ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3278/2021 от 17.12.2021 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 декабря 2021 года г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Задонской М.Ю.,

при секретаре Кирилиной А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3278/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы России по Тульской области о признании действия (бездействия) незаконным, об обязании совершить определенные действия, взыскании судебных расходов,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы России по Тульской области о признании действия (бездействия) незаконным, об обязании совершить определенные действия, взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ей (административному истцу) на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером , назначение: нежилое, общей площадью 123,4 кв.м., этаж цокольный, номера на поэтажном плане 1, 2, 3, 4, 5, 6, расположенное по адресу: <адрес>, пом. 111.

Налоговыми уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ей рассчитан и начислен налог на указанное имущество за 2019, 2020 годы соответственно с применением налоговой ставки 2%.

При этом вступившим в законную силу решением Тульского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ признан недействующим с момента принятия пункт 3790 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденный распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29 ноября 2018 года № -954 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28.11.2019 № 4260). Признан недействующим с момента принятия пункт 4068 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 22 ноября 2019 года № 4175 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база I определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Таким образом полагала, что налоговый орган, произведя расчет и начисление налога на имущество за 2020 год без учета вышеуказанного решения суда, действовал незаконно.

При этом ДД.ММ.ГГГГ она обращалась к административному ответчику с заявлением, в котором просила провести проверку по факту бездействия должностных лиц налогового органа в части не произведения перерасчета налога, начисленного ей в налоговым уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, за нежилое помещение с кадастровым номером , назначение: нежилое, общей площадью 123,4 кв.м., этаж цокольный, номера на поэтажном плане 1, 2, 3, 4, 5, 6, расположенное по адресу: <адрес>, пом. 111; а также просила произвести перерасчет налога.

Согласно выписке АО «Почта России» об отслеживании почтового отправления , ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными к нему документами вручено административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение действующего законодательства ее заявление в установленном законом порядке не рассмотрено, ответ на него в ее адрес не поступал.

Просит суд признать незаконными действия (бездействия) Управления Федеральной налоговой службы России по <адрес>, выразившиеся в начислении ей налога на имущество (физического лица - нежилое помещение с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес>, исходя из ставки 2%, в размере 73 429 рублей за 2020 год; не рассмотрении в установленный законом срок ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ и не направлении ответа на него; обязать Управление Федеральной налоговой службы России по Тульской области произвести ей перерасчет налога на имущество физического лица - нежилое помещение с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес>, за 2020 год с учетом решения Тульского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ; рассмотреть в установленном законом порядке ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Тульской области в ее пользу судебные расходы по уплате к государственной пошлины в сумме 600 рублей.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Также в письменном отзыве на возражения административного ответчика указала, что впоследствии ДД.ММ.ГГГГ она получила налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что налоговый орган произвел начисление налога за 2019, 2020. При этом сумма налога за 2019 год в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ не был указан. При таких обстоятельствах полагала, что фактически перерасчет налога ей произведен не был. Кроме того, указала, что вопреки утверждениям административного ответчика, какого – либо ответа на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ в ее адрес не поступало. От административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ посредством курьерской службы ей было доставлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, направленное ей ДД.ММ.ГГГГ. иных ответов и корреспонденции от административного ответчика ей не направлялось.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы России по Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил. Ранее в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование возражений указал, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца налоговым органом был направлен отчет на обращение , с приложением налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ (номер отправления заказное), по адресу места жительства ФИО2, содержащемся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. По результатам перерасчетов было сформировано новое налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 32 092 рубля, которое было передано ФИО2 в электронной форме через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», пользователем которого истец является с ДД.ММ.ГГГГ. Одновременно в ответе на обращение налоговым органом сообщалось, что ранее направленные в адрес налогоплательщика налоговые уведомления не подлежат исполнению, а в случае необходимости получения дополнительных разъяснений ФИО2 имеет возможность обратиться в налоговый орган. Направленный ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ по адресу места жительства ФИО1 посредствам Федеральной почтовой службы России (номер отправления ,заказное) не был получен адресатом и ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен возвращен отправителю.

