Дело № 2а-3284/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 декабря 2020 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при помощнике судьи Ушениной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Купцова ФИО7 к администрации городского округа «Город Калининград», комитету развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести капитальный ремонт полотна проезжей части и строительство дороги,
У С Т А Н О В И Л:
Купцов Д.П. обратился в суд с вышеназванным административным иском к ответчику указав, что является собственником жилого дома с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: < адрес >. Подъезд и проход к месту жительства и к СНТ «Победа» осуществляется со стороны ул. < адрес >, а также со стороны ул. < адрес >. Участки дорог названных улиц, по которым осуществляется подъезд на территорию СНТ, имеют многочисленные повреждения дорожного покрытия, представляют опасность для всех участников дорожного движения и для технического состояния транспортных средств, в том числе, для истца, который вынужден пользоваться такими дорогами. Дороги представляют собой грунтовое покрытие с добавлением инертных материалов, по покрытию наблюдаются выбоины и неровности. Для приведения в надлежащее состояние покрытия названных улиц требуется строительство проезжей части, тротуаров, инженерных коммуникаций. Неоднократные обращения в администрацию городского округа «Город Калининград» результата не дали. По сообщению администрации муниципальной программой «Развитие дорожно-транспортного комплекса ГО «Город Калининград» на 2020-2022 годы капитальные вложения на реализацию данного объекта не предусмотрены. На основании изложенного, ссылаясь на ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ». ГОСТы Р50597-2017, Р52766-2007, просит признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Калининград», выраженное в неисполнении предусмотренной законом обязанности по обеспечению надлежащего содержания и благоустройства дороги местного значения на участке ул. Большая Окружная 3-я на участке от ул. < адрес >, обязать администрацию городского округа «Город Калининград» устранить допущенные нарушения и осуществить строительство проезжей части, тротуаров, инженерных коммуникаций в рамках муниципальной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса городского округа «Город Калининград», согласно проектной документации, разработанной в период 2014 года по объекту «Строительство транспортного узла в границах улиц < адрес >< адрес > (1 этап) и на основании заключения ГАУ КО «ЦПЭ» от 02.12.2014 № №. Установить срок для исполнения решения 6 месяцев.
В дальнейшем, в связи с уточнением административным истцом исковых требований в части круга ответчиков, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Комитет развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации городского округа «Город Калининград», к которому Купцов Д.П. предъявил аналогичные исковые требования.
Административный истец Купцов Д.П. и его представители в судебное заседание после объявленного перерыва не явились по неизвестной причине, с ходатайствами не обращались, об отложении судебного заседания не просили.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Калининград» Кирьякова Е.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
В материалах дела имеется письменный отзыв представителя администрации, в котором указано, что постановлением администрации ГО «Город Калининград» от 08.05.2015 № 748 утвержден порядок отбора объектов улично-дорожной сети при формировании ведомственной целевой программы «Капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог общего пользования городского округа «Город Калининград». Программа формируется на три последующих года. Отбор объектов при формировании Программы осуществляется по определенным критериям. Порядок отнесения объекта к виду работ, требуемых для приведения его в транспортно-эксплуатационное состояние, осуществляется в соответствии с Приказом от 16.11.2012 № 402. Оценка транспортно-эксплуатационного состояния объекта производится на основании данных технического учета и паспортизации улиц. Технический учет и паспортизация осуществляется муниципальным учреждением, в безвозмездном пользовании которого находятся объекты. Меры по содержанию дорог местного значения, в том числе, путем организации капитального ремонта, однако порядок и очередность определяется самим органом местного самоуправления. Для решения указанных задач из средств бюджета городского округа решениями городского Совета депутатов финансируется программа «Развитие дорожно-транспортного комплекса городского округа «Город Калининград». В целях поддержания в надлежащем техническом состоянии и восстановления транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования заключен муниципальный контракт. В 2014 году за счет городского бюджета разработана проектная и сметная документация по объекту «Строительство транспортного узла в границах улиц < адрес > (1 этап) и на основании заключения ГАУ КО «ЦПЭ» от 02.12.2014 № 39-1-5-0229-14, которым предусмотрено устройство дорожного покрытия, пешеходных дорожек, наружного освещения, ливневой канализации. Однако проект не реализован ввиду недостаточного финансирования. В настоящее время проект неактуален и требует доработки и корректировки, в соответствии с актуальной редакцией Генерального плана города. Строительство (реконструкция) объектов улично-дорожной сети в границах городского округа «Город Калининград» выполняется в соответствии с картой развития городских магистралей и улично-дорожной сети Генерального плана города в рамках муниципальной программы, сформированной на 2021-2022 годы в пределах выделенного финансирования. В настоящее время в муниципальную программу мероприятие по подготовке документации по планировке территории не включено и финансированием не обеспечено. Администрация принимает возможные меры по организации дорожного движения в части содержания дорог путем их обустройства и приведения в надлежащее состояние. Так, ежегодно выполняются работы по профилировке, предусмотренные планом ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования городского округа «Город Калининград», которые выполнены во втором квартале 2020 года.
