Дело №2а-3295/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 ноября 2021 года г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Мусатовой С.Ю.,
при секретаре судебного заседания Лисовой В.В.,
с участием:
старшего помощника Серпуховского городского прокурора – Волковой Ю.В.,
представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области – ФИО1,
представителя заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Серпуховского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным действий (бездействия) Администрации городского округа Серпухов Московской области,
У С Т А Н О В И Л :
Серпуховский городской прокурор Московской области обратился в суд с административным иском и, с учетом уточнения, просит признать незаконным бездействие Администрации городского округа Серпухов Московской области в период с 22.01.2016 по настоящее время по строительству дорог местного значения (подъездной и внутриквартальных) для обеспечения проезда к земельным участкам, выделенным многодетным семьям в д.Тверитино городского округа Серпухов Московской области; обязать Администрацию городского округа Серпухов Московской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу построить дорогу местного значения (подъездную и внутриквартальные), соответствующие строительным нормам и правилам, обеспечивающие проезд к каждому земельному участку, выделенному многодетным семьям в д.Тверитино городского округа Серпухов Московской области.
Административные требования мотивированы тем, что городской прокуратурой по поручению прокуратуры Московской области проведена проверка обращения М. о нарушении прав многодетных семей на пользование земельными участками, предоставленными в районе д. Тверитино, городского округа Серпухов (ранее до 30.12.2018 Серпуховский район), Московской области.
Установлено, что постановлением Правительства Московской области от 10.11.2015 № 1044/42 в отношении земельного участка с кадастровым <номер> изменен вид разрешенного использования на «для индивидуального жилищного строительства». Указанный земельный участок разделен на отдельные земельные участки, которые в 2016, 2017 годах предоставлены администрацией г.о. Серпухов Московской области многодетным семьям, а именно: постановлением главы г.о. Серпухов от №125 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам Н., О., П.; постановлением от 04.02.2016 №246 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам Р., С., Т., У.„ Ф.; постановлением от 15.02.2016 №316 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам Х., Щ., А., Б.; постановлением от 11.05.2016 №959 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен В., Г., Д., Е., Ё.; постановлением от 19.05.2016 № 1018 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам Ж., З., И., К; постановлением от 19.05.2016 №1019 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам Л.„ Ш.„ Ч.„ Ц., Э.; постановлением от 24.06.2016 № 1242 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам Ю.., Я., ВА, ВП, РО.; постановлением от 08.09.2016 №1730 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам ЛД, ДЖ, БЮ, СМ, ТИ; постановлением от 09.09.2016 №1752 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам ЯЧ„ СШ„ ЦУ, КР, НГ; постановлением от 12.04.2017 №647 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам М., ГШ, ЕС, МС; постановлением от 24.04.2017 №807 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам ОА, АА, ББ, АА, АА; постановлением от 14.09.2017 №1926 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам ВВ, ПП, ТТ, ДД, ХХ; постановлением от 14.09.2017 №1925 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам ЧЧ, ЛЛ, ЛЛ, ФЫ, ФВ
Городской прокуратурой 27.11.2020 проведено обследование возможного подъезда к земельным участкам, выделенным многодетным семьям в районе д. Тверитино городского округа Серпухов. Установлено, что до дома № 30 д. Тверитино городского округа Серпухов Московской области имеется асфальтированная дорога (к домам местных жителей), далее до земельного массива, выделенного многодетным семьям, а именно до земельного участка с кадастровым <номер> имеется наезженная дорога, которая отсыпана щебнем. Внутриквартальные дороги и дороги к конкретным земельным участкам отсутствуют. Проезд собственниками земельных участков, которые выделены многодетным семьям в обследуемом районе осуществляется по направлениям движения, имеющим на момент проверки высокую колейность, твердое покрытие отсутствует.
Таким образом, какая-либо дорога, имеющая твердое покрытие позволяющая беспрепятственно проехать к означенным земельным участкам, отсутствует. Отсутствие транспортной доступности лишает многодетные семь возможности реализовать свое право на строительство жилья, чем дискредитируется политика государства, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции РФ).
Городской прокуратурой в 2019 году проводилась проверка о нарушении прав многодетных семей на пользование земельными участками, предоставленными в д. Тверитино, г.о. Серпухов, Московской области.
