ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-329/19 от 28.01.2019 Новоалтайского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-329/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 28 января 2019 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи Турлиу К.Н.,

при секретаре Стуковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску АО «Алтайвагон» к Сибирскому Управлению Ростехнадзора, государственному инспектору Сибирского Управления Ростехнадзора ФИО12 Николаевне, о признании незаконными акта проверки юридического лица – АО «Алтайвагон» ДАТА и предписания от ДАТА, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

АО «Алтайвагон» обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным и отменить акт проверки НОМЕР от ДАТА в части выявления нарушений обязательных требований и установления неисполнения пункта 2 Предписания НОМЕР от ДАТА. Признать незаконным и отменить предписание НОМЕР об устранении выявленных нарушений от ДАТА, вынесенное государственным инспектором Ростехнадзора ФИО8 возложить обязанность устранить нарушения прав заявителя.

В обосновании заявленного иска указывает, что в период с ДАТА по ДАТА, на основании Распоряжения Сибирского Управления Ростехнадзора НОМЕР от ДАТА, должностными лицами названного органа проводилась плановая выездная проверка деятельности АО «Алтайвагон» по адресу: АДРЕС.

По результатам проверки был составлен акт № НОМЕР от ДАТА и выдано АО «Алтайвагон» предписание НОМЕР об устранении выявленных нарушений в срок не позднее ДАТА, в последующем данный срок был продлен до ДАТА, недостатки были устранены в установленные сроки.

На основании распоряжения Ростехнадзора НОМЕР от ДАТА в период с ДАТА по ДАТА была проведена внеплановая выездная проверка АО «Алтайвагон» с целью контроля выполнения ранее выданного АО «Алтайвагон» Предписания НОМЕР от ДАТА об устранении выявленных нарушений.

По результатам данной проверки административным ответчиком ДАТА был составлен акт НОМЕРА/19А-18, согласно которого было выявлено частичное невыполнение пункта 2 предписания НОМЕР от ДАТА, а также нарушение обязательных требований, - п. 3.5.8 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, утв. Приказом Ростехнадзора от ДАТАНОМЕР, а именно: в помещении насосной для вентиляционных систем не предусмотрено автоматическое включение резервного вентилятора вентиляционных систем при выходе из строя рабочего вентилятора с подачей сигнала о включении резерва. А также выдано предписание НОМЕРа/19п-18 от ДАТА об устранении выявленного нарушения.

С названными актом проверки и предписанием от ДАТА заявитель не согласен. Устройство общеобменной и аварийной вентиляции насосной станции соответствует всем обязательным требованиям и нормам, что подтверждается заключением экспертизы промышленной безопасности опасного производственного объекта: «Площадка хранения мазутного топлива (АДРЕС) ОА «Алтайвагон». Данное заключение эксперта Сибирским Управлением Ростехнадзора внесено в реестр с присвоением регистрационного номера.

К участию в административном деле в качестве административного ответчика привлечена государственный инспектор Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2ФИО9., в качестве заинтересованного лица - ООО «Алтайтехноинжиниринг».

В судебном заседании представитель АО «Алтайвагон» ФИО5 на административном иске настаивал по изложенным в нем доводам.

Представитель административного ответчика Сибирского управления Ростехназдора ФИО6, государственный инспектор ФИО10 возражали против удовлетворения требований, считали вынесенное предписание и акт законными.

Представитель заинтересованного лица ООО «Алтайтехноинжиниринг» ФИО7 считал административное исковое заявление АО «Алтайвагон» обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление по общему правилу может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, АО «Алтайвагон» оспаривает акт проверки НОМЕР от ДАТА и предписание НОМЕР от ДАТА. Административный иск поступил в суд ДАТА, т.е. в срок, установленный ст. 219 КАС РФ.

По смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании действий (бездействия), решений (постановлений) являются несоответствие их закону и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемыми действиями, решениями (постановлениями) (пункт 1 часть 2 статьи 227 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что в период с ДАТА по ДАТА должностными лицами Сибирского Управления Ростехнадзора проводилась плановая выездная проверка деятельности АО «Алтайвагон» по адресу: АДРЕС.

