ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3300/18 от 18.10.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2018 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-3300/2018 по административному исковому заявлению Юдина С.Л. к Думе города Иркутска о признании решения о досрочном прекращении полномочий депутата незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Юдин С.Л. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Думе города Иркутска с требованием признать Решение Думы города Иркутска от 28.06.2018г., принятое на 48 заседании Думы города Иркутска 6 созыва, по 2-му вопросу повестки «О досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Иркутска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 19 Юдина С.Л.» незаконным, принятым с нарушением и не соблюдением права депутата Юдина С.Л., и отменить указанное решение.

В обоснование административного искового заявления Юдин С.Л. указал, что 28.06.2018г. Думой города Иркутска на 48 заседании Думы города г. Иркутска 6-го созыва принято решение «Об удовлетворении требований прокурора города Иркутска и досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Иркутска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 19 Юдина Сергея Леонидовича в связи с утратой доверия за совершение им коррупционного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального Закона от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Административный истец полагает, что решение органа местного самоуправления является незаконным, принятым с нарушением и неправильным применением норм материального права, не соответствующим нормативным правовым актам, нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Решение принято с нарушением процедуры его принятия. Согласно абзацу 2 пункта 2.2. Порядка увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия мэра г. Иркутска, депутатов Думы г. Иркутска, председателя избирательной комиссии г. Иркутска), утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 23.04.2013г. № 005-20-460779/3 (в редакции с изменениями на 26.06.2017г.) депутат Юдин С.Л. является лицом, замещающим муниципальную должность в представительном органе муниципального образования - Думе г. Иркутска на непостоянной основе. Депутат Юдин С.Л., в силу статуса депутата относится к лицам, замещающим муниципальную должность. Исходя из его статуса, наложенные на него запреты, ограничения и обязанности перечислены в ряде пунктов статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которая так и называется «ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности». Ограничения и запреты, установленные в пункте ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», состоят в запрете заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией и установлены для депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе. К этой категории административный истец не относиться. Таким образом, в силу статуса депутата Юдина С.Л. у него нет запрета владеть долями в коммерческих организациях и участвовать в управлении коммерческими организациями. Из всего изложенного, обязанность, несоблюдение которой вменено депутату Юдину С.Л. - это несоблюдение части 4 статьи 12.1 Закона № 273-ФЗ. Эту обязанность депутат Юдин С.Л. исполнил своевременно, подав сведения за 2015г. и 2016г., несмотря на то, что обязанность введена впервые для депутатов, осуществляющих деятельность на непостоянной основе Федеральным Законом № 303 только 3 ноября 2015г. Оспариваемое решение основано на нарушении нормы Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Административный истец полагает, что при принятии оспариваемого решения представительный орган местного самоуправления неправильно истолковал и применил норму права. А именно: установленные случаи, когда перед судом либо представительным органом местного самоуправления возможно ставить вопрос о досрочном прекращении полномочий лиц, замещающих муниципальные должности. Критерии значительных коррупционных проступков, влекущих привлечение к ответственности государственных, муниципальных служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, определены в письме Минтруда России от 21 марта 2016 г. № 18-2/10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения». Согласно Обзора ситуаций, которые расценивались как значительные проступки, влекущие проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия относится пункт 7: представление недостоверных сведений, способствующих сокрытию информации о нарушении запретов, и как примеры, случаи: а) о получении служащим дохода от предпринимательской деятельности; б) о владении акциями, долями участия в коммерческих организациях, при том, что служащий фактически участвует в управлении этой коммерческой организацией. У депутата Юдина нет, и не было в 2015 и 2016гг. запрета владеть долями в ООО и управлять обществами. Таким образом, не любое не указание о владении долями в обществах является значительным проступком, влекущим досрочное прекращение полномочий, а исключительно утаивание (сокрытие) сведений о долях в обществе, если тебе запрещено ими владеть или управлять обществом. Административный истец никогда не скрывал, что является учредителем и бессменным директором в организациях <данные изъяты>. Информация о том, что истец - руководитель данных организаций и получает там заработную плату, указана им в первом разделе Декларации за 2015г. и за 2016г. Общественная приемная Депутата Думы г. Иркутска по избирательному округу № 19 всегда находилась и находиться по адресу: <адрес>, это юридический и фактический адрес ООО «<данные изъяты>». Информация о данных обществах и составе участников указана во всех предвыборных агитационных материалах, она является открытой, доступной любому физическому лицу, поскольку находиться в открытом доступе бесплатно на сайте МРИ ФНС России (egrul.nalog.ru) и на официальном сайте группы компаний «Арсенал» www.arsenals.ru. Данные об участии в обществах проверяются посредством общедоступных информационных ресурсов по проверке контрагентов. В уставном капитале ООО «<данные изъяты>. По итогам работы 2015 и 2016г. обществами своевременно и в полном объеме уплачены налоги, решения о выплате дивидендов в 2015 и 2016г. не принималось, и фактически дивиденды не