Административной истец указывает, что на момент проверки (15.08.2019) собственниками названных земельных участков подъезд к указанным земельным участкам осуществлялся со стороны автодороги «Серпухов-Райсеменовкое» 7км+700м, через подъездную дорогу к СНТ «Незабудкино», которая до СНТ «Незабудкино» имела переходный тип покрытия (щебеночно-гравийное), а от СНТ «Незабудкино» дорога фактически проходила по земельному участку с кадастровым <номер> и имела грунтовый тип покрытия с многочисленными ямами на протяжении всей дороги и колейностью. Внутриквартальные дороги отсутствовали.
В связи с этим городской прокуратурой 19.08.2019 в адрес главы администрации г.о. Серпухов внесено представление об устранении нарушений закона.
По результатам рассмотрения представления городской прокуратуры с 2019 года по настоящее время администрацией г.о. Серпухов решен вопрос с организацией подъездной дороги с щебеночным покрытием к земельному массиву, выделенному многодетным семьям. 02.09.2019 с ООО «Регион» заключен муниципальный контракт № 156 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения г.о. Серпухов, д. Тверитино, д. Фенино, д. Акулово. Однако, вопрос со строительством внутриквартальных дорог до настоящего времени не решен.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, одной из основных задач которой является предоставление многодетным семьям земельных участков.
Административной истец ссылается на положения абз. 2 ч. 2 ст. 28, п. 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации, на положения Закона Московской области от 01.06.2011 № 73/2011-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», указывая, что в соответствии со ст. 6.2 Закона МО, при предоставлении земельных участков многодетным семьям в соответствии с настоящим Законом расходы, возникающие в связи с их приобретением, проведением кадастровых работ, подготовкой документации по планировке территории, а также по их обеспечению необходимыми инженерными сетями осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, бюджета Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно- коммунальных услуг» предусмотрена разработка комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Административной истец указывает, что в соответствии со ст. 16 ч. 1 п. 5 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Административный истец указывает, что обустройство автомобильной дороги местного значения с твердым покрытием должно быть произведено органом местного самоуправления не только до земель общего пользования, предоставленных многодетным семьям в районе д. Тверитино городского округа Серпухов (ранее до 30.12.2018 Серпуховский район) Московской области, но и до отдельных участков многодетных семей, то есть необходимо произвести обустройство внутриквартальных дорог.
Административной истец полагает, что администрацией г.о. Серпухов Московской области не принимается активных мер по обеспечению земельных участков, выделенных многодетным семьям в районе д. Тверитино городского округа Серпухов (ранее до 30.12.2018 Серпуховский район) Московской области транспортной инфраструктурой: по строительству автомобильной дороги местного значения, обеспечивающее подъезд к земельным участкам, предоставленным в районе д. Тверитино городского округа Серпухов (ранее до 30.12.2018 Серпуховский район) Московской области многодетным семьям.
В судебном заседании старший помощник Серпуховского городского прокурора – Волкова Ю.В. заявленные требования с учетом их уточнения поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении. Также пояснила, что 26.10.2021 был составлен акт совместной выездной проверки, в ходе которой выявлено, что подъезд имеется до дома <адрес>. Далее дорога, ведущая к массиву земельных участков, выделенных многодетным семьям, находится в неудовлетворительном состоянии – имеется большое количество ям, дорожное покрытие отсутствует, так как щебеночное покрытие по всей видимости было уложено на грунт, к настоящему моменту он просел от воздействия транспортных средств.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области ФИО1 в судебном заседании поддержала ранее представленные письменные возражения, из которых следует, что Администрация г.о. Серпухов возражает против заявленных требований, поскольку в соответствии со статьей 6.2 Закона № 73/2011-03 при предоставлении земельных участков многодетным семьям в соответствии с настоящим Законом расходы, возникающие в связи с их приобретением, проведением кадастровых работ, подготовкой документации по планировке территории, а также по их обеспечению необходимыми инженерными сетями осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, бюджета Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. Однако указанный закон не устанавливает конкретные сроки обеспечения органами местного самоуправления необходимыми инженерными сетями земельные участки, предоставленные многодетным семьям.
Муниципальным казенным учреждением «Управление дорожного хозяйства, транспортного обслуживания населения и связи Администрации городского округа Серпухов» в 2019 году предусмотрены работы по устройству подъездной дороги к вышеуказанным земельным участкам.
В целях реализации данной задачи с ООО «Регион» заключен муниципальный контракт от 02.09.2019 № 156 «На выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Серпухов, д. Тверитино, д. Фенино, д. Акулово». Работы подрядчиком были выполнены в срок до 17.09.2019.
