ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3297/2021 от 25.11.2021 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 25 ноября 2021 года

Дело № 2а-3297/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта 22 ноября 2021 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Администрации города Ялта Республики Крым, с участием заинтересованных лиц – ФИО2, Департамент по вопросам жилищно – коммунального хозяйства Администрации города Ялта о признании постановления незаконным,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с иском о признании незаконным постановления Администрации города Ялта № 2112-п от 22 июля 2021 года о приведении земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) нестационарных объектов (металлический каркас) – 2 шт., расположенных по адресу: <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что она являлась учредителем ООО «Жаворонок», которому на основании определения Хозяйственного суда АР Крым от 05.09.2013 года было передано в собственность недвижимое имущество в виде нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>. На основании договоров купли – продажи от 20.12.2014 года, указанные нежилые помещения были приобретены ФИО в частную собственность. Вместе с тем, 22 июля 2021 года Администрацией города Ялта было вынесено постановление, которым предписано привести в первоначальное состояние земельный участок по адресу: <адрес> путем демонтажа нестационарных объектов в виде металлического каркаса. Считает постановление незаконным, поскольку объекты, в отношении которых ответчиком принято решение о демонтаже, являются металлическими воротами, которые были установлены вместе с самим зданием в помещении проходной и переданы в собственность ООО «Жаворонок» как единый объект недвижимости. Кроме того, в оспариваемом предписании нет описания нестационарных объектов, их точного расположения, что не позволяет идентифицировать объект, подлежащий демонтажу.

В судебное заседание истица не явилась, была уведомлена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщила.

Представитель ответчика, заинтересованное лицо ФИО2, представитель заинтересованного лица Департамента ЖКХ в судебное заседание также не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчика и заинтересованных лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 4 ст. 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 N 465 (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 23.05.2017 N 275) утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым (далее - Порядок) регламентирует деятельность администраций муниципальных образований, их структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов (далее - нестационарные объекты), неправомерно размещенных на территории муниципального образования (на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности).

В соответствии с п. 1.4 указанного Порядка, нестационарным объектом является в том числе объект из сборных и быстровозводимых конструкций, не связанный прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенный для хозяйственно-бытовых нужд.

Освобождению от неправомерно размещенных нестационарных объектов подлежат земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в муниципальной собственности, занятые в том числе хозяйственными постройками, не являющимися объектами недвижимости; ограждениями; иными объектами движимого имущества.

Согласно п. 2.1 Порядка, выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется Уполномоченным органом при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, а также на основании информации, поступившей от федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе органов и структурных подразделений муниципального образования, физических и юридических лиц.

Постановлением Администрации города Ялта № 1535-п от 04 июня 2021 года утверждены Положение о комиссии по пресечению самовольного строительства и принятию решений о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта, а также Порядок принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта.

В соответствии с п. 1.5 Порядка, уполномоченным органом Администрации города Ялта по организации сноса самовольных построек является Департамент жилищно – коммунального хозяйства Администрации города Ялта.

Основаниями к осуществлению мер по реализации полномочий Администрации города Ялта, в части, касающейся сноса самовольных построек в административном порядке являются в том числе поступившие в уполномоченный орган обращения граждан о нахождении, возведении самовольной постройки (пункт 2.1).

В случае, предусмотренном пп. 1 п. 2.1 Порядка, уполномоченный орган в течение 8 рабочих дней со дня получения уведомления и подтверждающих документов либо обращений: осуществляет внешний осмотр и фиксирует на фото и (или) видеосъемке с указанием даты съемки земельный участок с расположенным на нем объектом, обладающим признаками самовольной постройки; составляет акт осмотра объекта; осуществляет в отношении земельного участка и расположенного на нем объекта сбор необходимых документов и сведений.

По результатам проведения проверки уведомления и подтверждающих документов, обращений уполномоченный орган в срок не более 8 рабочих дней со дня получения уведомления и подтверждающих документов либо обращений передает уведомление и подтверждающие документы или обращение, а также документы и информацию, предусмотренные пунктом 2.2, в Комиссию для принятия решения (п. 2.3).

