ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-329/20 от 27.05.2020 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Решение

Именем Российской Федерации

27 мая 2020 г. г. Вышний Волочёк

Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Некрасова Р.Ю.,

при секретаре Топорковой О.В.,

с участием представителя административного истца помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Дмитриевой Ю.В.,

представителя административного ответчика Голубевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданное в защиту интересов Колосовой Оксаны Ивановны, к Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду и приспособления данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме и возложении обязанности по организации работ по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду и приспособлению данного жилого помещения общего имущества в многоквартирном доме,

установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился с административным иском, в защиту интересов Колосовой Оксаны Ивановны, к Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду и приспособления данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме и возложении обязанности по организации работ по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду и приспособлению данного жилого помещения общего имущества в многоквартирном доме. Просил признать незаконным бездействие администрации Вышневолоцкого городского округа, выразившееся в непринятии мер по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду Колосовой О.И. и приспособлению данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в целях устранения выявленных при осмотре 15.10.2018 несоответствий указанного жилого помещения требованиям п.п.25,26,27,28,29,34,35,37 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649. Обязать администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда организовать выполнение работ по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду Колосовой О.И. и приспособлению данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в целях устранения выявленных при осмотре 15.10.2018 несоответствий указанного жилого помещения требованиям п.п.25,26,27,28,29,34,35,37 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 №649.

В обоснование административного иска указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению инвалида 1 группы Колосовой О.И. 14.07.1967 г. рождения о нарушении ее жилищных прав, в связи с тем, что жилое помещение, в котором она проживает, расположенное по адресу: <адрес> и общее имущество дома не приспособлено для проживания в нем инвалида- колясочника.

Проверкой установлено, что Колосова О.И. является собственником 3/4 частей жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 58,8 кв. м., 1/4 часть принадлежит ее брату Колосову С.И. Площадь указанного жилого помещения составляет 58,8 кв. м. и расположено на первом этаже здания. Совместно с Колосовой О.И. в указанном жилом помещении проживает инвалид <данные изъяты> группы ФИО2

Колосова О.И. и ФИО2 неоднократно обращались в Администрацию пос. Борисовский Вышневолоцкого района по вопросу обеспечения условий доступности для инвалидов в занимаемом ими жилом помещении и общем имущества в многоквартирном доме. Вместе с тем, меры по устранению нарушения ее прав, как инвалида, приняты не были.

В силу положений пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п.5.1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится в числе прочего установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов к жилым помещениям, а также общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе придомовой территории.

В силу ст. 9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».

В силу требований ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, определена Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ № 181 -ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно требованиям п. 1 ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Из пункта 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 (далее по тесту - Правила) следует, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

В соответствии с п.4 указанных Правил обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования (п. 6 Правил).

В соответствии с п. 12-22 Правил решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды в установленном Правилами порядке.

По результатам работы комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (п. 12.13) и принимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (п. 17-20).

Таким образом, муниципальная комиссия является органом, на который в силу закона возложена обязанность по проведению обследования жилого помещения инвалида, а также общего имущества в доме, где проживает инвалид, оформлению акта обследования, принятию решения по результатам обследования с вынесением заключения.

Во исполнение указанных Правил постановлением главы Администрации Борисовского сельского поселения №22 от 25.07.2018 создана комиссия на территории Борисовского сельского поселения Вышневолоцкого района по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

15.10.2018г. комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов при администрации Борисовкого сельского поселения проведено обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен акт №1 от 15.10.2018 о несоответствии указанного жилого помещения инвалида требованиям п.п. 25,26,27,28,29,34,35,37 Правил доступности для инвалидов, а также сделан вывод о необходимости приспособления жилого помещения и общего имущества жилого помещения с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности. Техническая возможность для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме имеется.

Вышеуказанным актом установлен перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида с учетом потребностей инвалида, а именно: обустройство крыльца, лестницы крыльца, пандуса крыльца, навеса крыльца, двери для входа в дом, внутриквартирных дверей и дверных коробок, санитарного узла.

22.01.2019г. комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов вынесено заключение №1 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Постановлением главы Администрации Борисовского сельского поселения №28 от 01.07.2019 утвержден план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на 2019 год.

Согласно положениям п.п. «а», «б» п.14 Правил следует, что финансирование вышеуказанных мероприятий осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов.

Проведенной проверкой установлено, что постановлением главы администрации Борисовского сельского поселения №29 от 01.07.2019 утверждена соответствующая муниципальная программа «Обеспечение социальной поддержки инвалидов на 2019-2021 годы», предусматривающая выполнение мероприятий, направленных на приспособление жилых помещений инвалидов с учетом их потребностей. Согласно приложению к муниципальной программе «Обеспечение социальной поддержки инвалидов на 2019-2021 годы» объем ее финансирования на выполнение программных мероприятий в 2019 году составляет 310 тыс. руб.

В нарушение ч. 2 ст. 179, ч.2 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ соответствующие изменения в связи с принятием муниципальной программы «Обеспечение социальной поддержки инвалидов на 2019-2021 годы» в решение о бюджете муниципального образования «Борисовское сельское поселение» Вышневолоцкого района Тверской области на 2019 год не вносились, в связи с чем денежные средства из бюджета муниципального образования «Борисовское сельское поселение» на реализацию программных мероприятий не выделялись. Кроме того, не была составлена смета на выполнение работ по устранению выявленных при осмотре 15.10.2018 несоответствий указанного жилого помещения требованиям п.п.25,26,27,28,29,34,35,37 Правил.

По состоянию на 20.01.2020 работы по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду Колосовой О.И. и приспособлению данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в целях устранения выявленных при осмотре 15.10.2018 несоответствий указанного жилого помещения требованиям п.п.25,26,27,28,29,34,35,37 Правил не проведены, что нарушает права, проживающего в нем инвалида.

На основании ст. 1 Закона Тверской области от 2.04.2019 г. №13-30 «О преобразовании муниципальных образований Тверской области путем объединения поселений, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Вышневолоцкий район», с городским округом город Вышний Волочек Тверской области и внесении изменений в отдельные законы Тверской области» (далее по тексту -Закон Тверской области от 02.04.2019) муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования Тверской области «Вышневолоцкий район», в том числе Борисовское сельское поселение, преобразованы путем их объединения с городским округом город Вышний Волочек Тверской области. Установлено наименование преобразованного муниципального образования - Вышневолоцкий городской округ Тверской области.

В силу ч.3 ст.2 Закона Тверской области от 02.04.2019 органы местного самоуправления Вышневолоцкого городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Вышневолоцкого района, преобразуемых поселений, которые на день вступления в силу настоящего закона осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами Вышневолоцкого городского округа.

Согласно ч.2 ст.2 Закона Тверской области от 02.04.2019 муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления Вышневолоцкого района, городского округа город Вышний Волочек Тверской области, преобразуемых поселений, которые на день вступления в силу настоящего закона осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Тверской области, законам и иным нормативным правовым актам Тверской области, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления Вышневолоцкого городского округа.

Таким образом, Администрация Вышневолоцкого городского округа является правопреемником органов местного самоуправления Вышневолоцкого района, в том числе администрации Борисовского сельского поселения, в связи с чем обязана организовать выполнение работ по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду Колосовой О.И.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Дмитриева Ю.В. административный иск поддержала в полном объеме, по основаниям в нем изложенным.

Административный истец Колосова Оксана Ивановна в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании административный иск поддержала.

Представитель административного ответчика Администрация Вышневолоцкого городского округа Голубева Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым возражают по заявленным исковым требованиям по следующим основаниям.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

В рамках исполнения требований п. 6, п. 12 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649) 15.10.2018 комиссией по обследованию жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов (созданной постановлением Администрации Борисовского сельского поселения от 25.07.2018 № 22 (с изменениями от 29.10.2018 № 44)) произведено обследование жилого помещения по адресу <адрес>, по результатам которого оформлен акт обследования и составлено заключение от 22.01.2019.

Согласно акту обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов от 15.10.2018 (далее - акт от 15.10.2018) комиссией сделан вывод - выявлена необходимость приспособления жилого помещения и общего имущества жилого помещения по адресу <адрес>, принадлежащего на праве собственности гр. Колосовой О.И. и Колосову С.И., в котором проживают инвалиды: Колосова О.И., ФИО2 (без регистрации) с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности на основании выявленных несоответствий обследуемого жилого помещения требованиям пунктов 25, 26, 27, 28, 29, 34, 35, 37 постановления Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», а также указано, что техническая возможность для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме имеется.

Акт от 15.10.2018 содержит перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

П. 14 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649) (далее Правил) установлено, что перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида может включать в себя: а) минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV указанных Правил; б) оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III указанных Правил; в) максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

По результатам работы комиссии 22.01.2019 вынесено соответствующее заключение № 1 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида», расположенного по адресу: <адрес>.

П. 22 Правил предусматривает, что для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 указанных Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.

Постановлением Администрации Борисовского сельского поселения от 01.07.2019 № 28 был утвержден План мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирном доме, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов на 2019 год.

Обращают внимание суда на то, что ни акт от 15.10.2018, ни постановление Администрации Борисовского сельского поселения от 01.07.2019 № 28 не содержат перечней мероприятий, указанных в п. 14 Правил.

К тому же согласно п. 3 Правил установлено, что координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивают в отношении иных жилых помещений инвалидов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Постановлением Правительства Тверской области от 31.12.2017 № 516-пп «Об уполномоченном органе, обеспечивающем координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» Министерство социальной защиты населения Тверской области определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тверской области, координирующий мероприятия по приспособлению жилых помещений (за исключением жилых помещений, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации) инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов.

В обосновании своих требований на стр. 6 административного искового заявления административный истец ссылается на нарушение ч. 2 ст. 179, ч. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно на невнесение соответствующих изменений в решение о бюджете муниципального образования «Борисовское сельское поселение» Вышневолоцкого района Тверской области на 2019 год.

Обращают внимание суда, что у Администрации Вышневолоцкого городского округа отсутствовали полномочия по внесению каких-либо изменений в решение о бюджете муниципального образования «Борисовское сельское поселение» Вышневолоцкого района Тверской области на 2019 год.

В связи с вступлением в силу Закона Тверской области от 02.04.2019 № 13-30 «О преобразовании муниципальных образований Тверской области путем объединения поселений, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Вышневолоцкий район», с городским округом город Вышний Волочек Тверской области и внесении изменений в отдельные законы Тверской области» (далее - Закон № 13 -30) были преобразованы муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования Тверской области «Вышневолоцкий район»: городское поселение поселок Красномайский, Борисовское сельское поселение, Горняцкое сельское поселение, Дятловское сельское поселение, Есеновичское сельское поселение, Зеленогорское сельское поселение, Княщинское сельское поселение, Коломенское сельское поселение, Лужниковское сельское поселение, Овсищенское сельское поселение, Садовое сельское поселение, Солнечное сельское поселение, Сорокинское сельское поселение, Терелесовское сельское поселение, Холохоленское сельское поселение (далее - преобразуемые поселения), путем их объединения с городским округом город Вышний Волочек Тверской области. Установлено наименование преобразованного муниципального образования - Вышневолоцкий городской округ Тверской области.

Ч. 4 ст. 17 Закона № 13-30 предусматривает, что полномочия, связанные с исполнением бюджетов муниципальных образований, утративших статус, до 1 января 2020 года осуществляли администрации преобразуемых поселений по соответствующему муниципальному образованию.

В связи с этим, у Администрации Вышневолоцкого городского округа также отсутствовали и какие - либо полномочия по исполнению бюджета муниципального образования «Борисовское сельское поселение» Вышневолоцкого района Тверской области в 2019 году.

Таким образом, Администрация Вышневолоцкого городского округа считает заявленные исковые требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора к Администрации Вышневолоцкого городского округа необоснованными и недоказанными.

Просят в удовлетворении административного иска Вышневолоцкого межрайонного прокурора в интересах Колосовой Оксаны Ивановны к Администрации Вышневолоцкого городского округа отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо Колосов Сергей Иванович в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания была извещен надлежащим образом.

Определением Вышневолоцкого межрайонного суда от 3 марта 2020 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство социальной защиты населения Тверской области.

Представитель заинтересованного лица Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие, согласно представленному отзыву в соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 31.12.2017 № 516-пп «Об уполномоченном органе, обеспечивающем координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» Министерство социальной защиты населения Тверской области определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тверской области, координирующим мероприятия по приспособлению жилых помещений (за исключением жилых помещений, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации) инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов.

Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно абзацу восьмому статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил они применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения.

Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Абзацем третьим пункта 6 Правил определено, что обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Согласно пунктам 12, 14 Правил по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования), содержащий:

а) описание характеристик жилого помещения инвалида, составленное на основании результатов обследования; б) перечень требований из числа требований, предусмотренных разделами III и IV настоящих Правил, которым не соответствует обследуемое жилое помещение инвалида (если такие несоответствия были выявлены);в) описание характеристик общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, составленное на основании результатов обследования; г) выводы комиссии о наличии или об отсутствии необходимости приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием; д) выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием; е) перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - мероприятия), определяемый на основании настоящих Правил с учетом мнения инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида).

Перечень мероприятий может включать в себя: а)минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил; б)оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил; в) максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 Правил результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Согласно пункту 22 Правил для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.

Комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды (далее - Комиссия), созданной на основании постановления главы администрации Борисовского сельского поселения Вышневолоцкого района от 25.07.2018 №22, проведено 15.10.2018 обследование жилого помещения <адрес>.

По итогам обследования составлен акт от 15.10.2018 № 1, в котором содержатся мероприятия по приспособлению жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов, с четким указанием на подпункты и пункты Правил.

