Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2022 года <адрес>
Кочевский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи И.В. Шерстюкова, при секретаре судебного заседания Мясниковой Н.Н.,
с участием: административного истца и.о. прокурора Кочевского района Пермского края Пыстоговой А.А.,
законного представителя административного ответчика председателя Думы Кочевского муниципального округа Пермского края ФИО2,
заинтересованного лица главы муниципального округа – главы администрации Кочевского муниципального округа Пермского края - ФИО3(в судебных прениях участия не принимал),
рассмотрев административное исковое заявление по административному иску прокурора Кочевского района Пермского края к административному ответчику Думе Кочевского муниципального округа Пермского края об оспаривании правового акта представительного органа местного самоуправления, - решения Думы Кочевского муниципального округа Пермского края от 31.03.2022 № 11 «Об установлении надбавки к должностному окладу за особые условия выборному должностному лицу, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кочевского района Пермского края обратился в суд с административным иском об оспаривании нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления Думы Кочевского муниципального округа Пермского края.
В обосновании административного иска указано следующее.
Прокуратурой района проведена антикоррупционная экспертиза Решения думы Кочевского муниципального округа от 31.03.2022 №11 «Об установлении надбавки к должностному окладу за особые условия выборному должностному лицу, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе», по результатам которой установлено его несоответствие действующему законодательству, принятие с превышением полномочий представленных органам местного самоуправления и его должностным лицам, наличие в нем коррупциогенных факторов.
Согласно п. 7.1 Положения о денежном содержании выборного должностного лица Кочевского муниципального округа Пермского края (далее по тексту – Положение), осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, утвержденного решением Думы Кочевского муниципального округа от 10.02.2020 №27 ежемесячная надбавка за особые условия устанавливается выборному должностному лицу в размере до 200 % должностного оклада.
В силу п. 7.2 вышеназванного Положения установление денежной надбавки к должностному окладу за особые условия выборному должностному лицу осуществляется решением Думы Кочевского муниципального округа Пермского края.
ДД.ММ.ГГГГ Думой Кочевского муниципального округа Пермского края принято Решением №11 «Об установлении надбавки к должностному окладу за особые условия выборному должностному лицу, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе», который на основании ч.3 ст.15 Конституции России, ч.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», считают, не соответствует действующему законодательству, принят с превышением полномочий представленных органам местного самоуправления и его должностным лицам.
Пунктом 22.5 Положения о Думе Кочевского муниципального округа Пермского края, установлено, что Решения Думы Кочевского муниципального округа Пермского края вступают в силу со дня обнародования, подлежащие официальному опубликованию – со дня официального опубликования, если иное не установлено действующим законодательством или самим решением.
Решение Думы ненормативного характера вступают в силу со дня их принятия, если иное не установлено самим актом.
Решения Думы, согласно п. 22.6 Положения, подлежат официальному опубликованию в соответствии с Уставом Кочевского муниципального округа. Неопубликованные решения Думы, подлежащие опубликованию, не применяются. Официальным опубликованием решений Думы считается первая публикация их текстов в муниципальной газете «Кочевская жизнь». Официальными источниками опубликования правовых актов и соглашений являются: учрежденное органами местного самоуправления печатное средство массовой информации и официальный сайт муниципального округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для официального опубликования муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления муниципального округа вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования или размещения полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться. Информация о способе доведения содержания муниципального правового акта, соглашения до всеобщего сведения граждан подлежит указанию в самом тексте правового акта.
В силу п. 22.8 Положения решение нормативного характера, принятое Думой, направляется главе Кочевского муниципального округа для подписания и опубликования в течение 10 дней.
В силу вышеизложенных требований вышеизложенный правовой акт является нормативным, в связи с чем, подлежал официальному опубликованию и вступлению в силу с момента опубликования.
Кроме того, в п.2 решения установлено, что оно вступает в силу в соответствии с Уставом Кочевского муниципального округа Пермского края и распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в должность главы администрации Кочевского муниципального округа Пермского края и распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в должность главы администрации Кочевского муниципального округа Пермского края.
Финансирование расходов на оплату труда выборного должностного лица осуществляется за счет средств бюджета Кочевского муниципального округа, согласно п.14 Положения.
Согласно ч. 1 ст. 9 Положения формирование расходов местного бюджета должно происходить в очередном финансовом году в плановом периоде за счет средств местного бюджета.