Представитель комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации городского округа «Город Калининград» по доверенности – Щербакова Е.С. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать, по основаниям, аналогичным доводам представителя администрации.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав представленные суду доказательства и оценив их в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами дела подтверждается, что Купцов Д.П. является собственником жилого дома с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: < адрес >
На коллективное обращение жителей территории СНТ «Победа» о неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия по ул. < адрес > Комитетом развития дорожно-транспортной инфраструктуры 16.01.2020 был дан ответ, что для приведения в надлежащее состояние покрытия, имеющего ряд дефектов, требуется строительство проезжей части, тротуаров, инженерных коммуникаций. Проектная документация в рамках муниципальной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса городского округа «Город Калининград» разработана в 2014 году, однако программой «Развитие дорожно-транспортного комплекса городского округа «Город Калининград» на 2020-2022 годы капитальные вложения на реализацию данного объекта не предусмотрены. Содержание (профилировка) осуществляется в соответствии с предусмотренным планом ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования.
Аналогичные ответы были даны Комитетом развития дорожно-транспортной инфраструктуры на обращения Купцова Д.П. 04.02.2020, 05.02.2020, а также администрацией городского округа «Город Калининград» 17.03.2020.
Из материалов дела следует, что участок дороги по ул. < адрес > находится в неудовлетворительном состоянии, имеет дефекты дорожного покрытия, выбоины. Покрытие грунтовое с добавлением инертных материалов (асфальтобетонная крошка), требуется капитальное строительство проезжей части.
В соответствии с подп. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также подп. 5 ч. 1 ст. 3 Устава городского округа «Город Калининград», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Статьей 21 и п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
По смыслу приведенных выше норм материального права элементы обустройства дорог должны соответствовать утвержденному проекту организации дорожного движения.
В 2014 году за счет городского бюджета разработана проектная и сметная документация по объекту «Строительство транспортного узла в границах улиц < адрес > (1 этап) и на основании заключения ГАУ КО «ЦПЭ» от 02.12.2014 № №, которым предусмотрено устройство дорожного покрытия, пешеходных дорожек, наружного освещения, ливневой канализации и других объектов дорожной инфраструктуры. До настоящего времени проект не реализован, в связи с отсутствием достаточного финансирования. В настоящее время проект требует доработки и корректировки, в соответствии с актуализированным Генеральным планом города.
Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 08.05.2015 № 748 в целях осуществления дорожной деятельности на территории городского округа «Город Калининград» утвержден Порядок отбора объектов улично-дорожной сети при формировании ведомственной целевой программы «Капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог общего пользования городского округа «Город Калининград».
Такой Порядок определяет последовательность и критерии отбора дорог и дорожных сооружений при планировании структурными подразделениями администрации городского округа «Город Калининград» мероприятий по осуществлению дорожной деятельности на территории городского округа.
Отбор объектов, в соответствии с п. 3.2 Порядка, осуществляется с учетом таких критериев, как транспортно-эксплуатационное состояние объекта, категория АД (улицы согласно Генеральному плану города), объем выделенных бюджетных ассигнований на виды работ.
