административное дело №2а-328/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2018 года г.Избербаш
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Магомедовой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Магомедовой Ш.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по РД, начальнику Производственного участка по г.Избербаш, Даг.Огни, Карабудахкентскому, Сергокалинскому, Дахадаевскому районам Филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по РД ФИО2 о признании действий должностного лица ФИО2 незаконными в части взимания денежных средств за ксерокопии документов; признании квитанции к приходному кассовому ордеру от 17.08.2018г. незаконной; обязании возвратить денежную сумму в размере 1795 (одна тысяча семьсот девяносто пять) рублей административному истцу за ксерокопию технического паспорта; взыскания в пользу административного истца уплаченной государственной пошлины в размере 300 (триста рублей),
установил:
ФИО1 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал следующее.
Действуя в интересах своего доверителя ФИО3 я обратился на основании адвокатского запроса № к ФИО2, начальнику филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» в г.Избербаш о предоставлении копии технического паспорта и копии договора застройки №, однако, 17.08.2018г. мне позвонили и сообщили о готовности документов и необходимости явки для получения их нарочно. После того как я явился, мне сообщили, что необходимо оплатить 1792 (одну тысячу семьсот девяносто два) рубля за копии технического паспорта, заверенные печатью данной организации. Согласно ст.6 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном ст.6.1 закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (ст.6.1 ФЗ №63-ФЗ).
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса (п.2 ст.6.1 ФЗ №63-ФЗ).
На вопрос, по какой причине взимаются денежные средства в указанном размере, пояснили, согласно расценкам на услуги, оказываемые филиалом ФГУП ««Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по РД от 01.03.2013г., утвержденным руководителем ФИО4, данная сумма определена расценками. Было также пояснено, что согласно Постановлению Правительства РФ от 25.06.2016г. № «Об утверждении максимальных размеров платы за предоставление копий технических паспортов, оценочной и иной документации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации и содержащихся в них сведениях» сумма за оказываемые услуги значительно высока и филиал взимает оплату по старым расценкам. Считаю действия по взиманию денежных средств за изготовление копий незаконными.
Административный истец ФИО1, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, направив в суд письменное ходатайство, в котором просил суд удовлетворить заявленные требования и рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик - АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по РД, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, о причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в отсутствие его или отложить дело рассмотрением на другой срок, не просил, направив в суд письменные возражения, в которых просит суд отказать в заявленных административных исковых требованиях и указывает следующее.
Расчеты по изготовлению копии с технического паспорта осуществлены верно, в соответствии с расценками на предоставляемые услуги от 01.03.2013г., в частности:
-за копию с технического паспорта домовладения площадью до 100 кв.м.- 550 рублей;
-свыше 100 кв.м. за 1 кв.м.- 5.50 рублей;
Площадь домостроения, за изготовлением копии технического паспорта которого обратился истец, составляет 177 кв.м.*5.50=973,50 рублей; до 100 кв.м.= 550 рублей; НДС 18% = 274,20 рублей, итого: 1797.73 рубля.
В соответствии с Уставом АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости- Федеральное бюро технической инвентаризации (АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ»), утвержденным распоряжением ТУ Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по г.Москве от 14.07.2016г. № «…общество осуществляет деятельность в целях п.4.1.1 – получение прибыли», соответственно, без внесения установленной платы по запросу № не представлялось возможным его исполнение. Осуществление указанных действий является платной услугой и в соответствии с нормой времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденными приказом Госстроя России от 15.05.2008г. № необходимо было внести в кассу предприятия, установленную денежную сумму за оказанные услуги.
Административный ответчик - начальник Производственного участка по г.Избербаш, Даг.Огни, Карабудахкентскому, Сергокалинскому, Дахадаевскому районам Филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по РД ФИО2 просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований, представив письменные возражения, в которых указывает следующее.