Капитальный ремонт внутрипоселковой дороги в д. Тверитино и устройство щебеночного покрытия внутриквартальных проездов планируется провести в 2021 году с учетом принятия решения о выделении дополнительного финансирования за счет средств Московской области.
К бездействию относится неисполнение должностным лицом органа государственной власти, местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Административный ответчик указывает, что исполнение полномочий, в том числе строительство дорог требует финансовых затрат, Администрацией городского округа Серпухов принимаются все меры в рамках имеющихся бюджетных средств по исполнению возложенных на нее задач. Согласно муниципального контракта № 156 организовано дорожное покрытие, обеспечивающее проезд к участкам, выделенным многодетным семьям.
Мероприятия по разработке, утверждению технических условий для обеспечения подъездными путями и объектами инженерной инфраструктуры требуют не только эффективного взаимодействия со стороны Администрации городского округа Серпухов и других органов власти, но, согласно Закона № 73/2011-03, и совместного финансирования.
Кроме того, ответчик указывает, что земельные участки, выделенные многодетным семьям в д. Тверитино до 30.12.2018 располагались на территории Серпуховского муниципального района и образовались в результате раздела земельного участка с кадастровым <номер>. Постановлением Правительства Московской области от 10.11.2015 № 1044/42 земельные участки были включены в границы населенного пункта д. Тверитино сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района. До вступления в силу Закона Московской области от 14.12.2018 № 220/2018-03 Администрация городского округа Серпухов не обладала полномочиями по обустройству подъездной дороги к указанному земельному массиву в виду принадлежности территории к самостоятельному муниципальному образованию - Серпуховскому муниципальному району.
После объединения муниципальных образований, подъездная дорога была обустроена в течении 10 месяцев. Учитывая необходимость соблюдения установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкурентных процедур, бездействие Администрации городского округа Серпухов по неорганизации строительства подъездной дороги отсутствует.
Согласно муниципального контракта от 02.09.2019 № 156 «На выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Серпухов, д. Тверитино, д. Фенино, д. Акулово» была обустроена подъездная дорога к участкам предоставленным многодетным семьям. Работы подрядчиком были выполнены в срок до 17.09.2019.
К бездействию относится неисполнение должностным лицом органа государственной власти, местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия.
Учитывая изложенное, требование по признанию незаконным бездействия Администрации по неосуществлению подъездной дороги и по обязанию Администрации построить подъездную дорогу необоснованно, незаконно и противоречит фактическим обстоятельствам в виду отсутствия бездействия и наличия подъездной дороги на момент рассмотрения спора.
В 2018 году для обеспечения дорожной инфраструктуры земельный участков, выделенных многодетным составлена сметная документация. Площадь земельного участка для формирования внутриквартальных проездов составила 45 712 кв.м. Требуемый объем финансирования 17 739 898. 62 руб., объем на асфальтирование 38 818 092. 22 руб. Указанные потребности в финансировании работ вносились в Государственную автоматизированную информационную систему «Управление» Московской области. Форма отчетности. Финансирование на данные работы выделено не было.
Мероприятия по разработке, утверждению технических условий для обеспечения подъездными путями и объектами инженерной инфраструктуры требуют не только эффективного взаимодействия со стороны Администрации городского округа Серпухов и других органов власти, но, согласно Закона № 73/2011-03, и совместного финансирования.
Согласно требованиям, заявленным в административном исковом заявлении, административный истец просит обязать Администрацию городского округа Серпухов в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда построить дорогу (подъездную и внутриквартальную). Администрация обращает внимание суда, что указанный срок не обоснован.
В целях осуществления строительства дорог необходимо проведение нескольких этапов, первый из которых включает в себя проектирование будущей дороги.
Согласно требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» муниципальный контракт на выполнение проектных работ будет заключен по результатам конкурентных процедур (т.1, л.д.44-45, 91-94).
Также пояснила, что строительство дорог требует вложений бюджетных средств как из муниципального бюджета, так и из регионального бюджета. Процедура подготовки довольно длительная, включает в себя составление плана работы, размещение контракта, заключение контракта, приемка, проверка, выполнение работ. Проектная документация должна получить экспертное заключение. Необходимо соблюдение конкурентных процедур. Осуществить строительство дорог в течение 6 месяцев невозможно. Планирование бюджета на предстоящий год производится в конце предыдущего года. В настоящее время бюджет не принят.
