ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3281/2016 от 09.12.2016 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-3281/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 декабря 2016 года город Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе: председательствующего - судьи Костевской И.Д.,

при секретаре Лоибер М.В.,

с участием: представителя административного ответчика Мучкаевой И.М., действующей по доверенности ДД.ММ.ГГГГ г., сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ г., и документа о высшем профессиональном образовании – диплом ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению товарищества собственников жилья «Краснодарский, 19А» к Управлению регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края о признании незаконным в части акт проверки и предписание от ДД.ММ.ГГГГ.,

установил:

Административный истец ТСЖ «Краснодарский, 19А» обратился в суд с названным административным иском, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ. административным ответчиком после проведения внеплановой проверки был выдан ТСЖ «Краснодарский, 19А» акт проверки № и предписание № . Административный истец не согласен с данными документами в части начисления платы за услугу «Регистрация и снятие с регистрационного учета граждан по месту жительства» (п.3 предписания обязывает произвести перерасчет по данной услуге). Регистрация граждан по месту жительства не регулируется жилищным законодательством и в частности ч.ч.2, 3 ст.137 Жилищного кодекса РФ. В соответствии с п.29 постановления Правительства РФ от 13.08.2006г. , в содержании жилого помещения отсутствует регистрационный учет граждан. Соответственно, ссылка административного ответчика на то, что расходы на регистрационный учет граждан должны быть отражены в смете доходов и расходов, не состоятельна. Административный ответчик ошибочно полагает, что вопрос регистрационного учета лежит в области компетенции членов ТСЖ, а не собственников. Между тем, только собственник жилого помещения обязан в силу закона (ст.3 Закона РФ от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации») регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства, а также давать согласие на такую регистрацию в своем помещении родственников и других третьих лиц. А так как не каждый собственник является членом ТСЖ, то в компетенцию общего собрания собственников входит принятие решения о заключении договора с организацией, выполняющей функции паспортно-учетной работы. По смыслу ч.1 ст.44, ч.ч.1, 1.2 ст.161 Жилищного кодекса РФ, объем услуг, связанных с управлением многоквартирным домом, достаточных для обеспечения условий, предусмотренных ч.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ, помимо обязательного минимального перечня определенного Правительством РФ, устанавливается самими собственниками помещений многоквартирного дома. В соответствии с ч.5 ст.46 Жилищного кодекса РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. ДД.ММ.ГГГГ. общим собранием собственников помещений в многоквартирном <адрес> было принято решение, оформленное протоколом , заключить договор с МУП РКЦ. Согласно утвержденному протоколу, собственники (члены ТСЖ) решили передать функции паспортно-учетного контроля МУП РКЦ, о чем на момент проведения собрания и была утверждена сумма <данные изъяты> руб./человек. То есть, на момент заключения договора и проведения собрания услуга МУП РКЦ была <данные изъяты>./человек. Таким образом, собственники жилых помещений определили и возложили обязанность на МУП РКЦ по выполнению, по сути, государственно функции обеспечения необходимых условий для реализации граждан Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом по регистрационному учету. Довод лица, проводившего проверку о том, что не предоставлено основание для оплаты услуги РКЦ, не верен. Основанием для оплаты является договор на предоставление услуг по оформлению документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета граждан по месту жительства и месту пребывания. Стоимость меняется в одностороннем порядке с даты вступления в силу постановления Мэра г.Хабаровска, которым утверждаются тарифы МУП РКЦ по оказанию подобных услуг. Следовательно, применение тарифов, утвержденных постановлением Мэра г.Хабаровска для МУП РКЦ, со стороны ТСЖ по договору с МУП РКЦ законно и обосновано и не требует ежегодного дополнительного утверждения на общем собрании членов ТСЖ, как указал контролирующий орган. Таким образом, договор МУП РКЦ носит длительный характер, такой же характер как и договор энергоснабжения, и ТСЖ не может повлиять на ценообразование таких услуг в данной сфере. Так, письмом от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об организации паспортно-учетной работы», утвержденным Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, предусмотрено, что передача функций паспортно-учетной работы по выполнению задач совершенствования системы оплаты и сбора платежей населения за жилье и коммунальные услуги информационно-расчетным центрам и расчетно-кассовым центрам производится на договорной основе с хозяйственными обществами или государственными и муниципальными организациями, предприятиями, учреждениями, управляющими жилищным фондом, а при их отсутствии – с местной администрацией. В виду изложенного, с согласия собственников между ТСЖ и МУП РКЦ был заключен договор, связанный с решением вопроса регистрационного учета граждан.

