ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3278/18 от 27.06.2018 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2а-3278/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2018 года г. Сочи

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Власенко В.А.,

при секретаре судебного заседания Росляковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г.Сочи административное дело по административному исковому заявлению администрации г.Сочи к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании необоснованными отказов в государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество на основании соглашения об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилья,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец – администрация г.Сочи обратился в Центральный районный суд г.Сочи с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании необоснованными отказов в государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество на основании соглашения об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилья.

В обоснование заявления административный истец указал, что Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Адресной программы муниципального образования город-курорт Сочи по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы» утверждена муниципальная адресная программа в целях реализации на территории города Сочи региональной адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы».

Указанная программа утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес>ёжной в поселке <адрес> города Сочи, постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес>», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес>», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> в посёлке <адрес>», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес>», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес>», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес>», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес>», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес>», приняты в установленном порядке административные решения об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и всех жилых помещений в находящихся на этих земельных участках аварийных многоквартирных домах, за исключением принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи.

Административный истец полагает, что действующее законодательство не исключает осуществления изъятия принадлежащих переселяемым гражданам жилых помещений посредством предоставления со стороны органа местного самоуправления иных жилых помещений взамен изымаемых.

В целях определении порядка заключения соглашений об изъятии жилых помещений с учетом системного толкования положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ и Земельного кодекса Российской Федерации, администрацией города Сочи был направлен запрос на имя председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО1 о порядке применения указанных правовых норм в части необходимости определения и указания в соглашении об изъятии такой разницы.

Письмом председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ даны разъяснения о том, что в соглашении об изъятии не указывается порядок оплаты собственником изымаемого жилого помещения органу местного самоуправления такой разницы, а также сообщено о направлении соответствующих разъяснений в адрес министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра).

В соответствии с требованиями жилищного законодательства и с учетом указанных правовых позиций высшего судебного органа и высшего органа законодательной власти Российской Федерации, между администрацией города Сочи и собственниками жилых помещений в аварийных многоквартирных домах заключены соглашения об изъятии жилых помещений без указания в соглашениях разницы в стоимости предоставляемых жилых помещений и выкупной цены изымаемых жилых помещений, после чего стороны соглашений в установленном порядке обратились в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю в адрес администрации города Сочи направлены:

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 59,7 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО2, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 30,3 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО18, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 10,9 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО3, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 49,6 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО4, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 31,6 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО5, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 52,6 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО6, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 48,1 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО7, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 24,3 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО8, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 29,2 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО9 (1/3 доля в праве), ФИО10 (1/3 доля в праве) и ФИО11 (1/3 доля в праве), что подтверждается полученной выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 20,7 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО12, что подтверждается полученной выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 53,5 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО13 (3/4 доли в праве), ФИО14 (1/4 доля в праве), что подтверждается полученной выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 10,9 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, (комната в двухкомнатной квартире) кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО15, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 10,9 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО16, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

В качестве основания для отказов в государственной регистрации прав указано на отсутствие в представленных соглашениях условий о рыночной стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений, а также порядке выплаты разницы между ними.

Администрация города Сочи считает, что решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации перехода прав на основании соглашений об изъятии жилых помещений в рамках реализации адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также положениям статей 131, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 17, 18, 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», чем нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации жилищные права граждан и право органа местного самоуправления на владение, пользование и распоряжение имуществом в установленном законом порядке.

Также вопрос о необходимости указания в соглашениях такой разницы, которую граждане в большинстве случаев не готовы выплачивать, может вызвать социальную напряженность и повлечет нарушение жилищных прав переселяемых граждан, будет способствовать затягиванию либо невозможности реализации программных мероприятий по переселению из аварийного жилья, что, в конечном итоге, приведет к негативной оценке деятельности органов власти в целом.

В судебном заседании административный истец – представитель администрации г. Сочи, по доверенности ФИО17 просил удовлетворить требования, по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю не явился, причины неявки суду не сообщил о рассмотрении административного иска в свое отсутствие не просил.

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Заинтересованные лица, надлежаще и своевременно извещенные о времени и месте судебного заседания не явились, представили заявления о рассмотрении дел без их участия. Заявленные административные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.

Суд, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, считает, что административный иск подлежит удовлетворению.