Представитель заинтересованного лица – Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Пояснил, что дорожный фонд формируется за счет поступлений. В настоящее время средств недостаточно. С 2016 года работы по строительству указанных в иске дорог не производились по причине отсутствия финансирования. Дорожный фонд дефицитный. Подъездная дорога была обустроена с щебеночным покрытием, что допустимо для дорог местного значения. Срок для строительства дороги 6 месяцев неисполнимый, реально возможный срок приблизительно 2,5 года. Представил письменные возражения, из которых следует, что Министерство считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.10.2020 №18-КАД20-17-К4 суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий. Аналогичные выводы содержатся в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2020 №18-КА20-17, кассационном определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.01.2021 № 88а-1790/2021, кассационном определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2020 № 88А-19713/2020,
Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
Пунктом 1 части 1 и частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения относится к вопросам местного значения городских и сельских поселений.
Определением от 19 апреля 2017 г. № 69-КГ 17-2 Верховного суда Российской Федерации указывает на то, утверждение местного бюджета действующее законодательство относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Понуждение судом, по мнению Верховного суда Российской Федерации, органа местного самоуправления к включению в проект бюджета определенных расходов является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Обязанность по устройству автомобильной дороги местного значения может быть исполнена только посредством реализации программных мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет бюджета городского округа.
По существу, в исковом заявлении ставится вопрос о реализации публичной обязанности органа местного самоуправления по устройству автомобильной дороги общего пользования местного значения в отношении предоставленных земельных участков в приоритетном по отношению к другим задачам порядке, без учета иных задач местного самоуправления и интересов жителей, требующих финансирования.
Инициируя обращение в суд с настоящим иском, истцы фактически просят возложить на орган местного самоуправления обязанность обеспечить строительство перечисленных выше объектов инфраструктуры в приоритетном порядке, что создаст необоснованные преимущества последним, по отношению к иным жителям городского округа.
Таким образом, учитывая приведенные нормативное правовое регулирование и правовую позицию Верховного суда Российской Федерации о необходимости соблюдения принципа разделения властей и независимости органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения удовлетворение заявленных требований приведет к нарушению права администрации городского округа на самостоятельное и эффективное решение возложенных на нее функций и задач, которые с учетом сложившейся бюджетной обеспеченности направлены на исполнение первоочередных задач и достижения публичных интересов максимально возможного числа жителей городского округа.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ст. 15 Закона № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (ч. 2 ст. 18 Закона № 131- ФЗ).
В силу статей 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 179.4 БК РФ дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
К дорожным фондам относятся Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальные дорожные фонды.
Муниципальный дорожный фонд создается в муниципальных образованиях, органы местного самоуправления которых решают вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности, решением представительного органа муниципального образования (за исключением решения о местном бюджете).
Объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда утверждается решением о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета муниципального образования, установленных решением представительного органа муниципального образования, указанным в абзаце первом настоящего пункта, от:
акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в местный бюджет;
доходов местных бюджетов от транспортного налога (если законом субъекта Российской Федерации установлены единые нормативы отчислений от транспортного налога в местные бюджеты);
иных поступлений в местный бюджет, утвержденных решением представительного органа муниципального образования, предусматривающим создание муниципального дорожного фонда.
В связи с изложенным, действующее законодательство Российской Федерации ставит возможность осуществления полномочий в области осуществления дорожной деятельности в зависимость от наличия финансирования, поскольку разрешение относящегося в силу пункта 5 статьи 16 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-Ф3) к компетенции органов местного самоуправления вопроса местного значения об устройстве автомобильной дороги общего пользования местного значения осуществляется посредством реализации программных мероприятий, утвержденных в соответствии с программно-целевым методом планирования расходных обязательств бюджета городского округа.
Таким образом, реализация мероприятий, связанных с осуществлением дорожной деятельности связана с обеспеченностью финансированием, предусмотренным муниципальными дорожным фондом, размер которого ограничен установленными законом источниками финансирования.
Постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области от 27.12.2019 № 6994 утверждена муниципальная программа «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» городского округа Серпухов на 2020-2026 годы».
Ввиду ограниченности источников финансирования дорожного фонда основные усилия в рамках Программы сконцентрированы на обеспечении нормативного содержания и ремонта транспортной инфраструктуры на текущем уровне и обеспечении безопасности дорожного движения.
Подпрограмма 2 муниципальной программы «Дороги Подмосковья» содержит мероприятия направленные на решение задач по обеспечению устойчивого функционирования сети муниципальных автомобильных дорог и объектов дорожно-мостового хозяйства городского округа посредством комплекса мер по выполнению работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог и объектов дорожно-мостового хозяйства с целью приведения их в нормативное состояние и с целью обеспечения безопасности дорожного движения.
