Дело № 2а-328/2024
УИД 24RS0016-01-2023-002420-39
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Железногорск Красноярского края 17 января 2024 года
Железногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Бацунина Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Страмбовской К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора ЗАТО г.Железногорск к администрации ЗАТО г.Железногорск, Муниципальному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурора ЗАТО г.Железногорск обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации ЗАТО г.Железногорск, Муниципальному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» (далее по тексту – МП «ЖКХ»), в котором просит признать бездействие администрации ЗАТО г.Железногорск, Муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Жилищно-коммунальное хозяйство», выразившееся в не организации надлежащего водоотведения на территории п.Подгорный ЗАТО Железногорск Красноярского края в части очистки сточных вод незаконными, обязать администрацию ЗАТО г.Железногорск и Муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края «Жилищно-коммунальное хозяйство» обеспечить на территории п.Подгорный ЗАТО Железногорск Красноярского края очистку сточных вод при организации водоотведения в соответствии с требованиями действующего законодательства, путем реконструкции (модернизации) очистных сооружений, обеспечивающих очистку и обеззараживание канализационных и сточных вод, в течение 2 (двух) лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой ЗАТО <адрес> на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка исполнения МП «ЖКХ» требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования, в том числе законодательства об охране водных объектов, водных биологических ресурсов. В ходе проверки было установлено, что постановлениями администрации ЗАТО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№И, от ДД.ММ.ГГГГ№И, от ДД.ММ.ГГГГ№И очистные сооружения <адрес> ЗАТО Железногорск закреплены за МП «ЖКХ» на праве хозяйственного ведения. МП «ЖКХ» осуществляет деятельность по отведению, очистке и сбросу сточных вод, поступающих на очистные сооружения, расположенные на производственной территории № по адресу: <адрес>, ЗАТО Железногорск, <адрес> (объект НВОС, код – МЖ-0124-000929-П). Сброс сточных вод после очистки на очистных сооружениях осуществляется в <адрес> на расстоянии 1,4 км от устья, которая является водным объектом 1 категории рыбохозяйственного значения. Право на сброс сточных вод и (или) дренажных вод установлено решением №-ДД.ММ.ГГГГ.005-Р-РСВХ-С-2017-03426/00, зарегистрированном в государственной водном реестре ДД.ММ.ГГГГ. По результатам аналитического контроля, проводимого ООО «Водоканал-Сервис» в соответствии с программой проведения измерений качества сточных вод, содержание загрязняющих веществ в сточных водах на выпуске МП «ЖКХ» в 2022 году систематически превышало допустимые значения, установленные решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№-ДД.ММ.ГГГГ.05-Р-РСВХ-С-2017-03426/00 по многим показателям, что подтверждается протоколами. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой ЗАТО <адрес> вынесено представление о необходимости обеспечения очистки сточных вод при организации водоотведения, однако в установленный срок конкретные меры по устранению имеющихся нарушения закона не приняты, нарушения не устранены. Ссылаясь на то, что сброс сточных вод с превышением концентраций загрязняющих веществ свидетельствует о негативном воздействии на водный объект – <адрес>, что является нарушением требований природоохранного законодательства, а также на то, что не обеспечение организации очистки сточных вод при организации водоотведения в <адрес> ЗАТО <адрес> нарушает права неопределенного круга граждан в сфере ЖКХ на оказание надлежащей и безопасной услуги по водоотведению, истец обратился с настоящим иском в суд.
В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г.Железногорск Гриневич А.А. поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика администрации ЗАТО г.Железногорск Мажитова Н.С. (по доверенности) в судебном заседании не оспаривала факт нарушения природоохранного законодательства, просила увеличить срок устранения выявленных нарушений до 3 лет.
Представитель административного ответчика МП «ЖКХ» Журавлев Е.И. (полномочия проверены) в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав участников процесса, огласив и исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 22 КАС РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация в границах городского округа водоснабжения и водоотведения является полномочием и вопросом местного значения городского округа.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа в порядке п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделены полномочиями в сфере водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определена правовая основа местного самоуправления, которую в числе прочих нормативных актов, наряду с настоящим Федеральным законом, составляют и другие федеральные законы.
В соответствии со ст. 1,4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) поверхностные воды, животные и другие организмы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна основываться на принципе презумпции экологической опасности (ст. 3 Закона об охране окружающей среды).
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
На основании ч. 1 ст. 39 Закона об охране окружающей среды юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со ст. 39 Закона об охране окружающей среды, п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ, хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, а использование водных объектов, в том числе для целей сброса сточных вод, не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов водопользователи обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.
