ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-328/2022 от 13.09.2022 Волчихинского районного суда (Алтайский край)

УИД 22RS0016-01-2022-000444-84

№ 2а-328/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2022 г. с. Волчиха

Волчихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Кизима И.С.,

при секретаре Ребенко Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Апельканс ФИО6 к государственной инспекции Гостехнадзора Волчихинского района, инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Алтайского края о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учета самоходных машин.

У С Т А Н О В И Л:

Апельканс И.П. обратился в Волчихинский районный суд Алтайского края с административным исковым заявлением к ответчикам о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учета самоходных машин – трактора Т4А, комбайна Енисей 1200.

В обоснование заявленных требований указано на то, что 10 августа 2022 г. заявителем подано заявление в инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волчихинского района Алтайского края о снятии с регистрационного учета в связи со списанием: трактора Т-4А (государственный регистрационный знак 8319 АМ 22); комбайна зерноуборочного ЕНИСЕЙ 1200 (государственный регистрационный знак 2744 АА22). ДД.ММ.ГГГГ был получен отказ , от инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волчихинского района Алтайского края Апелькансу И.П. отказано в снятии с регистрационного учета техники в соответствии с п. 49-51, п. 58, п. 65, подпунктом 5 п. 35 Административного регламента инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Алтайского края. Указывает, что техника – трактор Т-4А и комбайн зерноуборочный ЕНИСЕЙ 1200 находились в не рабочем состоянии на протяжении 10 лет, со временем были утилизированы, документы на технику утеряны, восстановление их было нецелесообразным, поэтому предоставить их нет возможности.

Административный истец просит обязать инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волчихинского района Алтайского края снять с учета: трактора Т-4А (государственный регистрационный знак 8319 АМ 22); комбайна зерноуборочного ЕНИСЕЙ 1200 (государственный регистрационный знак 2744 АА22).

Административный истец Апельканс И.П. в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика государственной инспекции Гостехнадзора Волчихинского района в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Алтайского края в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом. Предоставил отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения требований Апельканс И.П., ссылаясь на законность отказа государственной инспекции Гостехнадзора Волчихинского района.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд посчитал возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, позицию ответчика, суд считает необходимым в удовлетворении требований Апельканс И.П. отказать по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из приведенных выше правовых норм, требование заявителя может быть удовлетворено при совокупности двух условий: незаконность решения должностного лица и нарушение прав и свобод гражданина (организации).

Согласно Положению о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, утверждённому Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации» (далее Положение), основной задачей государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуется - гостехнадзор) является осуществление надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в агропромышленном комплексе - за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией.

В систему органов гостехнадзора входят: главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Главгостехнадзор России); государственные инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующими государственными инспекциями городов и районов. (п. 2 Положения)

Органы гостехнадзора осуществляют регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) (п. 5 Положения).

Указом Губернатора Алтайского края от 01 декабря 2018 года № 198 утверждено Положение об инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Алтайского края, согласно которому указанный орган исполнительной власти осуществляет региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов на территории Алтайского края.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1507 утверждены Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники (далее Правила), п. 2 которых устанавливает, что государственная регистрация техники осуществляется в целях государственного учета техники и допуска ее к эксплуатации.