Согласно п. 3.1 Порядка, материалы, указанные в пункте 2.3 Порядка, рассматриваются Комиссией в срок, не превышающей 20 рабочих дней со дня получения.

По результатам рассмотрения поступивших материалов в отношении самовольной постройки Комиссией принимается одно из следующих решений:

- принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 ст. 222 ГК РФ;

- обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;

- направить уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправление, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

Согласно п. 3.3 Порядка, протокол заседания Комиссии в случае установления факта возведения самовольной постройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым согласно подпункту 1 пункта 3.2 настоящего Порядка и наличия признаков ч. 4 ст. 222 ГК РФ является основанием для издания постановления Администрации города Ялта о сносе самовольной постройки.

Судом установлено, что к депутату Ялтинского городского горСовета поступило обращение гражданина, в котором он просил предоставить свободный доступ к ТП и электрощитам между домами №<номер> и №<номер> по <адрес>, который перекрыт с одной стороны железным забором, а с другой стороны – магазином – складом.

В связи с поступившим обращением было проведено обследование нестационарного объекта, размещенного на территории муниципального образования городской округ Ялта, по результатам которого 06 июля 2020 года составлен Акт № 19-10/138, которым установлено, что на землях муниципального образования городской округ Ялта в районе дома №<номер> по <адрес> расположен нестационарный объект – металлические ворота. Собственник указанного объекта не установлен. Право собственности на некапитальный объект не оформлялось, правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют.

Согласно полученных в порядке межведомственного взаимодействия ответов из Департамента имущественных и земельных отношений, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, разрешительная документация на некапитальный объект отсутствует.

15 июля 2021 года состоялось заседание Комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта, по результатам которого выдано Заключение № 83 о наличии оснований для демонтажа нестационарного объекта.

На основании указанного заключения, 22 июля 2021 года Администрацией города Ялта вынесено постановление № 2112-п, которым предписано Рабочей группе, утвержденной постановлением Администрации города Ялта № 1290-п от 24.05.2021 года, принять меры по надлежащему уведомлению собственников (владельцев) объектов о приведении земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) нестационарных объектов (металлический каркас) – 2 штуки, расположенных по адресу: <адрес>.

Установлен срок для добровольного демонтажа объектов и приведения места размещения объектов в первоначальное состояние – в течение пяти рабочих дней с даты извещения собственников (владельцев) объектов.

Таким образом, судом установлено, что Администрацией города Ялта принято постановление о демонтаже нестационарного объекта – металлических ворот, по обращению гражданина, который указал, что данные ворота препятствуют ему проходить к трансформаторной подстанции и электрощиту.

По смыслу ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является совокупность двух факторов: признание их судом не соответствующими нормативным правовым актам, а также нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Как установлено судом из материалов дела и исковых требований, спорные металлические ворота установлены на здании проходной литер «Н» дома №<номер> по <адрес>.

При этом из представленных истцом документов следует, что собственником дома №<номер> по <адрес>, а соответственно и всех вспомогательных строений и сооружений, которые к нему относятся, является ФИО2, на основании договора купли – продажи нежилых помещений от 20.12.2014 года, а до нее собственником указанного объекта являлось ООО «Жаворонок».

Таким образом, истец ФИО1 ни на день вынесения Администрацией города Ялта оспариваемого ею постановления от 22.07.2021 года, ни на сегодняшний день не являлась и не является собственником или владельцем нестационарных объектов, расположенных по адресу: <адрес>, а соответственно оспариваемое постановление об их демонтаже не нарушает ее законных прав и интересов.

При этом поскольку из материалов дела следует, что объект, в отношении которого Администрацией города Ялта было принято решение о демонтаже, расположен на земельном участке муниципальной собственности, в собственность истцу или иным лицам не передавался, разрешение на установку ограждения собственнику дома №<номер> по <адрес> не выдавалось, суд считает, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий ответчика, установленным законом способом, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска ФИО1 к Администрации города Ялта Республики Крым о признании постановления незаконным.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова