ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-329/2021 от 13.04.2021 Советского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №2а-329/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 апреля 2021 года г.Советский

Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Кобцева В.А.,

при секретаре Нечаевой Т.В.,

с участием старшего помощника Югорского межрайонного прокурора

Скрипниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Югорского межрайонного прокурора к главе городского поселения Агириш Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным распоряжения и возложении обязанности по устранению допущенного нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Югорский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к главе городского поселения Агириш ХМАО - Югры, в котором просил признать незаконным распоряжение ответчика от (дата)(номер)-л/с «О совмещении» и обязать устранить допущенные нарушения законодательства о муниципальной службе.

В обоснование заявленных требований Югорским межрайонным прокурором указано, что в ходе проверки исполнения администрацией городского поселения Агириш требований законодательства о муниципальной службе установлено, что на момент возложения оспариваемым распоряжением на Бялек Т.С. обязанностей начальника отдела по организации деятельности администрации городского поселения Агириш она не соответствовала квалификационным требованиям. Несмотря на то, что Бялек Т.В. выполняет функциональные обязанности по муниципальной должности начальника отдела по организации деятельности администрации городского поселения Агириш в порядке совмещения, это является незаконным в связи с отсутствием у нее соответствующего стажа. Незаконные действия главы городского поселения Агириш нарушают права граждан, гарантированные Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», его положениям о профессионализме и компетентности муниципальных служащих.

В судебном заседании старший помощник Югорского межрайонного прокурора Скрипникова Е.А., поддержала требования административного иска и просила удовлетворить, пояснив при этом вышеизложенные обстоятельства.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика и заинтересованного лица Бялек Т.В., извещенных о месте и времени судебного разбирательства и не представивших возражений по существу требований административного иска.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Обратившись в суд с настоящим административным иском Югорский межрайонный прокурор указал, что оспариваемым распоряжением административного ответчика нарушаются права граждан, гарантированные Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В силу положений частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту- Федеральный закон №131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 42 Федерального закона №131-ФЗ правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту- Федеральный закон №25-ФЗ) для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются, в том числе к стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки (часть 1).

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки (часть 2).

Статьей 5 этого же Федерального закона закреплено положение о взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы, которая обеспечивается посредством, в том числе единства основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы; учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы.

Такая же норма содержится в статье 7 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с частями 1, 4 статьи 25 Федерального закона №25-ФЗ в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; иных должностей в соответствии с федеральными законами. Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 8 этого же Федерального закона установлена классификация должностей муниципальной службы по группам (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должности муниципальной службы), с указанием на то, что соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 5 Закона ХМАО - Югры от 20.07.2007 №113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» определено, что гражданам, претендующим на должность муниципальной службы в автономном округе, для должностей муниципальной службы главной группы необходимо иметь: высшее образование; не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки (пункт 1).

В поселениях с численностью населения до 20 000 человек по решению представителя нанимателя (работодателя) должности муниципальной службы главной группы могут замещать муниципальные служащие, имеющие среднее профессиональное образование, при условии обучения в образовательных организациях высшего образования либо при наличии стажа работы на должностях муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки не менее пяти лет (пункт 3).

Согласно должностной инструкции начальника отдела по организации деятельности, утвержденной главой поселения (дата), с изменениями, внесенными распоряжением главы поселения от (дата)(номер), указанная должность относится к должностям муниципальной службы главной группы, для которой установлены квалификационные требования, в частности: наличие высшего образования, не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки; по решению главы городского поселения Агириш должности муниципальной службы главной группы в органах местного самоуправления городского поселения Агириш, учрежденные для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления, могут замещать муниципальные служащие, имеющие среднее профессиональное образование, при условии обучения в образовательных организациях высшего образования либо при наличии стажа работы на должностях муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки не менее пяти лет.

Как следует из материалов дела и установлено судом, (дата) между администрацией городского поселения Агириш (Работодатель) и Бялек Т.В. (Работник) был заключен трудовой договор (далее по тексту- Трудовой договор), согласно которому Работник принимается на должность заведующего городским хозяйством отдела по организации деятельности администрации городского поселения Агириш.

Бялек Т.В. имеет высшее образование, что подтверждается дипломами бакалавра (номер) и магистра (номер) (направление подготовки: Профессиональное обучение (по отраслям)), выданными ФГАОУВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (дата) и (дата), соответственно.

Распоряжением главы городского поселения Агириш от (дата)(номер)-л/с «О совмещении» на главного специалиста по вопросам городского хозяйства отдела по организации деятельности Бялек Т.В. с (дата) возложено исполнение обязанностей начальника отдела по организации деятельности с совмещением должностей.

Суд полагает указанное распоряжение не соответствующим вышеназванным положениям законодательства о муниципальной службе в связи со следующим.

Из материалов дела следует, что до заключения Трудового договора ((дата)) Бялек Т.В. осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 2006 года. Должность заведующего городским хозяйством отдела по организации деятельности администрации городского поселения Агириш, замещавшаяся Бялек Т.В., не отнесена к должностям муниципальной службы.

Таким образом, на дату возложения на нее обязанностей начальника отдела по организации деятельности Бялек Т.В. не имела двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки, то есть не соответствовала установленным для данной должности квалификационным требованиям.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административным ответчиком не представлены возражения по существу требований административного иска и не представлены доказательства законности оспариваемого распоряжения.

При таких установленных по делу обстоятельствах оспариваемое распоряжение не может быть признано законным, на административного ответчика суд относит обязанность по его отмене.

В силу ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Суд устанавливает для административного ответчика срок устранения допущенного нарушения - 10 дней со дня вступления решения в законную силу, полагая его разумным и достаточным, исходя из обстоятельств дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178- 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Югорского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение главы городского поселения Агириш Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата)(номер)-л/с «О совмещении».

Возложить на главу городского поселения Агириш Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязанность устранить допущенное нарушение, путем отмены распоряжения главы городского поселения Агириш от (дата)(номер)-л/с «О совмещении». Об исполнении решения суда сообщить в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу в Советский районный суд ХМАО - Югры и Югорскому межрайонному прокурору.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья В.А. Кобцев