ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-32/2018 от 20.03.2018 Кесовогорского районного суда (Тверская область)

Дело № 2 а-32/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20.03.2018 пос. Кесова Гора Тверской области

Кесовогорский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Магомедовой З.И.

при секретаре Макаровой С.Е.

с участием помощника прокурора Кесовогорского района Тверской области Лучкина И.А.,

представителя административного ответчика – Администрации Кесовогорского района Тверской области Муравлёва В.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Кесова Гора административное дело по административному иску прокурора Кесовогорского района, обратившегося в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Кесовогорского района Тверской области об обязании дополнить Административный регламент предоставления администрацией Кесовогорского района муниципальной услуги «Постановка на учёт граждан, имеющих трёх и более детей, в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков» административной процедурой предоставления указанной услуги в двухмесячный срок после вступления решения суда в законную силу,

У с т а н о в и л:

Прокурор Кесовогорского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия, допущенного администрацией Кесовогорского района Тверской области, выразившегося в непринятии мер по разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги «Бесплатное предоставление гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» и обязании администрации Кесовогорского района Тверской области разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги в двухмесячный срок после вступления решения суда в законную силу,

В обоснование иска указано, что прокуратурой района в рамках проведения проверки соблюдения органами местного самоуправления земельного законодательства было установлено, что на территории Кесовогорского района не разработан и не утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Бесплатное предоставление гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». На территории Тверской области во исполнение п. 6 ст. 39.5 и п. 2 ст. 39.19 Земельного кодекса РФ от 07.12.2011 принят Закон Тверской области «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков на территории Тверской области» № 75-ЗО. Согласно п. 2 ст. 2 Закона предоставление земельных участков гражданину в собственность осуществляется на основании решений органов местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов и муниципальных районов Тверской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков. В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона гражданам, имеющим трёх и более детей, бесплатно в собственность предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории сельских поселений, входящих в состав этих муниципальных районов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. Администрацией Кесовогорского района фактически осуществляется предоставление муниципальной услуги бесплатное предоставление гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на основании Закона Тверской области «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трёх и более детей, земельного участка на территории Тверской области» № 75-ЗО. В соответствее с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», этим законом регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона, органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями Федерального закона, административных регламентов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, возникающие, в связи с предоставлением муниципальных услуг. В силу статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставами муниципальных образований. Исходя из смысла приведённых выше норм, следует, что административный регламент – это нормативный правовой акт исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур и административных действий органов местного самоуправления, уполномоченных на оказание (исполнение) муниципальной услуги, а муниципальная услуга представляет собой юридически-значимую услугу, результатом оказания которой является совершение юридически-значимого действия. В соответствии с Уставом муниципального образования «Кесовогорский район», администрация Кесовогорского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Кесовогорского района, в связи с чем, прокуратура просит признать незаконным бездействие, допущенное администрацией Кесовогорского района Тверской области, выразившегося в непринятии мер по разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги «Бесплатное предоставление гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» и обязании администрации Кесовогорского района разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги в двухмесячный срок после вступления решения суда в законную силу (л.д. 3-6).

В судебном заседании 07.03.2018 представитель прокуратуры Кесовогорского района Тверской области Лучкин И.А. поддержал в полном объёме доводы искового заявления. Пояснил, что в соответствии с п. 5 Постановления администрации Тверской области от 13.12.2010 № 612-па «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг» органам местного самоуправления муниципальных образований Тверской области рекомендовано организовать работу по разработке и утверждению административных регламентов исполнения муниципальных функций, предоставления муниципальных услуг. Согласно п. 2 ст. 2 Закона предоставление земельных участков гражданину в собственность осуществляется на основании решений органов местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов и муниципальных районов Тверской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков. В силу статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставами муниципальных образований. В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона, органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями Федерального закона, административных регламентов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, возникающие, в связи с предоставлением муниципальных услуг. Таким образом, анализ указанных положений закона свидетельствует о том, что муниципальная услуга должна характеризоваться открытостью и доступностью. Наличие муниципальной услуги, условия её получения, порядок реализации прав должны быть прописаны в Административном регламенте. Ссылка ответчика на то, что Административный регламент разработан, ещё не свидетельствует о том, что муниципальная услуга прописана в Административном регламенте, поскольку административный ответчик не прописал в нём все административные действия, последствия отказа от предоставления услуги, очередность предоставления земельных участков. В Административном регламенте все эти сведения должны быть отражены. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Все возникающие вопросы по предоставляемым муниципальным услугам в Административном регламенте не разработаны и не разрешены. Фактически в Административном регламенте, принятом административным ответчиком, речь идёт только о предоставлении земельных участков, не затрагивая вопросы постановки на учёт. Промежуточные действия между постановкой на учёт и предоставлением земельных участков не прописаны.

