Дело № 2а-327/18
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 апреля 2018 г. Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего – судьи Наумова С.Н.,
при секретере Иксановой У.Г.,
с участием Соловьева С.П. и представителя администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района Русовой А.С., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Соловьева Сергея Петровича к административному ответчику администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
у с т а н о в и л:
Соловьев С.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство. В обоснование исковых требований, указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 957 кв.м с кадастровым № из земель населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <адрес>. 14.08.2017 г. он обратился в администрацию Хадыженского городского поселения с заявлением о выдаче разрешения на строительство, однако в установленный законом срок ответ на заявление не получил. При повторном обращении в администрацию с заявлением 27.11.2017 г., административным ответчиком 19.12.2017 г. было принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство связи с тем, что имеются несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения на строительство градостроительного плана земельного участка и ограничениям установленным в соответствии с земельным законодательством РФ, считая решение от 19.12.2017 г. № 2332 об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным просит отменить его и обязать администрацию Хадыженского городского поселения Апшеронского района выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании заявления от 27.11.2017 г.
Соловьев С.П., в судебном заседании поддержал административное исковое заявление и просил его удовлетворить, дополнив требования тем, что площадь земельного участка составляет 957 кв.м. В соответствии со схемой планировочной организации земельного участка предполагается размещение строений: существующий жилой дом, площадью 55,5 кв.м, существующий гараж – 21,1 кв.м, предполагаемый к строительству индивидуальный жилой дом, площадью 186 кв.м. Суммарная площадь застройки земельного участка предполагается равной – 244,6 кв.м, отношение суммарной площади застройки участка (244,6 кв.м) к площади земельного участка (957 кв.м) составляет 25,55 %. Этот показатель не превышает предусмотренный «Правилами землепользования и застройки Хадыженского городского поселения Апшеронского района» максимальный процент застройки в размере – 50%. В решении об отказе в предоставлении муниципальной услуги не приводится доказательств, того что, площадь земельного участка по адресу: <адрес>, составляет 0,6 га, а также не приводится расчет площади застройки, в связи с чем, оснований для отказа в соответствии с п.2.14 административного регламента утвержденного постановлением администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района от 04.08.2017 г. № 366 «Об утверждении административного регламента Хадыженского городского поселения Апшеронского района по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительства, реконструкцию объектов капитального строительства», не имеется.
Представитель Хадыженского городского поселения Апшеронского района Русова А.С. в судебном заседании возражала против заявленных административных исковых требований Соловьева С.П. и просила в их удовлетворении отказать по основаниям изложенных в отзыве на административное исковое заявление.
Выслушав стороны и их представителей, исследовав материалы дела, суд находит, что административные исковые требования Соловьева С.П. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено в судебном заседании, Соловьеву С.П. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 14.10.2015 г. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 957 кв.м с кадастровым № земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.12.2015 г.
В силу ч.1 ст.263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Из ответов администрации Хадыженского городского поселения от 12.05.2016 г., 22.06.2016 г. в адрес Соловьева С.П. следует, что в связи с отсутствием топографического материала, администрацией не представляется возможным предоставить градостроительный план земельного участка с кадастровым № по вышеуказанному адресу, в связи с чем, заявителю было рекомендовано предоставить топографический материал земельного участка на электронном носителе.
На указанный от 22.06.2016 г. ответ, Соловьев С.П. подал жалобу в прокуратуру Апшеронского района на незаконные действия администрации Хадыженского городского поселения.
По результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что администрацией Хадыженского городского поселения были нарушены сроки предоставления градостроительного плана земельного участка, а также незаконное истребование пакета документов, в связи с чем, в адрес КОА вынесено представление об устранении нарушений земельного законодательства.
В соответствии с п.1 ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, границы земельного участка, информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, а также информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия.
Постановлением администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района от 01.09.2016 г. № 526 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым № земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>.
Градостроительный план земельного участка выполняет информационную функцию: в нем должна быть консолидирована информация о всех строительных характеристиках предназначенного для застройки земельного участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. Градостроительный план участка относится к градостроительной документации и является документом, в котором зафиксирована информация, позволяющая ее идентифицировать; как документ он не устанавливает каких-либо ограничений в отношении земельного участка, а лишь воспроизводит эти ограничения.
Как следует из обращения директора МБУДО ДХШ <адрес>МНС в администрацию Хадыженского городского поселения Апшеронского района о разъяснении выдачи разрешения на строительные работы по <адрес> в <адрес>, поскольку указанный земельный участок расположен в непосредственной близости от земельного участка принадлежащей художественной школе, ответом администрации от 25.10.2016 г. №, сообщено, что на 04.10.2016 г. собственник земельного участка по указанному адресу за разрешением на строительство жилого дома в отдел архитектуры и градостроительства администрации Хадыженского городского поселения не обращался. Сведений о проведенных инженерных изысканий по выемке грунта не предоставил.