Кроме того, решение об осуществлении капитальных вложений в объекты инженерной инфраструктуры, являющиеся муниципальной собственностью, принимаются в порядке, установленном постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 09.06.2014 № 872, исходя из приоритетов и целей развития муниципального образования, стратегии социально-экономического развития городского округа, документов территориального планирования, оценки эффективности использования средств, а также, принимая во внимание, законодательно установленные ограничения финансовых ресурсов
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст. 9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
Статьей 28 Бюджетного кодекса РФ определено, что бюджетная система Российской Федерации основана, в частности, на принципе самостоятельности бюджетов, т.е. права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются возможностью самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Деятельность органа местного самоуправления по обеспечению муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которому выполнение работ для муниципальных нужд предполагает их планирование (ст. 16), обоснование (ст. 18), нормирование (ст.19), определение исполнителя конкурентным способом (ст. 24), оценку заявок и предложений участников закупки (ст. 32), заключение контракта (ст. 34), определение исполнителя работы (ст.ст. 48-93), исполнение контракта (ст. 94).
Исполнение всех перечисленных процедур требует значительного времени и ресурсов. Кроме того, осуществление дорожной деятельности происходит на основе документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, нормативов финансовых затрат на содержание автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Из материалов дела следует, что строительство объектов улично-дорожной сети в границах городского округа «Город Калининград» выполняется в рамках муниципальной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса городского округа «Город Калининград» с изменениями и дополнениями, сформированной на 2015-2022 годы в пределах выделенного финансирования.
Мероприятия по реализации проектных решений по капитальному ремонту по ул. < адрес > и доработки проектно-сметной документации вышеуказанной программой не предусмотрены и соответствующим финансированием не обеспечены.
Включение объекта улично-дорожной сети в программу капитального ремонта в соответствии с установленным Порядком является правом администрации городского округа «Город Калининград», реализующей свои полномочия, в том числе с учетом финансовых возможностей, и возложение на ответчика обязанности организовать в определенный срок капитальный ремонт участка дороги общего пользования местного значения будет являться со стороны суда вмешательством в хозяйственную деятельность администрации городского округа, что недопустимо.
Оснований полагать, что администрация городского округа бездействует и не принимает возможные меры по организации дорожного движения в части содержания дорог путем их обследования, обустройства и приведения в надлежащее состояние, у суда не имеется.
Согласно муниципальному контракту № № от 24.01.2020, заключенному между МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт» городского округа «Город Калининград» (заказчик) и ЗАО «Дорожно-строительное предприятие» (подрядчик), подрядчик принял на себя обязательство по выполнению работ по ремонту и содержанию автомобильных работ общего пользования в границах городского округа «Город Калининград» в 2020-2021 годах в соответствии с технической документацией.
В рамках данного муниципального контракта ЗАО «Дорожно-строительное предприятие» проводились работы по профилировке проезжей части с добавлением инертных материалов, что подтверждается актами выполненных работ.
Так, ежегодно выполняются работы по профилировке, предусмотренные планом ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования городского округа «Город Калининград», на основании ранее заключенных муниципальных контрактов.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с доводами истца о том, что административные ответчики незаконно бездействуют и не исполняют свои полномочия по содержанию дорожного полотна, поскольку совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается тот факт, что администрация города принимает меры для обеспечения безопасного дорожного движения на спорном участке дороги.
Таким образом, орган местного самоуправления, зная о состоянии дороги по ул. < адрес > в рамках своих полномочий и в пределах финансирования данного вида работ, принимает меры к исполнению возложенной на него законом обязанности по организации дорожного движения в части содержания указанной дороги общего пользования путем её обустройства и приведения в надлежащее состояние, в том числе, для обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Само по себе отсутствие совокупности условий для признания недействительным оспариваемого бездействия влечет отказ в удовлетворении заявленных требований (статья 227 КАС РФ).
При таком положении, суд, с учетом приведенных выше норм материального и процессуального права, не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленного Купцовым Д.П. административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175, 178-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Купцова ФИО8 к администрации городского округа «Город Калининград», комитету развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести капитальный ремонт полотна проезжей части и строительство дороги (проезжей части, тротуара, инженерных коммуникаций) в границах улиц < адрес > - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18.12.2020.
Судья Д.В. Стома