ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3293/2021 от 05.08.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2021-004774-78

Дело № 2а-3293/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 августа 2021 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.

при секретаре Трухиной К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пархоменко С.С. к Управлению Министерства юстиции РФ по Пермскому краю о признании незаконным уведомления, возложении обязанности,

установил:

Пархоменко С.С. обратилась в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции РФ по Пермскому краю, с требованием о признании незаконным уведомления об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности принять решение о государственной регистрации Автономной некоммерческой организации «Развитие Гимназии № 7 г.Перми».

В обоснование своих требований указала, что принято решение о создании Автономной некоммерческой организации «Развитие Гимназии № 7 г.Перми», в связи с чем подано заявление в регистрирующий орган. 21.04.2021г. получено уведомление об отказе в государственной регистрации, основанием явилась ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях». Отказ является незаконным. Управление не учитывает тот факт, что Устав Автономной некоммерческой организации «Развитие Гимназии № 7 г.Перми» идентичен по содержанию (за исключением названия, адреса, учредителя) Уставу Автономной некоммерческой организации «Национальный научно-образовательный центр «Большая Российская энциклопедия», утвержденному распоряжением Правительства РФ от 26.11.2019 № 2804-р. Последняя организация прошла государственную регистрацию в 2020 году. Таким образом, административный ответчик отказал в государственной регистрации без каких-либо правовых оснований, применил некий «особый» подход, что не соответствует закону.

Административный истец о месте и времени рассмотрения дела извещался судом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Административный ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещен судом, представитель в судебное заседание не явился, просит рассмотреть в их отсутствие.

Их письменных возражений административного ответчика следует, что при проведении правовой экспертизы установлено, что необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Законом о некоммерческих организациях, представлены не полностью. Наименование организации - Автономная некоммерческая организация «Развитие Гимназии № 7 г.Перми» включает наименование иных юридических лиц – Автономная некоммерческая организация «Развитие муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №7» г.Перми и Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7» г.Перми. Наименование организации, представленное на государственную организацию, может ввести в заблуждение третьих лиц относительно наименования юридического лица. В нарушение пп. 7 п. 5 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях Организацией не представлены документы, подтверждающие правомочие на использование наименования иного юридического лица. Учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы противоречат законодательству РФ. В пункте 22 устава организации содержится информация о правлении – высшем коллегиальном органе управления Организации. В нарушение норм законодательства в Решении № 1 учредителя от 02.04.2021г. правление не сформировано. В нарушение п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях, п. 27 Устава содержит не все вопросы исключительной компетенции высшего органа управления. Так, не предусмотрены следующие вопросы правления: об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации; о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации. Из п. 10 устава следует, что целью деятельности организации является объединение сил, добровольного труда, добровольных имущественных и иных ресурсов граждан и юридических лиц для оказания материальной, научной, методической и иной поддержки воспитательного процесса в МАДОУ «Гимназия № 7» г.Перми. Виды деятельности, которые организация осуществляет для достижения уставных целей, предусмотрены в п. 11 устава. В соответствии с целями и видами деятельности должны выбираться коды видов экономической деятельности, подлежащие внесению в ЕГРЮЛ в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. В заявлении по форме № Р11001 внесены коды дополнительных видов деятельности. В нарушение п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях перечисленные в заявлении по форме № Р11001 коды дополнительных видов деятельности не соответствуют целям и видам деятельности организации, указанным в уставе. В нарушение п. 1 ст. 123.24 ГК РФ, ст. 10 Закона о некоммерческих организациях, пункт 10 устава не указывает на то, что организация имеет цель предоставления услуг в какой-либо сфере. Кроме того, документы, представленные на государственную регистрацию создания организации были оформлены в ненадлежащем порядке. В п. 20 устава в исключительной компетенции учредителя указана на то, что к исключительной компетенции учредителя относится в том числе, определение порядка формирования органов. При этом, конкретных положений о назначении единоличного исполнительного органа учредителем устав не содержит. Пункт 1 устава содержит указание на то, что организация создана на основе имущественных и иных взносов граждан и юридических лиц, однако организация создается одним физическим лицом. В нарушение п. 1 ст. 123.24 ГК РФ, ст. 10 Закона о некоммерческих организациях, п. 11 устава не содержит конкретных услуг, которые собирается оказывать организация. Виды деятельности, указанные в п. 12 устава по смыслу являются правами организации. В п. 7 устава указано, что организация отвечает по своим обязательствам всем находящимся у нее имуществом в нарушение п. 2 ст. 25 Закона о некоммерческих организациях. В нарушение п. 2 ст. 123.25 ГК РФ п. 23 устава содержит указание на то, что правление является постоянно действующим коллегиальным высшим органом управления организацией. В нарушение п. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях раздел IV устава содержит указание на «Источники финансового обеспечения организации». В пп. а п. 31 устава указано, что директор несет персональную ответственность за деятельность организации, однако директор осуществляет текущее руководство деятельностью и несет ответственность в соответствии с законодательством в рамках своей компетенции, предусмотренной уставом. В п. 37 устава не содержаться положения п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях. Таким образом, истцом как заявителем при государственной регистрации создания организации в представленных документах были допущены нарушения закона, препятствующие государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации принято в соответствии с пп. 1,4 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Ненадлежащее оформление документов не является основанием для отказа, однако подлежит указанию, что отображено в уведомлении об отказе в от ДД.ММ.ГГГГ. по вопросу государственной регистрации Автономной некоммерческой организации «Национальный научно-образовательный центр «Большая Российская энциклопедия» отмечает, что Управление не уполномочено давать оценку действий иных территориальных органов Минюста России. Правовая экспертиза представляемых на государственную регистрацию документов осуществляется на предмет соответствия действующим нормам законодательства. Соответствие представленных на государственную регистрацию документов ранее зарегистрированным уставам некоммерческих организаций не может быть принято во внимание. В удовлетворении административного иска Пархоменко С.С. отказать (л.д. 26-30).

Суд, оценив доводы административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления, в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03 марта 2014 года N 26 Управление осуществляет следующие полномочия: принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

В соответствии с ч.2 ст.13 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон «О некоммерческих организациях») решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем).

Согласно ст.13.1 Закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) сведения об учредителях в двух экземплярах;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;

7) при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;

8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица;

9) заявление о включении некоммерческой организации в предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

На основании подпунктов 1,4 пункта 1 статьи 23.1 Закона «О некоммерческих организациях» в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям: если учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации; если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган.

Судом установлены следующие обстоятельства по делу.

ДД.ММ.ГГГГ. Пархоменко С.С. через Единый портал государственных и муниципальных слуг подано заявление по форме Р11001 о государственной регистрации юридического лица при создании Автономной некоммерческой организации «Развития Гимназии № 7 г.Перми», к заявлению приложено решение единственного учредителя от ДД.ММ.ГГГГ, устав от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 31,32-37).

Распоряжением Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. -р отказано в государственной регистрации Автономной некоммерческой организации «Развития Гимназии № 7 г.Перми» по основаниям, предусмотренным подпунктом 1,4 пункта 1 статьи 23.1 Закона «О некоммерческих организациях» (л.д.43).

Пархоменко С.С. направлено уведомление об отказе в государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44-46).

Как следует из уведомления об отказе в государственной регистрации юридического лица, при проведении правовой экспертизы было установлено, что необходимые документы для государственной регистрации, предусмотренные Закона «О некоммерческих организациях», представлены не полностью; учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы противоречат законодательству Российской Федерации; документы, представленные на государственную регистрацию, оформлены в ненадлежащем порядке.

В соответствии с.1 ст.1 Закона «О некоммерческих организациях» одним из учредительных документов некоммерческой организации является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения (

В силу п. 3 ст. 14 Закона «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии п. 2 ст. 123.24 ГК РФ устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова "автономная некоммерческая организация", месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.

Анализирую указанные в уведомлении об отказе в государственной регистрации юридического лица основания такого отказа, суд исходит из следующего.

Одним из оснований для отказа явилось то, что наименование организации – Автономная некоммерческая организация «Развитие Гимназии № 7 г.Перми» включает наименование иных юридических лиц - Автономная некоммерческая организация «Развитие муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №7» г.Перми и Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7» г.Перми, однако документы, подтверждающие правомочие на использование наименования иного юридического лица не представлены.

Согласно статье 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В соответствии с п. 1.1. статьи 4 Закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Как следует из положений подпункта 7 пункта 5 статьи 13.1 Закона «О некоммерческих организациях», при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, для государственной регистрации некоммерческой организации представляются документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Из анализа указанных положений закона следует, что документы, подтверждающие правомочие на использование наименования зарегистрированного юридического лица необходимо представлять в случае использования в наименовании создаваемой некоммерческой организации полного наименования иного юридического лица. Однако, создаваемая организация в своем наименовании использует лишь часть наименования иных юридических лиц – Автономной некоммерческой организации «Развитие муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 7» г.Перми и Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №» г.Перми (в наименовании не используется указание на организационно правовую форму Гимназии №7), в связи с чем суд полагает, что данное основание для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации не основано на законе.

В то же время, суд считает, что указанное в оспариваемом уведомлении основание, что учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы противоречат законодательству Российской Федерации, является обоснованным, в силу следующего.

В соответствии с п. 3 ст. 50.1 ГК РФ в решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, а в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 52 настоящего Кодекса, о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица.

Согласно п.п. 3 п. 5 ст. 14 Закона «О некоммерческих организациях» для государственной регистрации некоммерческой организации представляется решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

Пунктом 22 устава Автономной некоммерческой организации «Развитие Гимназии № 7 г.Перми» предусмотрено, что органами управления организацией являются: коллегиальный высший орган – правление; единоличный исполнительный орган – директор.

Правление является постоянно действующим коллегиальным высшим органом управления организацией, состоит из учредителя и двух физических лиц, утверждаемых учредителем организации (п.23 Устава).

Из решения № 1 учредителя от ДД.ММ.ГГГГ. Автономной некоммерческой организации «Развитие Гимназии № 7 г.Перми» следует, что назначен лишь единоличный исполнительный орган (директор) Автономной некоммерческой организации «Развитие Гимназии № 7 г.Перми» - Пархоменко С.С. При этом в нарушение подпункта 3 пункта 5 статьи 13.1 Закона «О некоммерческих организациях» решение учредителя от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений о составе правления, также устав не содержит порядок формирования правления.

Согласно п.2 ст. 123.25 ГК РФ по решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

В соответствии с п.3 ст.29 Закона «О некоммерческих организациях» если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится в том числе утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации; принятие решений о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации

Пунктом 27 Устава организации определены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции высшего органа управления – правления, к которым не отнесены вопросы утверждения аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации; принятие решений о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации, определен пунктом 3 ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях». Перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления может быть расширен, но не может быть сокращен.

Таким образом, положения п.27 Устава не соответствует требованиям ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях».

На основании п. 1 ст. 24 Закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Согласно положениям пункта 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

На основании ст. 10 Закона «О некоммерческих организациях» автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

В силу ст. 123.24 ГК РФ автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

Пунктом 10 устава предусмотрено, что целью организации является объединение сил, добровольного труда, добровольных имущественных и иных ресурсов граждан и юридических лиц для оказания материальной, научной, методической и иной поддержки воспитательного процесса в МАДОУ «Гимназия №7» г.Перми.

Предметом деятельности организации является: а) содействие развитию Гимназии, укреплению ее материально-технической базы, совершенствованию учебно-воспитательного процесса; б) развитие партнерских отношений между Гимназией, семьями учеников, окружающим Гимназию местным сообществом, органами местного самоуправления г.Перми и иными организациями, учреждениями, предприятиями; в) содействие охране, укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни среди участников воспитательного процесса Гимназии; г) социальная поддержка и защита прав и интересов учеников, особенно тех, которые в силу разных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; д) содействие правовому, гражданскому и экологическому воспитанию и образованию участников воспитательного процесса; е) создание необходимых условий для обмена передовым опытом в сфере воспитания, привлечение высококвалифицированных педагогических работников для работы в Гимназии; ж) развитие обмена обучающимися и туризма; з) оказание информационной, научно-методической, организационной и иной помощи участникам воспитательного процесса Гимназии; и) оказание содействия в разработке и реализации перспективных образовательно-воспитательных проектов и программ, направленных на создание эффективных технологий обучения и воспитания несовершеннолетних; к) поощрение учащихся, которые показывают значительные результаты в процессе обучения, за спортивные достижения, творческие и иные успехи в различных видах учебной и внеурочной деятельности (пункт 11 устава).

Согласно листа "Ж" заявления о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р 11001 "Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности" были указаны следующие виды экономической деятельности: код основного вида деятельности 94.99, Коды дополнительных видов деятельности: 59.11, 59.14, 69.10, 60.20, 62.01., 62.02, 62.09, 69.20, 70.22.