По запросу № от 14.08.2018г. адвокат Абдуллаев А.А. обратился за предоставлением копии технического паспорта и правоустанавливающего документа по адресу: <адрес>. Согласно Федеральном закону от 20.12.2004г. №163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», мы имеет право предоставлять ответы по запросам адвокатов в течение месяца. В течение трех рабочих дней был подготовлен ответ № от 17.08.2018г. с приложением копии технического паспорта, прошитой и пронумерованной, скрепленной печатью предприятия, на 13 листах. Копия договора застройки, о предоставлении которого также просил ФИО1, на архивном учете отсутствовала. Согласно расценкам на услуги, оказываемые Филиалом АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по РД от 01.03.2013г.: за копию с технического паспорта домовладения площадью до 100 кв.м.- 550 рублей; свыше 100 кв.м. за 1 кв.м.- 5.50 рублей.
Площадь домостроения, за изготовлением копии технического паспорта которого обратился истец, составляет 277 кв.м: 177 кв.м.*5.50=973,50 рублей; до 100 кв.м.= 550 рублей; НДС 18% = 274,20 рублей, итого:1797.73 рубля. При этом не была учтена срочность работ. На основании Постановления Правительства РФ от 25.06.2016г. № «Об утверждении максимальных размеров платы за предоставление копий технических паспортов, оценочной и иной документации органов и организаций по государственному и техническому и (или) технической инвентаризации и содержащихся в них сведений», мы имеет право требовать оплату: за копии листов технического паспорта на строение площадью от 100 до 500 кв.м. за 1 лист- 369 руб. (369*10=3690 руб.), (1008*3=3024 руб.), итого общая сумма 6714 рубля. Тем не менее оплата была взята по старым расценкам.
БТИ является хозрасчетной организацией. Из-за снижения выручки за выполненные работы, отсутствия объема работы, сокращены сотрудники нашего подразделения, бухгалтерия является централизованной и выручка нами сдается в филиал АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по РД (копия приходного кассового ордера прилагается).
В судебном заседании административный ответчик ФИО2 поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, пояснила также, что в филиале г.Избербаш нет бухгалтерии, заявителю пришлось бы ехать в г.Махачкала и оплачивать услуги там. Для удобства граждан мы выписываем приходной-кассовый ордер, затем в конце месяца собираются приходные-кассовые ордеры и я еду в г.Махачкала с отчетами, сдаю эти деньги в кассу. В головном органе данные об оплате заносятся в электронную базу и затем распечатываются квитанции.
Выслушав объяснения административного ответчика ФИО2, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.4 Кодекса административного производства РФ (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1,2 ч.9 статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п.3,4 ч.9 и в ч.10 статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно входящему штампу на административном исковом заявлении административный истец ФИО1 обратился в Избербашский городской суд РД с настоящим административным исковым заявлением 20.08.2018г., соответственно, в пределах установленного законом срока.
Из содержания ответа ФИО2 на запрос адвоката ФИО1 усматривается, что последнему были предоставлены копии технического паспорта дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от 17.08.2018г. и кассовому чеку от 30.08.2018г. за изготовление копий оплачена сумма в размере 1795 рублей.
В силу п.4.1 Устава АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - федеральное бюро технической инвентаризации» Общество осуществляет свою деятельность в следующих целях: получение прибыли, в том числе в виде дивидендов (части прибыли) по акциям (долям, паям, находящиеся в собственности общества. Для достижения целей деятельности Общество осуществляет, в том числе деятельность по технической инвентаризации недвижимого имущества.
В силу п.2.1 Положения о филиале АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РД основными целями деятельности филиала являются получение прибыли, в том числе дивидендов.
- Филиал осуществляет финансово-хозяйственную (производственную) деятельность на условиях, определяемых Обществом и по ценам, тарифам, определенном в установленном порядке (п.3.1, п.3.3);
- Филиал свободен в выборе предмета и условий договоров, любых форм хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству, иным нормативно - правовым актам РФ (п.3.2);
- Филиал обязан представлять заинтересованным лицам копии технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений в порядке, утвержденном правительством субъекта РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 №576 утверждены максимальные размеры платы за предоставление копий технических паспортов, оценочной и иной документации органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, и содержащихся в них сведений (далее - постановление Правительства №576).