По результатам проверки был составлен акт № А28-06/811-17 от ДАТА и выдано АО «Алтайвагон» предписание НОМЕР об устранении выявленных нарушений в срок не позднее ДАТА, в последующем данный срок был продлен до ДАТА.

ДАТА АО «Алтайвагон» уведомило Сибирское Упраления Ростехнадзора о том, что нарушения требований промышленной безопасности указанные в предписании НОМЕР от ДАТА устранены в полном объеме.

На основании распоряжения Сибирского ФИО1НОМЕР от ДАТА с целью контроля выполнения ранее выданного АО «Алтайвагон» предписания НОМЕР от ДАТА назначено проведение внеплановой выездной проверки АО «Алтайвагон» в период с ДАТА по ДАТА, проведение проверки поручено государственному инспектору ФИО1 Л.Н.

По результатам данной проверки государственный инспектором ФИО11ДАТА был составлен акт НОМЕР, согласно которому было выявлено частичное невыполнение пункта 2 предписания НОМЕР от ДАТА, а также нарушение обязательных требований, ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности»; п. 3.5.8 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, утв. Приказом Ростехнадзора от ДАТАНОМЕР, а именно: в помещении насосной для вентиляционных систем не предусмотрено автоматическое включение резервного вентилятора вентиляционных систем при выходе из строя рабочего вентилятора с подачей сигнала о включении резерва.

На основании названного акта АО «Алтайвагон» было выдано предписание НОМЕР от ДАТА об устранении выявленного нарушения обязательных требований законодательства в области промышленной безопасности.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о промышленной безопасности техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116 ФЗ от ДАТА организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

- соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

- соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);

- обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

- обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

- обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

- выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

- приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.

Приказом Ростехнадзора от ДАТА N 461 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", которые распространяются на опасные производственные объекты складов нефти и нефтепродуктов.

В силу пункта 1.2 данных правил, опасные производственные объекты складов нефти и нефтепродуктов включают в себя комплекс зданий, резервуаров и других сооружений, предназначенных для приема, хранения и выдачи нефти и нефтепродуктов. К опасным производственным объектам складов нефти и нефтепродуктов относятся нефтебазы, резервуарные парки и наливные станции магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, товарно-сырьевые парки центральных пунктов сбора нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих производств, а также склады нефтепродуктов, входящие в состав промышленных предприятий и организаций.

Системы вентиляции по назначению, устройству, техническим характеристикам, исполнению, обслуживанию и условиям эксплуатации должны соответствовать требованиям технических регламентов, нормативных правовых актов в области промышленной безопасности (п.3.5.1 Правил).

Согласно пункту 3.5.8 указанных правил, для вентиляционных систем следует предусматривать автоматическое включение резервного вентилятора вентиляционных систем при выходе из строя рабочего вентилятора с подачей сигнала о включении резерва.

В судебном заседании установлено, что АО «Алтайвагон» осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта III класса опасности «Площадка хранения мазутного топлива (АДРЕС), рег. №А63-00613-0037.

По заданию АО «Алтайвагон» ООО «Алтайтехноинжиниринг» разработало проект технического перевооружения площадки хранения мазутного топлива по адресу: АДРЕС, а также устройство пожарной безопасности и промышленной автоматики.

Проект технического перевооружения прошел экспертизу промышленной безопасности, в соответствии с заключением эксперта от ДАТА данный проект по составу и содержанию соответствует требованиям промышленной безопасности.

Работы по техническому перевооружению данного опасного производственного объекта проведены в соответствии с проектной документацией, что не оспаривалось сторонами.

