ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3279/19 от 04.07.2019 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2а-3279/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Сочи 04 июля 2019 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи Вергуновой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Варданян Л.Т., с участием прокурора Харитоновой Е.А.,

представителя администрации г. Сочи по доверенности Козаева Э.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора города Сочи Грязнова И.М. в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи о признании незаконным бездействия по реализации полномочий по осуществлению муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения,

установил:

Первый заместитель прокурора края – прокурор г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в Центральный районный суд г.Сочи с административным иском к администрации города Сочи, в котором просит признать бездействие администрации г. Сочи, выразившееся в непринятии мер по принятию муниципального нормативного правового акта «Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организаций мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения», а также по разработке Положения об осуществлении указанного контроля, обязать администрацию г. Сочи принять муниципальный нормативный правовой акт «Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организаций мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения», а также разработать Положение об осуществлении указанного контроля.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что администрацией муниципального образования город-курорт Сочи в нарушение норм федерального законодательства не реализуются полномочия по осуществлению муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организаций мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения. Решением Городского Собрания Сочи от 31.05.2018 № 65 внесены изменения в Положение о департаменте городского хозяйства администрации г. Сочи, согласно которым к функциям департамента отнесено осуществление в ценовых зонах теплоснабжения муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Постановлением администрации г. Сочи от 10.11.2016 №2525 определены следующие единые теплоснабжающие организации в системе теплоснабжения на территории муниципального образования город-курорт Сочи: филиал ПАО «ОГК-2» - Адлерская ТЭС, МУП г. Сочи «Сочитеплоэнерго», ООО «Хоста», ООО «Санаторий «Заполярье», ФГБУ «Объединенный санаторий «Русь». В нарушение требований законодательства в муниципальном образовании город-курорт Сочи до настоящего времени не принято Положение об осуществлении муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» и административный регламент исполнения указанной муниципальной функции. Отсутствие надлежащего регулирования порядка осуществления муниципального контроля, и как следствие этого, нарушение прав неопределенного круга субъектов при осуществлении муниципального контроля.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Харитонова Е.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, настаивала на удовлетворении в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации г. Сочи по доверенности Козаев Э.П. административные исковые требования прокурора не признал, возражал против их удовлетворения по основаниям, изложенным в ответе от 04.03.2019 Главы г. Сочи на представление прокурора.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела и исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, признание незаконными действий (бездействий) и решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возможно только при несоответствии обжалуемого действия (бездействия), решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Как следует из материалов дела, проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что администрацией муниципального образования город-курорт Сочи в нарушение норм федерального законодательства не реализуются полномочия по осуществлению муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организаций мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения.

В соответствии со ст.ст. 7, 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЭ) органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения принимают муниципальные правовые акты.

Согласно ч. 4.1 ст. 16 Федерального закона №131-Ф3 к вопросам местного значения относится осуществление в ценовых зонах теплоснабжения муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении». Аналогичные положения закреплены в п. 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Решением Городского Собрания Сочи от 31.05.2018 № 65 внесены изменения в Положение о департаменте городского хозяйства администрации г. Сочи, согласно которым к функциям департамента отнесено осуществление в ценовых зонах теплоснабжения муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Постановлением администрации г. Сочи от 10.11.2016 №2525 определены следующие единые теплоснабжающие организации в системе теплоснабжения на территории муниципального образования город-курорт Сочи: филиал ПАО «ОГК-2» - Адлерская ТЭС, МУП г. Сочи «Сочитеплоэнерго», ООО «Хоста», ООО «Санаторий «Заполярье», ФГБУ «Объединенный санаторий «Русь».

В силу ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

Статьей 2 Федерального закона №294-ФЗ установлено, что муниципальный контроль-деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами.

Согласно ст. 6 Закона №294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления отнесено: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

Судом установлено, что в нарушение указанных требований законодательства, в муниципальном образовании город-курорт Сочи до настоящего времени не принято Положение об осуществлении муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» и административный регламент исполнения указанной муниципальной функции.

Прокуратурой города в связи с непринятием администрацией г. Сочи мер по устранению пробелов в муниципальном нормотворчестве Главе г. Сочи 23.01.2019 (исх. №07-02-2019/124-557) вносилось Представление об устранении нарушений закона.

Согласно поступившему от Главы г. Сочи ответу от 04.03.2019 на указанное Представление прокурору направлено извещение, что соответствующие проекты муниципальных нормативных актов находятся в стадии разработки.

Вместе с тем, несмотря на то, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по исполнению функции по осуществлению муниципального контроля с 29.07.2017 (Федеральный закон от 29.07.2017 № 279- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения») до настоящего времени соответствующие муниципальные нормативные акты не приняты, что свидетельствует о бездействии администрации г. Сочи.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу действующего законодательства (п.9 и п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ) прокурор и органы местного самоуправления освобождены от несения расходов по уплате госпошлины.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление первого заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора города Сочи Грязнова И.М. в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи о признании незаконным бездействия по реализации полномочий по осуществлению муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения – удовлетворить.

Признать бездействие администрации г. Сочи, выразившегося в непринятии мер по принятию муниципального нормативного правового акта «Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организаций мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения», а также по разработке Положения об осуществлении указанного контроля.

Обязать администрацию г. Сочи принять муниципальный нормативный правовой акт «Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организаций мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения», а также разработать Положение об осуществлении указанного контроля.

В соответствии со ст. 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мотивированное решение составлено 09 июля 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья: Е.М. Вергунова