Согласно ч.1 ст. 17 Положения расходные обязательства Кочевского муниципального округа Пермского края возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения Кочевским муниципальным округом Пермского края договоров по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления Кочевского муниципального округа Пермского края переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени Кочевского муниципального округа Пермского края договоров муниципальными казенными учреждениями. Согласно ч.4 данной статьи Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные положения корреспондируют предписаниям Бюджетного Кодекса Российской Федерации – статьи 86, 14, 65, 12, 83 242.
Действия решений о бюджете 2020, 2021 годов завершено, в связи с чем, акты бюджетного законодательства, устанавливающие расходные обязательства, не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие и могут распространять свое действие только на правоотношения в пределах текущего финансового года.
Распространение действия рассматриваемого решения и правоотношения, возникшие ранее ДД.ММ.ГГГГ является неправомерным, обусловлено намерением создать правовые основания для неправомерного расходования бюджетных средств Главой Кочевского муниципального округа, то сеть выходит за пределы компетенции и, таким образом, содержит антикоррупционный фактор, предусмотренный п. «д» ч.4 Методики антикоррупционной экспертизы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96.
Также Решение содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «а» ч.3 Методики антикоррупционной экспертизы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96 – отсутствие или неопределенность сроков или оснований принятия решения.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Кочевского района на Решение принесен протест, который по результатам рассмотрения оставлен без удовлетворения.
Просит признать недействующим со дня принятия решение Думы Кочевского муниципального округа Пермского края от 31.03.2022 №11 «Об установлении надбавки к должностному окладу за особые условия выборному должностному лицу, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе».
В судебном заседании прокурор административные исковые требования поддержала по указанным в административном исковом заявлении основаниям, настаивала на том, что оспариваемый правовой акт, имеет признаки нормативного, повторяя последовательно, на всех стадиях рассмотрения административного дела, доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Оспариваемое решение Думы Кочевского муниципального округа Пермского края является актом бюджетного законодательства, предусматривающего расходование бюджетных средств за пределами текущего финансового года, тем самым не соответствующего статьям 12, 14,65,83, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – «БК РФ»). Дата вступления в силу оспариваемого акта не определена, касается ли данное решение только действующего выборного лица либо также распространяется и на последующих глав муниципального округа, не сказано. Административный ответчик и заинтересованное лицо ссылаются, что решение принято в форме не нормативного правового акта, документ является распорядительным актом расходования бюджетных средств, тем не менее считает, что решение имеет признаки нормативного правового акта. В решении не указано, какому конкретно лицу устанавливается надбавка, нет ссылки на принятие в отношении конкретного должностного лица, а именно, ФИО3, что позволяет сделать вывод о неопределенности, поскольку надбавка устанавливается исключительно Положением Думы, исключительно за какие то особые условия трудовой деятельности, 200% - немаленькая сумма, это поощрение, дополнительное стимулирование, дополнительные денежные средства, должна устанавливаться за какие то определенные достижения, нагрузку. Нет возможности установить период времени принято решение, периода установления можно установить с ДД.ММ.ГГГГ, но не понятно на какой, на финансовый год, или на все последующие годы, из этого вытекает нарушение антикоррупционного законодательства, решение принято за пределами компетенции. В вводной части решения отсутствует ссылка на акт, в соответствии с которым глава администрации назначен на должность
Законный представитель административного ответчика председатель Думы Кочевского муниципального округа Пермского края ФИО2 поддержал доводы возражений на административное исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ, входящий №07-07/в-2510. Полагал, что оспариваемое решение не относится к бюджетному законодательству, является распорядительным документом, регулирует трудовые отношения, доводы административного истца надуманны, не основаны на нормах законодательства Российской Федерации, не учитывают положения статей 4, 422 ГК РФ, трудового законодательства. Ссылка административного истца на статью 242 БК РФ безосновательна, поскольку она определяет порядок исполнения обязательств в рамках исполнения бюджета в течении календарного года, то есть утвержденного бюджета. Письмо Контрольно – Счётной Палаты Пермского края от 28.03.2022 г. подтверждает, что оспариваемое решение носит распорядительный, а не нормативный характер и не влечет изменения доходов местного бюджета, а также муниципальных программ.
