Дело № 2а-3295/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 ноября 2016 года Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Терентьевой М.А., при секретаре Шадриной М.В., с участием представителей административного истца ФИО1, ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в государственной регистрации права, государственному регистратору ФИО5,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю и просит признать незаконным решение Межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю по Дзержинскому (правый берег), Кировскому районам г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в государственной регистрации права постоянного пользования; обязании осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
В обоснование административного иска указал, что обратился в Межмуниципальный отдел Росреестра по Пермскому краю по Дзержинскому (правый берег), Кировскому района г. Перми с заявлением о государственной регистрации права (постоянного) бессрочного пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Однако, ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение об отказе в государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования. Данное решение является незаконным ввиду следующего. ФИО4 являлся единственным учредителем частного предприятия «........», зарегистрированного на основании постановления Администрации .......№ от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ частному предприятию на праве постоянного бессрочного пользования был предоставлен земельный участок под строительство офиса в <адрес>. Постановлением администрации .......№ от ДД.ММ.ГГГГ год частное предприятие было исключено из реестра юридических лиц. По сведениям Департамента земельных отношений администрации г. Перми право постоянного (бессрочного) пользования частного предприятия в отношении земельного участка до настоящего времени не прекращено. При этом в течение всего времени с момента ликвидации частного предприятия земельный участок находится во владении и пользовании административного истца. Согласно ч. 7 ст. 63 ГК РФ (ред. от 12.08.1996г.) оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещны5е права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Из смысла указанной нормы следует, что имущество ликвидированного юридического лица после расчетов с кредиторами принадлежит учредителям. В соответствии с п. 6.3 Устава частного предприятия, при ликвидации частного предприятия после уплаты долгов и расчетов с бюджетом оставшееся имуществом распределяется учредителем. Право постоянного (бессрочного) пользования является имущественным правом, поэтому оно, в числе прочего имущества, переходит к учредителю после ликвидации юридического лица. Статьей 268 ГК Ф в редакции, действовавшей в момент ликвидации частного предприятия, была предусмотрена возможность возникновения права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок у физического лица. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Указанный закон вступил в силу с 31 января 1998 года, ликвидация юридического лица завершена в 1997 году, соответственно, право бессрочного пользования, перешедшее к административному истцу, является ранее возникшим, в связи с чем должно признаваться в настоящее время. Более того, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ, права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается. При этом ни в ч. 3 ст. 67 ГК РФ, ни в иных нормативных актах процедура государственной регистрации перехода права на объект недвижимости к участникам ликвидированного юридического лица не урегулирована. Отсутствие законодательного регулирования не должно повлечь нарушения или ущемления прав граждан-учредителей юридического лица, поэтому подлежат применению по аналогию положения ч. 3 ст. 551 ГК РФ, согласно которой в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации. Таким образом, возникшее у административного истца после ликвидации частного предприятия право постоянного бессрочного пользования в отношении спорного земельного участка является ранее возникшим на основании ч. 7 ст. 63 ГК РФ. Поскольку земельный участок перешел к административному истцу на законных основаниях, однако, ФИО4 по объективным причинам не имеет возможности зарегистрировать свое право собственности на данные объекты недвижимости в ином порядке, решение об отказе в государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования на земельный участок нарушает право административного истца на приобретение недвижимого имущества.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании настаивала на заявленном требовании по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснила, что закон о регистрации прав регулирует только процедуру регистрации. В ст. 17 данного закона указаны основания для государственной регистрации прав. В числе оснований есть такое указание как иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения. Таким образом, перечень оснований для государственной регистрации законодателем сформулирован не исчерпывающим образом. Регистратору необходимо исследовать гражданское законодательство на предмет выявления оснований для регистрации права. Однако, в данном случае регистратор, занимая узких подход к правовой экспертизе, неправильно применил норму материального права и принял решение об отказе в регистрации права. В указанном случае основание для регистрации является ч.7 ст.63 ГК РФ, в соответствии с которой имущество после ликвидации юридического лица передается учредителю. Порядок регистрации перехода права не урегулирован, значит, из этого следует, что у учредителя в силу закона возникает право собственности на имущество ликвидированного юридического лица. Действующим законодательством не предусмотрена возможность регистрации за физическим лицом права бессрочного пользования, однако, законодатель предусмотрел, что право, возникшее ранее, не прекращается, а трансформируется в право собственности.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании настаивал на заявленном требовании по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что в данном случае спор о праве отсутствует. Основанием возникновения права на земельный участок является ст. 63 ГК РФ и раздел 6 устава предприятия.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю – в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражении на административное исковое заявление. В частности, в данных возражениях указано, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 20 Федерального закона Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вынесено обжалуемое решение об отказе в государственном регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за ФИО4 на вышеуказанный земельный участок в связи со следующим. Статья 17 указанного выше закона устанавливает перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Однако, в представленных на государственную регистрацию документах были выявлены следующие противоречия. С заявлением о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования обратилась ФИО1, действующая по доверенности от физического лица ФИО4, на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Изначально в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию было представлено постановление администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ. № «О предоставлении земельного участка частному предприятию «........» под строительство офиса в <адрес>. Также было представлено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому частное предприятие «........» исключено из государственного реестра юридических лиц в связи с ликвидацией. Дополнительно была представлена копия решения ликвидационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о передаче основных средств в распоряжение учредителя ФИО4 Однако, указанное решение в отсутствие оригинала не могло являться основанием для регистрации. Кроме того, государственный регистратор, проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, устанавливает, в числе прочего, соответствие документов, в том числе, их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания в месте издания документов. В соответствии с представленным решением ликвидационной комиссии основные средства: ......., после ликвидации предприятия передаются в распоряжение учредителя ФИО4 Таким образом, каких-либо документов, подтверждающих переход (передачу) прав учредителю ФИО4 на земельный участок по адресу: <адрес>, представлено не было. Из анализа ст. 2 и п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что государственная регистрация не подменяет собой гражданско-правовое основание, в силу которого у сторон возникают соответствующие гражданские права, не затрагивает самого содержания этого права, а признана лишь удостоверить юридическую силу правоустанавливающего документа. Кроме того, согласно п. 1 ст. 268 ГК РФ в качестве основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования гражданами и юридическими лицами земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, установлены решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. Согласно Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридически лиц до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется; оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается. Таким образом, в соответствии с законодательством, граждане могли приобрести земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование в установленных земельным законодательством случаях на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. В случае наличия таких ранее возникших прав гражданин вправе обратиться с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, представив соответствующе правоустанавливающие документы. Кроме того, в судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что ст. 13 Закона о регистрации установлен порядок проведения государственной регистрации прав, регистрация заключатся в проверке законности сделки на соответствие ее требованиям законодательства и на наличие противоречий. Документы, представленные административным истцом на государственную регистрацию, не соответствуют требованиям закона. Правоустанавливающий документ, который необходим для государственной регистрации, предоставлен не был.