Исходя из п.2 Размеров платы за изготовление копии документа - технического паспорта объекта капитального строительства, помещения (общей площадью от 100 кв. м до 500 кв. м), формат A4 - 1листа предусмотрено взимание максимального размера платы в сумме 392 рубля.
Согласно объяснениям административного ответчика ФИО2 01.03.2013г. утверждены расценки на услуги, оказываемые филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РД. Из пункта 8 расценок следует, что за изготовление копий технических паспортов на квартиры площадью до 70кв.м. и домовладения площадью до 100 кв.м. предусмотрено взимание платы в размере 550 рублей.
Из копии технического паспорта дома усматривается, что площадь по наружным размерам составляет 177 кв.м. Таким образом, 177*5,50 =973,50руб.+550руб.+НДС 18% =1797,73 рубля.
Согласно расценкам, утвержденным постановлением Правительства №576 за изготовление копии 1 листа формата А4 технического паспорта объекта капитального строительства помещения (общей площадью от 100 кв.м. до 500 кв.м.) предусмотрено взимание максимальной платы в размере 392 рубля (п.2) Таким образом, 392*10 (количество листов копии технического паспорта) = 3920 рублей.
За изготовлении 1 листа формата А4 копии поэтажного (ситуационного) плана предусмотрено взимание платы в размере 1008 рублей, итого 1008*3 (количество листов поэтажного плана) = 3024 рубля.
Исходя из максимальных размеров платы, утвержденных постановлением Правительства №576 за изготовление копии технического паспорта и поэтажного плана предусмотрено взимание размера платы, максимальный размер которой составляет 4928 рубля.
В силу ч.1 ст.143 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что изготовление копий технической документации, предоставление информации по объектам недвижимого имущества, являются возмездными услугами, оказываемыми филиалом АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РД и Производственным участком по г.Избербаш на основании размеров платы, установленных постановлением Правительства №576 в предельных размерах.
Доказательств обратному административным истцом не приведено, утвержденные расценки не оспорены, допустимых доказательств незаконности их утверждения и, соответственно, взимания суду также не приведено.
С учетом изложенных обстоятельств, суд в соответствии с положениями ст. ст. 62, 84 КАС РФ оценив представленные доказательства в их совокупности, приход к выводу о том, что действия административных ответчиков АО ««Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РД и начальника Производственного участка по г.Избербаш ФИО2 произведены в соответствии с установленным нормативно-правовыми и локальными актами, регламентирующие их деятельность. Административным истцом не приведено суду допустимых и относимых доказательств того, что действиями ответчиков нарушены его права и законные интересы, в связи с чем, административное исковое заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению.
В связи с тем, что основные требования административного истца о признании незаконными действий ответчиков не подлежат удовлетворению, соответственно, требования о взыскании судебных расходов в части оплаты государственной пошлины в силу ч.1 ст.111 КАС РФ также не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228, КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по РД, начальнику Производственного участка по г.Избербаш, Даг.Огни, Карабудахкентскому, Сергокалинскому, Дахадаевскому районам Филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по РД ФИО2 о признании действий должностного лица незаконными в части взимания денежных средств за ксерокопии документов; признании квитанции к приходному кассовому ордеру от 17.08.2018г. незаконной; обязании возвратить денежную сумму в размере 1795 (одна тысяча семьсот девяносто пять) рубл. административному истцу за ксерокопию технического паспорта; взыскания в пользу административного истца уплаченной государственной пошлины в размере 300 (триста рублей) - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения путем подачи жалобы в Избербашский городской суд РД.
мотивированное решение
составлено 13.09.2018
Судья Н.И. Магомедова