В возражениях отмечает на несогласие с заявленными требованиями, просит отказать в удовлетворении административного иска полностью в силу следующего. Решением Думы Кочевского муниципального округа Пермского края от 31.03.2022 № 11 «Об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия выборному должностному лицу, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе» (далее по тексту - решение Думы №11 от 31.03.2022) главе муниципального округа - главе администрации Кочевского муниципального округа Пермского края установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия в размере 200 %. В пункте 2 решения Думы №11 от 31.03.2022 г. указано, что «настоящее решение вступает в силу в соответствии с Уставом Кочевского муниципального округа Пермского края и распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в должность главы муниципального округа - главы администрации Кочевского муниципального округа Пермского края». Данное решение было принято на основе нормативного правового акта - «Положения о денежном содержании выборного должностного лица Кочевского муниципального округа Пермского края, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе» (далее по тексту - Положение), утвержденного решением Думы от 10.02.2020 №27. Согласно пункту 7.1 Положения «ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия устанавливается выборному должностному лицу в размере до 200% должностного оклада». Согласно пункта 7.2 Положения «установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия выборному должностному лицу осуществляется решением Думы Кочевского муниципального округа Пермского края». Следовательно, принятое решение Думы № 11 от 31.03.2022: муниципальный правовой акт, принятый на основе нормативного правового акта - Положения; распространяется на конкретное лицо - главу муниципального округа - главу администрации Кочевского муниципального округа Пермского края ФИО3, на период его полномочий, что подтверждается протоколом заседания Думы от ДД.ММ.ГГГГ; носит распорядительный характер, регулирует определенный вопрос - размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия выборному должностному лицу; рассчитан на однократное применение на ограниченный срок – срок полномочий главы округа ФИО3
Ссылаясь на пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «0б общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которым признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, управомоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Кроме этого, существенными признаками, характеризующими акты, обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц, то есть решение Думы № от 31.03.2022 - муниципальный правовой акт, обладающий нормативными свойствами.
Оспариваемый муниципальный правовой акт соответствует действующему законодательству, принят в пределах полномочий представительного органа - Думы Кочевского муниципального округа Пермского края, носит характер ненормативного правового акта и поэтому не подлежит обязательному официальному. Однако, оно было опубликовано на официальном сайте администрации Кочевского муниципального округа Пермского края 31.03.2022, а также было направлено 11.04.2022 г. в «Кочевский музейно-библиотечный центр» для хранения и обнародования.
Регламентом Думы, утвержденным решением Думы от 05.11.2019 №5, установлено, что «решения Думы ненормативного характера вступают в силу со дня их принятия, если иное не установлено самим актом». Вместе с тем, в самом решении Думы №11 от 31.03.2022 указано, что оно «распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в должность главы муниципального округа - главы администрации Кочевского муниципального округа Пермского края». Ранее принятым решением Думы от 23.01.2020 № 1 «Об избрании главы муниципального округа _ главы администрации Кочевского муниципального округа Пермского края» было утверждено избрать на должность главы муниципального округа – главы администрации Кочевского муниципального округа Пермского края ФИО3 Избранному главе муниципального округа вступить в должность ДД.ММ.ГГГГ.
Касаемо нарушений Бюджетного Кодекса Российской Федерации путем внесения изменений в расходные обязательства ссылаясь на раздел 5 (статьи 5.1., 5.2., 5.3., 5.4., 5.5., 5.6., 5.7., 5.8., 5.9.), отмечается, что ежегодно при формировании бюджета округа на очередной финансовый год, в том числе при расчете расходных обязательств, связанных с расходами на оплату труда выборного должностного лица, в фонд оплаты труда выборного должностного лица включаются и денежные средства на выплату ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия. Принятое Думой решение № от ДД.ММ.ГГГГ не влечет за собой увеличение расходных обязательств, утверждение главе округа ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия в размере 200 % и не требует увеличения фонда оплаты труда выборного должностного лица, предусмотренного ст. 5.8 Положения.
Заинтересованное лицо Глава Кочевского муниципального округа Пермского края ФИО3 в судебном заседании принимал участие ДД.ММ.ГГГГ, с административным иском не согласился, в дальнейшем просил рассмотреть административное дело без его участия, направил возражения, в которых указывает на свое несогласие с заявленными требованиями в силу следующего: решение Думы Кочевского муниципального округа Пермского края №«Об установлении надбавки к должностному окладу за особые условия выборному должностному лицу, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе» принято в соответствие с «Положением о денежном содержании выборного должностного лица Кочевского муниципального округа Пермского края, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе», утвержденного решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно п. 7.1 Положения ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия устанавливается выборному должностному лицу в размере до 200 % должностного оклада. Из п. 7.2 положения следует, что установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия выборному должностному лицу осуществляется решением Думы Кочевского муниципального округа Пермского края. Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, что следует из Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 №50. Из чего следует, что оспариваемое решение не обладает признаками, характеризующими его как нормативный правовой акт, так как распространяется на конкретное лицо – главу муниципального округа, рассчитан на однократное применение на ограниченный срок – на период, регулирует конкретный вопрос - размер ежемесячной надбавки. Также, не согласен с доводом о ненадлежащем обнародовании решения Думы №11 от 31.03.2022, так как оно было опубликовано на официальном сайте администрации Кочевского муниципального округа Пермского края ДД.ММ.ГГГГ, который является официальным источником опубликования.