Согласно описанию групп, указанных в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденном приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст:

код 94.99 - Услуги прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки;

код 59.11 - Услуги по производству кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ;

код 59.14 - Услуги по демонстрации кинофильмов;

код 69.10 - Услуги юридические;

код 60.20 - Услуги в области телевизионного вещания;

код 62.01 - Продукты программные и услуги по разработке и тестированию программного обеспечения;

код 62.02 - Услуги консультативные, связанные с компьютерной техникой;

код 62.09 - Услуги в области информационных технологий прочие и компьютерные услуги;

код 69.20 - Услуги в области бухгалтерского учета; по проведению финансового аудита; по налоговому консультированию;

код 70.22 - Услуги консультативные в области управления предприятием.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что дополнительные виды деятельности, перечисленные в заявлении по форме Р11001, указанные в листе "Ж" не соответствуют целям и видам деятельности организации, указанным в уставе, что противоречит положениям пункта 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Кроме того, как указано выше, из пункта 10 Устава не следует, что целью организации является предоставление услуг в какой-либо сфере, в то время как п. 1 ст. 123.24 ГК РФ установлено, что автономная некоммерческая организация создается именно в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Таким образом, цель деятельности некоммерческой организации не соответствует установленной законом цели создания автономной некоммерческой организации.

Суд также находит обоснованным приведенное в уведомлении основание о том, что документы, представленные на государственную регистрацию, оформлены в ненадлежащем порядке.

В соответствии со ст.ст. 28, 30 Закона «О некоммерческих организациях исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным.

Пунктом п. 1 ст. 28 Закона «О некоммерческих организациях» установлено, что порядок формирования органов управления некоммерческой организацией, устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

На основании п. 3 ст. 123.25 ГК РФ учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

В пункте 20 Устава указано, что учредителем организации является гражданка Российской Федерации Пархоменко С.С. К исключительной компетенции учредителя организации относится решение следующих вопросов: принятие решений о создании организации; утверждение устава организации и внесение в него изменений; принятие в состав учредителей новых лиц; принятие решения о ликвидации или реорганизации организации; назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и утверждение промежуточного и ликвидационного балансов; определение порядка формирования органов управления организацией; осуществление надзора за деятельностью организации путем запрос и анализа документов, связанных с деятельностью организации, или проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности организации.

Пунктом 30 Устава предусмотрено, что директор назначается сроком на 5 лет.

В решении № 1 учредителя от ДД.ММ.ГГГГ. указано, что Пархоменко С.С. является учредителем Автономной некоммерческой организации «Развитие Гимназии № 7 г.Перми», назначен единоличный исполнительный орган (директором) – Пархоменко С.С.

Таким образом, порядок формирования органов управления некоммерческой организацией должен быть установлен учредительными документами, Уставом определение порядка формирования единоличного исполнительного органа отнесено к компетенции учредителя. Однако в учредительных документах организации какой-либо порядок назначения единоличного исполнительного органа не определен.

Согласно части 1 статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Правоспособность юридического лица определена в ст.49 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Статьей 18 ГК РФ установлено содержание правоспособности граждан, согласно которой граждане могут иметь имущественные и личные неимущественные права.

В то время как в п. 5 Устава предусмотрено, что организация приобретает от своего имени личные неимущественные права, что не соответствует правоспособности юридического лица, а является содержание правоспособности граждан

Из пункта 1 Устава следует, что Автономная некоммерческая организация «Развитие Гимназии № 7 г.Перми» является не имеющей членства унитарной некоммерческой организации, созданной на основе имущественных взносов граждан и юридических лиц. При этом из решения учредителя и п.2 Устава следует, организация создана лишь одним физическим лицом – Пархоменко С.С.

В соответствии с п.1 ст.123.24 ГК РФ автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Однако в Уставе не указано, какие услуги будут оказываться организацией, в п.11 Устава определен предмет деятельности – оказание содействия, помощи, что нельзя отнести к конкретным услугам, которые организация планирует оказывать.

На основании ст. 24 Закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Из пункта 12 устава следует, что для достижения уставных целей организация вправе осуществлять следующие виды деятельности: привлекать на благотворительной основе пожертвования и иные, не запрещенные законом поступления российских граждан и организаций; организовывать и проводить благотворительные акции и мероприятия; издавать и/или распространять научную, учебную, методическую, просветительскую и иную литературу и продукцию по вопросам, связанными с основными направлениями деятельности организации; оказывать консультационные и информационные услуги по проблемам воспитания; создавать условия для обмена передовыми опытом в сфере воспитания; привлекать к совместной деятельности российские научно-исследовательские центры, институты, отдельных ученых и специалистов; свободно распространять информацию о своей деятельности; проводить благотворительные выставки, аукционы, ярмарки, лотереи, театральные зрелищные мероприятия, конференции, симпозиумы и семинары по проблемам гармоничного развития личности несовершеннолетних; вступать в гражданско-правовые отношения с российскими государственными, коммерческими, некоммерческими и общественными организациями и физическими лицами; участвовать в конкурсах на получение грантов.

Особенность некоммерческих организаций состоит в том, что деятельность данных организаций осуществляется в рамках уставных целей и видов деятельности, определенных их уставами.

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 52 и статьей 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации устав автономной некоммерческой организации должен предусматривать цель и предмет деятельности, то есть совокупность видов деятельности, которые осуществляет или будет осуществлять указанная организация для достижения своей цели.

С учетом целей и видов деятельности, в том числе видов приносящей доход деятельности, определяются коды видов экономической деятельности, подлежащие внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).

Таким образом, суд соглашается с выводом Управления, что указанные в п. 12 Устава виды деятельности организации, не являются видами деятельности, а по сути являются правами организации.

В силу ч. 2 ст. 25 Закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание. В то время как в пункте 7 Устава указано, что организация отвечает по своим обязательствам всем находящимся у нее имуществом, что противоречит ч. 2 ст. 25 Закона "О некоммерческих организациях".

Пунктом 23 Устава Автономной некоммерческой организации «Развитие Гимназии № 7 г.Перми» предусмотрено, что правление является постоянно действующим коллегиальным высшим органом управления организацией.

В силу ч. 2 ст. 123.25 ГК РФ по решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

Однако, в пункте 22 устава указано, что правление является коллегиальным высшим органом.

Таким образом, из устава непонятно какой именно орган создан в АНО «Развитие Гимназии № 7 г.Перми» коллегиальный высший орган либо постоянно действующий коллегиальный орган.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны быть определены источники формирования имущества некоммерческой организации.

Раздел IV Устава именуется, как источники финансового обеспечения организации, что не соответствует положениям, закрепленным в п. 3 ст. 14 Закона «О некоммерческих организациях»

Пунктом 31 «а» Устава предусмотрено, что директор организует руководство текущей деятельностью организации и несет персональную ответственность за деятельность организации.

Однако, из пункта 24 Устава следует, что директор является единоличным исполнительным органом организации, который осуществляет текущее руководство деятельность организации в порядке, установленном настоящим уставом.

В силу п. 1 ст. 30 Закона «О некоммерческих организациях» исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

Таким образом, директор, как исполнительный орган некоммерческой организации, должен осуществлять текущее руководство деятельностью организации и не может нести персональную ответственность за деятельность организации.

В пункте 37 устава указано, что в случае ликвидации организации все имущество организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цель, в интересах которой она была создана, и (или) на благотворительные цели.

В силу п. 1 ст. 20 Закона «О некоммерческих организациях» при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Таким образом, пункт 37 устава не содержит положений п. 1 ст. 20 Закона «О некоммерческих организациях» об обращается в доход государства имущества ликвидируемой некоммерческой организации, если его использование в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным.

Доводы административного истца о том, что устав Автономной некоммерческой организации «Развитие Гимназии № 7 г.Перми» идентичен по содержанию с уставом Автономной некоммерческой организации «Национальный научно-образовательный центр «Большая Российская энциклопедия», утвержденному распоряжением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р является несостоятельным, и не могут служить основанием для отмены оспариваемого уведомления, поскольку уполномоченное должностное лицо не наделено правом проверки государственной регистрации иной автономной некоммерческой организации.

При таких обстоятельствах, оспариваемое уведомление принято уполномоченным органом, в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленной законом процедуры, в связи чем суд отказывает в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Пархоменко С.С. к Управлению Министерства юстиции РФ по Пермскому краю о признании незаконным решения, возложении обязанности – отказать.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий - подпись Л.Ю. Дульцева

<данные изъяты>

<данные изъяты>