ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3298/2016 от 22.04.2016 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-3298-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 22 апреля 2016 года

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Завадской Е.В.,

при секретаре – Лузиной О.В.

представителя административного ответчика Тимофеева Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Кармашова Н.Ю. о признании незаконным действий налогового органа,

У С Т А Н О В И Л :

Кармашов Н.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, указав в заявлении, что решением Свердловского районного суда г. Перми от 06.02.2015 года с ООО СК «Солнечный ветер» в его пользу взысканы денежные средства в сумме <данные изъяты> и <данные изъяты> в возврат госпошлины. Решение вступило в законную силу, выпущен исполнительный лист. 30.04.2015 года исполнительный лист передан для принудительного взыскания. 27.08.2015 года в ЕГРЮЛ внесена запись о решении о ликвидации ООО СК «Солнечный ветер». 03.09.2015 года административный истец обратился в МИФНС № 17 с заявлением о приостановлении ликвидации в связи с наличием у ликвидируемого ООО СК «Солнечный ветер» непогашенной кредиторской задолженности. В ответе от 10.09.2015 года налоговый орган сообщил, что обращение будет учтено при рассмотрении документов, предоставленных ООО СК «Солнечный ветер» для государственной регистрации. 22 марта 2016 года из сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ истцу стало известно, что 15 марта 2016 года МИФНС № 17 внесена запись о ликвидации юридического лица - ООО СК «Солнечный ветер». Просит признать незаконными действия МИФНС № 17 по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица - ООО СК «Солнечный ветер», признать запись о прекращении деятельности юридического лица недействительной.

Административный истец в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица – ликвидатор ООО СК «Солнечный ветер» в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика МИФНС России № 17 по Пермскому краю в судебном заседании с заявлением не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.

Исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Материалами дела установлено, что 06 февраля 2015 года решением Свердловского районного суда г. Перми с ООО СК «Солнечный ветер» в пользу Кармашова Н.Ю. взысканы денежные средства в сумме <данные изъяты>, расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты>

08 апреля 2015 года Свердловским районным судом г. Перми выпущен исполнительный лист, который предъявлен взыскателем для принудительного исполнения.

13 мая 2015 года судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство -ИП.

20 августа 2015 года судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление об окончании исполнительного производства -ИП и возвращении исполнительного документа взыскателю.

03.09.2015 года Кармашов Н.Ю. обратился в МИФНС России № 17 с заявлением о приостановлении ликвидации ООО СК «Солнечный ветер» в связи с наличием у юридического лица непогашенной задолженности.

Ответом от 10.09.2015 года МИФНС России № 17 сообщила о том, что обращение будет учтено при рассмотрении документов, предоставленных ООО СК «Солнечный ветер» для государственной регистрации.

15 марта 2016 года МИФНС России № 17 по Пермскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации юридического лица ООО СК «Солнечный ветер».

Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 224 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Как следует из материалов дела, ликвидатору ООО СК «Солнечный ветер» было известно о не исполненных перед Кармашовым Н.Ю. обязательствах, поскольку истец неоднократно обращался к организации с требованием о погашении задолженности.

В нарушение требований статьи 63 Гражданского кодекса ликвидатор письменно не уведомил кредитора о ликвидации компании и не произвел расчета с ним.

В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 1 статьи 21 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях, а также ликвидационный баланс.

В соответствии с п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно п. 4.4 ст. 9 Закона, если у регистрирующего органа имеются основания провести указанную проверку, он вправе принять решение о приостановлении госрегистрации до дня окончания проверки, но не более чем на один месяц. Решение принимается в пределах срока, предусмотренного для такой госрегистрации.

На основании п. «х» ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

Согласно ч.ч. 3, 6 ст. 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Поскольку при ликвидации ООО СК «Солнечный ветер» установленный статьями 61 - 64 Кодекса порядок ликвидации юридического лица нарушен у налогового органа отсутствовали основания для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

При таких обстоятельствах, действия налогового органа по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 15 марта 2016 года о прекращении деятельности ООО Строительная компания «Солнечный ветер» в связи с ликвидацией нельзя признать законными, на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю следует возложить обязанность по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц записи от 15 марта 2016 года о прекращении деятельности ООО Строительная компания «Солнечный ветер» в связи с ликвидацией.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 15 марта 2016 года о прекращении деятельности ООО Строительная компания «Солнечный ветер» в связи с ликвидацией.

Возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю обязанность по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц записи от 15 марта 2016 года о прекращении деятельности ООО Строительная компания «Солнечный ветер» в связи с ликвидацией.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись Е.В. Завадская

Копия верна. Судья