанной формой предусмотрена выдача разрешения на строительство на отдельные этапы строительства в соответствии со ст. 51 ГрК РФ.
Согласно ч.13 ст. 1 ГрК РФ (редакция с 2007 по 2023 не менялась) строительство– это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В соответствии с ч.16 ст. 1 ГрК РФ, в редакции от 29.05.2007, застройщик- физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Действующая на момент вынесения решения судом редакция ч.16 ст. 1 ГрК РФ предусматривает, что застройщик– это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участкеили на земельном участке иного правообладателя (….)строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снособъектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Таким образом, действующее как в 2007 году, так и в настоящее время, законодательство, предусматривает, что застройщиком является, в том числе, лицо, осуществляющее подготовительные работы, инженерные изыскания и т.п., а разрешение на строительство выдается на разные этапы строительства, в том числе, подготовительный. Возведение ограждения строительной площадки, вертикальная планировка, размещение временных зданий и сооружений, инженерных сетей является одной их последовательных стадий строительства без которой возведение непосредственно здания, сооружения не возможно.
Следовательно, выводы административного ответчика и Фонда о том, что разрешение на строительство, выданное ЖКС ”Томскспецсроймеханизация” 26.06.2007 за №RU70301000-294-c/07, не соответствует ст. 51 ГрК РФ основаны на неверном понимании законодательства.
При таких обстоятельствах, обоснованность административных исковых требований об оспаривании решения Департамента архитектуры и строительства Томской области от 21.04.2023 №КОЛ-0142 нашла свое подтверждение в ходе рассмотрения дела судом, в связи с чем, оспариваемый ответ подлежит признанию незаконным.
Разрешая вопрос о способе восстановления прав и законных интересов административных истцов, нарушенных оспариваемым решением от 21.04.2023 суд с учетом фактических обстоятельств настоящего административного дела полагает необходимым возложить на административного ответчика Департамента архитектуры и строительства Томской области обязанность разместить в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, сведения, необходимые для включения объекта строительства, расположенного по адресу: ... в единый реестр проблемных объектов.
Основания для возложения обязанности на департамент архитектуры и строительства Томской области включить строящийся многоквартирный дом по адресу: <...>, в реестр проблемных объектов не усматриваются судом ввиду отсутствия указанных полномочий у ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к Департаменту архитектуры и строительства Томской области удовлетворить частично.
Признать незаконным ответ департамента архитектуры и строительства Томской области от 21.04.2023 №КОЛ-0142.
Возложить на департамент архитектуры и строительства Томской области обязанность разместить в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, сведения, необходимые для включения объекта строительства, расположенного по адресу: ... (строительный адрес), в единый реестр проблемных объектов.
В удовлетворении требований о возложении обязанности на департамент архитектуры и градостроительства Томской области включить строящийся многоквартирный дом по адресу: ... в реестр проблемных объектов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: И.В.Перелыгина
Мотивированный текст изготовлен 07.11.2023.