Дело № 2а-3278/2020
УИД: 33RS0002-01-2020-004007-15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
28 октября 2020 года
Октябрьский районный суд <...> в составе:
председательствующего судьи Игнатовича М.С.,
при секретаре Новикове А.Е.,
с участием
представителя административного истца Лошкаревой Е.С.
представителя административного ответчика, заинтересованного лица Кутковского В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> административное исковое заявление Чекмасовой А. В. к администрации <...> о признании незаконным отказа в признании нежилого помещения жилым, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ###; обязании признать дом жилым,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Чекмасова А.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит отменить решением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ### об отказе в признании нежилого дома с кадастровым номером ### по адресу: <...>, мкр. <...> площадью 37,5 кв.м. жилым, обязать административного ответчика признать нежилой дом по указанному адресу жилым.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником нежилого строения (садового дома) по названному выше адресу.
ДД.ММ.ГГГГЧекмасовой А.В. в прокуратуру <...> подана жалоба о принятии мер прокурорского реагирования с целью признания нежилого дома жилым.
Решением, выраженным в письме от ДД.ММ.ГГГГ### администрация <...> в удовлетворении обращения отказала.
Между тем, согласно заключению технического состояния дома – все конструкции в удовлетворительном состоянии, соответствую строительным нормам и правилам, находятся в пределах земельного участка. Заключение выполнено ООО «Владимиргоспроект», имеющим права выполнять инженерные изыскания.
Жилой дом по указанному выше адресу соответствует критериям, установленным постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ###, правами третьих лиц не обременен. Согласие на перевод садового дома в жилой дом получено от Майоровой Н.В. (залогодержателя).
Административный истец считает данный отказ незаконным и нарушающим его права, поскольку в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" все необходимые документы представлены.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление архитектуры и строительства администрации <...>.
Административный истец в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещался.
Представитель Чекмасовой А.В. в судебном заседании изначально поданные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика, заинтересованного лица в суде требования не признавал, указав, что ответ от ДД.ММ.ГГГГ дан в рамках Федерального закона № 59-ФЗ в связи с обращением Чекмасовой А.В. в прокуратуру с жалобой, которая по подведомственности направлена администрацию <...>. Установленным порядком истица с данным вопросом обращалась ранее, ответ дан, права не нарушены. В данном случае оспариваемый ответ носит информационный характер, отказом не является. Пояснил, что ранее заявление о признании садового дома жилым, поступившее в адрес администрации <...>ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии вида разрешенного использования земельного участка цели нахождения на нем жилого дома, техническое заключение не представлено, указывалось на обременение (ипотека) объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд свидетельствует об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве. Учитывая положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, устанавливающей, что неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц и их представителей не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как следует из материалов дела Чекмасова А.В. является собственником нежилого (садового) дома с кадастровым номером ### по адресу: <...>, мкр. <...>
Земельный участок ### на котором расположен дом, относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для садоводства.
В отношении названного имущества установлена ипотека в пользу Майоровой Н.В. (продавца по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с покупателем Чекмасовой А.В.).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в администрацию <...> с заявлением о признании садового дома жилым, предоставив выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на строение и земельный участок, техническое заключение специалиста, согласно которому строительные конструкции жилого дома по указанному адресу соответствуют СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89, СП 42.13330.20118.20, расположены в границах земельного участка, обеспечивают безопасность для жизни и здоровья людей, договор купли-продажи.
Из дела видно, что на заявление дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ (предметом настоящего спора не является) о несоответствии вида разрешенного использования земельного участка цели нахождения на нем жилого дома, об отсутствии технического заключения, указывалось на обременение (ипотека) объекта недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГЧекмасова А.В. обратилась в администрацию <...> (УАИС) с заявлением о предоставлении информации - в какой территориальной зоне находится земельный участок ###,47.
ДД.ММ.ГГГГЧекмасовой А.В. в прокуратуру <...> подана жалоба о принятии мер прокурорского реагирования с целью признания нежилого дома жилым, в которой приведены доводы о несогласии с решением административного ответчика.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ### администрация <...> во исполнение обращения в прокуратуру, направила ответ о том, что ранее поступившее ДД.ММ.ГГГГ заявление о признании садового дома жилым было рассмотрено, дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона N 217-ФЗ садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Постановление N 47).
Согласно пункту 55 Постановления N 47 садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом (далее - уполномоченный орган местного самоуправления).
Пунктом 56 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" установлено, что для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома (далее в настоящем разделе - заявитель) представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр):
а) заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом (далее - заявление), в котором указываются кадастровый номер садового дома или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором расположен садовый дом или жилой дом, почтовый адрес заявителя или адрес электронной почты заявителя, а также способ получения решения уполномоченного органа местного самоуправления и иных предусмотренных настоящим Положением документов (почтовое отправление с уведомлением о вручении, электронная почта, получение лично в многофункциональном центре, получение лично в уполномоченном органе местного самоуправления);
б) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - выписка из Единого государственного реестра недвижимости), содержащую сведения о зарегистрированных правах заявителя на садовый дом или жилой дом, либо правоустанавливающий документ на жилой дом или садовый дом в случае, если право собственности заявителя на садовый дом или жилой дом не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, или нотариально заверенную копию такого документа;
в) заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом);
г) в случае, если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц, - нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.
Пунктом 61 названного постановления установлено, что решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в следующих случаях: а) непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктами "а" и (или) "в" пункта 56 настоящего Положения; б) поступление в уполномоченный орган местного самоуправления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о зарегистрированном праве собственности на садовый дом или жилой дом лица, не являющегося заявителем; в) поступление в уполномоченный орган местного самоуправления уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом, если правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенная копия такого документа не были представлены заявителем. Отказ в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом по указанному основанию допускается в случае, если уполномоченный орган местного самоуправления после получения уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом уведомил заявителя указанным в заявлении способом о получении такого уведомления, предложил заявителю представить правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенную копию такого документа и не получил от заявителя такой документ или такую копию в течение 15 календарных дней со дня направления уведомления о представлении правоустанавливающего документа; г) непредставление заявителем документа, предусмотренного подпунктом "г" пункта 56 настоящего Положения, в случае если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц; д) размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения; е) использование жилого дома заявителем или иным лицом в качестве места постоянного проживания (при рассмотрении заявления о признании жилого дома садовым домом).
Решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на соответствующие положения, предусмотренные пунктом 61 настоящего Положения (пункт 62).
Решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом выдается или направляется указанным в заявлении способом заявителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (п.63).
В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон N 59-ФЗ), граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.
Согласно ч.3 ст. 8 Закон N 59-ФЗ, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляются в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Пунктом 4 ч.1 ст.10 ФЗ N 59-ФЗ предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Между тем, оспариваемый ответ администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ дан в рамках названного Федерального закона N 59-ФЗ, в связи с чем, доводы администрации <...> заслуживают внимания.
В соответствии с ч. 1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Доводы суда об уточнении (изменении) в порядке ст. 46 КАС РФ заявленных требований оставлены стороной административного истца без внимания.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд может признать оспариваемые решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Учитывая, что оспариваемый ответ соответствует закону, не нарушает права и законные интересы административного истца, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Чекмасовой А. В. к администрации <...> о признании незаконным отказа в признании нежилого помещения жилым, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ###; обязании признать дом жилым – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.С.Игнатович
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья М.С.Игнатович