ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-328/2023 от 03.10.2023 Белозерского районного суда (Вологодская область)

№ 2а-328/2023

УИД 35RS0004-01-2023-000716-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 октября 2023 года г. Белозерск Вологодской области

Белозерский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Васильковой М.С.,

при секретаре Кушнерчук М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Белозерского муниципального округа Вологодской области к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Белозерского муниципального округа Вологодской области (далее – административный истец) обратилась в Белозерский районный суд с административным иском к Департаменту лесного комплекса Вологодской области (далее – административный ответчик), в котором просила:

- признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>;

- обязать административного ответчика согласовать схему расположения земельного участка в <адрес>.

В обоснование административного иска указано, что на территории Белозерского муниципального округа находится общественное кладбище, расположенное в <адрес> на несформированном земельном участке. Административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент лесного комплекса Вологодской области с заявлением о согласовании схемы расположения данного земельного участка на территории. В удовлетворении заявления было отказано, в связи с тем, что образуемый земельный участок с обозначением: <данные изъяты>, площадью 40 000 кв.м. полностью входит в границы <адрес>, квартал выделы , .

Вместе с тем, земельный участок используется под общественным кладбищем десятки лет, в связи с чем, права истца на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ. Отказ в согласовании схемы расположения земельного участка вызывает трудности исполнения решения Белозерского районного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу .

На основании определения Белозерского районного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ, определено надлежащим заинтересованным лицом по административному делу считать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.

В судебном заседании представитель административного истца администрации Белозерского муниципального округа Вологодской области Молчанова А.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что в настоящее время администрацией в адрес Департамента имущественных отношений Вологодской области и Департамента лесного комплекса Вологодской области направлено заявление о согласовании перевода земельного участка, находящего под кладбищем, из земель лесного фонда под иную категорию.

Представитель административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области Зак Ю.И. заявленные требования не признал по основаниям, приведённым в возражениях на иск, просил в удовлетворении административного иска отказать. Суду дополнительно пояснил, что образуемый земельный участок с условным номером <данные изъяты> площадью 40 000 кв.м. полностью расположен на землях лесного фонда, вопрос постановки земельного участка под общественным кладбищем на кадастровый учет может быть решен путем исключения участка из земель лесного фонда либо путем его перевода в иную категорию земель.

Представитель заинтересованного лица прокуратуры Белозерского района Капитонова А.Г. в судебном заседании указала, что кладбище является специфическим объектом недвижимости, используется под захоронения более 50 лет, переносу не подлежит, земельный участок под ним необходимо поставить на кадастровый учет, административное исковое заявление подлежит удовлетворению, поскольку отказ Департамента лесного комплекса Вологодской области является формальным, немотивированным.

Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие. Суду представил отзыв на административный иск (л.д. 54-55), в котором указал, что согласно сведениям Реестра собственности Вологодской области, земельные участки в границах кадастрового квартала в собственности Вологодской области не числятся. Информацией по существу спора Департамент не располагает, в каких-либо правоотношениях по поводу спорного земельного участка не участвовал, каких-либо требований в отношении указанного объекта недвижимости не предъявлял, какими-либо действиями права истца не нарушал.

Представитель заинтересованного лица ОСП по Белозерскому району УФССП по Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени административного дела уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, отзыва на административный иск не представил.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам:

В развитие ч. 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положений п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Исходя из содержания п. 6-7 ст. 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для осуществления пользования недрами, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Как следует из содержания пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

Согласно положений ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Из материалов административного дела следует, что вступившим в законную силу решением Белозерского районного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу удовлетворены исковые требования прокурора Белозерского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения о понуждении к исполнению законодательства о погребении и похоронном деле; на администрацию <данные изъяты> сельского поселения в срок до 01.01.2018 возложена обязанность провести межевание земельных участков, занятых общественными кладбищами, расположенными в <адрес> и <адрес>, поставить их на кадастровый учёт и оформить право муниципальной собственности в отношении вышеуказанных земельных участков (л.д. 14-15). Решение обращено к исполнению, на его основании возбуждено исполнительное производство.

