ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-327/2022УИД130001-01-2022-000456-98 от 15.09.2022 Ичалковского районного суда (Республика Мордовия)

Дело № 2а-327/2022 УИД 13RS0001-01-2022-000456-98

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Кемля 15 сентября 2022 г.

Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Малова М.И., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах государства и неопределенного круга лиц к администрации Берегово-Сыресевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на проведение работ по ликвидации очагов произрастания сорного растения борщевика Сосновского и о возложении обязанности организовать ликвидацию очагов произрастания сорного растения,

установил:

И.о. прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Исаев С.Н., действующий в защиту интересов государства и неопределенного круга, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Берегово-Сыресевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на проведение работ по ликвидации очагов произрастания сорного растения борщевика Сосновского и о возложении обязанности организовать ликвидацию очагов произрастания сорного растения.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Ичалковского района Республики Мордовия проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, земельного законодательства на территории Берегово-Сыресевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, в ходе которой выявлены нарушения. В ходе проверки установлено, что на территории Берегово-Сыресевского сельского поселения на земельном участке, расположенном примерно в 70 метрах от ограждения нежилого здания, находящегося по адресу по направлению на юго-восток, на общей площади 0,3 га произрастает растение – борщевик Сосновского, исключенный официальным бюллетенем ФГБУ «Госсорткомиссия» от 20.04.2012 №6 (176) из государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, как утратившего хозяйственную полезность, признанный ядовитым и включенный в «Отраслевой классификатор сорных растений». По сведениям официального сайта всероссийской общественной организации – Русского географического общества фототоксичность борщевика объясняется тем, что его сок содержит светочувствительные вещества из группы фуранокумаринов. Под действием ультрафиолетового излучения они переходят в активную форму, способную вызвать повреждения кожи. Попадание сока борщевика в глаза приведет к ожогу роговицы и, как следствие, к слепоте.

Решением Совета депутатов Берегово-Сыресевского сельского поселения от 27.08.2019 № 34 утверждены Правила благоустройства территории указанного сельского поселения (далее - Правила).

Пунктом 1.3 Правил предусмотрено, что благоустройством территории является комплекс мероприятий по содержанию территории, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Уборка территории представляет собой вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

Отсутствие надлежащего контроля со стороны администрации Берегово-Сыресевского сельского поселения за содержанием и уборкой земельных участков, не проведение агротехнических и профилактических мероприятий на территории сельского поселения, направленных на ликвидацию сорного ядовитого растения - борщевика Сосновского, привело к его бесконтрольному произрастанию на отдельных земельных участках указанного муниципального образования.

Произрастание борщевика на территории муниципального образования, в частности, вблизи жилых домов, водоема, мест отдыха создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также животным, растениям, почвам и окружающей среде.

Бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер, направленных на проведение работ по ликвидации произрастания очагов сорного растения борщевик Сосновского, нарушает законные интересы жителей Ичалковского района на охрану здоровья и санитарно- эпидемиологическое благополучие, что дает право прокурору в соответствии со ст. 39 КАС РФ обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 218, 219 КАС РФ, п. 3 ст. 35 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» административный истец просит: признать незаконным бездействие администрации Берегово-Сыресевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия по непринятию мер, направленных на проведение работ по ликвидации очагов произрастания сорного растения борщевика Сосновского на земельном участке, расположенном примерно в 70 метрах от ограждения нежилого здания, находящегося по адресу: по направлению на юго-восток, на общей площади 0,3 га; возложить на администрацию Берегово-Сыресевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия обязанность в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации очагов произрастания сорного растения борщевика Сосновского на земельном участке расположенном примерно в 70 метрах от ограждения нежилого здания, находящегося по адресу: Республика Мордовия, Ичалковский район, с. Ведянцы, ул. Романова, д. 2, по направлению на юго-восток, на общей площади 0,3 га.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Ичалковского районного суда Республики Мордовия в установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьей 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке.

Лица, участвующие в деле, будучи извещенными, в судебное заседание не явились, направили письменные ходатайства о рассмотрения дела в их отсутствие.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.

В силу части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.

Суд, исследовав письменные доказательства по делу, административный иск прокурора находит подлежащим удовлетворению.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Статьей 1 указанного Федерального закона установлено, что санитарно- эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В силу статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Из положения части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Муниципальный земельный контроль в силу требований статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется органами местного самоуправления.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (пункт 1 СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно положениям Устава Берегово-Сыресевского сельского поселения, к вопросам местного значения Берегово-Сыресевского сельского поселения, помимо прочих, относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Берегово-Сыресевского сельского поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Берегово-Сыресевского сельского поселения; утверждение правил благоустройства территории Берегово-Сыресевского сельского поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории Берегово-Сыресевского сельского поселения в соответствии с указанными правилами.

Решением Совета депутатов Берегово-Сыресевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия третьего созыва от 27.08.2019 г. № 34 утверждены Правила благоустройства территории указанного сельского поселения.

Согласно пункту 12.1 Правил благоустройства территории Берегово-Сыресевского сельского поселения организация работ по уборке и благоустройству территории Берегово-Сыресевского сельского поселения и ответственность за качество и своевременность выполненной работы возлагаются на администрацию Берегово-Сыресевского сельского поселения, собственников, арендаторов земельных участков, зданий и сооружений, собственников помещений в многоквартирных домах и лиц, осуществляющих по договору управления (эксплуатацию) многоквартирными домами, собственников жилых домов индивидуальной застройки.

Из акта осмотра от 08.08.2022 г. и фототаблиц усматривается, что 08.08.2022 г. помощником прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Буренковой О.П. в период времени с 14 час. 00 мин. до 16 час. 30 мин. совместно с участковым уполномоченным полиции ММО МВД России «Ичалковский» ФИО6 в присутствии и.о. главы администрации Берегово-Сыресевского сельского поселения Борисова В.Т. проведен осмотр земельного участка, расположенного примерно в 70 метрах от ограждения нежилого здания, находящегося по адресу: по направлению на юго-восток. Категория земельного участка-земли населенных пунктов.

В ходе осмотра на территории Берегово-Сыресевского сельского поселения на земельном участке, расположенном примерно в 70 метрах от ограждения нежилого здания, находящегося по адресу: по направлению на юго-восток, на общей площади 0,3 га выявлено произрастание растения – борщевик Сосновского, исключенного Официальным бюллетенем ФГБУ «Госсорткомиссия» от 20.04.2012 №6 (176) из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, как утратившего хозяйственную полезность, признанный ядовитым и включенный в «Отраслевой классификатор сорных растений». Произрастание борщевика на территории муниципального образования создает угрозу жизни и здоровья граждан, а также животным, растениям, почвам и окружающей среде. Земельный участок относится к категории – земли населенных пунктов, расположен на территории Берегово-Сыресевского сельского поселения и на данный земельный участок распространяют свое действия правила благоустройства Берегово-Сыресевского сельского поселения Ичалковского муниципального района.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.04.2012 нежилое здание – здание школы, находящегося по адресу: находится на праве собственности Ичалковского муниципального района Республики Мордовия. Из фотоматериала видно, что растение - борщевик Сосновского произрастает на земельном участке за ограждаемой территорией.

Статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Представитель административного ответчика иск признал, о чем указал в письменном заявлении от 15.09.2022, доказательства о принятии мер по ликвидации очагов произрастания сорного растения борщевика Сосновского на земельном участке, находящегося в границах Берегово-Сыресевского сельского поселения, на дату рассмотрения дела не представлены.

С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что неисполнение администрацией Берегово-Сыресевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия требований природоохранного законодательства в области обращения с очагами произрастания сорного растения ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в связи с чем, требования прокурора Ичалковского района Республики Мордовия являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах государства и неопределенного круга лиц к администрации Берегово-Сыресевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Берегово-Сыресевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия по непринятию мер, направленных на проведение работ по ликвидации очагов произрастания сорного растения борщевика Сосновского на земельном участке, расположенном примерно в 70 метрах от ограждения нежилого здания, находящегося по адресу: по направлению на юго-восток, на общей площади 0,3 га.

Возложить на администрацию Берегово-Сыресевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия обязанность в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации очагов произрастания сорного растения борщевика Сосновского на земельном участке расположенном примерно в 70 метрах от ограждения нежилого здания, находящегося по адресу: по направлению на юго-восток, на общей площади 0,3 га.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Ичалковского районного

Суда Республики Мордовия М.И. Малов