Повторно налоговое уведомление с уточненным расчетом от ДД.ММ.ГГГГ было направлено в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ Почтой России заказным письмом с уведомлением (ED2021149711RU).

Таким образом, полагает, что заявленные в административном исковом заявлении требования были разрешены УФНС России по Тульской области в рамках рассмотрения обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, путем внесения соответствующих данных в информационный ресурс налогового органа АИС Налог-3 и направления ДД.ММ.ГГГГ налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, содержащего налоговые обязательства ФИО1

Представители заинтересованных лиц Управления экономического развития администрации г. Тулы, Федеральной налоговой службы России в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.

Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем, административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Разрешая административный спор по данной категории дел, суд, в силу критериев, вытекающих из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, должен оценивать оспариваемое решение уполномоченного органа с точки зрения его правомерности и обоснованности, чтобы в каждом конкретном случае не допустить несоразмерного ограничения прав, гарантируемых статьей 36 Конституции Российской Федерации.

Согласно ч.8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3, 4 части 9, 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Исходя из вышеуказанных норм закона, административный истец, обращаясь в суд с административным иском об оспаривании действий органа, должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым действием и указать способ их восстановления.

По смыслу закона, оспариваемые действия органа могут быть признаны незаконными, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: действие совершено лицом, не имеющим полномочий на его совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого действия требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые действия нарушают права и свободы заявителя.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого действия закону или иному нормативному правовому акту, и проверка факта нарушения оспариваемым действием прав и законных интересов заявителя.

Основанием для признания действий органа незаконными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.1 ст.95 Кодекса административного судопроизводства РФ, лицам, пропустившим установленный данным Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Как установлено при рассмотрении дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлением, полученным административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 30004561014064) и зарегистрированным налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ вх.-зг.

С рассматриваемым административным исковым заявлением административный истец обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ (дата направления административного иска по почте).

Таким образом, административный истец обратился в суд за защитой нарушенных, по его мнению прав в срок, установленный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии со ст.33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ установлено, что гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого же Федерального закона, или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления либо должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению; указанные органы и должностные лица дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (часть 1 статьи 9, пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

В соответствии с п.1 ст.12 данного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Согласно Регламенту Федеральной налоговой службы, утвержденной приказом ФНС России от 17.02.2014 № ММВ-7-7/53@ (ред. от 10.05.2017) «Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы», в Службе подлежат обязательному рассмотрению индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций (далее - обращения граждан), а также ходатайства в их поддержку по вопросам сфер деятельности Службы, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения граждан к должностному лицу во время приема граждан.

Обращения граждан рассматриваются в Службе в течение 30 дней с даты их регистрации. При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен Руководителем либо уполномоченным должностным лицом, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы (п.12.6).

Ответ гражданину на Интернет-обращение за подписью Руководителя (заместителя Руководителя) ФНС России или территориального налогового органа регистрируется и направляется гражданину в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, либо в электронном виде по адресу электронной почты, указанному в обращении, - в зависимости от выбора заявителя.

Ответы на обращения подписываются Руководителем либо уполномоченным должностным лицом.

Вместе с тем, из содержания письма ФНС России от 21.08.2018 № СД-4-21/16186@ «О перерасчетах налогов на имущество физических лиц» также следует, что если вопрос о перерасчете налоговых обязательств рассматривается в рамках обращения налогоплательщика, налоговый орган в срок, установленный законодательством для рассмотрения обращения, принимает исчерпывающие меры, направленные на уточнение сведений в налоговом уведомлении с запуском всех необходимых технических процессов в АИС.