ДД.ММ.ГГГГ. административным ответчиком были рассмотрены возражения ТСЖ «Краснодарский, 19А» на акт проверки и предписание, нарушения не обнаружены.

В виду изложенного, просит признать незаконным акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в отношении ТСЖ «Краснодарский, 19А» в части правомерности взимания платы за «Услуги паспортного стола и ведение регистрационного учета граждан»; признать незаконным п.3 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ. Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в отношении ТСЖ «Краснодарский, 19А» в части правомерности взимания платы за «Услуги паспортного стола и ведение регистрационного учета граждан».

Административный ответчик представил отзыв, в котором указал, что решением собрания собственников, оформленное протоколом, утверждена смета расходов и доходов, из которой следует, что в состав затрат на техническое обслуживание входит стоимость услуг «РКЦ» (прописка) в размере <данные изъяты> руб./чел. Однако собственникам <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ. предъявлена к оплате стоимость услуг по ведению регистрационного учета (прописка) в размере <данные изъяты> руб./чел., а с ДД.ММ.ГГГГ. за эту же услугу предъявлена плата в размере <данные изъяты>./чел., что превышает установленный сметой расходов и доходов. Документального обоснования выставления завышенной платы ТСЖ при проведении проверки не представлено. Кроме этого, ссылаясь на АПК РФ, указывает, что оспариваемое предписание подлежит рассмотрению в рамках гл.24 АПК РФ, а не гл.22 КАС РФ.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, причину неявки суду не сообщил. Суд считает возможным рассмотрение дела без его участия.

В судебном заседании представитель административного ответчика Мучкаева И.М. доводы изложенные в письменном отзыве поддержала, просит в удовлетворении иска отказать.

Заслушав пояснения представителя административного ответчика Мучкаевой И.М., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-р «О проведении внеплановой документарной проверки ТСЖ «Краснодарский, 19А», в период ДД.ММ.ГГГГ. была проведена внеплановая документарная проверка с целью осуществления регионального государственного жилищного надзора по обращению гражданина, зарегистрированному за номером от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проведения проверки был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ. № и вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ. № по устранению выявленных в акте проверки нарушений, в том числе в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ТСЖ «Краснодарский 19а» необходимо устранить выявленные нарушения в части начисления платы за «Услуги паспортного стола и ведение регистрационного учета граждан» путем проведения расчетов за период с ДД.ММ.ГГГГ. включительно на основании размера платы, утвержденного членами ТСЖ «Краснодарский 19а», согласно представленной в рамках проверки сметы.

В ходе проведения проверки, в числе прочих вопросов, управлением исследовался вопрос о правомерности предъявления к оплате начислений за услугу «Регистрация и снятие с регистрационного учета граждан по месту жительства». Проверкой установлено, что согласно подп.2 п.2 протокола членами ТСЖ «Краснодарский 19а» утверждена смета доходов и расходов ТСЖ. Согласно представленной смете расходов на техническое обслуживание ТСЖ «Краснодарский 19а» в числе прочих включена статья затрат «Услуги РКЦ (прописка) в размере <данные изъяты>. В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.137 Жилищного кодекса РФ ТСЖ вправе определять смету доходов и расходов на год, в т.ч., необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы, а также расходы на другие установленные ЖК РФ и Уставом товарищества цели. Вместе с тем, согласно представленным ТСЖ «Краснодарский 19а» платежным документам, собственнику жилого помещения по <адрес>, в период ДД.ММ.ГГГГ. предъявлен к оплате размер <данные изъяты> руб./человек. В период с ДД.ММ.ГГГГ. собственнику жилого помещения по <адрес>, в период ДД.ММ.ГГГГ. предъявлен к оплате размер <данные изъяты>./человек. Сведений и документов, подтверждающих правомерность взимания платы за «Услуги паспортного стола и ведение регистрационного учета граждан» в размере <данные изъяты> руб./человека и <данные изъяты>./человека в рамках проводимой проверки не представлено.

Согласно Уставу, утвержденному общим собранием собственников, помещений в многоквартирном доме по <адрес>, протокол от ДД.ММ.ГГГГ., ТСЖ «Краснодарский 19А» является объединением собственников помещений в многоквартирных домах, созданное для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес> в целях обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирных домах в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ и иными законодательными актами РФ, регулирующими гражданские и жилищные правоотношения (п.1.1).

