ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3286/2016 от 08.08.2016 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2016 г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Семёнцева С.А.,

при секретаре Алиевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3286/16 по административному иску Муниципального предприятия г.о. Самара «Трамвайно –троллейбусное управление» к Государственной инспекции труда в Самарской области о признании незаконным предписания,

УСТАНОВИЛ:

МП г.о. Самара «ТТУ» обратилось в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что дата государственным инспектором труда вынесено предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Не согласившись с пунктами 3,4,5,6, 8,9 предписания, МП г.о. Самара «ТТУ» обратилось в суд с требованием о признании предписания в обжалуемой части незаконным и его отмене. Также просит восстановить пропущенный для обращения с административным иском срок в связи с первоначальным обращением с теми же требованиями в Ленинский районный суд г. Самары.

В судебном заседании представитель истца Погоняева Е.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнила, что представленные фотографии подтверждают, что смотровые ямы в ТТУ покрашены либо отделаны кафелем, в связи с чем каких-либо нарушений не имеется. В ТТУ много смотровых ям, сколько именно, пояснить не смогла.

Представители административного ответчика Кривошеева Е.В., Тырин Д.Н., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, указав, что все пункты предписания вынесены в соответствии с законом в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями. Так, в ходе проверки был выявлен факт невыдачи специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты некоторым категориям работников, что подтверждается личными карточками, карточками выдачи специальной одежды. Так, например *** не был выдан шлем, защитные очки, наушники, респиратор, хотя его должность относится ко 2 классу опасности. *** не были выданы рукавицы, ватная куртка и др. Водителю трамвая *** должны выдавать сигнальный жилет 1 раз в год, по карточке ей в последний раз выдали жилет в декабре 2014 г. Также в ходе проверки было установлено, что слесарь-механик *** не имеет специальной оценки опасности работы. По ГОСТу, если работа не является опасной, то повторный инструктаж проводится 1 раз в год, если опасная, то 1 раз в 6 мес. На момент проверки аттестация рабочих мест данного работника отсутствовала. К выводу, что должность *** относится к опасным условиям труда, пришли исходя из того, что он работает со сваркой, где выделаются вредные, опасные вещества. Определить характер работы не мог. Также на момент проведения проверки оценка условий труда была проведена не у всех работников, у них даже аттестация рабочих мест проведена не у всех. В 2014 аттестация рабочих мест как процедура была упразднена.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что дата заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области издано распоряжение о проведении плановой выездной проверки МП г.о. Самара «ТТУ» с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащие нормы трудового права.

дата составлен акт проверки №..., на основании которого МП г.о. Самара «ТТУ» выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Таким образом, срок для обжалования предписания до дата.

МП г.о. Самара «ТТУ» в установленный законом срок обратилось в Ленинский районный суд г. Самары, однако административное исковое заявление было возвращено. В Октябрьский районный суд г. Самары административный истец обратился дата.

Административным истцом обжалуются отдельные пункты данного предписания, а именно:

Пункт 3 – установить минимальную ежемесячную тарифную ставку (оклад) рабочего первого разряда по оплате труда тарифной ставки не ниже величины МРОТ;

Пункт 4 – произвести перерасчет заработной платы рабочих начиная с первого разряда по оплате труда тарифной сетке не ниже величины МРОТ за период с января 2015 года по март 2016 года;

Пункт 5 – обеспечить выдачу положенной работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами;

Пункт 6 – привести в соответствие с требованиями правил смотровые канавы (смотровые ямы);

Пункт 8 – обеспечить проведение повторных инструктажей работникам предприятия в соответствии с требованиями п.2.1.5 Положения к Постановлению Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29. ГОСТ 12.0.004-90;

Пункт 9 – обеспечить проведение специальной оценки условий труда на всех рабочих местах где не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда и (или) подошел срок проведения специальной оценки рабочих мест.

Пункты 3,4 предписания вынесены административным ответчиком на основании ст. 22 ТК РФ и п. 2.3 Отраслевого соглашения по организациям наземного городского электрического транспорта РФ на 2015-2017 годы.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно п. 2.1 Отраслевого соглашения по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2015 - 2017 годы, утвержденного Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Городской электрический транспорт», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 20.11.2014, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются непосредственного в Организациях настоящим соглашением, иными соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом п. 2.3 Соглашения с 1 января 2015 года в организациях минимальную месячную тарифную ставку (оклад) рабочего первого разряда по оплате труда тарифной сетки установлена не ниже величины минимального размера оплаты труда (МРОТ), а в случаях, установленных статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации - не ниже размера минимальной заработной платы, установленного соответствующим региональным соглашением.

27.03.2015 на конференции трудового коллектива МП г.о. Самара «ТТУ» утвержден коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом МП г.о. Самара «ТТУ» на 2015-2017 годы. Согласно данному договору, заработная плата работников состоит из должностного оклада (месячной тарифной ставки) или сдельного заработка, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностные оклады (месячные тарифные ставки) работникам устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, утвержденным директором предприятия. Месячная заработная плата работника предприятия, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом МРОТ.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Суд соглашается с доводом административного истца о том, что оклад (тарифная ставка) может быть установлена работнику в размере ниже МРОТ при условии, что общая сумма заработной платы, состоящая из оклада (тарифной ставки), стимулирующих и компенсационных выплат, будет не меньше предусмотренного федеральным законом МРОТ. Как следует из представленных документов, работники МП г.о. Самара «ТТУ» получают заработную плату, состоящую из должностного оклада (месячной тарифной ставки) или сдельного заработка, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Законность установления окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы подтверждена и Верховным Судом РФ в определении от 30.03.2013 №93-КГПР13-2.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункты 3,4 предписания подлежат признанию незаконными.

