Дело № 2а-328/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(полный текст)
13 марта 2017 года
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего – судьи Лемешко А.С.,
при секретаре: Талановой Ю.П.,
с участием представителя административного ответчика – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО2 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, о признании незаконными и отмене решений, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился в суд с административными исками к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, о признании незаконными и отмене решений об отказе в предоставлении государственной услуги: внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных по адресу: ..., а именно: площадки площадью 105,7 кв.м. и 243,6 кв.м., навес площадью 246,3 кв.м., а также возложении обязанности о внесении таких сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. Требования мотивированы тем, что ... года он приобрел по договору купли-продажи объект недвижимого имущества: кафе-бара «...», расположенный по адресу: ..., который в цело состоит из: здания кафе-бара лит.А общей площадью 27,2 кв.м., навеса лит. А площадью 246,3 кв.м., лестницы, крыльца, площадки площадью 243,6 кв.м., площадки площадью 105,7 кв.м. Право собственности на указанное имущество было зарегистрировано ... года в органах БТИ и ГРОНИ за реестровым номером .... Поскольку права на объект недвижимости зарегистрирован и не прекращен, но государственный кадастровый учет не осуществлен, то такие объекты считаются по мнению истца ранее учтенными объектами недвижимости, в связи с чем отказ ответчика во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных по адресу: ..., а именно: площадки площадью 105,7 кв.м. и 243,6 кв.м., навес площадью 246,3 кв.м является незаконным.
Определением Ленинского районного суда г. Севастополя от 25.10.2016 года административные дела №№№2а-3309/2016, 2а-3312/2016, 2а-3313/2016 объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Истец и его представитель в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не предоставили, заявлений об отложении слушания дела или отказе от иска не направили.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на возражения, находящиеся в материалах дела.
Суд, с учетом соблюдения сроков рассмотрения административного дела, установленный ст. 141 КАС РФ, установив, что имеющиеся в деле доказательства позволяют рассмотреть спор по существу, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии истца и его представителя, извещенных надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация и иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействия) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконного возложены какие либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение.
Правилами ст. 219 ч. 1 КАС РФ установлен трехмесячный срок обращения с административным иском в суд со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним утвержден Приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 N789. Административным регламентом определены стандарт и порядок предоставления государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также сроки и последовательность административных процедур и административных действий при предоставлении государственной услуги.
Материалами дела установлено, что истец ФИО2 обратился в орган кадастрового учета с заявлением от ... о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости сооружениях: площадок площадью 105,7 кв.м. и 243,6 кв.м., навес площадью 246,3 кв.м. расположенных по адресу: ...
Согласно договору купли-продажи объекта недвижимого имущества от 28 августа 2010 года, ФИО2 на праве собственности принадлежит следующее недвижимое имущество: строение кафе-бар «...» лит. «А» общей площадью 27, 2 кв.м., навеса лит. «а», площадью 246,3 с внешними обмерами, границ ступенек, площадки 243.6 кв.м.
Правовую основу регулирования кадастровых правоотношений составляет Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре).
Решениями Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя за ... г. ФИО2 было отказано во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, расположенном по адресу: ... на основании п.34 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 №42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», поскольку сооружения не имеют пространственных границ и не обладают признаками недвижимого имущества.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 5 указанной статьи Закона №221-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
Согласно положениям ст. 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в гом числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
При этом государственный кадастровый учет единого недвижимого комплекса (как физически или технологически связанных между собой объектов, так и связанных между собой единым назначением зданий, иных вещей, расположенных па одном земельном участке) осуществляется органом кадастрового учета на основании соответствующего заявления и технического плана.
В соответствии с положениями ст. 41 Закона о кадастре технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
Таким образом, спорные объекты: площадки площадью 105,7 кв.м. и 243,6 кв.м., навес площадью 246,3 кв.м. могут быть учтены как объекты недвижимого имущества в составе единого недвижимого комплекса на основании технического плана, при этом в техническом плане необходимо перечислить все объекты (по литерам), составляющих такой единый недвижимый комплекс.
Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Исходя из смысла указанных правовых норм объект недвижимого имущества, тесно связанный с землей, должен соответствовать следующим критериям:
- обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится;
- обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности собственника такого имущественного комплекса;
- невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Имущество, обладающее физической связью с землей, может быть признано недвижимостью лишь в том случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений с соблюдением градостроительных норм и правил на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости, объект недвижимости помимо неразрывной связи с землей, должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о кадастре, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона о кадастре, с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Статьей 22 Закона о кадастре, предусмотрен состав необходимых для кадастрового учета документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о кадастре, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
При этом, согласно ч.7 ст. 45 Закона о кадастре, в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, межведомственного запроса о представлении сведений государственного кадастра недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в срок, установленный статьей 17 настоящего Федерального закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании: имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета; документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
При этом, согласно ч.3 ст. 45 Закона о кадастре, сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Пунктом 1 ч. 17 ст. 45 Закона о кадастре предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания.
Пунктом 2 ч. 17 ст. 45 Закона о кадастре предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, и сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета.
Таким образом, суд приходит к выводу, что площадки площадью 105,7 кв.м. и 243,6 кв.м., навес площадью 246,3 кв.м. не относится к объекту недвижимости, поскольку не обладает его признаками: не имеет тесной связи с землей, не может быть индивидуализировано и не относится к незаменимым вещам, в связи с чем решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя за ... г. об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, расположенном по адресу: ... на основании п.34 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 №42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» как не обладающих признаками недвижимого имущества являются законными и обоснованными.
На основании вышеизложенного, требования истца о признании незаконными и отмене решений об отказе во внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, возложении обязанности о внесении таких сведений о ранее учтенных объектах недвижимости удовлетворению не подлежат.
Поскольку в удовлетворении исковых требований истцу отказано в полном объеме, то судебные расходы по делу возлагаются на истца.
Руководствуясь ст. ст. 140-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО2 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, о признании незаконными решения, возложении обязанности совершить определенные действия - отказать.
Судебные расходы возложить на истца.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.03.2016 года.
Судья Нахимовского районного
суда города Севастополя А.С. Лемешко