Определением Белозерского районного суда Вологодской области от 30 мая 2023 года произведена замена должника администрации <данные изъяты> сельского поселения её правопреемником – администрацией Белозерского муниципального округа Вологодской области (л.д. 13).

Администрация Белозерского муниципального округа ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о согласовании схемы земельного участка под кладбищем на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала <данные изъяты>, площадью 40 000 кв.м. (л.д. 11).

Решением Департамента лесного комплекса Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации Белозерского муниципального округа отказано в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Обращено внимание заявителя на то, что, согласно фрагментам графического наложения на материалы лесоустройства Белозерского лесничества, образуемый земельный участок с обозначением :ЗУ1 площадью 40 000 кв.м полностью входит в границы Белозерского лесничества, Зубовского участкового лесничества, квартал выделы №ч, 29ч. (л.д. 8).

В силу положений статьи 7, 101 ЗК РФ, все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, при этом к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

Статьями 2 и 3 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), а к нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дорога и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).

Земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

В силу подпункта 9 пункта 4, пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, земельные участки, занятые гражданскими захоронениями, признаны изъятыми из оборота, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

В соответствии с пунктом 1.1 постановления Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года № 1108 «Об утверждении Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области», Департамент лесного комплекса Вологодской области является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области.

Для достижения указанной цели Департамент в том числе, согласовывает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности (пункт 2.2.33 Положения).

Согласно п. 1 ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – ФЗ № 137), при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.

Пунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах такого лесничества. В этом случае к уведомлению об отказе в согласовании схемы должны быть приложены документы, подтверждающие пересечение границ образуемого земельного участка и границ лесного участка и (или) лесничества, с приложением схемы, на которой отображается местоположение части границы лесного участка, лесничества, с которой пересекаются границы образуемого земельного участка, либо документы, подтверждающие нахождение данного земельного участка в границах лесничества.

Пунктом 7 статьи 3.5 ФЗ № 137 установлено, что отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.

В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что образуемый земельный участок <данные изъяты> площадью 40 000 кв.м полностью расположен в землях лесного фонда, что подтверждается и представленными доказательствами, на спорном земельном участке отсутствуют объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 года, и зарегистрированы в ЕГРН и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, обратного суду не представлено.

Общественное кладбище, хотя и существующее на местности продолжительное количество времени, о чём свидетельствуют снимки захоронений (л.д. 16), таковым объектом по смыслу положений пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», не является.

Распоряжением Правительства РФ от 11.02.2021 № 312-р утверждена Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, предполагается выработать оптимальные механизмы ряда задач, находящихся на пересечении лесного и земельного законодательства, к таким задачам относятся исключение из границ лесничеств территорий, занятых объектами, размещение которых в них не допускается (например, кладбищ, скотомогильников и др.).

В судебном заседании установлено, что в настоящее время администрацией Белозерского муниципального округа предпринимаются меры для перевода спорного земельного участка под общественным кладбищем в <адрес> из категории земель лесного фонда в иную категорию, в рамках Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», соответствующее заявление направлено в адрес Департамента лесного комплекса Вологодской области и Департамента имущественных отношений Вологодской области.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. Вместе с тем, в рассматриваемом случае доказательств наличия совокупности обязательных вышеприведенных условий, согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, суду не представлено.

Таким образом, оспариваемое решение об отказе в согласовании схемы земельного участка принято компетентным органом - Департаментом лесного комплекса Вологодской области в пределах, предоставленных ему законом полномочий, с обоснованием отказа согласования схемы земельного участка, в связи с чем оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Администрации Белозерского муниципального округа Вологодской области в удовлетворении административного искового заявления к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 16.10.2023.

Судья М.С. Василькова

Копия верна. Судья М.С. Василькова