Пунктом 5 предписания на МП г.о. Самара «ТТУ» возложена обязанность по выдаче положенной работникам специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

В соответствии со ст.ст. 212,221 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Пунктами 4,13,26 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 №290н, установлено, что работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно. Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Работодатель обеспечивает обязательность применения работниками СИЗ. Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ.

Административный истец указывает, что средства индивидуальной защиты выдаются работникам под роспись с оформлением ведомости выдачи (рукавицы, перчатки) и в карточке учета материалов на инструментальной складе (респиратор, противогаз, очки защитные, щитки и т.п.).

Между тем, из личных карточек работников предприятия следует, что средства индивидуальной защиты отдельным работникам не выдавались либо выдавались не в полном объеме. Из отобранного в ходе проверки объяснения у начальника службы пути МП г.о. Самара «ТТУ» *** следует, что работники службы пути не в полном объеме обеспечены специальной одеждой в связи с финансовыми трудностями предприятия.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности вынесения пункта 5 предписания в связи с неисполнением административным истцом возложенных на него обязанностей в указанной части, в связи с чем пункт 5 предписания является законным и отмене не подлежит.

Пунктом 6 предписания на административного истца возложена обязанность привести в соответствие с требованиями закона смотровые каналы (осмотровые ямы).

Статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

В соответствии с п. 11.2.35 Правил техники безопасности на городском электротранспорте, Разделом 1 Общие вопросы охраны и безопасности труда, утвержденных Приказом Минэнерго России от 03.09.1992 № 76, стены канавы должны облицовываться керамической или кафельной плиткой или же могут быть окрашены, пол канавы и приямков должны быть выполнены из бетона, иметь уклон и приемные решетки для стока воды.

Административный истец ссылается на то, что стены смотровых канав на территории депо окрашены в соответствии с указанными выше Правилами, предоставив в обоснование своих доводов фотографии смотровых ям.

Между тем, из представленных административным ответчиком фотографий, выполненных в ходе проверки, следует, что смотровые ямы кафелем не выложены, краска отсутствует, часть стены обрушилась. Представленные истцом фотографии не подтверждают, что это фотография одних и тех же смотровых ям, по данным фотографиям невозможно определить дату и место съемки. Доказательств того, что все смотровые ямы в ТТУ окрашены, административным истцом суду не представлено.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункт 6 предписания вынесен обоснованно и соответствует закону.

Пунктом 8 предписания на административного истца возложена обязанность по обеспечению проведению повторных инструктажей работникам предприятия в соответствии с требованиями п. 2.1.5 Приложения к постановлению Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29. ГОСТ 12.0.004-90.

Указанный пункт Предписания вынесен МП г.о. Самара «ТТУ» в связи с не проведением повторного инструктажа за 1 квартал 2016 года слесарю-механику по радиоэлектронной аппаратуре ГТД ***

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

В соответствии с п.п. 2.1.2, 2.1.5 Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи. Повторный инструктаж проходят все работники, указанные в п. 2.1.4 настоящего Порядка, не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.

Аналогичное требование установлено ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

Суд учитывает, что в настоящее время аттестация рабочих мест в МП г.о. Самара «ТТУ» не проведена, соответственно определить класс опасности условий труда слесаря-механика по радиоэлектронной аппаратуре ГТД *** в настоящее время невозможно, т.е. данная должность не была отнесена на момент проверки к опасным. Таким образом, к срокам повторного инструктажа подлежат применению общие сроки для неопасных должностей, а именно – 1 раз в 6 месяцев.

В судебном заседании представители административного ответчика не смогли определить характер работы слесаря-механика по радиоэлектронной аппаратуре ГТД Козлова, вывод об отнесении к опасным условиям труда является предположительным, не основанным на каких-либо объективных доказательствах.

Из журнала регистрации инструктажа на рабочем места МП г.о. Самара «ТТУ» следует, что слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре ГТД *** прошел повторный инструктаж дата, дата, в связи с чем датой, не позднее которой *** должен снова пройти повторный инструктаж, является дата, т.е. на момент вынесения предписания в указанной части со стороны административного истца сроков проведения повторного инструктажа работника допущено не было.

При указанных обстоятельствах суд полагает необходимым признать п. 8 предписания незаконным.

Пунктом 9 предписания МП г.о. Самара «ТТУ» обязано обеспечить проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, где не проводилась аттестация рабочих мет по условиям труда и (или) подошел срок проведения специальной оценки рабочих мест.

Так, из акта проверки следует, что ГИТ Самарской области установлено, что в нарушение требований ст. 212 ТК РФ не на всех рабочих местах МП г.о. Самара «ТТУ» проведена специальная оценка условий труда (и аттестация рабочих мест по условиям труда). Так, например, не проведена специальная оценка условий труда и аттестация рабочих мест по условиям труда на рабочих местах токарей (КТД), слесарей-электриков по ремонту электрооборудования (КТД), мастеров, кладовщиков (служба путь), начальников цехов, участков и т.д.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В силу ч. 1, 2 ст. 3 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

При этом согласно ст. 8 указанного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

При этом в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Как следует из представленных доказательств, дата, дата, дата МП г.о. Самара «ТТУ» заключало соответствующие договоры с *** для оказания услуг по специальной оценке условий труда. Таким образом, административным истцом выполняется обязанность по проведению специальной оценки условий труда, которая проводится поэтапно. Поскольку специальная оценка условий труда должна быть завершена не позднее 31.12.2018, в настоящее время данный срок административным истцом не нарушен, специальная оценка условий труда проводится 1 раз в 5 лет, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости признания п. 9 предписания недействительным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Муниципального предприятия городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» удовлетворить частично.

Признать предписание Государственной инспекции труда в Самарской области №... от дата в части пунктов 3,4,8,9 незаконным.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 15.08.2016

Судья /подпись/ Семёнцев С.А.