В соответствии с разделом 5 Положения от ДД.ММ.ГГГГ№, выборному должностному лицу устанавливаются следующие ежемесячные и иные дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение, премии по результатам работы за квартал, год; единовременная выплата при предоставлении ежегодного осинового оплачиваемого отпуска; материальная помощь.
Фонд оплаты труда выборного должностного лица формируется из расчетной величины фонда оплаты труда в размере 44,8 должностного оклада. Дополнительно при формировании фонда оплаты труда в расчете на год предусматриваются средства на выплату ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; на выплату районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы, установленной лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с федеральным законодательством.
При формировании бюджета округа на очередной финансовый год, в том числе при расчете расходных обязательств, связанных с расходами на оплату труда выборного должностного лица, в фонд оплаты труда выборного должностного лица включаются и денежные средства на выплату ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия в максимальном размере 200%.
Согласно ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Решение № от ДД.ММ.ГГГГ не влечет за собой увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, не требует увеличения фонда оплаты труда выборного должностного лица, предусмотренного ст. 5.8 Положения, так как данные расходные обязательства были предусмотрены в бюджете муниципального округа с 2020 года.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы административного дела, представленный доказательства, заслушав свидетелей, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии определением судьи Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ№, оспариваемое Решение не содержит признаков нормативного правового акта, принятое представительным органом муниципального образования, носит организационно – распорядительный характер, и не содержит правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений.
Предъявляя административный иск и поддерживая его в суде при рассмотрении административного дела, административный истец придерживается позиции о нормативном характере оспариваемого решения Думы Кочевского муниципального округа Пермского края от 31.03.2022 № «Об установлении надбавки к должностному окладу за особые условия выборному должностному лицу, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе», приводя нормы, касающиеся оспаривания нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, между тем, оспариваемое решение нормативным правовым актом не является. В соответствии с абзацем первым пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50) существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом. Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного отношения. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-П).
Судом ставился в порядке статьи 62 КАС РФ на обсуждение вопрос в судебном заседании об уточнении исковых требований, норме права, подлежащей применению, административный ответчик, реализуя принадлежащие ему процессуальные права, поддерживал требования административного иска, настаивая на нормативном характере оспариваемого правового акта. В основу требований прокурора положены доводы о том, что имеют бюджетные отношения, указывая на несоответствие оспариваемого решения положениям Бюджетного кодекса РФ, а именно статьям 5,12,14,65,83 БК РФ, мотивируя тем, что акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения их в действие.
Суд приходит к выводу об ошибочности указанных суждений административного истца относительно правовой природы оспариваемого прокурором правового акта, которые сделаны без учета характера регулируемых им отношений. Решение Думы Кочевского муниципального округа Пермского края от 31.03.2022 № 11 «Об установлении надбавки к должностному окладу за особые условия выборному должностному лицу, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе» издан во исполнении нормативного правового акта – Положения о денежном содержании выборного должностного лица, утвержденного решением Думы Кочевского муниципального округа от 10.02.2020 №27непосредственно направлен на регулирование трудовых отношений и преследует цель установление надбавки, предусмотренной законодательством. Данным решением установлен конкретный размер надбавки. В данном случае, выборное должностное лицо выступает в качестве работника, а представительный орган реализует функции работодателя в силу специфики данных отношений, в данном случае, представительный орган выполняет обязанность работодателя, а выборное должностное лицо является по сути, работником. Заработная плата, в данном случае, денежное содержание, а указанная надбавка за особые условия является составной частью заработной платы, является одним из основных условий трудового договора (служебного договора), заключаемого работником и работодателем. Следовательно, оспариваемые положения регулируют трудовые, но не бюджетные отношения. Аналогичная правовая позиция отражена в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2007 г. № 7 – Г07 – 10.
