ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-327/19 от 19.02.2018 Вологодского районного суда (Вологодская область)

№ 2а-327/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 февраля 2018 года г. Вологда

Вологодский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Гвоздевой Н.В.,

при секретаре Мосягиной К.Н.,

с участием административного истца ФИО1 и его представителя по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственной инспекции Гостехнадзора Вологодского района Вологодской области, Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Вологодской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче паспорта самоходной машины и регистрации самоходной машины и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции Гостехнадзора Вологодского района Вологодской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче паспорта самоходной машины и регистрации самоходной машины и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, мотивируя свои требования тем, что по договору купли-продажи от 9 февраля 2001 года он приобрел у ЗАО «<данные изъяты>» снегоход «Yamaha VK-540», который после приобретения в органах Гостехнадзора не регистрировался. В результате обращения в Государственную инспекцию Гостехнадзора Вологодского района ему было отказано в выдаче паспорта самоходной машины по причине невозможности определения органа, ответственного за выдачу паспорта самоходной машины, в связи с отсутствием сведений о дате ввоза указанного снегохода на территорию Российской Федерации. В регистрации снегохода было отказано ввиду отсутствия паспорта самоходной машины. Вместе с тем указанный снегоход был ввезен на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 года, то есть в период, когда паспорта самоходных машин выдавались органами гостехнадзора. Перечисленные обстоятельства лишают административного истца возможности пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему снегоходом.

Просит суд признать незаконным решение начальника территориального сектора, главного государственного инженера-инспектора гостехнадзора Вологодского района ФИО3 об отказе в выдаче паспорта самоходной машины на снегоход «Yamaha VK-540» и отказе в его регистрации, а также обязать Государственную инспекцию Гостехнадзора Вологодского района выдать паспорт самоходной машины и произвести регистрацию указанного снегохода.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 19 февраля 2019 года, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Вологодской области.

В судебном заявлении административный истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснили, что при покупке снегохода в феврале 2001 года паспорт самоходной машины не получил. До 1 сентября 2001 года данные паспорта выдавались органами гостехнадзора, а возможность их выдачи была обусловлена представлением любых правоустанавливающих и правоподтверждающих документов. Договор купли-продажи от 9 февраля 2001 года был исполнен сторонами в полном объеме, недействительным не признавался. Согласно налоговой декларации снегоход был ввезен на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 года.

Представитель административного ответчика – Управления Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве указал, что в регистрации снегохода административному истцу было отказано в связи с отсутствием паспорта самоходной машины, а в выдаче паспорта самоходной машины на указанный снегоход отказано в связи с отсутствием сведений о дате ввоза снегохода на территорию Российской Федерации, что не позволяет определить орган, ответственный за выдачу паспорта самоходной машины.

Представитель административного ответчика – Государственной инспекции Гостехнадзора Вологодского района Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений не представил.

Заслушав административного истца и его представителя, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

На основании ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Из материалов дела следует, что по договору купли-продажи № 09/02-01 от 9 февраля 2001 года, являющемуся одновременно актом приема-передачи имущества, ФИО1 приобрел у ЗАО «<данные изъяты>» снегоход марки «Yamaha VK-540», идентификационный номер 8АС-029953. ЗАО «Панавто» не ставил снегоход на регистрационный учет в инспекции Гостехнадзора.

Факт исполнения сторонами обязательств по указанному договору подтверждается материалами дела.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» самоходные машины подлежат регистрации в установленном порядке.

Согласно действующему законодательству регистрация транспорта имеет исключительно учетное значение и подтверждает факт наличия права собственности, которое возникает у приобретателя машин по договору с момента их передачи на основании п. 1 ст. 223 ГК РФ. Государственная регистрация транспортных средств производится с целью регистрации предметов сделок - самих транспортных средств для допуска их к дорожному движению и осуществлению технического учета транспортных средств на территории РФ (п. 3 ст. 15 ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 3 Постановления Правительства РФ N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ").

Порядок регистрации самоходных машин установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными Минсельхозпродом России 16 января 1995 года, в соответствии с которыми регистрация транспортного средства осуществляется при предъявлении правоустанавливающих документов и паспорта самоходной машины.

Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в РФ" с 1 сентября 1995 г. введены паспорта на тракторы и иные машины и установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Судом установлено, что после приобретения снегохода в 2001 году административный истец в соответствующие органы с целью его регистрации не обращался.

13 декабря 2018 года административный истец обратился в Государственную инспекцию Гостехнадзора Вологодского района Вологодской области с заявлением о регистрации указанного снегохода, приложив к заявлению договор купли-продажи от 9 февраля 2001 года с квитанцией об оплате и таможенную декларацию.

Решением начальника территориального сектора, главного государственного инженера-инспектора гостехнадзора Вологодского района ФИО3, изложенным в письме от 19 декабря 2018 года, в регистрации снегохода отказано в связи с отсутствием паспорта самоходной машины. В выдаче паспорта самоходной машины тем же решением отказано в связи с невозможностью определить орган, ответственный за выдачу паспорта самоходной машины, ввиду отсутствия сведений о дате ввоза снегохода на территорию Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15 мая 1995 года № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» установлено, что паспорта выдаются:

- предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 года, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 года;

- таможенными органами Российской Федерации - на самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 года, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 года;

- органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 года, и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 7 августа 2008 года, - при предъявлении их к регистрации.

Из представленных административным истцом документов (договор купли- продажи, таможенная декларация) следует, что спорный снегоход был ввезен на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 года, то есть в период, когда органами, ответственными за выдачу паспортов на самоходные машины на территории Российской Федерации, являлись органы гостехнадзора.

При указанных обстоятельствах приведенный в письме от 19 декабря 2018 года довод о невозможности определения органа, ответственного за выдачу паспорта самоходной машины, является несостоятельным.

Получение паспорта самоходной машины на снегоход у предприятия-изготовителя с учетом значительного периода времени, прошедшего с момента его выпуска, а также нахождения предприятия-изготовителя за пределами Российской Федерации является для административного истца затруднительным.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии у Государственной инспекции Гостехнадзора Вологодского района оснований для отказа в выдаче паспорта самоходной машины и, следовательно, оснований для отказа в регистрации снегохода по заявлению ФИО1

Учитывая, что иных оснований для отказа в регистрации снегохода, помимо отсутствия паспорта самоходной машины, в оспариваемом письме от 19 декабря 2018 года не приводится, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

признать отказ Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Вологодской области в лице Государственной инспекции Гостехнадзора Вологодского района Вологодской области от 19 декабря 2018 года в выдаче паспорта самоходной машины – снегохода «Yamaha VK-540», номер рамы - , номер двигателя - , <данные изъяты> года выпуска и в регистрации указанного снегохода, принадлежащего ФИО1, незаконным.

Обязать Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Вологодской области в лице Государственной инспекции Гостехнадзора Вологодского района Вологодской области выдать паспорт самоходной машины на снегоход «Yamaha VK-540», номер рамы - , номер двигателя - , <данные изъяты> года выпуска и зарегистрировать самоходную машину – снегоход «<данные изъяты>», номер рамы - , номер двигателя - , <данные изъяты> года выпуска, принадлежащий ФИО1.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись)

Копия верна.

Судья Н.В. Гвоздева

Мотивированное решение изготовлено 25.02.2019.