Статьей 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела, Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Адресной программы муниципального образования город-курорт Сочи по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы» утверждена муниципальная адресная программа в целях реализации на территории города Сочи региональной адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Как следует из текста Федерального закона №185-ФЗ, федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ).

В силу пункта 3 статьи 2 данного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес>ёжной в поселке <адрес> города Сочи, постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> Хостинского района города Сочи», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> Хостинского района города Сочи», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> в посёлке <адрес> города Сочи», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> Хостинского района города Сочи», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес>, Хостинского района города Сочи», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес>, Центрального района города Сочи», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> селе Кепша, <адрес> города Сочи», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес>, с селе <адрес> города Сочи», приняты в установленном порядке административные решения об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и всех жилых помещений в находящихся на этих земельных участках аварийных многоквартирных домах, за исключением принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи.

По смыслу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации федеральный законодатель допускает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, в том числе, путем предоставления взамен изымаемого другого жилого помещения.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «По делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» также отмечено, что, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, действующее законодательство не исключает осуществления изъятия принадлежащих переселяемым гражданам жилых помещений посредством предоставления со стороны органа местного самоуправления иных жилых помещений взамен изымаемых.

В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» также разъяснено, что по общему правилу собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.

В соответствии с пунктом «и» статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», часть 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации изложена в следующей редакции: «9. Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд».

В соответствии с положениями статьи 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае предоставления взамен изымаемых других объектов недвижимого имущества в соглашении об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд указывается разница между размером возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости и рыночной стоимостью передаваемых или предоставляемых взамен объектов недвижимого имущества, прав на них, порядок оплаты такой разницы лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости.

При этом, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать планируемую стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, то есть без учета разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника по соглашению сторон.

Также, в силу пункта «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Жилые помещения, находящиеся в сносимых домах, и приобретаемые жилые помещения в большинстве случаев не могут быть равнозначны по общей площади и по рыночной стоимости в силу особенностей конструктивных и технических параметров многоквартирных домов современных строительных серий, поэтому стоимость предоставляемых жилых помещений существенно превышает стоимость изымаемых по независящим от граждан причинам и без учета их имущественного положения.

В целях определении порядка заключения соглашений об изъятии жилых помещений с учетом системного толкования положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ и Земельного кодекса Российской Федерации, администрацией города Сочи был направлен запрос на имя председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО1 о порядке применения указанных правовых норм в части необходимости определения и указания в соглашении об изъятии такой разницы.

Письмом председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.23-23/2543 даны разъяснения о том, что в соглашении об изъятии не указывается порядок оплаты собственником изымаемого жилого помещения органу местного самоуправления такой разницы, а также сообщено о направлении соответствующих разъяснений в адрес министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра).

В соответствии с требованиями жилищного законодательства и с учетом указанных правовых позиций высшего судебного органа и высшего органа законодательной власти Российской Федерации, между администрацией города Сочи и собственниками жилых помещений в аварийных многоквартирных домах заключены соглашения об изъятии жилых помещений без указания в соглашениях разницы в стоимости предоставляемых жилых помещений и выкупной цены изымаемых жилых помещений, после чего стороны соглашений в установленном порядке обратились в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю в адрес администрации города Сочи направлены:

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 59,7 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО2, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 30,3 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО18, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 10,9 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО3, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 49,6 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО4, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 31,6 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО5, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 52,6 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО6, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 48,1 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО7, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 24,3 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО8, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 29,2 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО9 (1/3 доля в праве), ФИО10 (1/3 доля в праве) и ФИО11 (1/3 доля в праве), что подтверждается полученной выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 20,7 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО12, что подтверждается полученной выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 53,5 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО13 (3/4 доли в праве), ФИО14 (1/4 доля в праве), что подтверждается полученной выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 10,9 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, (комната в двухкомнатной квартире) кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО15, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 10,9 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО16, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

В качестве основания для отказов в государственной регистрации прав указано на отсутствие в представленных соглашениях условий о рыночной стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений, а также порядке выплаты разницы между ними.

Положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в указанной части не содержат каких-либо специальных правил их применения в случаях признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, в связи с чем в процессе правоприменения сложилась ситуация неопределенности правового регулирования, которая не должна повлиять на эффективную защиту прав и законных интересов граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда.

Суд учитывает, что указание в соглашениях условий о рыночной стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений и о порядке выплаты такой разницы может вызвать социальную напряженность и повлечет нарушение жилищных прав переселяемых граждан, будет способствовать затягиванию либо невозможности реализации программных мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья.

При этом, отсутствие государственной регистрации прав на изъятый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав на такие земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости. При этом положения части 3 статьи 69 настоящего Федерального закона не применяются (часть 6 статьи 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно части 8 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества не является препятствием для принятия решения об изъятии.

Права на объект недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей (часть 1 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с частью 5 статьи 56.12 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, допускается без осуществления государственного кадастрового учета изымаемого земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества.

С заявлением о государственном кадастровом учете от имени лиц, права на недвижимое имущество которых подлежат прекращению в соответствии с решением об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, вправе обратиться орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие данное решение, или организация, на основании ходатайства которой принято данное решение (часть 7 статьи 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (далее – ранее учтенные объекты недвижимости).

Частью 3 статьи 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

Согласно пунктам 5, 8, 12 указанного Порядка источниками для включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в том числе технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (далее – ОТИ). Включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости осуществляется на основании переданных ОТИ копий технических паспортов объектов технического учета в орган кадастрового учета по его письменному запросу. При этом в целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета орган кадастрового учета изначально направляет письменный запрос в ОТИ о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых ОТИ изготовлены технические или кадастровые паспорта. Копии технических паспортов объектов технического учета передаются ОТИ в орган кадастрового учета по его письменному запросу в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.

Данные разъяснения также содержатся в письме ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ «Для сведения и учета в работе», и из них следует, что регистрирующий орган обязан самостоятельно обратиться в организацию по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации с запросом о предоставлении необходимых документов технического учета для дальнейшей регистрации прав на такие объекты.

В соответствии с частью 1 статьи 60 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (часть 12 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ).

В соответствии с изложенными обстоятельствами, а также учитывая позицию привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц граждан, вынужденных проживать в аварийном жилье с постоянным риском для жизни и здоровья по причине отказа административного ответчика в регистрации прав на основании заключенных соглашений об изъятии аварийных жилых помещений предоставлении других взамен изымаемых, суд приходит к выводу о необоснованности отказа в государственной регистрации прав на основании заключенных администрацией г. Сочи с указанными гражданами соглашений об изъятии жилых помещений в рамках реализации адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Поскольку Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю в оспариваемых решениях не указано иных причин для отказа в государственной регистрации прав, администрация города Сочи считает возможным обращение в суд с требованием о признании таких отказов необоснованными и возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю обязанности по регистрации прав, суд считает возможным удовлетворить требования администрации г. Сочи и признать оспоренные решения об отказе в совершении регистрационных действий необоснованными и возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю обязанность по регистрации заявленных прав.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации г.Сочи к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании необоснованными отказов в государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество на основании соглашения об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилья – удовлетворить.

признать необоснованными отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 59,7 кв.м, по адресу: <адрес> кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО2, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилое помещение, общей площадью 59,7 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) ;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 30,3 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО18, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 44 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) ;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 10,9 кв.м, по адресу: <адрес> кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО3, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,2 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) ;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 49,6 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на собственности ФИО4, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 56 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) ;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 31,6 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на собственности ФИО5, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 44, кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) ;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 52,6 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО6, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 52,6 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) ;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 48,1 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО7, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 56 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) ;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 24,3 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО8 путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) ;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 29,2 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО9 (1/3 доля в праве), ФИО10 (1/3 доля в праве),

ФИО11 (1/3 доля в праве), путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в общую долевую собственность (соразмерно долям в праве собственности на изымаемое жилое помещение) жилого помещения, общей площадью 44 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) ;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 20,7 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО12 Семеновичу, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,1 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) ;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 53,6 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО13 (3/4 доли в праве), Белоусовой Глине Артемиевне (1/4 доля в праве), путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в общую долевую собственность (соразмерно долям в праве собственности на изымаемое жилое помещение) жилого помещения, общей площадью 53,5 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) ;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 10,5 кв.м, по адресу: <адрес> кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО19, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,1 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) ;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 10,9 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО16, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) .

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: В.А. Власенко

РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО

«СОГЛАСОВАНО»