Надбавка за особые условия предусмотрена в отношении категорий работников, государственных и муниципальных служащих. Например, следующими актами, Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 (ред. от 22.08.2022, с изм. от 23.09.2022) "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статьей 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ
(ред. от 26.05.2021) "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьей 12 Закон Пермского края от 04.05.2008 № 228-ПК (ред. от 05.07.2021) "О муниципальной службе в Пермском крае" (принят ЗС ПК 17.04.2008).
Надбавка за особые условия в размере до 200% выплачивалась главам муниципальных образований Пермского края с момента вступления Закона Пермского края от 04.05.2008 № 228-ПК (ред. от 05.07.2021) "О муниципальной службе в Пермском крае" в силу, при этом, в основном, установление размера надбавки делегировалось главам муниципальных образований. В Кочевском муниципальном районе (до преобразования в Кочевский муниципальный округ) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы согласно Решений Земского собрания от 14.12.2011 № 146 Положение раздел 6), от 23.08.2017 № 58 пункт 5.2 Положения), - также была отнесена к полномочиям главы органа местного самоуправления, - 5.2 Условия и порядок выплаты надбавки за особые условия муниципальной службы устанавливаются правовым актом руководителя органа местного самоуправления».
Согласно статье 12 Закона Пермского края от 04.05.2008 № 228-ПК в Пермском крае устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы до 200 процентов должностного оклада, в том числе, относится к числу обязательных, а не дополнительных, поскольку выплаты квалифицируются на ежемесячные и дополнительные. Вопреки, доводам административного истца, критерии для установления надбавки за особые условия не установлены, суждения административного истца относительно того, что размер 200% - «большие деньги» и для установления надбавки за особые условия «необходимы какие то достижения, нагрузка, особые условия трудовой деятельности, то данные суждения являются личным мнением административного истца, не основанным на правовых нормах, поскольку законодательно критерии надбавки за особые условия не установлены, а личное мнение стороны по делу относительно размера выплаты установленного выборному должностному лицу, значения не имеют. В данном случае, установление критериев выплаты надбавки за особые условия является дискреционным полномочием соответствующего органа, наделенного правом издания нормативного правового акта в данном сфере правового регулирования, и мнение стороны по административному делу о критериях оценки работы выборного должностного лица, правового значения не имеет. Законный представитель административного ответчика ФИО2 пояснил, что выборное должностное лицо глава муниципального округа ФИО3 ежегодно представляет отчет о работе на заседание представительного органа, работа оценивается удовлетворительно. Также Кочевский муниципальный округ Пермского края ежегодно принимает участие в краевом конкурсе муниципальных образований Пермского края, занимает призовые места, неоднократно поощрялся по итогам Правительством Пермского края, Губернатором Пермского края, о чем свидетельствуют представленные Постановления Правительства Пермского края.
Доводы представителя административного истца относительно того, что надбавка могла быть установлена в другом размере (15,50, 100, 150 % и других) носят предположительный характер и являются беспредметными. Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решение данных вопросов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Суд также не обладает полномочиями по разрешению вопроса о конкретном размере надбавки, не обладает компетенцией о целесообразности и критериях установления той или иной выплаты.
Решения Думы Кочевского муниципального округа Пермского края от 31.03.2022 № 11 «Об установлении надбавки к должностному окладу за особые условия выборному должностному лицу, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе» опубликовано на сайте Кочевского муниципального округа Пермского края ( т.2 л. 31,31/1).
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено право прокурора на обращение в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, и из материалов дела следует, что Думой Кочевского муниципального округа Пермского края от 31.03.2022 принято Решение №11 «Об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия выборному должностному лицу, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе» (далее по тексту – Решение Думы №11). Пунктом 1 данного Решения главе муниципального округа – главе администрации Кочевского муниципального округа Пермского края установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия в размере 200%. Пунктом 2 определено, что Решение Думы №1 вступает в законную силу в соответствии с Уставом Кочевского муниципального округа Пермского края и распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в должность главы муниципального округа – главы администрации Кочевского муниципального округа Пермского края (л.д. 9, том 1).
При осуществлении надзора за законностью муниципальных правовых актов прокуратурой района вынесен протест №2-28-2022/Прдп-80 от 18.04.2022 на Решение Думы №11 в связи с его несоответствием действующему законодательству, а именно Положению о денежном содержании выборочного должностного лица Кочевского муниципального округа Пермского края, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, а также Бюджетному Кодексу Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ) (л.д. 10, том 1).
