ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-327/18 от 14.08.2018 Лахденпохского районного суда (Республика Карелия)

Дело №2а-327/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 14 августа 2018 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Кузьминовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Биржанова Василия Мурзагазовича, поданному в его интересах Сутягиным Александром Николаевичем, к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка и о возложении обязанности о повторном рассмотрении заявления о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка,

у с т а н о в и л:

Биржанов В.М. обратился в суд с административным иском, поданным в его интересах Сутягиным А.Н., к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка.

Иск мотивирован тем, что истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка в кадастровом квартале , площадью 1500 кв.м., по адресу: <адрес>. Испрашиваемый истцом земельный участок расположен в территориальной зоне – зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), с разрешенным видом использования – «индивидуальные жилые дома». Министерство в своем решении, выраженном в письме от 29.06.2018 № 40101/12.4-21, отказало истцу в удовлетворении заявления. С данным решением истец не согласен по следующим основаниям. Во-первых, схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории разработана в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762. Заявление истцом подано в соответствии с требованиями ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ). Во-вторых, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения в территориальной зоне – зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) одним из основных видов разрешенного использования является – «индивидуальные жилые дома». Жилые зоны предназначены для застройки жилыми домами малой, средней этажности, многоэтажными жилыми домами, индивидуальными жилыми домами. Генеральный план и Правила землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения, утвержденные решением Совета депутатов Хийтольского сельского поселения от 21.02.2014 № 4/4-3, Министерством не оспорены. Испрашиваемый истцом участок расположен в границах застройки. В-третьих, ссылка Министерства в оспариваемом решении на п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ несостоятельна, поскольку никаких ограничений, вытекающих из правовых норм ЗК РФ и других федеральных законов, не имеется. Также, по мнению истца, несостоятельной является ссылка Министерства на п. 4.14 СП 4.13130.2013, так как данный свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых задний и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара, но не ограничивает предоставление земельных участков в собственности или аренду. В-четвертых, вопрос о невозможности размещения объектов недвижимости на испрашиваемом земельном участке не относится к компетенции Министерства, поскольку полномочия по разработке градостроительных планов земельных участков, выдача разрешений на строительство, ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию возложены на органы местного самоуправления. Кроме того, протяженность участка от границы участка лесного фонда превышает 30 метров. Также истец отметил, что наличие участка лесного фонда не означает однозначного нахождения в данном месте лесных насаждений, так как в соответствии с п. 1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью, и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

На основании изложенного истец просил признать незаконным решение ответчика, выраженное в письме от 29.06.2018 № 40101/12.4-21, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка и возложить на административного ответчика обязанность по повторному рассмотрению его заявления.

В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности Сутягин А.Н., заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, отметив, что формирование земельного участка в данном месте является возможным, так как при строительстве можно будет учесть 30-метровую зону. Площадь свободная для застройки, с учетом указанной зоны, составляет не менее 400 кв.м., что является достаточным для возведения жилого дома и хозяйственных построек. Свободный от построек участок истец намерен использовать для благоустройства территории.

Административный истец Биржанов В.М., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направив отзыв на исковое заявление.

В представленном отзыве на иск полагали заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению. В отзыве изложили фактически те же основания, что и в оспариваемом истцом решении об отказе от 29.06.2018 № 40101/12.4-21.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В процессе судебного разбирательства установлено следующее.

31.05.2018 Сутягин А.Н., действуя в интересах Биржанова В.М., обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 1500 кв.м. по адресу: <адрес>, зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж1, с видом разрешенного использования – «индивидуальные жилые дома» (л.д. 5).

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в своем ответе на заявление 29.06.2018 исх. № 40101/12.4-21 отказало Биржанову В.В. в удовлетворении указанного заявления по тем основаниям, что между испрашиваемым истцом земельным участком и земельным участком лесного фонда с КН не соблюдена тридцатиметровая противопожарная зона, установленная п. 4.14 СП 4.13130.2013, что может привести к невозможности размещения объектов недвижимости и нерациональному использованию земельного участка (л.д. 7).

Биржанов В.М., не согласившись с принятым решением, обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков относится к компетенции административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно положениям ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) утверждение схемы расположения земельного участка, 2) подача в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, 3) принятие решения о предварительном согласовании и.т.д.

В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.

Как следует из оспариваемого решения, единственным основанием для отказа Биржанову В.М. в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка явился тот факт, что между испрашиваемым истцом земельным участком и земельным участком лесного фонда с КН не соблюдена тридцатиметровая противопожарная зона, установленная п. 4.14 СП 4.13130, что, по мнению административного ответчика, может привести к невозможности размещения объектов недвижимости и нерациональному использованию земельного участка.

Анализируя сложившуюся ситуацию, основания, по которым Министерство отказало истцу в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, суд приходит к следующим выводам.

Из части 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует, что указанный Федеральной закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. При этом, частью 2 ст. 2 указанного Федерального закона определено, что безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", указанный Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям (часть 1). Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (пункт 1 части 2); разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности (пункт 2 части 2); разработке технической документации на объекты защиты (пункт 3 части 2).

В силу требований принятого в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" "Свода правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" СП 4.13130.2013, утвержденному Приказом МЧС России от 24.04.2013 г. N 288, применение указанного свода правил обеспечивает соблюдение требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Предисловие). В настоящем своде правил приведены требования к объектам защиты различных классов функциональной пожарной опасности, представляющим собой отдельно стоящие здания и сооружения, а также требования к частям зданий, группам помещений и отдельным помещениям, входящим в состав объектов защиты (пункт 4.1). Противопожарные расстояния от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м (пункт 4.14).

Исходя из вышеизложенного, Свод правил 4.12130.2013 применяется при проектировании и строительстве к вновь возводимым и реконструируемым зданиям и сооружениям в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара, а не при образовании земельного участка, следовательно, без учета иных обстоятельств, сам по себе указанный пункт Свода правил не может ограничивать права граждан на получение земельных участков в собственность или в аренду.

В судебном заседании установлено, что испрашиваемый истцом земельный участок расположен в территориальной в зоне Ж1, предназначенной для индивидуальной жилой застройки.

Специалист ФИО5 (заместитель начальника ГКУ «Лахденпохское центральное лесничество») в судебном заседании, исследовав схему расположения земельного участка, пояснил, что с точки зрения лесного законодательства, формирование земельного участка по предложенной истцом схеме возможно, поскольку какие-либо нарушения в данном случае отсутствуют. Также специалист пояснил, что территориальная зона Ж1 еще при планировании ее границ должна располагаться на расстоянии 30 метров от лесных насаждений.

Материалы дела свидетельствуют, что при формировании земельного участка в соответствии со схемой, приложенной истцом к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадь земельного участка свободного для размещения индивидуального жилого, с учетом соблюдения тридцатиметровой зоны, будет составлять около 400 кв.м. Указанной площади с очевидностью достаточно для использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием - для строительства ИЖС.

При этом необходимо отметить, что действующее законодательство не содержит императивных требований по установлению границ земельного участка (для ИЖС) исключительно за пределами тридцатиметровой зоны от лесных насаждений. Наличие указанной тридцатиметровой зоны не влечет за собой изъятие из оборота такого земельного участка либо признания его ограниченным в обороте.

Доказательств того, что испрашиваемый истцом земельный участок полностью расположен в тридцатиметровой зоне, что не позволило бы его использование для строительства ИЖС, административным ответчиком, в нарушение ч. 11 ст. 226 КАС РФ, не предоставлено.

Таким образом, вывод в оспариваемом решении о невозможности размещения на испрашиваемом истцом земельном участке объектов недвижимости, который повлек за собой отказ в предварительном согласовании земельного участка, является несостоятельным, так как убедительных доказательств, подтверждающих указанный вывод суду, не предоставлено. Указание в оспариваемом решении на нерациональное использование земельного участка, по мнению суда, является явно преждевременным, поскольку в настоящее время осуществляется лишь формирование земельного участка для последующего его получения в аренду, а не планирование размещения объектов капитального строительства на земельном участке.

Административным ответчиком не приведено, иных оснований, по которым истцу отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.

Поскольку основания, по которым административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, признаны судом безосновательными, а суд не вправе подменять административный орган и в рамках судебного разбирательства устанавливать обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения административным ответчиком, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, удовлетворению подлежит и требование административного истца о повторном рассмотрении заявления Биржанова В.М. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отказе Биржанову Василию Мурзагазовичу в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, выраженное в письме от 29 июня 2018 года № 40101/12.4-21.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в полном объеме устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения, в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу, заявления Биржанова Василия Мурзагазовича от 30 мая 2018 года (вх. № 43166) о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Биржанова Василия Мурзагазовича судебные расходы в виде государственной пошлины, оплаченной истцом при подаче административного искового заявления, в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья И.В. Жданкина

Мотивированное решение изготовлено 20.08.2018 года.