Дело № 2а-3280/2021 (УИД 37RS0022-01-2021-003910-35)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2021 года г. Иваново
Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи: Каманиной Н.П.,
при секретаре: Кокленковой А.И.,
с участием:
административного истца ФИО1,
представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г.Иванова о признании незаконным решения
у с т а н о в и л :
ФИО1 (далее по тексту – административный истец) обратилась в суд с административным иском к Администрации г.Иваново (далее – административный ответчик) о признании незаконными решения.
В обоснование требований указано, что решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Иваново от 05.07.2012 г. семья ФИО1 была включена в список граждан-участников подпрограммы «Государственная и муниципальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» долгосрочной целевой программы г.Иваново «Жилище» на 2011-2015 годы. Кроме того, решением подкомиссии УФСИН России по Ивановской области от 04.02.2014 г. №ФИО1 была направлена на комиссию ФСИН России для рассмотрения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Решением комиссии ФСИН России от 22.03.2016 г. ФИО1, была принята на данный учет, на основании приказа ФСИН России №№ от 25.10.2018 г. ей была предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения и строительства жилья в размере 2407361,99 руб. На полученные денежные средства, на основании договора купли-продажи, ФИО1 приобрела квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В рамках рассмотрения гражданского дела Фрунзенским районным судом г.Иваново по иску ФСИН России к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения, Администрацией г.Иваново, являющейся по делу третьим лицом, была предоставлена информация о том, что ФИО1 получила от администрации г.Иваново субсидию в общем размере 525708 руб. Решением Фрунзенского районного суда г.Иваново от 18.03.2020 г. исковые требования ФСИН России удовлетворены, с ФИО1 взыскано неосновательное обогащение в размере 2407361,99 руб. При этом на момент рассмотрения спора, в т.ч. рассмотрения судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы ФИО1 на решение суда от 18.03.2020 г. суд руководствовался тем, что договор долевого участия в строительстве, заключенный ФИО1 с ООО «Верамарк» не был расторгнут, на основании заявления ФИО1 ее требования о передаче жилого помещения включены в реестр требований участников строительства объектов капитального строительства, информация передана в Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства для принятия дальнейшего решения о действиях в отношении объекта капитального строительства по адресу: <адрес>. Однако после вступления в законную силу решения Фрунзенского районного суда г.Иваново от 18.03.2020 г. ФИО1 утратила свои права как участник долевого строительства, в связи с чем Администрации г.Иваново были возвращены денежные средства, равные размеру выделенной субсидии. Денежные средства возвращены ФИО1 Администрации г.Иваново за счет денежных средств, полученных ей от ООО Специализированный застройщик «Инвестиционная компания «Феникс» на основании договора уступки права требования (цессии) по договору № участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома от 16.04.2015 г., дополнительного соглашения № от 26.03.2021 г. ФИО1 обратилась в Администрацию г.Иваново по вопросу отмены постановления администрации г.Иваново от 05.07.2012 г. №1609, постановления администрации г.Иваново от 24.12.2015 г., решения комиссии по жилищным вопросам администрации г.Иваново от 05.07.2012 г., решения комиссии по жилищным вопросам администрации г.Иваново от 24.12.2015 г. ввиду возврата субсидии, выданной ей в рамках реализации подпрограммы «Государственная и муниципальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» специальной подпрограммы «Жилище» муниципальной подпрограммы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения города», и как следствие, возвращение в первоначальное положение, указывающее на не реализацию ей права на меру социальной поддержки. Ответом Администрации г.Иваново ФИО1 отказано в отмене указанных постановлений. Данный ответ ФИО1 считает незаконным, в связи с чем, обратилась в суд с настоящим административным иском.
Административным истцом в учетом уточнений исковых требований в порядке ст.46 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) заявлены требования признать незаконным отказ Администрации г.Иваново в признании утратившими силу постановления Администрации г.Иваново от 05 июля 2012 г. №1609, утвердившего протокол № комиссии по жилищным спорам Администрации г.Иваново от 05 июля 2012 г. в части решений, принятых в отношении семьи ФИО1 и постановление Администрации г.Иваново от 24 декабря 2015 г.№2632, утвердившее протокол № комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Иваново от 24 декабря 2015 г., в части решений, принятых в отношении семьи ФИО1 изложенный в ответе «О предоставлении информации» от 03.06.2021 г. на обращение ФИО1 от 18.05.2021 г.