Административный ответчик – государственный регистратор ФИО5 в судебное заседание не явилась извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования не признала.
Представитель третьего лица – Департамента земельных отношений г. Перми – в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на административное исковое заявление указал, что заявленное требование не признает, поскольку согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность. Однако, частным предприятием «М.В.М.» право постоянного (бессрочного) пользования переоформлено не было. Поскольку данное частное предприятие было ликвидировано, в не реорганизовано, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ не перешло. Кроме того, в ликвидационном балансе сведения об имеющемся праве постоянного (бессрочного) пользования также отсутствуют, следовательно, в порядке ст. 63 ГК РФ указанное вещное право не могло перейти к административному истцу.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Материалами дела установлено, что на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ....... было зарегистрировано частное предприятие ........».
Постановлением администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ частному предприятию на праве постоянного бессрочного пользования был предоставлен земельный участок под строительство офиса в <адрес> (л.д. 11).
Постановлением администрации .......№ от ДД.ММ.ГГГГ год частное предприятие было исключено из реестра юридических лиц (л.д. 12).
Из представленного суду устава частного предприятия «........» следует, что единственным учредителем данного предприятия является ФИО4 (п. 1.3). При ликвидации частного предприятия после уплаты долгов и расчетов с бюджетом оставшееся имущество распределяется учредителем (п. 6.3).
Согласно решению ликвидационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, основные средства: ......., после ликвидации предприятия передаются в распоряжение учредителя ФИО4
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО4 в лице представителя по доверенности – ФИО1 – обратился в Межмуниципальный отдел Росреестра по Пермскому краю по Дзержинскому (правый берег), Кировскому района г. Перми с заявлением о государственной регистрации права (постоянного) бессрочного пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>В.
Однако, сообщением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 было отказано в государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования на указанный земельный участок со ссылкой на абз. 3, 11 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку каких-либо документов, подтверждающих переход (передачу прав учредителю ФИО4 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, не представлено. На сегодняшний день законодательство не предусматривает получение гражданами земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование. В случае наличия таких ранее возникших прав гражданин вправе обратиться с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, представив соответствующе правоустанавливающие документы (л.д. 8-9).
Будучи не согласен с указанным отказом, ФИО4 обратился в суд с настоящим иском, указывая, что возникшее у него после ликвидации частного предприятия право постоянного бессрочного пользования в отношении спорного земельного участка является ранее возникшим на основании ч. 7 ст. 63 ГК РФ.
В соответствии со ст. 2, 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд. Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно ст. 6 указанного закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Статьей 13 закона установлено, что государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В силу ст.ст. 17, 18 закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов (исполнительные листы предоставляются государственному регистратору совместно с решениями третейских судов); акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно ст. 20 закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с Федеральным законом; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами и др.
Оспаривая законность отказа административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования на указанный земельный участок, административный истец полагает, что в данном случае в соответствии с ч. 7 ст. 63 ГК РФ его право на спорный земельный участок является ранее возникшим.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридически лиц до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется; оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.
Согласно ст. 268 ГК РФ в редакции, действовавшей в момент ликвидации частного предприятия «........», право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
Как следует из ч. 7 ст. 63 ГК РФ в реакции, действующей в момент ликвидации частного предприятия «........», оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Однако, из решения ликвидационной комиссии следует, что основные средства: ......., после ликвидации предприятия передаются в распоряжение учредителя ФИО4
Информации о том, что ФИО4 переходит также право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, в данном решении не имеется.
Согласно сведениям, содержащимся в Департаменте земельных отношений администрации г. Перми, право постоянного (бессрочного) пользования частного предприятия в отношении земельного участка до настоящего времени не прекращено – в качестве правообладателя указано частное предприятие «........» (л.д. 13).
Таким образом, имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на спорный земельный участок, что в соответствии со ст. 20 указанного Федерального закона является основанием для отказа в государственной регистрации.
Действующим законодательством предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования физическим лицам не предусмотрено.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество не подменяет собой гражданско-правовое основание, в силу которого у сторон возникают соответствующие гражданские права, не затрагивает самого содержания этого права, а признана лишь удостоверить юридическую силу правоустанавливающего документа.
При этом ФИО4 не лишен возможности обратиться за защитой своих прав в ином порядке.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Майорского на земельный участок по адресу: <адрес>, отказать.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми.
Судья: