Дело №2а-3294/19 Мотивированное решение изготовлено дата РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 мая 2019 года <адрес>А Фрунзенский районный суд <адрес> края в составе председательствующего судьи О.О.Ясинской, при секретаре Н.О.Семеновой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, возложении обязанности, установил: ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения от дата. № о приостановлении осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости: здание магазин, расположенный по адресу: <адрес>; решения от дата. № о приостановлении государственной регистрации прав на объект недвижимости: здание магазин, расположенный по адресу: <адрес>. Возложить на административного ответчика обязанность осуществить государственный кадастровый учет с одновременной государственной регистрацией права собственности ФИО1 в отношении объекта недвижимости: условный номер №, адрес: <адрес> по заявлениям от дата. №, от дата. №. В обоснование заявленных требований истец указывает, что ФИО1 предоставлен на праве аренды земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> для строительства и эксплуатации здания магазина. дата истцу выдано разрешение на строительно-монтажных работ на данном земельном участке. дата построенный магазин введен в эксплуатацию и выдан акт приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством магазина. дата ФИО1 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета№ и заявлением о регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним № в отношении объекта недвижимости: условный номер №, адрес: <адрес>. Уведомлением от дата№ ответчик сообщил о приостановлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности (переход права) в отношении указанного объекта недвижимости. Уведомлением от дата№ ответчик сообщил о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении указанного объекта недвижимости. Заявитель считает, указанные решения не законными, в силу следующего. Согласно сведений, отраженных в разделе «Характеристики объекта недвижимости», здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером №, разрешенное использование земельного участка «Розничная торговля в магазинах, (временный магазин)». Согласно ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от дата № 190-ФЗ, объект капитального строительства — здание, строение сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства) за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Однако к техническому плану здания, прилагался договор аренды земельного участка, согласно которого административному истцу предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с правом аренды земли для строительства и эксплуатации здания магазина. Все последующие документы: разрешение на строительство; акт ввода в эксплуатацию объекта основаны на договоре аренды земельного участка, который предоставлял истцу право строительства магазина. В декларации об объекте недвижимости, являющейся неотъемлемым приложением технического плана, указано, что правоустанавливающим документом на земельный участок, на котором расположено здание, является договор аренды земельного участка. Относительно земельного участка с кадастровым номером №, истец не имеет возможности в настоящее время изменить вид разрешенного использования земельного участка, так как не имеет зарегистрированных прав на участок и здание магазин. Таким образом, нарушения ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствуют. Указание ответчиком на отсутствие сведений о раннее выданных разрешений на строительство (реконструкцию), и ввод в эксплуатацию указанного объекта недвижимости в администрации <адрес>, МКУ «Архив <адрес>», ГКУ «Государственный архив <адрес>» не может являться основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и в государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ФИО1 на государственную регистрацию и кадастровый учет был представлен акт приемки законченного строительством объекта. Отсутствие документов в архиве не может свидетельствовать об отсутствии права истца собственности на данный объект. Представленные подлинники документов- являются достаточными для осуществления регистрационных действий. ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 требования искового заявления поддержал в полном объеме. В судебном заседании административный ответчик – представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по доверенности ФИО5, возражала против удовлетворения искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях. Из возражений следует, что Управлением была проведена правовая экспертиза документов, представленных в Управление в соответствии с ч. 1 ст.29 Федерального закона от дата № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Закон), в результате чего было установлено нижеследующее. Как следует из ответов администрации <адрес>, МКУ «Архив <адрес>», ГКУ «Государственный архив приморского края» в документах архивного фонда разрешение № на выполнение строительно-монтажных работ и Акт приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством магазина от дата. отсутствуют. Кроме того в представленном техническом плане содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером № на котором расположен объект учета. Согласно сведениям ЕГРН разрешенное использование указанного земельного участка «Розничная торговля (временный магазин)». При этом представленный технический план представлен на объект капительного строительства. При проведении пространственного анализа представленных данных выявлено, что объект недвижимости выходит за пределы земельного участка, с кадастровым номером № которого установлены. В связи с вышеизложенным, дата. государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав были приостановлены. Полагает, что все действия Управления соответствовали действующему законодательству, сообщение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации законно и обоснованно, просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные сторонами документы, возражения ответчика, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод. Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ, п. 6 ст. 1 Федерального закона от дата № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируется Федеральным законом от дата № 218-ФЗ (ред. от дата) «О государственной регистрации недвижимости». Согласно материалам дела, дата. ФИО1 предоставлен на праве аренды земельный участок площадью 185 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на 10 лет для строительства и эксплуатации здания магазина. дата ФИО1 выдано разрешение № на строительство магазина на данном земельном участке. дата построенный магазин введен в эксплуатацию и выдан акт приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством магазина. дата ФИО1 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - магазин площадью 348 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, ул. <адрес>. В качестве документа-основания на государственную регистрацию были представлены: - договор аренды земли от дата., выданный администрацией <адрес>; - разрешение № на выполнение строительно-монтажных работ от дата, выданное инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора при администрации <адрес>; - акт приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством от дата, выданный инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора при администрации <адрес>. В силу положений Федерального закона от дата № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» одной из обязательных процедур осуществления государственной регистрации является правовая экспертиза документов, поданных для осуществления государственной регистрации, проводимая, в том числе, с целью установления оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с требованиями действующего законодательства. Уведомлением от дата№ ответчик сообщил о приостановлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности (переход права) в отношении указанного объекта недвижимости. Уведомлением от дата№ ответчик сообщил о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении указанного объекта недвижимости. В обоснование указав, что в представленном техническом плане содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, на котором расположен объект учета. Согласно сведениям ЕГРН разрешенное использование указанного земельного участка «Розничная торговля (временный магазин)». При этом представленный технический план представлен на объект капительного строительства. При проведении пространственного анализа представленных данных выявлено, что объект недвижимости выходит за пределы земельного участка, с кадастровым номером № границы которого установлены. Технический план подготовлен на основе акта о приемки в эксплуатацию соответствующего объекта от дата, разрешения на выполнение строительно-монтажных работ от дата. Согласно ответу администрации <адрес>, в Управлении градостроительства и архитектуры администрации <адрес> отсутствует сведения о выдаче акта приемки законченного строительством объекта от дата. и разрешения на выполнение строительно-монтажных работ от дата№. Из ГКУ «Государственный архив <адрес>» получен ответ, что документы администрации <адрес>, в том числе инспекции Госархстройнадзора <адрес> на хранение не поступали. Из МКУ «Архив <адрес>» получен ответ, что в документах архивного фонда «Комитет по архитектуре и градостроительству мэрии <адрес>» за дата акт приемки законченного строительством объекта нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, ул. <адрес> не значится. Оспариваемые решения нельзя признать правомерными по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от дата №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от дата № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно ст. 27 Федерального закона от дата №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона. В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под объектами капитального строительства понимаются здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Системное толкование положений Градостроительного кодекса РФ указывает на то, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства. В судебном заседании установлено, что согласно сведениям, содержащимся в разделе «Характеристики объекта недвижимости», здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером №, разрешенное использование земельного участка «Розничная торговля в магазинах, (временный магазин)». С заявлением на об осуществлении государственного кадастрового учета и о государственной регистрации прав на недвижимое имущество ФИО1 к техническому плану здания, прилагался договор аренды земельного участка, согласно которого ФИО1 предоставлен земельный участок, площадью 185 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с правом аренды земли сроком 10 лет, для строительства и эксплуатации здания магазина. Все последующие документы: разрешение на строительство от дата.; акт ввода в эксплуатацию объекта от дата основаны на договоре аренды земельного участка, который предоставлял истцу право строительства магазина. В декларации об объекте недвижимости, являющейся неотъемлемым приложением технического плана, указано, что правоустанавливающим документом на земельный участок, на котором расположено здание, является договор аренды земельного участка. ФИО1 на государственную регистрацию и кадастровый учет представлен акт приемки законченного строительством объекта. Факт отсутствия в документах архивного фонда МКУ «Архив <адрес>», администрации <адрес>, ГКУ «Государственный архив <адрес>» разрешения № на выполнение строительно-монтажных работ и акта приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта – магазина от дата не может являться основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, так как само по себе отсутствие данных документов в архивном фонде не свидетельствует о не принятии уполномоченным органом соответствующего решения и не выдаче этого решения в установленном порядке или о наличии оснований для сомнений в подлинности представленного документа, законность которого не оспорена. Представленные на государственную регистрацию и кадастровый учет подлинники документов, подтверждающих факт аренды земельного участка и создания объекта недвижимости, - договор аренды земли Администрации <адрес> от дата с правом аренды земли сроком на 10 лет для строительства и эксплуатации магазина, разрешение на выполнение строительно-монтажных работ от дата. №, акт приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта от дата являются достаточными для осуществления регистрационных действий. Указание в оспариваемых уведомлениях на то, что земельный участок на котором создан объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещении) объекта капитально строительства суд признает несостоятельным, поскольку ФИО1 администрацией города предоставлен земельный участок, площадью 185 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с правом аренды земли сроком 10 лет, для строительства и эксплуатации здания магазина. При таких обстоятельствах, заявленные требования о признании оспариваемого решения незаконным подлежат удовлетворению с возложением на административного ответчика обязанности устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявлений от дата. об осуществлении государственного кадастрового учета и о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: здание магазин, расположенный по адресу: расположенный по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке и в установленный законом срок. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд решил: Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании решения незаконным, и возложение обязанности, – удовлетворить. Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от дата. № о приостановлении осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости: здание магазин, расположенный по адресу: <адрес>. Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от дата. № о приостановлении государственной регистрации прав на объект недвижимости: здание магазин, расположенный по адресу: <адрес>. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> устранить допущенные нарушения прав административного истца ФИО1 путем повторного рассмотрения поданного заявления от дата Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня принятия судом решения в мотивированной форме. Судья О.О.Ясинская |