ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3288/20 от 10.08.2020 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 августа 2020 года г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Хаймчиковой Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МУ «Комитет по строительству» Администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, обязании выдать разрешение на строительство,

У С Т А Н О В И Л :

Обращаясь в суд, ФИО1 просит признать незаконным и отменить Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительство, обязать ответчика выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил суду, что является собственником земельного участка с кадастровым номером на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Участок приобретен в кредит, находится в залоге у ПАО Сбербанк. Указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – участок, занимаемый существующим жилым домом. Сведения в Едином государственном реестре об имеющихся ограничениях отсутствовали. Оспариваемым Уведомлением нарушаются права административного истца. Просил заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Комитета по строительству ФИО2 исковые требования не признала. Пояснила суду, что федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Просила оставить административный иск без удовлетворения.

Представитель ПАО Сбербанк ФИО3 поддержал требования административного истца. Пояснил, что участок был приобретен на средства кредита. Полагает иск подлежащим удовлетворению.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ (Управление Росреестра по РБ) ФИО4 пояснила суду, что право истца зарегистрировано. Выписка, выданная ФИО1, содержит информацию о самом факте регистрации, а выписка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная банку, содержала уже актуальные полные сведения, в том числе об ограничениях, где в графе «статус записи» были указаны ограничения. Выписка ФИО1 выдана на основании его заявления о подтверждении государственной регистрации, такая выписка выдается взамен свидетельства о государственной регистрации. Сведения о территориальных зонах по городу Улан-Удэ в Росреестре по РБ вообще отсутствуют, а основным препятствием к разрешению на строительство является именно несоответствие территориальной зоны.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 подал в МУ «Комитет по строительству» Администрации г. Улан-Удэ Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, из которого следует, что на земельном участке с кадастровым номером ФИО1 намерен возвести жилой дом площадью <данные изъяты> кв. метров.

ДД.ММ.ГГГГ МУ «Комитет по строительству» Администрации г. Улан-Удэ направлено Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Основаниями для вывода о недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке послужили следующие:

- согласно приложению «Карта градостроительного зонирования правил землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ» к Решению Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О правилах землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ» земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу <адрес> расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (зона <данные изъяты>). Индивидуальное жилищное строительство в данной территориальной зоне не предусмотрено.

- согласно проекту планировки центральной части г. Улан-Удэ, включая комплексную реконструкцию и регенерацию зоны центра города, утвержденному распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок расположен на территории, предназначенной для благоустройства и озеленения.

- согласно приказа Енисейского бассейнового управления от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении границ зон затопления водами рек Селенга, Уда и Иволга» земельный участок расположен в границах зоны затопления 1% обеспеченности водами рек Селенга, Уда и Иволга, без устройства защитных сооружений. В соответствии со ст. 67.1 Водного Кодекса РФ строительство объектов капитального строительства в границах зон затопления, подтопления запрещается без устройства защитных сооружений.

В соответствии с части 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); 2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); 6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; 7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; 8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; 9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

Согласно части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ. уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве:

проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Согласно пункта 1 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

В ст. 1 Земельного Кодекса РФ закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ предусмотрен перечень категорий земель в зависимости от их целевого назначения.

В силу п. 2 данной статьи земли, указанные в п. 1 ст. 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

В подпунктах 7 - 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ указано, что в целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;

- градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В пункте 2 статьи 37 ГрК РФ предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. 3 ст. 36 ГрК РФ).

В силу п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Давая толкование приведенным нормам материального права в их совокупности, суд приходит к выводу, что собственник земельного участка имеет право его использовать в соответствии с целевым назначением и с видом разрешенного использования, который определен градостроительным регламентом.

Кроме этого, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

Из положений ст. 40, ч.4 ст. 85 Земельного Кодекса РФ, ч.8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ следует, что строительство объектов недвижимости на земельном участке, принадлежащем собственнику земельного участка, должно осуществляться с соблюдением требований градостроительного регламента, действующего на момент обращения с уведомлением о планируемом строительстве.

Согласно сведений Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес> расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (зона <данные изъяты>).

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "Город Улан-Удэ".

Согласно п.2 ст.11 указанных Правил градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Таблицей 4 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Улан-Удэ" установлен градостроительный регламент зоны застройки многоэтажными жилыми домами (зона <данные изъяты>). Строительство объектов индивидуального жилищного строительства в качестве основного вида разрешенного использования не предусмотрено.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (ч. 4 ст. 41 ГрК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Распоряжением администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ N 490-р "Об утверждении проекта планировки центральной части г. Улан-Удэ, включая комплексную реконструкцию и регенерацию исторической зоны центра города" утверждена документация по планировке и межеванию территории центральной части г. Улан-Удэ (проект планировки). Согласно указанному проекту планировки земельный участок расположен на территории, предназначенной для благоустройства и озеленения.

Согласно п.1 ч.6 ст. 67.1 Водного Кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Земельный участок с кадастровым номером также расположен в границах зоны затопления 1% обеспеченности водами рек Селенга, Уда и Иволга без устройства защитных сооружений.

Обстоятельства, в связи с которыми административным ответчиком было направлено оспариваемое уведомление, в том числе, нахождение земельного участка истца в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (зона <данные изъяты>), на территории, предназначенной для благоустройства и озеленения и в зоне зоны затопления 1% обеспеченности водами рек Селенга, Уда и Иволга без устройства защитных сооружений подтверждаются имеющимися в деле сведениями, содержащимися в градостроительном плане в электронной форме.

Что касается указаний административного истца на то, что в Едином государственном реестре недвижимости в графе особые отметки отсутствуют сведения об установлении вышеперечисленных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка, то они не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку графические материалы Правил землепользования и застройки являются общедоступными, зонирование отражено в картах территориальных зон, являющихся составной частью Генерального плана и Правил землепользования и застройки и относящихся к числу действующих нормативно правовых актов.

Несогласие ФИО1 с указанным фактом не исключает возможности административного истца оспорить в данной части Генеральный план и Правила землепользования и застройки в судебном порядке. Также административный истец вправе защитить свои права путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки в порядке, предусмотренном статьями 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Выполняя возложенную обязанность по выяснению оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п.9 ст. 226 КАС РФ), суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца на получение соответствующего решения.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Поскольку Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке принято в соответствии с действующим законодательством, не нарушает права и законные интересы административного истца, требования ФИО1 подлежат отклонению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО1 к МУ «Комитет по строительству» Администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, обязании выдать разрешение на строительство оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

.

. Судья Г.Г. Рабданова

.

.