В соответствии с п.1.10 Устава, товарищество представляет законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме в договорных отношениях с управляющей, ресурсоснабжающими, обслуживающими и прочими организациями, в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также в суде.

ДД.ММ.ГГГГ. общим собранием членов ТСЖ «Краснодарский 19а» и собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, оформленным протоколом , были утверждены годовой план содержания и ремонта общего имущества в МКД на ДД.ММ.ГГГГ. и смета расходов на техническое обслуживание на ДД.ММ.ГГГГ., согласно которым в план был включен пункт о заключении договора с МУП г.Хабаровска РКЦ на ведение работы паспортного стола, месячная оплата услуги которого по ставке <данные изъяты> руб./кв.м. в месяц составила <данные изъяты> руб., годовая плата – <данные изъяты> руб.

В виду достигнутого соглашения, ДД.ММ.ГГГГ. ТСЖ «Краснодарский 19а» и МУП г.Хабаровска «Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей» заключили договор -р/у-Т на предоставление услуг по оформлению документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета граждан по месту жительства и месту пребывания.

Согласно сообщению МУП г.Хабаровска, направленному в адрес ТСЖ «Краснодарский,19А» ДД.ММ.ГГГГ за , с ДД.ММ.ГГГГ утвержденная стоимость услуг МУП г.Хабаровска «РКЦ» по оформлению документов для ведения регистрационного учета граждан по месту жительства и по месту пребывания по договорам с ТСЖ, ЖСК, управляющими организациями будет составлять <данные изъяты> руб. на 1 чело. В месяц (без НДС); <данные изъяты> руб. на 1 чел. В месяц (с НДС).

В силу ст.44 Жилищного кодекса РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В соответствии со ст.46 Жилищного кодекса РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Как установлено судом, на основании решения общего собрания членов ТСЖ «Краснодарский 19а» и собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: пер.Краснодарский, <адрес>, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ., был согласован размер платы за услугу по регистрации по месту жительства и пребывания, оказываемую РКЦ. Между ТСЖ «Краснодарский 19а» и МУП г.Хабаровска «РКЦ» был заключен соответствующий договор, на основании которого взималась с проживающих в этом доме собственников плата за услугу по оформлению документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета граждан по месту жительства и месту пребывания.

Вместе с тем, размер платы за регистрацию и снятие с регистрационного учета граждан по месту жительства и пребывания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был определен между ТСЖ «Краснодарский 19А» и МУП г.Хабаровска «РКЦ» в размере <данные изъяты> руб. (с НДС) с чел., с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. (с НДС) с чел.

В ходе проверки было установлено и материалами дела (квитанциями на оплату) подтверждается, что фактически в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ собственникам ТСЖ «Краснодарский 19А» выставлялись к оплате суммы за регистрацию и снятие с регистрационного учета в размере <данные изъяты> руб., что нельзя признать законным, поскольку плата за данную услугу в таком размере не соответствовала установленному договором тарифу.

Вместе с тем, факт нарушения ТСЖ «Краснодарский 19А» при начислении платы за данную услугу в период с ДД.ММ.ГГГГ не нашел своего подтверждения, поскольку согласно квитанциям об оплате сумма, выставляемая к оплате собственникам ТСЖ «Краснодарский 19А» в указанный период времени соответствовала установленному тарифу, а именно, составляла <данные изъяты> руб. с чел., а не как это было указано в акте проверки и оспариваемом предписании - <данные изъяты> руб.

Соответственно, предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. в указанной части и акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. являются незаконными и подлежат отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

решил:

Административный иск товарищества собственников жилья «Краснодарский, 19А» удовлетворить частично.

Признать незаконными и подлежащими отмене акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. и предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. в части указания на незаконность начисления и взимания платы за «Услуги паспортного стола и ведение регистрационного учета граждан» ТСЖ «Краснодарский 19А» за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. с человека и возложения обязанности на ТСЖ «Краснодарский 19А» устранить указанное нарушение.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Обеспечительные меры в виде приостановления исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного заместителем начальника Хабаровского отдела Управления регионального контроля и лицензирования <адрес>ФИО4, принятые на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ, отменить по вступлению настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09 декабря 2016г.

Председательствующий судья: /подпись/

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна: Судья И.Д.Костевская

<данные изъяты>

<данные изъяты>