На обращение в прокуратуру Апшеронского района Соловьева С.П. 27.11.2017 г. с заявлением о привлечении к административной ответственности должностных лиц к административной ответственности в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, поскольку 10.08.2017 г. он обратился в администрацию с заявлением о рассмотрении вопроса о предоставлении разрешения на строительство и ответа не получил, 12.12.2017 г. за № 1318нс-17/5625, Соловьеву С.П. поступил ответ из прокуратуры Апшеронского района, из которого следует, что его доводы по вопросу нарушения земельного законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан подтвердились. По результатам проверки в адрес главы Хадыженского городского поселения КФВ вынесено представление об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.
27.11.2017 г. Соловьев С.П. обратился в администрацию Хадыженского городского поселения Апшеронского района с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, к указанному заявлению был приложен градостроительный паспорт земельного участка ИЖС, схема планировочной организации, а также свидетельство о праве собственности на земельный участок.
06.12.2017 г. администрацией Хадыженского городского поселения Апшеронского района Соловьеву С.П. было рекомендовано предоставить краткие проектные характеристики индивидуального жилого дома, а именно этажность, материал стен, размеры жилого дома).
Однако поскольку, административный истец не предоставил документы, решением администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района от 19.12.2017 г. № 2332, Соловьеву С.П. было отказано в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, по причине несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения на строительство градостроительного плана земельного участка и ограничениям установленным в соответствии с земельным законодательство РФ.
Из положений частей 1, 2, 4, 19 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Данный документ выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, на срок, предусмотренный проектом организации строительства.
Согласно пп.2.3, 2.4., п. 2 административного регламента утвержденного постановлением администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района от 04.08.2017 г. № 366 «Об утверждении административного регламента Хадыженского городского поселения Апшеронского района по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительства, реконструкцию объектов капитального строительства» конечным результатом предоставления муниципальной услуги является выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства либо мотивированный отказ в предоставлении данной услуги.
Несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения на строительство градостроительного плана земельного участка и ограничениям установленным в соответствии с земельным законодательство РФ, не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка, что в силу требований ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ является основанием для принятия решения уполномоченным органом об отказе в выдаче разрешения на строительство такого объекта.
В соответствии с ч. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно представленной истцом схеме планировочной организации земельного участка с кадастровым № общей площадью 957 кв.м, по адресу: <адрес>, место размещения предполагаемого двухэтажного жилого дома находится за существующим одно этажным индивидуальным жилым домом с кадастровым №, а также на предоставленной схеме планировочной организации земельного участка не указанно уже существующее 2-х этажное здание. Схемой планировочной организации земельного участка не предусмотрен снос, каких либо зданий (сооружений), соответственно уже возведенное 2-х этажное, новое здание без разрешительных документов входит в границы будущего 2-х этажного жилого дома.
За существующим одно этажным индивидуальным жилым домом согласно фотоматериалам возведено новое 2-х этажное кирпичное строение (здание), выполнена кровля - металлочерепица, строение построено без получения необходимых разрешительных документов, а также, согласно представленной схеме планировочной организации земельного участка, уже возведенное новое 2-х этажное строение (здание) планируется частично располагаться в границах нового (третьего здания).
Согласно правил землепользования и застройки Хадыженского городского поселения Апшеронского района, утвержденных решением Совета Хадыженского городского поселения Апшеронского района № от 18 августа 2014 года «Об утверждении правил землепользования и застройки Хадыженского городского поселения Апшеронского района», а также п.2.2.3, градостроительного плана № RU № от 01.09.2016г. предусмотрен максимальный процент застройки в границах земельного участка - 50 %.
На основании п.2.14 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», администрацией Хадыженского городского поселения Апшеронского района Соловьеву С. П. отказано в выдаче разрешения на строительство.
В силу ч. 1 ст. 36 ГрК РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Кроме того, суд принимает во внимание, что комиссией по вопросам пресечения самовольного строительства на территории Хадыженского городского поселения Апшеронского района 09.04.2018 г. составлен акт осмотра объекта, из которого следует, что Соловьевым С. П. было отказано в допуске комиссии на территорию принадлежащего ему земельного участка для проведения осмотра. В связи с этим, комиссией был проведен осмотр данного земельного участка за пределами границ земельного участка по <адрес> в <адрес>. В ходе проведения осмотра земельного участка было установлено, что на существующем земельном участке с кадастровым №, общей площадь 957 кв.м, по адресу <адрес>, расположен существующий одно этажным индивидуальный жилой дом с кадастровым №, кроме этого, возведено новое 2-х этажное кирпичное строение (здание), без получения необходимых разрешений. Выполнена кровля - металлочерепица, установлены пластиковые окна, входные двери, установлены водостоки. Согласно топографической съемке земельного участка, указанное строение может располагаться в границах охранной зоны водоотведения (канализация). Выявлены проведенные работы по углублению грунта без опорной стенки, что повлекло частичное разрушение соседнего здания гаража, а также возникновение опасности разрушения здания МБУДО ДХШ <адрес>.
Таким образом, доводы, изложенные в административном исковом заявлении Соловьева С.П., о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство и обязании выдать разрешение на строительство объекта ИЖС, суд находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ суд, признав заявление не обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Соловьева Сергея Петровича к административному ответчику администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, отказать.
Решение может быть обжаловано Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 10 апреля 2018 г.
Судья
Апшеронского районного суда С.Н. Наумов