Если до истечения предельного срока рассмотрения обращения информация, позволяющая определить наличие/отсутствие основания для перерасчета налоговых обязательств не получена, налогоплательщик в итоговом ответе на обращение информируется о мерах, принятых налоговым органом по актуализации сведений. Дальнейшее выполнение соответствующих технических процессов в АИС контролируется структурным подразделением налоговой инспекции, ответственным за формирование налоговых обязательств, об окончательных результатах налогоплательщик информируется письмом налоговой инспекции.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Управление Федеральной налоговой службы России по Тульской области с заявлением, полученным административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 30004561014064) и зарегистрированным налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ вх.-зг, в котором просила провести проверку по фактам, изложенным в настоящем заявлении; установить лиц, допустивших нарушения требований закона и привлечении их к дисциплинарной ответственности; произвести перерасчет налога, начисленного налогоплательщику уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. Также просила решение, принятое по результатам проведенной проверки направить в ее адрес.

Таким образом, указанное обращение подлежало рассмотрению уполномоченным должностным лицом налогового органа в порядке, уставленном вышеприведенными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п.2 ст.399 Налогового кодекса РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

В силу статьи 400 Налогового кодекса РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса.

На территории муниципального образования город Тула налог на имущество физических лиц за 2019-2020 гг. исчисляется в соответствии с Решением Тульской городской Думы от 28.11.2014 № 4/75 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования город Тула налога на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями).

В соответствии с пп.2 п.3 указанного Решения в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, установлена налоговая ставка- 2,0 процента;

В соответствии с п.1 ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс;5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 п.1 ст. 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с пп. 1,2 п. 1 ст.378.2 Налогового кодекса РФ к указанным объектам относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Таким образом, на основании вышеуказанных положений Налогового кодекса РФ перечень объектов, предусмотренный п.7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, подлежит применению с 1 января 2015 года как в целях налогообложения налогом на имущество организаций, так и налогом на имущество физических лиц.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6 ст. 69 Налогового кодекса РФ).

С учетом положений пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса РФ, введенных в действие Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером , назначение: нежилое, общей площадью 123,4 кв.м., этаж цокольный, номера на поэтажном плане 1, 2, 3, 4, 5, 6, расположенное по адресу: <адрес>

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Также судом установлено, что на основании ст. 52 Налогового кодекса РФ, УФНС России по Тульской области налогоплательщику ФИО1 направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об оплате налога на имущество за 2019 год в размере 126 086 руб.

Решением Тульского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление ФИО3 удовлетворено. Судом постановлено: признать недействующим с момента принятия пункт 3790 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденный распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29 ноября 2018 года № -954 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28.11.2019 № 4260). Признать недействующим с момента принятия пункт 4068 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 22 ноября 2019 года № 4175 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база I определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Тульского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Как следует из представленных возражений, на основании вышеуказанного решения суда, ФИО1 налоговым органом были произведены перерасчеты на уменьшение ранее исчисленных сумм налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 110 804 руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере 56 619 руб.

По результатам перерасчетов было сформировано налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об оплате налога на имущество физических лиц по налоговым уведомлениям , ДД.ММ.ГГГГ год в размере 15 282 руб., за 2020 год в размере 16 810 руб., а всего на общую сумму 32 092 руб.

Данное налоговое уведомление было направлено ФИО1 по почте ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается заказом от ДД.ММ.ГГГГ, однако возвращено отправителю ДД.ММ.ГГГГ по истечении срока хранения, а впоследствии направлено в адрес административного истца повторно ДД.ММ.ГГГГ и получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела.

Обстоятельства получения ДД.ММ.ГГГГ указанного уведомления административным истцом также не оспаривались последним, что следует из представленного суду письменного отзыва административного истца.

Данное уведомление также было направлено ФИО1 в электронной форме через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и полученным ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующими сведениями из «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц».

При этом, проверив представленный административным ответчиком расчет налога за указанные периоды, который содержится в письменных возражениях, суд находит его верным, соответствующим требованиям действующих нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исчисления налога на имущество физических лиц.

При таких обстоятельствах, оснований полагать, что имело место бездействие со стороны административного ответчика в части не осуществления перерасчета налога, не имеется.

Кроме того, не имеется оснований полагать о нарушении прав административного истца лишь фактом направления ФИО1 первоначального уведомления об уплате налога за 2020 год, поскольку доказательств нарушения ее прав этим обстоятельством суду не представлено.