Министерство обращает внимание суда, что Колосова О.И. не согласилась с выводами Комиссии, по ее мнению, «в доме нет вариантов для проведения реконструкции. Поэтому с предложениями комиссии не согласна. Считаю, что вместо реконструкции моего дома или его ремонта проще построить новый или выделить субсидию на его строительство.».

В соответствии с Правилами Комиссией вынесено заключение от 22.01.2019 № 1 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечений условий их доступности для инвалида.

Постановлением главы администрации Борисовского сельского поселения Вышневолоцкого района от 01.07.2019 № 28 утвержден план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на 2019 год.

Требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора Тверской области содержат более широкий перечень мероприятий, нежели отраженный в поименованном акте от 15.10.2018 № 1, в связи с чем необходимо уточнение требований в указанной части.

Кроме того, направленные в адрес Министерства материалы не содержат мнение Колосовой О.И. по поданному иску. Министерство полагает, что Колосова О.И. преследует другую цель в отношении своего жилого помещения: не его ремонт, а предоставление нового жилого помещения.

Просили принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснила, что со 2 марта 2006 года по 20 октября 2019 года являлась Главой Борисовского сельского поселения Вышневолоцкого района, 15 октября 2018 года комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления было обследовано жилое помещение, в котором проживает инвалид Колосова О.И., составлен акт о несоответствии жилого помещения Постановлению правительства №649, установлена необходимость приспособления жилого помещения инвалида. Однако бюджет на эти мероприятия выделен не был. Колосова О.И. не была согласна с выводом комиссии. Был утвержден план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов на 2019 год, составлен проект муниципальной программы «Обеспечение социальной поддержки инвалидов на 2019-2021 года». В Администрацию Вышневолоцкого района отравлено письмо с просьбой о финансировании муниципальной программы. В финансировании было отказано, муниципальная программа принята не была.

Выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п.1,2 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу положений пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п.5.1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится в числе прочего установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов к жилым помещениям, а также общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе придомовой территории.

Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно требованиям п. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Согласно абзацу восьмому статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил они применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения.

Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Абзацем третьим пункта 6 Правил определено, что обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Согласно пунктам 12, 14 Правил по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования), содержащий:

а) описание характеристик жилого помещения инвалида, составленное на основании результатов обследования; б) перечень требований из числа требований, предусмотренных разделами III и IV настоящих Правил, которым не соответствует обследуемое жилое помещение инвалида (если такие несоответствия были выявлены);в) описание характеристик общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, составленное на основании результатов обследования; г) выводы комиссии о наличии или об отсутствии необходимости приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием; д) выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием; е) перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - мероприятия), определяемый на основании настоящих Правил с учетом мнения инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида).

Перечень мероприятий может включать в себя: а)минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил; б)оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил; в) максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 Правил результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Согласно пункту 22 Правил для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.

Как усматривается из материалов административного дела, Колосова О.И. является собственником 3/4 частей жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 58,8 кв. м., 1/4 часть принадлежит ее брату Колосову С.И. Площадь указанного жилого помещения составляет 58,8 кв. м. и расположено на первом этаже здания.

Постановлением главы Администрации Борисовского сельского поселения №22 от 25.07.2018 создана комиссия на территории Борисовского сельского поселения Вышневолоцкого района по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

15.10.2018г. комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов при администрации Борисовкого сельского поселения проведено обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен акт №1 от 15.10.2018 о несоответствии указанного жилого помещения инвалида требованиям подп. «а», «б», «г» п.25, подп. «а», «б», «в» п.26, п.27, п.28, подп. «а», «в», «д», «е», «з» п. 29, п.34, п.35, п.37 Правил доступности для инвалидов, а также сделан вывод о необходимости приспособления жилого помещения и общего имущества жилого помещения с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности. Техническая возможность для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме имеется.

Вышеуказанным актом установлен перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида с учетом потребностей инвалида, а именно: обустройство крыльца, лестницы крыльца, пандуса крыльца, навеса крыльца, двери для входа в дом, внутриквартирных дверей и дверных коробок, санитарного узла.

22.01.2019г. комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов вынесено заключение №1 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Постановлением главы Администрации Борисовского сельского поселения №28 от 01.07.2019 утвержден план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на 2019 год.

Согласно положениям п.п. «а», «б» п.14 Правил следует, что финансирование вышеуказанных мероприятий осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов.