В соответствии с п. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 4 и 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Кроме того, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № года 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Согласно п. «г» ч. 2 Положения о мерах по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 года № 380 мерами по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания являются в том числе предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества, воды и требований к водному режиму таких водных объектов.
Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Сточные воды - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что организации, осуществляющие водоотведение, обязаны обеспечивать водоотведение путем эксплуатации централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Как установлено в судебном заседании, на основании постановлений администрации ЗАТО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№И, от ДД.ММ.ГГГГ№И, от ДД.ММ.ГГГГ№И, от ДД.ММ.ГГГГ№И очистные сооружения <адрес> ЗАТО Железногорск закреплены за МП «ЖКХ» на праве хозяйственного ведения.
Факт регистрации права хозяйственного ведения за МП «ЖКХ» подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
МП «ЖКХ» осуществляет деятельность по отведению, очистке и сбросу сточных вод, поступающих на очистные сооружения, расположенные на производственной территории № по адресу: <адрес>, ЗАТО Железногорск, <адрес> (объект НВОС, код – МЖ-0124-000929-П).
На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой ЗАТО <адрес> проведена проверка по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования, в том числе законодательства об охране водных объектов, водных биологических ресурсов.
В ходе проверки было установлено, что сброс сточных вод после очистки на очистных сооружениях осуществляется в <адрес> на расстоянии 1,4 км от устья, которая является водным объектом 1 категории рыбохозяйственного значения.
Право на сброс сточных вод и (или) дренажных вод установлено решением №-ДД.ММ.ГГГГ.005-Р-РСВХ-С-2017-03426/00, зарегистрированном в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письма Министерства экологии и рационального природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ срок действия решения от ДД.ММ.ГГГГ№-ДД.ММ.ГГГГ.05-Р-РСВХ-С-2017-03426/00 автоматически продлен.
По результатам аналитического контроля, проводимого ООО «Водоканал-Сервис» в соответствии с программой проведения измерений качества сточных вод, содержание загрязняющих веществ в сточных водах на выпуске МП «ЖКХ» в 2022 году систематически превышало допустимые значения, установленные решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№-ДД.ММ.ГГГГ.05-Р-РСВХ-С-2017-03426/00 по многим показателям, что подтверждается протоколами №зо от ДД.ММ.ГГГГ, №зо от ДД.ММ.ГГГГ, №зо от ДД.ММ.ГГГГ, №зо от ДД.ММ.ГГГГ, №зо от ДД.ММ.ГГГГ, №зо от ДД.ММ.ГГГГ, №зо от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой ЗАТО <адрес> вынесено МП «ЖКХ» представление о необходимости обеспечения очистки сточных вод при организации водоотведения.
В письме № от ДД.ММ.ГГГГ МП «ЖКХ» указало на то, что указанные в представлении нарушения нашли свое подтверждение, за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по соблюдению требований природоохранного законодательства в области охраны водных объектов привлечен к дисциплинарной ответственности начальник очистных сооружений Шалаевский В.Г.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ утверждено Управлением Главгосэкспертизы России по <адрес> заключение № Э-141-3 по рабочему проекту «Реконструкция очистных сооружений <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ утвержден паспорт на очистные сооружения <адрес> ЗАТО Железногорск.
Согласно технического заключения, составленного в 2011 году ООО «Сибирское предприятие Росводоконал», качество очищенной сточной воды на выходе очистных сооружений в <адрес> ЗАТО Железногорск не соответствует утвержденным нормативам допустимого сброса (НДС) по всем основным показателям.
Согласно протокола технического совещания по вопросу эксплуатации очистных сооружений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отложено проектирование новых очистных сооружений на 3-5 лет, с учетом возможности появления новых, менее затратных технологий.
ДД.ММ.ГГГГ в письме № МП «ЖКХ» уведомляло администрацию ЗАТО <адрес> о необходимости реконструкции очистных сооружений <адрес> ЗАТО Железногорск.
Письмом МП «ЖКХ» № от ДД.ММ.ГГГГ направляло администрации ЗАТО <адрес> перечень мероприятий, необходимых для приведения очистных сооружений канализации в надлежащее техническое состояние.
В письме МП «ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ№ просило администрацию ЗАТО <адрес> согласовать техническое задание на проектирование модернизации (реконструкции) очистных сооружений <адрес>, оказать содействие в финансировании утвержденного ранее плана мероприятий по охране окружающей среды.
Письмом МП «ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ№ направило в ЗАТО <адрес> коммерческое предложение на выполнение инженерных изысканий, проектной и рабочей документации по модернизации очистных сооружений в <адрес> на сумму 15 540 397 руб.
Согласно протоколу выездного совещания на очистные сооружения МП «ЖКХ» (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ принято решение проработать техническую возможность проведения модернизации очистных сооружений МП «ЖКХ».
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> уведомило администрацию ЗАТО <адрес> о том, что необходимо проработать вопрос разработки проектно-сметной документации на реконструкцию очистных сооружений канализации и предоставления для участия в программе «Чистая вода».
В письме от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация ЗАТО <адрес> просило заместителя министра промышленности энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> включить мероприятия «Реконструкция очистных сооружений в <адрес> ЗАТО Железногорск» в печень субсидируемых в 2024 году работ.
Постановлением Федерального агентства по Рыболовству Енисейское территориальное управление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении № Кр-262 исполняющий обязанности директора – главный инженер МП «ЖКХ» Журавлев Е.И. признан виновным совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.48 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Согласно постановления администрации ЗАТО <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в 2024-2026 годах на объект: «Очистные сооружения, находящиеся по адресу: ЗАТО Железногорск, <адрес>.
Анализируя представленные доказательства, а также учитывая, что доказательств устранения выявленных прокуратурой ЗАТО <адрес> нарушений действующего законодательства о об охране окружающей среды и природопользования, в том числе законодательства об охране водных объектов, водных биологических ресурсов административными ответчиками не представлено, в судебном заседании административные ответчики не отрицали данных обстоятельств, в том числе и в части не осуществления с 2011 года каких либо действий по модернизации очистных сооружений <адрес> ЗАТО Железногорск, при условии того, что МП «ЖКХ» уведомляло администрацию ЗАТО <адрес> о необходимости осуществления модернизации очистных сооружений в <адрес> ЗАТО Железногорск, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокуратурой ЗАТО <адрес> исковых требований.
При этом, доводы административных ответчиков относительно невозможности своевременного исполнения требований прокурора ЗАТО <адрес> в связи с дефицитом денежных средств в бюджете органа местного самоуправления не принимаются судом, поскольку как следует из материалов дела бездействие административных ответчиков осуществлялось длительное время, начиная с 2011 года, однако в материалы дела не представлено достоверных сведений о том, что административными ответчиками предпринимались какие-либо действия по внесению предложений относительно корректировки бюджета органа местного самоуправления, равно как и выделения денежных средств на модернизацию (реконструкцию) очистных сооружений <адрес> ЗАТО Железногорск.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора ЗАТО г.Железногорск о признании бездействий администрации ЗАТО г.Железногорск, Муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Жилищно-коммунальное хозяйство», выразившееся в не организации надлежащего водоотведения на территории п.Подгорный ЗАТО Железногорск Красноярского края в части очистки сточных вод незаконными.
Разрешая требования прокурора ЗАТО г.Железногорск о возложении обазнности на административных ответчиков обеспечить на территории п.Подгорный ЗАТО Железногорск Красноярского края очистку сточных вод при организации водоотведения в соответствии с требованиями действующего законодательства, путем реконструкции (модернизации) очистных сооружений, обеспечивающих очистку и обеззараживание канализационных и сточных вод, суд приходит к выводу об удовлетворении данных требований, поскольку материалами дела подтверждается факт бездействия административных ответчиков по модернизации (реконструкции) очистных сооружений в п.Подгорный ЗАТО Железногорск.
При этом, суд считает необходимым возложить исполнение указанной обязанности совершить действия в течении 3 (трех) лет с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку административными ответчиками подтверждена возможность исполнения решения суда в указанный срок с учетом включения в бюджет органа местного самоуправления расходов на осуществление мероприятий, связанных с разработкой проекта и последующих затрат на модернизацию (реконструкцию) очистных сооружений в п.Подгорный ЗАТО Железногорск.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора ЗАТО г.Железногорск к администрации ЗАТО г.Железногорск, Муниципальному предприятию ЗАТО Железногорск Красноярского края «Жилищно-коммунальное хозяйство» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности – удовлетворить.
Признать бездействие администрации ЗАТО г.Железногорск, Муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Жилищно-коммунальное хозяйство», выразившееся в не организации надлежащего водоотведения на территории п.Подгорный ЗАТО Железногорск Красноярского края в части очистки сточных вод незаконными.
Обязать администрацию ЗАТО г.Железногорск и Муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края «Жилищно-коммунальное хозяйство» обеспечить на территории п.Подгорный ЗАТО Железногорск Красноярского края очистку сточных вод при организации водоотведения в соответствии с требованиями действующего законодательства, путем реконструкции (модернизации) очистных сооружений, обеспечивающих очистку и обеззараживание канализационных и сточных вод, в течение 3 (трех) лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.Г. Бацунин
Мотивированное решение изготовлено 02 февраля 2023 года.