Помещение насосной станции указанного опасного производственного объекта оборудовано общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с 10-ти кратным воздухообменом и аварийной вытяжной механической вентиляцией с 8-ми кратным воздухообменом. Помещение относится к категории «В1», в силу требований п. 5.1 СП 12.13130.2009 «Определение категории помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности». Авариные вытяжные вентиляторы в помещениях насосной и бойлерной предусмотрено использовать в качестве резервных при выходе из строя основных вытяжных вентиляторов.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 года N 1521 утвержден Перечень национальных стандартов, применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", при этом Разделы 1, 4 (за исключением пункта 4.7), 5 (за исключением пункта 5.3), 6.1 (пункты 6.1.2 - 6.1.4, 6.1.6, 6.1.7), 6.2 (пункты 6.2.4 - 6.2.6, 6.2.8 - 6.2.10), 6.3 (пункты 6.3.2 - 6.3.8), 6.4 (пункты 6.4.1 - 6.4.3, 6.4.5, 6.4.7 - 6.4.9, 6.4.11, 6.4.14), 6.5 (пункты 6.5.3 - 6.5.8), 7 (пункты 7.1.2, 7.1.3, 7.1.5 - 7.1.10, 7.1.12, 7.1.18, 7.2.1 - 7.3.5, 7.4.1 - 7.4.4, 7.4.6, 7.5.1, 7.5.2, 7.5.5, 7.5.11, 7.6.1 - 7.6.5, 7.9.4 - 7.9.16, 7.10.2, 7.10.3, 7.10.6, 7.10.7, 7.11.1 - 7.11.14), 8, 9 (пункты 9.5, 9.7 - 9.14, 9.16, 9.23), 10, 11 (пункты 11.4.3 - 11.4.7), 12, 13 (пункты 13.3 - 13.7), 14 (пункты 14.1, 14.2), приложения А - Д, Ж, И, К СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» указаны к обязательному исполнению.

В силу п. 7.2.10-7.2.11 СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» системы механической вытяжной обще обменной вентиляции для помещений категории А и Б следует предусматривать с одним резервным вентилятором для каждой системы или одним резервным вентилятором для нескольких систем, обеспечивающим расход воздуха, необходимый для поддержания в помещениях концентрации горючих газов, паров и пыли, не превышающей 10% НКПРП газо-, паро-и пылевоздушных смесей. Резервный вентилятор допускается не предусматривать если в помещении предусмотрена аварийная вентиляция с расходом воздуха не менее необходимого для обеспечения концентрации горючих газов, паров и пыли, не превышающей 10% НКПРП газо-, паро-и пылевоздушных смесей.

С учетом установленных обстоятельств, помещение насосной станции опасного производственного объекта III класса опасности «Площадка хранения мазутного топлива (АДРЕС), соответствует требованиям законодательства в области промышленной безопасности, что также подтверждается, заключением экспертизы промышленной безопасности от ДАТА.

Вследствие чего, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание, является незаконными, поскольку на административного истца возложена обязанность по совершению действий, которые им уже выполнены.

Таким образом, требование административного истца о признании предписания НОМЕР от ДАТА подлежит удовлетворению, равно как и требование о возложении обязанности устранить нарушения прав АО «Алтайвагон».

Между тем, требование административного истца о признании незаконным акта проверки от ДАТА, возложении обязанности его отменить, удовлетворению не подлежит, поскольку составление акта не противоречит требованиям действующего законодательства и сам по себе такой акт права административного истца не нарушает, каких-либо обязанностей на него не возлагает.

При разрешении требований административного истца об отмене акта и предписания от ДАТА, следует исходить из того, что признавая действия и решения должностного лица незаконными, суд не вправе предрешать существо решения, которое вправе принять должностное лицо исходя из имеющихся у него полномочий, в связи с чем, данные требования, удовлетворению не подлежат.

Таким образом, административное исковое заявления АО «Алтайвагон» подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск АО «Алтайвагон» удовлетворить частично.

Признать незаконным предписание НОМЕР от ДАТА об устранении выявленных нарушений, вынесенное государственным инспектором Сибирского Управления Ростехнадзора ФИО2ФИО2 юридическому лицу, - ОА «Алтайвагон».

Возложить на Сибирское Управление Ростехнадзора обязанность устранить допущенное нарушения прав ОА «Алтайвагон».

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья К.Н. Турлиу

Решение в окончательной форме изготовлено ДАТА.

Судья К.Н. Турлиу