Как усматривается из материалов административного дела, постановлением главы администрации Борисовского сельского поселения №29 от 01.07.2019 утверждена муниципальная программа «Обеспечение социальной поддержки инвалидов на 2019-2021 годы», предусматривающая выполнение мероприятий, направленных на приспособление жилых помещений инвалидов с учетом их потребностей. Согласно приложению к муниципальной программе «Обеспечение социальной поддержки инвалидов на 2019-2021 годы» объем ее финансирования на выполнение программных мероприятий в 2019 году составляет 310 тыс. руб. Свидетель ФИО1 – бывший Глава Борисовского сельского поселения, пояснила, что данные документы являются проектами, данная муниципальная программа не была принята в связи с отсутствием финансирования.

Как следует из представленного Перечня муниципальных программ муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области, Администрацией Вышневолоцкого городского округа не разработана и не принята муниципальная программа поддержки инвалидов.

В связи с вступлением в силу Закона Тверской области от 02.04.2019 № 13-30 «О преобразовании муниципальных образований Тверской области путем объединения поселений, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Вышневолоцкий район», с городским округом город Вышний Волочек Тверской области и внесении изменений в отдельные законы Тверской области» были преобразованы муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования Тверской области «Вышневолоцкий район»: городское поселение поселок Красномайский, Борисовское сельское поселение, Горняцкое сельское поселение, Дятловское сельское поселение, Есеновичское сельское поселение, Зеленогорское сельское поселение, Княщинское сельское поселение, Коломенское сельское поселение, Лужниковское сельское поселение, Овсищенское сельское поселение, Садовое сельское поселение, Солнечное сельское поселение, Сорокинское сельское поселение, Терелесовское сельское поселение, Холохоленское сельское поселение (далее - преобразуемые поселения), путем их объединения с городским округом город Вышний Волочек Тверской области. Установлено наименование преобразованного муниципального образования - Вышневолоцкий городской округ Тверской области.

Таким образом, Администрация Вышневолоцкого городского округа, являясь правопреемником администрации Борисовского сельского поселения, незаконно бездействует, не исполняет обязанности по организации выполнения работ по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду Колосовой Оксане Ивановне и приспособлению данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в целях устранения выявленного при осмотре 15 октября 2018 г. несоответствия указанного жилого помещения требованиям подп. «а», «б», «г» п.25, подп. «а», «б», «в» п.26, п.27, п.28, подп. «а», «в», «д», «е», «з» п. 29, п.34, п.35, п.37 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016г. № 649.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что административный иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданный в защиту интересов Колосовой Оксаны Ивановны, к Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду и приспособления данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме и возложении обязанности по организации работ по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду и приспособлению данного жилого помещения общего имущества в многоквартирном доме, следует удовлетворить частично.

Необходимо признать незаконным бездействие администрации Вышневолоцкого городского округа, выразившееся в непринятии мер по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду Колосовой Оксане Ивановне и приспособлению данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в целях устранения выявленного при осмотре 15 октября 2018 г. несоответствия указанного жилого помещения требованиям подп. «а», «б», «г» п.25, подп. «а», «б», «в» п.26, п.27, п.28, подп. «а», «в», «д», «е», «з» п. 29, п.34, п.35, п.37 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016г. № 649. Обязать администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать выполнение работ по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду Колосовой Оксане Ивановне и приспособлению данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в целях устранения выявленного при осмотре 15 октября 2018 г. несоответствия указанного жилого помещения требованиям подп. «а», «б», «г» п.25, подп. «а», «б», «в» п.26, п.27, п.28, подп. «а», «в», «д», «е», «з» п. 29, п.34, п.35, п.37 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016г. № 649.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданный в защиту интересов Колосовой Оксаны Ивановны, к Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду и приспособления данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме и возложении обязанности по организации работ по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду и приспособлению данного жилого помещения общего имущества в многоквартирном доме удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Вышневолоцкого городского округа, выразившееся в непринятии мер по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду Колосовой Оксане Ивановне и приспособлению данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в целях устранения выявленного при осмотре 15 октября 2018 г. несоответствия указанного жилого помещения требованиям подп. «а», «б», «г» п.25, подп. «а», «б», «в» п.26, п.27, п.28, подп. «а», «в», «д», «е», «з» п. 29, п.34, п.35, п.37 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016г. № 649.

Обязать администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать выполнение работ по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду Колосовой Оксане Ивановне и приспособлению данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в целях устранения выявленного при осмотре 15 октября 2018 г. несоответствия указанного жилого помещения требованиям подп. «а», «б», «г» п.25, подп. «а», «б», «в» п.26, п.27, п.28, подп. «а», «в», «д», «е», «з» п. 29, п.34, п.35, п.37 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016г. № 649.

В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (1 июня 2020 года).

Председательствующий Р.Ю. Некрасов

1версия для печатиДело № 2а-329/2020 ~ М-120/2020 (Решения)