Представитель административного ответчика в судебном заседании 07.03.2018 полагал предъявленные административные исковые требования не обоснованными. Администрация Кесовогорского района Тверской области оказывает услуги по предоставлению гражданам, имеющих трёх и более детей, бесплатно в собственность земельных участков. Данная муниципальная услуга именуется «Постановка на учёт граждан, имеющих трёх и более детей, в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков». Сведения об этой услуге размещены на портале госуслуг.

Допрошенная по ходатайству административного ответчика свидетель ФИО5 пояснила, что она возглавляет Комитет по управлению имуществом Кесовогорского района Тверской области. С 2012 года Администрация Кесовогорского района Тверской области предоставляет бесплатно земельные участки в собственность граждан, имеющих трёх и более детей. С 2012 года по 2014 год все полномочия по постановке на учёт и предоставлению земельных участков были на уровне района. С 2015 года произошли изменения в законодательстве. На уровне администрации района стало возможно разрешить вопрос только о постановке на учёт. С 01.01.2017 года район занимается и постановкой на учёт и выделением земельных участков из земель поселений. С 2015 года и до этого времени администрация района занималась только постановкой граждан на учёт. На территории сельских поселений на настоящий момент имеется только две семьи, которые согласны получить земельный участок на территории сельского поселения. Если люди хотят получить участок для индивидуального жилищного строительства, то они просят выделить землю на территории посёлка, если же для ведения личного подсобного хозяйства, то – на территории сельских поселений. На территории посёлка Кесова Гора имеется мало земель, пригодных для передачи в собственность. Возникает вопрос с инфраструктурой. Сформировано 4 массива, из которых могут выделяться земли. Алгоритм действий был такой: ставили на учёт, уведомляли поселение, искали варианты предоставления земельных участков для поселения. Это возможно, если есть неразграниченная земля. Если же участок для передачи гражданину сформирован, а он отказался, то этот участок будет передан другому соискателю. Если, например, гражданин стоял на очередь на получение земельного участка в городском поселении, а получил в Елисеевском сельском поселении, отказался от получения, то тогда городское поселение передаёт сформированный земельный участок в собственность Елисеевского сельского поселения. В принципе, желательно было бы прописать в Административном регламенте детально все действия, в случае, например, отказа от предоставленных земельных участков. Решение о предоставлении земельного участка принимается в течение месяца. Это правило неукоснительно соблюдается, данный срок прописан в законе. Также граждане информированы о возможности обжалования действий Комитета в случае нарушения указанных сроков. Форма заявления о бесплатном предоставлении земельных участков утверждена приложением к Постановлению Правительства Тверской области от 27.12.2011 № 291 –пп. Заявление регистрируется, когда граждане лично приходят в Комитет.

Заслушав возражения представителя административного ответчика, показания свидетеля, исследовав материалы дела, в том числе, предоставленные административным ответчиком, представитель прокуратуры ходатайствовал об отложении судебного заседания для уточнения требований административного искового заявления.

На основании ч. 1 ст. 46 КАС РФ, административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.

В судебном заседании 20.03.2018 прокурором представлено заявление об отказе от исковых требований в части признания незаконным бездействия, допущенного администрацией Кесовогорского района Тверской области, выразившегося в непринятии мер по разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги «Бесплатное предоставление гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Также уточнены исковые требования, а именно, прокуратура Кесовогорского района Тверской области просит суд обязать администрацию Кесовогорского района обеспечить нормативное регулирование порядка предоставления муниципальной услуги «Бесплатное предоставление гражданам, имеющих трёх и более детей, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельских поселений, входящих в состав этих муниципальных районов», в соответствии с требованиями ст. 6, 12 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с ч. 2 ст. 46 КАС РФ, административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

С учётом того, что отказ от части административных исковых требований не противоречит положениям КАС РФ и не нарушает прав иных лиц, принимая во внимание мнение административного ответчика, не возражавшего против принятия отказа от части исковых требований, суд принял отказ административного истца от административных исковых требований в части признания незаконным бездействия, допущенного администрацией Кесовогорского района Тверской области, выразившегося в непринятии мер по разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги «Бесплатное предоставление гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Помощник прокурора Кесовогорского района Тверской области Лучкин И.А. в рамках уточнённых исковых требований поддержал исковые требования прокурора, пояснив, что муниципальная услуга «Бесплатное предоставление гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» входит в Примерный перечень муниципальных услуг, которые подлежат предоставлению по принципу «одного окна», в том числе, на базе государственного автономного учреждения Тверской области «МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг», утверждённый распоряжением Правительства Тверской области от 29.03.2013 № 134 –рп, поэтому необходимо дополнить административный регламент в части осуществления административной процедуры. Таким образом, прокуратура Кесовогорского района просит обязать администрацию Кесовогорского района дополнить Административный регламент предоставления администрацией Кесовогорского района муниципальной услуги «Постановка на учёт граждан, имеющих трёх и более детей, в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков» административной процедурой предоставления муниципальной услуги «Постановка на учёт граждан, имеющих трёх и более детей, в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков».

Административный ответчик уточнённые исковые требования признал, согласившись с тем, что в раздел III Административного регламента, начиная с п. 56, будут внесены дополнения, касающиеся уточнения административной процедуры оказания муниципальной услуги.