Указанные мероприятия необходимо выполнить в рамках федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с целью поддержания автомобильных дорог и объектов дорожного хозяйства, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Муниципальной программой и, соответственно, бюджетом городского округа не предусмотрено финансирование работ по строительству автомобильных дорог на территории городского округа Серпухов в 2021 году.
Таким образом, основными целями Программы является обеспечение нормативного содержания и ремонта транспортной инфраструктуры на текущем уровне и обеспечение безопасности дорожного движения.
В связи с ограниченностью источников финансирования дорожного фонда реализация мероприятия по строительству дорог местного значения (внутриквартальных) для обеспечения проезда к земельным участкам, выделенным многодетным семьям в д.Тверитино городского округа Серпухов Московской области может быть осуществлена только путем перераспределения бюджетных ассигнований с других мероприятий и срыву плана ремонтных работ и работ по содержанию, а также обеспечению безопасности дорожного движения и достижению запланированных показателей.
Признание незаконным бездействия Администрации городского округа Серпухов Московской области в период с 22.01.2016 по настоящее время по строительству дорог местного значения (внутриквартальных) для обеспечения проезда к земельным участкам, выделенным многодетным семьям в д.Тверитино городского округа Серпухов Московской области и возложение на орган местного самоуправления обязанности обеспечить строительство определенного объекта дорожной инфраструктуры ведет к нарушению интересов иных жителей городского округа по обеспечению нормативного содержания и ремонта транспортной инфраструктуры, а также обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, Администрацией городского округа Серпухов Московской области не допущено бездействие по осуществлению дорожной деятельности на территории городского округа, указанная деятельность осуществляется Администрацией в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно материалам дела, муниципальным казенным учреждением «Управление дорожного хозяйства, транспортного обслуживания населения и связи Администрации городского округа Серпухов» в 2019 году были предусмотрены работы по устройству подъездной дороги к вышеуказанным земельным участкам.
В целях реализации указанного мероприятия с ООО «Регион» был заключен муниципальный контракт от 02.09.2019 № 156 «На выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Серпухов, д. Тверитино, д. Фенино, д. Акулово».
Согласно перечню объектов по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения к наименованию объектов отнесен ремонт автомобильной дороги в д. Фенино, дорога в д. Акулово, дорога в д. Тверитино. В рамках данного контракта в частности составлена дефектная ведомость на ремонт автомобильной дороги общего пользования г.о.Серпухов, <...> км., имеющей износ покрытия 80% от общей площади. Согласно приложенной схеме данный участок дороги является подъездной дорогой ведущей от массива жилых домов д.Тверитино до массива земельных участков, предоставленных многодетным семьям. Работы подрядчиком были выполнены в срок до 17.09.2019, оплата произведена.
Кроме того, ответчик указывает, что земельные участки, выделенные многодетным семьям в д. Тверитино до 30.12.2018 располагались на территории Серпуховского муниципального района и образовались в результате раздела земельного участка. Постановлением Правительства Московской области от 10.11.2015 № 1044/42 земельные участки были включены в границы населенного пункта д. Тверитино сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района. До вступления в силу Закона Московской области от 14.12.2018 № 220/2018-03 Администрация городского округа Серпухов не обладала полномочиями по обустройству подъездной дороги к указанному земельному массиву в виду принадлежности территории к самостоятельному муниципальному образованию - Серпуховскому муниципальному району.
После объединения муниципальных образований, подъездная дорога была обустроена в течение 10 месяцев. Учитывая необходимость соблюдения установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкурентных процедур, бездействие Администрации городского округа Серпухов по организации строительства подъездной дороги отсутствует.
Таким образом, согласно муниципального контракта от 02.09.2019 № 156 «На выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Серпухов, д. Тверитино, д. Фенино, д. Акулово» была обустроена подъездная дорога к участкам, предоставленным многодетным семьям.
Учитывая изложенное, требование по признанию незаконным бездействия Администрации по неосуществлению подъездной дороги и по возложению обязанности на Администрации построить подъездную дорогу необоснованно, незаконно и противоречит фактическим обстоятельствам в виду отсутствия бездействия и наличия подъездной дороги на момент рассмотрения спора.
Таким образом, в настоящее время отсутствует факт незаконного бездействия административного ответчика при организации строительства подъездной дороги к земельным участкам, выделенным многодетным семьям в д.Тверитино.
Министерство считает требование без обоснования сроков и ссылок на нормы законодательства или технических регламентов, регулирующих вопросы осуществления организационно-подготовительных мероприятий и выполнения проектно-изыскательских и строительных работ фактически не исполнимыми в установленный срок.
Правовой основой принципа исполнимости судебного решения являются нормы статьи 6, 16, 187 КАС РФ, согласно которым вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех и подлежат неукоснительному исполнению.
В административном исковом заявлении установлено требование о строительстве автомобильной дороги в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования о проведении коммуникаций и одновременном строительстве автомобильный дороги в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу заявлены без учета проведения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Одновременно с этим, для строительства автомобильной дороги при условии необходимости внесения изменений в генеральный план городского округа (при необходимости, за исключением случаев, предусмотренных п.1 ст.3 254-ФЗ), разработки проекта планировки территории (за исключением случаев, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2020 года №1816 - автомобильные дороги IV и V категорий), изъятия земельных участков (при необходимости), получения разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию требуется не менее 4 лет (т.2, л.д.226-233).
Представитель заинтересованного лица – Министерства экономики и финансов Московской области в судебное заседание не явился, извещен.
При изложенных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Министерства экономики и финансов Московской области, в соответствии со ст.150 КАС РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ прокурор может обратиться в суд с требованиями о признании незаконными действий (бездействия) органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что действия (бездействия) нарушают права и законные интересы граждан, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 9 ноября 2017 года №2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро -, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
Как следует из материалов дела, на территории Серпуховского городского округа, в целях реализации Закона Московской области от 1 июня 2011 года №73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», постановлениями Главы г. Серпухов Московской области ряду семей предоставлены в целях индивидуального жилищного строительства земельные участи, а именно: постановлением главы г.о. Серпухов от №125 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам Н., О., П.; постановлением от 04.02.2016 №246 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам Р., С., Т., У.„ Ф.; постановлением от 15.02.2016 №316 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам Х., Щ., А., Б.; постановлением от 11.05.2016 №959 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен В., Г., Д., Е., Ё.; постановлением от 19.05.2016 № 1018 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам Ж., З., И., К; постановлением от 19.05.2016 №1019 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам Л.„ Ш., Ч., Ц., Э.; постановлением от 24.06.2016 № 1242 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам Ю.., Я., ВА, ВП, РО.; постановлением от 08.09.2016 №1730 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам ЛД, ДЖ, БЮ, СМ, ТИ; постановлением от 09.09.2016 №1752 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам ЯЧ„ СШ„ ЦУ, КР, НГ; постановлением от 12.04.2017 №647 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам М., ГШ, ЕС, МС; постановлением от 24.04.2017 №807 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам ОА, АА, ББ, АА, АА; постановлением от 14.09.2017 №1926 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам ВВ, ПП, ТТ, ДД, ХХ; постановлением от 14.09.2017 №1925 земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен гражданам ЧЧ, ЛЛ, ЛЛ, ФЫ, ФВ (т.1, л.д. 56-81).
Указанные земельные участки, выделенные многодетным семьям в д. Тверитино образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым <номер>. Постановлением Правительства Московской области от 10.11.2015 № 1044/42 земельные участки были включены в границы населенного пункта д. Тверитино сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района.
Прокуратурой г. Серпухова Московской области по обращению граждан проведена проверка о нарушении прав многодетных семей на пользование земельными участками, предоставленными в д. Тверитино, г.о. Серпухов, Московской области, по результатам которой установлено, что на момент проверки - 15.08.2019 собственниками земельных участков подъезд к указанным земельным участкам осуществлялся со стороны автодороги «Серпухов-Райсеменовкое» 7км+700м, через подъездную дорогу к СНТ «Незабудкино», которая до СНТ «Незабудкино» имела переходный тип покрытия (щебеночно-гравийное), а от СНТ «Незабудкино» дорога фактически проходила по земельному участку с кадастровым <номер> и имела грунтовый тип покрытия с многочисленными ямами на протяжении всей дороги и колейностью. Внутриквартальные дороги отсутствовали (т.1, л.д.9-10).
В связи с этим городской прокуратурой 19.08.2019 в адрес главы администрации г.о. Серпухов внесено представление об устранении нарушений закона (т1, л.д. 17-25).