Данный протест был рассмотрен на 46 заседании Думы (л.д. 62-43, том 1), и решением Думы Кочевского муниципального округа Пермского края №42 от 26.05.2022 отклонен (л.д. 13, том 1).
Решением Думы Кочевского муниципального округа № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о денежном содержании выборного должностного лица Кочевского муниципального округа Пермского края, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе (л.д. 32-47, том 1).
Согласно пункта 2.2 данного Положения денежное содержание выборного должностного лица состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой им муниципальной должностью и ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В силу пункта 2.3 Положения к денежному содержанию выборного должностного лица, в соответствии с федеральным законодательством устанавливается районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы, установленная лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно пункта 2.4 Положения Размеры ежемесячных и дополнительных выплат выборному должностному лицу устанавливается в пределах фонда оплаты труда органа местного самоуправления в соответствии с настоящим Положением на основании правовых актов органа, обеспечивающего его полномочия.
Разделом 5 Положения установлены ежемесячные и иные дополнительные выплаты выборному должностному лицу.
Так, согласно пункта 5.1 Положения выборному должностному лицу устанавливаются: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение, премии по результатам работы за квартал, год; единовременная выплата при предоставлении ежегодного основого оплачиваемого отпуска; материальная помощь.
Согласно пункта 5.4 Положения конкретный размер дополнительных выплат устанавливается Решением Думы Кочевского муниципального округа Пермского края в пределах утвержденного фонда оплаты труда в соответствии с настоящим Положением.
В силу пункта 5.5 Положения, фонд оплаты труда выборного должностного лица формируется исходя из расчетной величины фонда оплаты труда в размере 44,8 должностного оклада.
Согласно пункта 7.1 Положения Ежемесячная надбавка должностному окладу за особые условия устанавливаются выборному должностному лицу в размере до 200 % должностного оклада.
По смыслу пункта 7.2 Положения установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия выборному должностному лицу осуществляется решением Думы Кочевского муниципального округа Пермского края.
Разделом 14 Положения установлено, что финансирование расходов на оплату труда выборного должностного лица осуществляется за счет средств бюджета Кочевского муниципального округа Пермского края.
Решением Думы Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ№ раздел 7 «Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия» изложена в следующей редакции: «Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия» устанавливается выборному должностному лицу в размере 200 процентов должностного оклада». Решение Думы Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ признано утратившим силу (л.д. 45-46, том 1).
На должность главы муниципального округа – главы администрации Кочевского муниципального округа Пермского края избран ФИО3, который вступил в должность ДД.ММ.ГГГГ, согласно Решения Думы Кочевского муниципального округа Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в силу со дня его принятия.
Согласно Отчета об исполнении бюджета Кочевского муниципального округа Пермского края за 2020 год (Расходы) расходы в части обеспечения деятельности главы Кочевского муниципального округа утверждена сумма в размере - 2163,45 тыс.руб.; фактически исполнено – 2134,46 тыс.руб., процент исполнения составил – 98,66 (л.д. 81, об.сторона, том 1).
Аналогичные данные отражены в Анализе по разделам бюджета Кочевского муниципального округа Пермского края за 2020 год (л.д. 111-120, том.1).
Согласно Отчета об исполнении бюджета Кочевского муниципального округа Пермского края за 2021 год в части обеспечения деятельности главы Кочевского муниципального округа утверждена сумма в размере – 2030,91 тыс.руб.; фактически исполнено – 2028,44 тыс.руб., процент исполнения составил – 99,88 (л.д. 129, об.сторона, том 1).
Аналогичные данные отражены в Анализе по разделам бюджета Кочевского муниципального округа Пермского края за 2020 год (л.д. 111-120, том.1).
Решением Думы Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены основные характеристики бюджета на 2020, 2021 и 2022 годы.
Согласно штатных расписаний выборных должностных лиц и лиц, состоящих на должностях муниципальной службы в администрации Кочевского муниципального округа в 2020, 2021 годах и в 2022 году главе муниципального округа была установлена и выплачивалась надбавка за особые условия в размер 200% к должностному окладу.
Таким образом, фонд оплаты труда выборного должностного лица формируется исходя из средств бюджета Кочевского муниципального округа исходя их конкретного размера должностных окладов – 44,8 окладов в год, включающих надбавку за особые условия в размере 200% ежемесячно. Следовательно, в фонд оплаты труда главы муниципального округа уже заранее на финансовый год включена максимальная сумма надбавки.