Определением Фрунзенского районного суда г.Иваново от 19.10.2021 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена начальник Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации г.Иванова Ч.Е.С., а также П.А.Е., ФИО1, в лице их законного представителя ФИО1
В ходе судебного заседания административный истец и ее законный представитель ФИО2 административное исковое заявление поддержали в полном объеме по изложенным в нем доводам.
Присутствовавшая в судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3 полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку по стороны Администрации г.Иванова нарушений положений действующего законодательства РФ не допущено, равно как и не допущено нарушения прав и законных интересов административного истца. Пояснила, что факт возврата ФИО1 денежных средств Администрацией г.Иванова не оспаривается, однако оснований для отмены указанных административным истцом решений и постановлений не имеется. Полагала также, что административным истцом пропущен установленный срок для обращения в суд с настоящим административным иском.
Заинтересованное лицо начальник Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации г.Иванова Ч.Е.С., извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в судебном заседании не участвовала, на своем участии в деле не настаивала, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Исследовав материалы административного дела, выслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Порядок рассмотрения обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления регламентирован положениями федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Так в силу ч.1 ст.12 федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (ст.10 федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Судом установлено, что 18.05.2021 г. ФИО1 обратилась в Администрацию г.Иванова с просьбой признать утратившими силу решения комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Иванова от 05.07.2012 г. и утверждающее его постановление Администрации г.Иваново от 05.07.2012 г. №1609, в части исключения ее семьи из списков молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» а городе Иваново на 2006-2010 годы, входящей в состав целевой программы «Жилище» города Иваново на 2003-2010 годы, «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы города Иванова «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату по городскому округу Иваново, и включения в список граждан-участников подпрограммы «Государственная и муниципальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» долгосрочной целевой программы города Иваново «Жилище» на 2011-2015 годы; расторгнуть соглашение № от 10.06.2015 г., заключенное между Администрацией г.Иваново и ФИО1, о предоставлении субсидии на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту) в сумме 420566 руб.; признать утратившим силу решение комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Иванова от 24.12.2015 г. и утверждающее его постановление Администрации г.Иваново от 24.12.2015 г. №, в части включения семьи ФИО1 в список семей получателей дополнительной субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту, привлеченному в целях приобретения жилого помещения на основании договора участия в долевом строительстве или договора уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, в рамках мероприятия «Государственная и муниципальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» специальной подпрограммы «Жилище» муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения города».
Данное обращение поступило в Администрацию г.Иванова 21,05.2021 г. и передано для рассмотрения и направления ответа заявителю в Управление жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации г.Иваново.
Ответом № от 03.06.2021 г. Администрацией г.Иваново отказано ФИО1 в признании утратившими силу постановлений Администрации г.Иванова от 05.07.2012 г. №1609, №2632 от 24.12.2015 г. ввиду отсутствия правовых оснований. В части расторжения соглашения № от 10.06.2015 г. указано на возможность расторжения данного соглашения, для чего необходимо обраться к специалистам управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации г.Иванова.
Данный ответ направлен Администрацией г.Иваново в адрес ФИО1 посредством электронной почты, получен ФИО1 04.06.2021 г., что административным истцом в ходе судебного заседания не оспаривалось.
Оценивая доводы административного истца, послужившие основанием для обращения в суд с настоящим административным иском о признании незаконным решения Администрации г.Иваново, выраженное в ответе на обращение № от 03.06.2021 г., суд полагает их не состоятельными в силу следующего.
В ходе судебного заседания установлено, что решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Иванова от 05.07.2012 г. (протокол №, утвержденный постановлением Администрации г.Иванова от 05.07.2012 г. №1609) семья ФИО1 исключена из списков молодых семей – участников подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей» в городе Иванове на 2006-2010 г., входящей в состав целевой программы «Жилище» города Иваново на 2003-2010 годы, «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы города Иванова на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату по городскому округу Иваново, и включена в список граждан - участников подпрограммы «Государственная и муниципальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» долгосрочной целевой программы города Иванова «Жилище» на 2011-2015 годы.
Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Иванова от 24.12.2015 г. (протокол №, утвержденный постановлением Администрации г.Иванова от 24.12.2015 г. №2632), семья ФИО1 была включена в список семей получателей дополнительной субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (в том числе рефинансированному), привлеченному в целях приобретения жилого помещения на основании договора участия в долевом строительстве или договора уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, в рамках мероприятия «Государственная и муниципальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования специальной подпрограммы «Жилище» муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения города».
02.07.2015 г. семье ФИО1 Администрацией г.Иванова было выдано свидетельство серии №№ на сумму 420566,40 руб.
Данная субсидия была перечислена 17.07.2015 г. на основании документов, представленных ОАО «Сбербанк России» в составе заявки на перечисление средств субсидии, в том числе договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого <адрес> от 16.04.2015 г., заключенного между ООО «Верамарк» и ФИО1
Кроме того, на основании Порядка предоставления гражданам дополнительной субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (в том числе рефинансированному), привлеченному в целях приобретения жилого помещения на основании договора участия в долевом строительстве или договора уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, утвержденного постановлением Администрации г.Иванова №282 от 13.02.2014 г., семье ФИО1 была предоставлена дополнительная субсидия в размере 105141,60 руб.
Указанные решения комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Иванова, постановления Администрации г.Иванова были приняты на основании действующих на момент их принятия постановления Правительства Ивановской области от 06.10.2010 N 354-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы Ивановской области "Жилище" на 2011 - 2015 годы", постановления Правительства Ивановской области от 30.03.2011 N 82-п "Об утверждении подпрограммы "Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования" долгосрочной целевой программы Ивановской области "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
В ходе судебного заседания административным истцом не оспаривалось, что указанные решения комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Иванова, утвержденные постановлениями Администрации г.Иванова были исполнены, семье ФИО1 была оказана мера социальной поддержки.
То обстоятельство, что в дальнейшем ФИО1 были возвращены денежные средства, полученные от Администрации г.Иваново в качестве меры социальной поддержки, не является основанием для признания утратившими силу постановления Администрации г.Иваново от 05 июля 2012 г. №1609, утвердившего протокол № комиссии по жилищным спорам Администрации г.Иваново от 05 июля 2012 г. в части решений, принятых в отношении семьи ФИО1 и постановления Администрации г.Иваново от 24 декабря 2015 г.№2632, утвердившее протокол № комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Иваново от 24 декабря 2015 г., в части решений, принятых в отношении семьи ФИО1, поскольку в силу целевого характера меры социальной поддержки, ФИО1, как получатель указанной меры, обязана была произвести возврат данных денежных средств в связи с тем, что не произвела улучшение жилищных условий своей семьи за счет данных денежных средств.
Фактически требования административного истца направлены на восстановление ее прав по получению и использованию меры социальной поддержки на улучшение жилищных условий, в то время как в силу ст.3 КАС РФ задачами административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Нарушений прав административного истца со стороны административного ответчика в ходе судебного заседания установлено не было.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных административных исковых требований по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названныхусловийрешения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
На основании изложенного, поскольку при рассмотрении настоящего административного дела судом не была установлена необходимая совокупность вышеуказанных условий, оснований для удовлетворения административного искового заявления, у суда не имеется.
При этом доводы административного ответчика о том, что административным истцом нарушен срок, установленный ч.1 ст.219 КАС РФ для обращения в суд с настоящим административным иском, суд полагает не состоятельным.
В силу ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что ответ Администрации г.Иваново от 03.06.2021 г. № на обращение ФИО1 от 18.05.2021 г. направлен административным ответчиком посредством электронной почты 04.06.2021 г.
ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным иском 03.09.2021 г., что следует из почтового штемпеля об отправлении корреспонденции, т.е. в пределах срока, установленного ч.1 ст.219 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации г.Иванова о признании незаконным решения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Н.П. Каманина
Решение изготовлено в окончательной форме 23 декабря 2021 года.