По результатам рассмотрения указанного представления прокурору г. Серпухова Главой г.о. Серпухов Московской области направлено письмо, согласно которого, сообщено, что представление от 19.08.2019 № 589ж-2019 рассмотрено. Указано, что с ООО «Регион» заключен муниципальный контракт от 02.09.2019 № 156 «На выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Серпухов, д. Тверитино, д. Фенино, д. Акулово». Срок выполнения работ до 15.10.2019. Размещение подъездной дороги планируется на участке от имеющейся автомобильной дороги с асфальтовым покрытием в д. Тверитино по границе участка с кадастровыми <номер> с примыканием к иным участкам (т.1, л.д.24-25).
Согласно акту совместной выездной проверки от 27.11.2020, установлено, что городской прокуратурой проведено обследование возможного подъезда к земельным участкам, выделенным многодетным семьям в районе д. Тверитино городского округа Серпухов. Установлено, что до дома № 30 д. Тверитино городского округа Серпухов Московской области имеется асфальтированная дорога (к домам местных жителей), далее до земельного массива, выделенного многодетным семьям, а именно до земельного участка с кадастровым <номер> имеется наезженная дорога, которая отсыпана щебнем. Внутриквартальные дороги и дороги к конкретным земельным участкам отсутствуют. Проезд собственниками земельных участков, которые выделены многодетным семьям в обследуемом районе осуществляется по направлениям движения, имеющим на момент проверки высокую колейность, твердое покрытие отсутствует (т.1, л.д. 26-27).
Из материалов дела так же следует, что между муниципальным образованием Администрацией городского округа Серпухов от имени муниципального образования «городской округ Серпухов Московской области» и ООО «Регион» заключен муниципальный контракт от 02.09.2019 №156 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в г.о. Серпухов. Согласно перечню объектов по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения к наименованию объектов отнесен ремонт автомобильной дороги в д. Фенино, дорога в д. Акулово, дорога в д. Тверитино (т.1, л.д.152-229). В рамках данного контракта в частности составлена дефектная ведомость на ремонт автомобильной дороги общего пользования г.о.Серпухов, <...> км., имеющей износ покрытия 80% от общей площади (т.1, л.д.230-232). Согласно приложенной схеме данный участок дороги является подъездной дорогой ведущей от массива жилых домов д.Тверитино до массива земельных участков, предоставленных многодетным семьям (т.1, л.д.233). Данный контракт исполнен, оплата произведена (т.1, л.д.236-244,т.2, л.д.1-3).
28.02.2020 между МКУ «Управление дорожного хозяйства, транспортного облуживания населения и связи Администрации г.о. Серпухов» и ООО «Мостотранс» заключен муниципальный контракт № 2, предметом контракта является выполнение исполнителем работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт дорог в г.о. Серпухов в соответствии с Техническим заданием. Исполнитель обязуется по заданию Заказчика выполнить работы (оказать услуги), указанные в п. 1.1. контрактов. Согласно п. 3.1 контракта, срок оказание услуги – «Проектирование через 30 календарных дней с даты заключения контракта» (т.2, л.д. 53-99). Согласно представленной проектной документации в рамках данного контракта предполагается обустройство участка дороги с твердым покрытием, обеспечивающей подъезд к массиву земельных участков, предоставленных многодетным семьям в д.Тверитино (т.2, л.д.6-52).
26.10.2021 старшим помощником Серпуховского городского прокурора Волковой Ю.В. составлен акт совместной выездной проверки. В данном акте зафиксировано, что проведена проверка возможности подъезда к земельным участкам, выделенным многодетным семьям в районе д. Тверитино городского округа Серпухов Московской области. Установлено, что до <адрес> имеется асфальтированная дорога (к домам местных жителей), далее до земельного массива, выделенного многодетным семьям, имеется наезженная дорога, которая отсыпана щебнем, имеет многочисленные ямы и выбоины, местами высокую колейность. Внутриквартальные дороги и дороги к конкретным земельным участкам отсутствуют. Проезд собственниками земельных участков, которые выделены многодетным семьям в обследуемом районе осуществляется по траве и утрамбованному грунту, имеющим на момент проверки высокую колейность, твердое покрытие отсутствует. К данному акту приложены фотоматериалы (т.2, л.д.212, 2013-219).
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ) дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (пункт 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из вышеизложенного, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Административный истец, оспаривая бездействие Администрации городского округа Серпухов Московской области, указывает на то, что административным ответчиком в период с 22.01.2016 по настоящее время не организовано строительство дорог местного значения (подъездной и внутриквартальных), обеспечивающих проезд к земельным участкам, выделенным многодетным семьям в районе д.Тверитино г.о.Серпухов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с условиями муниципального контракта №156 от 02.09.2019 административным ответчиком организован ремонт ранее существовавшей подъездной дороги, с устройством переходного (щебеночного) покрытия; 28.02.2020 административным ответчиком заключен муниципальный контракт №2, по условиям которого ООО «Мостотранс» разработана проектно-сметная документация на капитальный ремонт указанной дороги, предполагающий обустройство дороги с твердым покрытием.