В соответствии с пунктами 49-51 Правил владельцы обязаны снять машины с учета в случае: прекращение права собственности на технику либо прекращение владения техникой на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; списания (утилизации) техники; вывоза техники из Российской Федерации, за исключением случаев временного вывоза. Снятие с государственного учета техники осуществляется органом гостехнадзора на основании документов, указанных в абзацах третьем - пятом и седьмом пункта 6 настоящих Правил, а также при предъявлении свидетельства о государственной регистрации техники и государственного регистрационного знака. В случае утраты государственного регистрационного знака при снятии с государственного учета выдача нового государственного регистрационного знака взамен утраченного не требуется. В случае утраты государственного регистрационного знака он признается недействительным и органом гостехнадзора в систему учета вносятся сведения об утраченной специальной продукции органа гостехнадзора. Снятие с государственного учета техники в случае ее отчуждения осуществляется органом гостехнадзора на основании заявления прежнего владельца техники о снятии с государственного учета техники по формам, приведенным в приложениях N 1 и 2 к настоящим Правилам, с приложением документов, удостоверяющих личность заявителя, документов о заключении сделки, направленной на отчуждение техники, паспорта техники (выписки из электронного паспорта техники, представляемой по инициативе заявителя), государственного регистрационного знака и свидетельства о государственной регистрации техники, при условии отсутствия подтверждения государственной регистрации техники за новым владельцем.

Пунктом 58 Правил закреплены основания отказа в предоставлении государственной услуги, к которым относится, в том числе, отсутствие документов или сведений, наличие которых является обязательным в соответствии с правилами.

В пункте 6 Правил указано, что для государственной регистрации техники представляется в том числе: паспорт техники с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации или выписка из электронного паспорта техники (может быть представлена по инициативе заявителя) со статусом "действующий" в автоматизированной системе "Системы электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" (далее - автоматизированная система системы электронных паспортов техники), оформленного в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от ДД.ММ.ГГГГ; документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание владения и пользования техникой или основными компонентами.

Наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации.

Таким образом, на владельца самоходных машин возложена обязанность снять их с учета по месту регистрации в случае прекращения права собственности на машину, а также их списания (утилизации). Для снятия техники с учета в государственную инспекцию гостехнадзора необходимо представить, в том числе регистрационные документы и паспорта машин, сдать государственные регистрационные знаки.

Судом установлено, и следует из материалов дела, что Апельканс И.П. ДД.ММ.ГГГГ обратился в государственную инспекцию гостехнадзора Волчихинского района с заявлениями о снятии с учета трактора Т-4А государственный регистрационный знак 8319 АМ 22; комбайна зерноуборочного ЕНИСЕЙ 1200 государственный регистрационный знак 2744 АА22 (л.д. 5,10), не приложив при этом регистрационные документы и паспорта машин, не сдав государственные регистрационные знаки, в связи с чем в ответах начальника государственной инспекции гостехнадзора Волчихинского района от ДД.ММ.ГГГГ за , Апельканс И.П. было сообщено о невозможности предоставления услуги по снятию с регистрационного учета вышеперечисленной техники со ссылкой на пункт 49-51 Правил (л.д. 4,9).

При этом, в материалах дела имеются письменные объяснения доверенного лица административного истца Конос Е.Н. об отсутствии документов на технику (л.д.7,12), аналогичная позиция отражена административным истцом в исковом заявлении со ссылкой на нецелесообразность их восстановления.

В соответствии с абзацем шестым п. 65 правил основанием для начала процедуры принятия решения является выполнение требований, предусмотренных в том числе п. 6 Правил, предусматривающим предоставление заявителем вышеуказанного перечня документов.

Согласно абзацам 11, 17 п. 65 Правил, критерием необходимым для принятия положительного решения о предоставлении услуги, является предоставление полного пакета документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с Правилами.

Аналогичное основание для отказа в предоставлении услуги по снятию с регистрационного учета техники предусмотрено подпунктом 5 п. 35 Приказ Инспекции гостехнадзора Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ N 43-НПА "Об утверждении Административного регламента инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Алтайского края предоставления государственной услуги по государственной регистрации самоходных машин и других видов техники"

При изложенных обстоятельствах, учитывая требования пункта 49-51 Правил, подпункта 5 п. 35 Административного регламента, начальник государственной инспекции гостехнадзора Волчихинского района Алтайского края правомерно отказал в снятии с учета принадлежащей Апельканс И.П. техники, следовательно, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Апельканс ФИО6 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Волчихинский районный суд.

Судья И.С. Кизима

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