Расходы на обеспечения деятельности главы муниципального образования Кочевского муниципального округа 05 0 01 00010 на 2020,2021, 2022 годы, включенные в бюджет Кочевского муниципального округа, предусматривали в том, числе выплату надбавки за особые условия в размере 200%. В дальнейшем, Думой Кочевского муниципального округа утверждены отчеты об исполнении бюджета за соответствующие периоды, тем самым, представительный орган местного самоуправления, санкционировал расходы на данную выплату путем принятия и утверждения расходов, утверждении отчетов об исполнении бюджета муниципального образования за соответствующие периоды. Исходя анализа Решений об утверждении бюджетов, отчетов об их исполнении, Решение Думы Кочевского муниципального округа Пермского края от 31.03.2022 № 11 «Об установлении надбавки к должностному окладу за особые условия выборному должностному лицу, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе», не привело к увеличению расходов, а лишь восполнило пробел в регулировании выплаты надбавки выборному должностному лицу. Данное обстоятельство подтверждено Контрольно – счетной Палатой Пермского края от 29.03.2022 г. № 1 – 15/232, - « по своему содержанию носит распорядительный характер, не касается расходных обязательств Кочевского муниципального округа Пермского края и не влечёт изменения доходов местного бюджета, а также муниципальных программ». Отсутствие необходимости проведения расходов и выделения дополнительных источников финансирования подтвердили допрошенные в качестве свидетелей Свидетель №2, ФИО1, Свидетель №1 Таким образом, ссылка административного истца на положения статьи 83 БК РФ безосновательна.
Относительно доводов о том, что в случае не выплаты надбавки в 2020, 2021 году образовывалась бы экономия денежных средств, которую следовала перечислить на единый казначейский счет, а в дальнейшем, использовать на различные общественно значимые цели, например, дороги.
Действительно, согласно пункту 4 статьи 242 БК РФ, не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Вместе с тем, в спорных периодах предусматривалась возможность направления экономии по фонду оплаты труда на премиальные выплаты сотрудникам, при этом ограничения были установлены на суммы сэкономленные за счет вакантных должностей, составляющих не более 15% предельной численности, в пределах оставшихся сумм, выплаты экономии фонда заработной платы не устанавливались (Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2050, письмо Минфина России от 04.102021 г. № 14 – 07 – 16/80026). Кроме того, поскольку ежемесячная выплата за особые условия предусмотрена законом, невыплата надбавки вообще (лишение выплаты) в отсутствии правовых обоснований, будет являться нарушением законных прав работника, по сути, носить дискриминационный характер, выборное должностное лицо в данном случае реализует свое право на труд посредством исполнения служебных обязанностей, имеет право на оплату труда. Не установление конкретного размера надбавки органом представительной власти не означает возможность произвольного изъятия денежных средств, которые в счет оплаты труда ему предназначаются, из материалов дела не следует, что представитель работодателя – орган представительной власти (Дума Кочевского муниципального округа) был намерен установить иной размер надбавки за особые условия, в меньшем размере, чем это было заложено при расчете фонда оплаты труда и утверждено в бюджетах на год.
Ссылка административного истца на подпункт "а" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, которым предусмотрено, что коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются, в том числе, широта дискреционных полномочий, то есть отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц) не обосновано, к данным отношениям не применимо, поскольку относится к антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Оспариваемое решение является распорядительным актом, никаких дискреционных полномочий никому не предоставляет, обязанность издания решения вытекает из положений нормативных актов, устанавливая надбавку, представительный орган реализует функцию работодателя.
Дискреционные полномочия - совокупность прав и обязанностей органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, предоставляющих органу или должностному лицу возможность по своему усмотрению определить вид и содержание (полностью или частично) принимаемого решения (управленческого, юрисдикционного и т.д.) либо возможность выбора по своему усмотрению одного из нескольких вариантов решений, предусмотренных нормативным правовым актом. Таким образом, ссылка административного истца на подпункт "а" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 9 не обоснована, и никакого отношения акту ненормативного характера не имеет.
Ссылка на подпункт «д» части 4 Методики в административном иске также безосновательна ввиду отсутствия такового в указанной Методики, между тем административный истец приводит следующую ссылку, - «нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов», что содержится в подпунктом "д" пункта 3 методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, данное также не применимо к оспариваемому решению, поскольку условий и порядка установление данной надбавки отнесено именно к компетенции представительного органа местного самоуправления, на что и указывает административный истец в административном исковом заявлении.