Исходя из вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в данной части, поскольку в настоящее время отсутствует факт незаконного бездействия административного ответчика, выраженного в неорганизации строительства подъездной дороги к земельным участкам, выделенным многодетным семьям в д.Тверитино.
Вместе с тем, при рассмотрении дела установлено длительное бездействие административного ответчика, выразившееся в необеспечении транспортной инфраструктурой земельных участков многодетных семей, в части строительства внутриквартальных дорог, обеспечивающих подъезд к каждому конкретному земельному участку. Так административный ответчик, с 2016 года, то есть с момента предоставления многодетным семьям в д.Тверитино земельных участков, до настоящего момента не предпринимал никаких мер к созданию указанной инфраструктуры.
Довод административного ответчика о том, что нормативными актами не установлен срок обеспечения земельных участков, предоставленных многодетным семьям, необходимой инфраструктурой, в частности транспортной, суд считает не состоятельным. При отсутствии дорог для подъезда к каждому конкретному земельному участку, исключается возможность проезда как личного автотранспорта собственников земельных участков, так и иной техники. Тем самым нивелируются цели предоставления данных земельных участков многодетным семьям, поскольку отсутствует реальная возможность строительства и пользования возведенными жилыми домами на данных земельных участках.
Предоставление земельных участков в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества. В силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков.
Именно на административного ответчика возложена обязанность по благоустройству соответствующих территорий, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой. Однако, истекший период с момента выделения многодетным семьям земельных участков в д.Тверитино нельзя признать разумным, поскольку прошло более пяти лет, в течение которых у административного ответчика имелась реальная возможность совершить действия, направленные на создание дорожной сети внутри массива рассматриваемых земельных участков. Убедительных доказательств обратного административным ответчиком не представлено, как не представлено и доказательств совершения административным ответчиком каких-либо действий, направленных на создание внутриквартальных дорог в рассматриваемом массиве земельных участков.
Установленные нарушения прав многодетных семей подлежат устранению путем возложения на административного ответчика обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу построить дорогу местного значения, соответствующую строительным нормам и правилам, обеспечивающую проезд к каждому земельному участку, выделенному многодетным семьям в д.Тверитино городского округа Серпухов Московской области.
Суд возлагает на административного ответчика обязанность сообщить об исполнении решения суда в суд и прокурору г.Серпухов Московской области в течение одного месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения решения суда.
Довод о невозможности выполнить все работы по обустройству земельных участков в течение указанного срока, судом не принимается, поскольку при рассмотрении дела не было представлено доказательств, объективно подтверждающих необходимость выполнения работ в более длительные сроки. При этом суд учитывает, что срок исполнения установлен с даты вступления решения в законную силу, и административный ответчик, который не опроверг своей обязанности выполнить работы по обустройству земельных участков, предоставленных многодетным семьям, может приступить к выполнению своих обязанностей, не дожидаясь вступления решения в законную силу, а также не лишен возможности при необходимости обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Серпуховского городского прокурора Московской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Серпухов Московской области в период с 22.01.2016 по настоящее время, выраженное в неорганизации строительства дорог местного значения для обеспечения проезда к земельным участкам, выделенным многодетным семьям в д.Тверитино городского округа Серпухов Московской области, в части строительства внутриквартальных дорог.
Обязать Администрацию городского округа Серпухов Московской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу построить дорогу местного значения, соответствующую строительным нормам и правилам, обеспечивающую проезд к каждому земельному участку, выделенному многодетным семьям в д.Тверитино городского округа Серпухов Московской области.
Обязать Администрацию городского округа Серпухов Московской области сообщить об исполнении решения суда в Серпуховский городской суд Московской области и Серпуховскому городскому прокурору Московской области в течение месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения решения суда.
В удовлетворении требований Серпуховского городского прокурора Московской области о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Серпухов Московской области в период с 22.01.2016 по настоящее время, выраженного в неорганизации строительства дорог местного значения для обеспечения проезда к земельным участкам, выделенным многодетным семьям в д.Тверитино городского округа Серпухов Московской области, в части строительства подъездной дороги – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: С.Ю.Мусатова
Мотивированное решение изготовлено 29.11.2021.