При этом, довод административного истца о включении административным ответчиком в налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ расчета налога на имущество физических лиц за 2019 год, в силу действующего налогового законодательства не может являться основанием для признания действий налогового органа незаконными.

Разрешая требования административного истца в части признания бездействия административного ответчика, выразившееся в не рассмотрении ее обращения, суд приходит к следующему.

Как следует из представленного при рассмотрении дела письма Управления Федеральной налоговой службы России по Тульской области о рассмотрении обращения, не содержащего подписи лица, указанного в качестве уполномоченного на его подписание, а также необходимых реквизитов, позволяющих идентифицировать дату его составления и направления, ФИО1 сообщено следующее.

На основании решения Тульского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимого имущества, принадлежащий ФИО1 на праве собственности, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, исключен из Перечня 4954, Перечня 4175. На основании вышеуказанного решения суда, были произведены перерасчеты на уменьшение ранее исчисленных сумм налога на имущество физических лиц ДД.ММ.ГГГГ в размере 110 804 рубля, за ДД.ММ.ГГГГ в размере 56 619 рублей. По результатам перерасчетов было сформировано новое налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 32 092 рубля, которое было передано ФИО1 в электронной форме через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», пользователем которого истец является с ДД.ММ.ГГГГ.

Одновременно в ответе на обращение налоговым органом сообщалось, что ранее направленные в адрес налогоплательщика налоговые уведомления не подлежат исполнению, а в случае необходимости получения дополнительных разъяснений ФИО1 имеет возможность обратиться по телефону в налоговый орган.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют достоверные сведения направления административным ответчиком в адрес административного истца ФИО1 указанного выше ответа на обращение в срок, установленный п.1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Регламентом ФНС России, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом представленный список почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ достоверно не подтверждает направление административному истцу именно ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ. Иных допустимых, относимых и достоверных доказательств, подтверждающих направления ответа на обращение административного истца, суду не представлено.

Кроме того, административным истцом в письменных объяснениях неоднократно указывалось на то, что от налогового органа ею было получено лишь налоговое уведомление, иная корреспонденция, от налогового органа ей не поступала.

Вместе с тем, административным ответчиком не представлено также и доказательств возврата в налоговый орган почтового отправления, содержащего ответ на обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, на который ссылается в своих возражениях представитель административного ответчика.

Суд также обращает внимание, что при рассмотрении дела административным ответчиком не приведено доводов в обоснование последующего направления ФИО1 корреспонденции в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в подтверждение чего были представлены копии реестров от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, как и не указано какая именно корреспонденция направлялась ФИО1 в указанные даты.

Кроме того, как следует из содержания обращения ФИО1, последняя также просила направить ответ на обращение и по адресу ее электронной почты, которая была ею указана в обращении.

Вместе с тем, вышеуказанный Федеральный закон, а также Регламент ФНС России, не содержат запрета на направление ответов на обращение граждан по электронной почте по просьбе последних. Однако вопреки данным обстоятельствам, доказательств направления ответа на обращение по адресу электронной почты административного истца, указанному в обращении, при рассмотрении дела также не представлено.

Таким образом, оснований полагать, что Управлением Федеральной налоговой службы России по Тульской области в установленном законом порядке ФИО1 был дан ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

При этом, факт направления налогового уведомления, содержащего сведения о перерасчете налога, сам по себе не может свидетельствовать об исполнении административным ответчиком требований № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Регламента ФНС России.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В связи изложенным суд полагает, что в данном случае право административного истца будет восстановлено посредством направления административным ответчиком в адрес административного истца ответа на обращение в соответствии с положениями Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». При этом срок направления ответа на обращение суд полагает возможным установить в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения.

По изложенным основаниям суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 в указанной части.

Исходя из положений ст. п.п.19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

При таких обстоятельствах, оснований для взыскания с административного ответчика в пользу административного истца судебных расходов по оплате государственной пошлины не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать бездействия Управления Федеральной налоговой службы России по Тульской области в части не рассмотрения в установленном порядке обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы России по Тульской области направить ФИО1 ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 10.01.2022.

Судья - <данные изъяты>