На основании ч. 3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора Кесовогорского района Тверской области.

Так, в ходе судебного заседания установлено, что прокуратурой района в рамках проведения проверки соблюдения органами местного самоуправления земельного законодательства 19.02.2018 было установлено, что на территории Кесовогорского района не разработана в полном объёме и не утверждена административная процедура оказания муниципальной услуги в административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Постановка на учёт граждан, имеющих трёх и более детей, в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков». Данное обстоятельство подтверждается доводами административного искового заявления (л.д. 3), решением о проведении проверки (л.д. 7) и актом проверки (л.д. 8).

С учётом того, что административное исковое заявление поступило в суд 21.02.2018, сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, установленные ч. 1 ст. 219 КАС РФ, прокурором Кесовогорского района Тверской области соблюдены.

Согласно п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению.

В силу п. 2 ч. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Из письменного возражения административного ответчика на административное исковое заявление прокурора Кесовогорского района Тверской области, показаний свидетеля ФИО5 следует, что в 2016 и в 2017 годах в Кесовогорском районе Тверской области гражданам, имеющим трёх и более детей, бесплатно в собственность предоставлялись земельные участки, то есть, оказывалась соответствующая муниципальная услуга.

На территории Тверской области во исполнение п. 6 ст. 39.5 и п. 2 ст. 39.19 Земельного кодекса РФ от 07.12.2011 принят Закон Тверской области «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков на территории Тверской области» № 75-ЗО.

Законом Тверской области от 29.12.2016 № 96-ЗО «О внесении изменений в закон Тверской области «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков на территории Тверской области» часть 4 статьи 2 закона Тверской области № 75 –ЗО о предоставлении гражданам, имеющих трёх и более детей, бесплатно в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территориях городских и сельских поселений Тверской области, в которых отсутствуют утверждённые правила землепользования и застройки поселений, признана утратившей силу и с 01.01.2017 в соответствии с пунктом 4 части статьи 2 этого закона органы местного самоуправления муниципальных районов уполномочены предоставлять гражданам, имеющим трёх и более детей, бесплатно в собственность земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории сельских поселений, входящих в состав этих муниципальных районов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Постановлением Главы Кесовогорского района Тверской области от 28.01.2016 № 21 утверждён административный регламент предоставления администрацией Кесовогорского района муниципальной услуги «Постановка на учёт граждан в соответствии с законом Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющих трёх и более детей, земельных участков на территории Тверской области».

Постановлением Главы Кесовогорского района Тверской области от 20.06.2016 № 146 в вышеуказанный административный регламент внесены изменения. Административный регламент размещён на официальном сайте администрации Кесовогорского района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в местах предоставления муниципальной услуги. Кроме того, административный регламент в новой редакции направлен в ГАУ Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». В п. 56 указанного регламента прописаны административные процедуры, сопровождающие предоставление муниципальной услуги.

В судебном заседании представитель административного ответчика признал, что административные процедуры недостаточно регламентированы, признал исковые требования в этой части, обязавшись дополнить п. 56 Административного регламента описанием административной процедуры, в соответствии с требованиями ст. 6, 12 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие:

1) общие положения;

2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;

3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах;

4) формы контроля за исполнением административного регламента;

5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.

На основании ч. 1 ст. 65 КАС РФ, обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением в суд о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, иных лиц, если действия (бездейстие) либо решения органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, вследствие чего обязание дополнить Административный регламент в части административной процедуры предоставления муниципальной услуги связано с признанием незаконным бездействия, допущенного административным ответчиком, в части неразработки административной процедуры.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 46, 65,175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Кесовогорского района, обратившегося в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Кесовогорского района Тверской области об обязании дополнить Административный регламент предоставления администрацией Кесовогорского района муниципальной услуги «Постановка на учёт граждан, имеющих трёх и более детей, в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков» административной процедурой предоставления указанной услуги в двухмесячный срок после вступления решения суда в законную силу удовлетворить.

Признать незаконным бездействие, допущенное администрацией Кесовогорского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по разработке в Административном регламенте предоставления администрацией Кесовогорского района муниципальной услуги «Постановка на учёт граждан, имеющих трёх и более детей, в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков» административной процедуры предоставления муниципальной услуги «Постановка на учёт граждан, имеющих трёх и более детей, в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков», в соответствии с требованиями ст. 6, 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и обязать администрацию Кесовогорского района дополнить Административный регламент предоставления администрацией Кесовогорского района муниципальной услуги «Постановка на учёт граждан, имеющих трёх и более детей, в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков» административной процедурой предоставления муниципальной услуги «Постановка на учёт граждан, имеющих трёх и более детей, в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков» в двухмесячный срок после вступления решения суда в законную силу.

Обязать административного ответчика в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении судебного решения в прокуратуру Кесовогорского района и в Кесовогорский районный суд Тверской области.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в Тверской областной суд через Кесовогорский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 21.03.2018.

Судья З.И.Магомедова