Решение о признании действия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, неопределенного круга лиц, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из изложенного следует, что решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 КАС РФ, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 КАС РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Системное толкование приведенных положений закона, фактических обстоятельств дела, позволяет сделать вывод, что поскольку принятие решения Думы Кочевского муниципального округа Пермского края от 31.03.2022 № 11 «Об установлении надбавки к должностному окладу за особые условия выборному должностному лицу, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе» не предусматривает какие то либо дополнительные расходы; расходы на выплату надбавки предусмотрены и утверждены ежегодными Решениями о бюджете муниципального образования на соответствующие периоды; более того расходы на выплату надбавки учтены в фонде оплате труда, произведены в пределах фонда оплаты труда, исполнение бюджетов, включающих и произведенные расходы на выплату надбавки утверждены соответствующими решениями представительного органа; надбавка за особые условия предусмотрена в качестве ежемесячной денежной выплаты статьей 12 Закона Пермского края от 04.05.2008 г. № 228 – ПК «О муниципальной службе в Пермском крае», дополнительной выплатой не является, не влечет изменения бюджета, не касается расходных обязательств муниципального образования, а лишь упорядочивает сложившиеся правоотношения, административные исковые требования, носят беспредметный характер.
То обстоятельство, что выплата надбавки за особые условия производилась в 2020, 2021 годах заинтересованному лицу ФИО3 в отсутствии распорядительного акта – соответствующего решения представительного органа, не является предметом рассмотрения по данному административному делу и основанием для удовлетворения административного иска, имеют иные предмет и основания. Проверка по факту превышения должностных полномочий главой Кочевского муниципального округа Пермского края ФИО3, выразившейся в неправомерном установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размере 200 % проводилась Гайнским межрайонным следственным отделом СУ СК РФ по Пермскому краю, Следователем по особо важным делам СО СК РФ по Пермскому краю по материалам проверки КРСП № 41 03.06.2022 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 24 УПК РФ, т.е. за отсутствием в его действиях состава преступления. Материалы проверки КРСП № 41 исследовались при рассмотрении данного административного дела.
Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом либо отсутствует нарушение законных прав и интересов, а само решение об удовлетворении требований в условиях фактического восстановления прав лишено юридического смысла и последствий.
Относительно доводов административного истца относительно не соблюдение юридико – технических правил изложения оспариваемого решения, указывая на непонятность изложения правового акта, сроков применения, лица (лиц), в отношении которого издан правовой акт. Под правилами юридической техники понимается совокупность приемов, методов, средств, используемых в процессе подготовки муниципальных актов, стиль изложения, требования к структуре, содержанию, лингвистические требования, относящиеся к изложению правового акта, требования к ним изложены либо в методических рекомендациях (например, Методические рекомендации по подготовке муниципальных нормативных правовых актов" (подготовлены ФБУ НЦПИ при Минюсте России), "Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (редакция 2021 года)(утв. ГД ФС РФ), носят рекомендательный характер, либо определяются локальным нормативным правовым актом соответствующего органа, например в отношении подготовки правовых федеральных органов исполнительной власти принято постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 02.06.2022)
"Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". Думой Кочевского муниципального округа Пермского края утверждены Регламент (решение № 6 от 05.11.2019 г.), Положение о Думе(решение от 05.11.2019), вопросы подготовки правовых актов также закреплены в Уставе муниципального округа.
Само по себе не соблюдение юридической техники, стиля изложения, приемов, при подготовке правового акта не влечет признание правового акта недействующим. Из текста оспариваемого правового акта решения Думы Кочевского муниципального округа Пермского края от 31.03.2022 № 11 «Об установлении надбавки к должностному окладу за особые условия выборному должностному лицу, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе», не следует, что он обладает правовой неопределенностью, сомнений относительно предмета регулирования, даты вступления в силу, распространения на правоотношения, не имеется. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 3 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).
Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом (часть 4 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (абз. 2 п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ). Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422, п. 2 ст. 4 Гражданского кодекса РФ).
С учетом указанных правовых норм, части 4 статьи 12 ТК РФ, испаиваемый акт указывает на его распространение на отношения, возникшие до введения его в действие; не ухудшает положение лица, в отношении которого акт издан.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2).
С учетом фактических обстоятельств административного дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления административного истца прокурора Кочевского района Пермского края о признании недействующим со дня принятия решения Думы Кочевского муниципального округа Пермского края от 31.03.2022 № 11 «Об установлении надбавки к должностному окладу за особые условия выборному должностному лицу, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе», отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Шерстюков