выплачивались. Данная информация подтверждена Справками заместителя начальника МРИ ФНС № 20 по Иркутской области №, . Соответственно, административным истцом не был скрыт какой либо иной полученный доход от деятельности обществ с ограниченной ответственностью. Весь доход истца от деятельности хозяйствующих субъектов-это заработная плата руководителя ООО «<данные изъяты>» и он полностью отражен в пункте 6 Раздела 1 Справки «Сведения о доходах» за 2015 и 2016гг. Истца ввело в заблуждение наименование Раздела 5 «Сведения о ценных бумагах». То есть раздел 5 им был воспринят именно как раздел, в который включаются сведения о наличии ценных бумаг, в первую очередь, акций. Никакого умысла на утаивание данной открытой к всеобщему обозрению информации, у истца не было. Не отражение истцом в Разделе 5 «Сведения о ценных бумагах» информации о долях в ООО «<данные изъяты>» не является коррупционным нарушением, влекущим досрочное прекращение полномочий депутата. Административным ответчиком допущено неправильное применение и толкование нормы права, а также неправильное толкование «Обзора ситуаций, которые расценивались как значительные проступки, влекущие увольнение государственного муниципального служащего в связи с утратой доверия». Кроме того, у административного истца признак умышленности предоставления неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, отсутствует. Все иные нарушения, поименованные в Представлении прокурора от 24.04.2018г., являются фактически недочетами, отраженными в Представлении прокурора с профилактической целью, как свидетельствующие о недостаточно эффективной работе, проводимой должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных нарушений Думы г. Иркутска. К ним отнесено следующее: дословно «не имелось правовых оснований для заполнения подраздела 3.2 «транспортные средства», поскольку, по информации прокурора, автомобиль <данные изъяты> зарегистрирован на истца только ДД.ММ.ГГГГ. Это не соответствует действительности, вероятнее всего информация, предоставленная ГИБДД МУ МВД России «Иркутское», истолкована прокурором города не правильно. Автомобиль <данные изъяты> приобретен истцом по договору лизинга от ДД.ММ.ГГГГ., о чем ему, как владельцу транспортного средства выдано свидетельство о регистрации . Соответственно, в связи с заключением договора лизинга ДД.ММ.ГГГГ. подписанием Акта приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ. истец в полном соответствии с действующим законодательством указал данный автомобиль в разделе 3.2 Транспортные средства «Сведений о доходах...» за период 2015г. и 2016г. 21.09.2017г. им заключен иной договор лизинга , по которому им приобретен другой Автомобиль <данные изъяты>, что указано в Сведениях о доходах.. . за 2017г.». Таким образом, никакого нарушения закона при заполнении в декларации сведений в части транспортных средств, нет. В качестве недочета представлено не указание сведений о жилом доме в разделе 3.1 Справки, а указание сведений о жилом доме в разделе 6.1 Справки. Полагает, что им не допущено здесь никаких ошибок. Более того, сведения о жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> внесены в раздел. 6.1. Справки о доходах, как имущество, находящееся в пользовании. Право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации. Право собственности на завершенный строительством жилой дом в соответствие с техническими документами зарегистрировано за истцом ДД.ММ.ГГГГ., соответственно, им абсолютно правильно включен жилой дом в раздел 6.1. (объекты в пользовании) Деклараций 2015 и 2016гг. до возникновения в силу регистрации права собственности на него. Таким образом, указание жилого дома в разделе 6.1, а не в разделе 3.1 не является утаиванием объекта и не искажает достоверность представленных сведений. Вышеназванные неточности, технические ошибки в реквизитах не являются коррупционным нарушением, могущим повлечь досрочное прекращение полномочий депутата. Таким образом, Решение Думы города Иркутска от 28.06.18г. является незаконным, принятым с неправильным применением норм права и нарушающим права административного истца. Решение принято с грубыми нарушениями процедуры принятия решения, что заключается в следующем. Поводом для вынесения вопроса на Думу города послужило Представление прокурора г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции», в котором было указано на обнаружение фактов игнорирования депутатом Юдиным С.Л. требований законодательства о необходимости отражения полных и достоверных сведений в Справках за 2015 и 2016гг. Представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГг. по второму вопросу требований было рассмотрено по существу ДД.ММ.ГГГГг. и по нему было принято правовое решение, никем не отмененное, и не оспоренное. Вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата находится в компетенции представительного органа власти. Иные органы не вправе вмешиваться в установленную ч. 3 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ процедуру принятия соответствующего решения представительным органом муниципального образования, а понуждение представительного органа власти к принятию конкретного решения является ограничением права этого органа на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей. Повторное рассмотрение ранее рассмотренного вопроса повлекло оказание прямого давления на Думу г. Иркутска, нарушение положений ст. 10 Конституции России, без каких-либо законных оснований поставило под сомнение уже принятое решение, что недопустимо. Кроме того, согласно пункту 2(3) ст. 34 Устава города Иркутска (принят решением ГД г. Иркутска от 20.05.2004 № 003-20-430537/4) Решение городской Думы о досрочном прекращении полномочий депутата городской Думы принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между заседаниями городской Думы - не позднее, чем через три месяца со дня появления такого основания. Таким основанием является Представление прокурора города от 24.04.2018г. Оспариваемое решение от 28.06.2018г. принято с пропуском установленного 30-ти дневного срока со дня появления оснований для его принятия. Решение принято с нарушением процедуры его принятия - без назначения и проведения проверки уполномоченным органом по поступившему сообщению прокурора, в нарушение, пункта 7.2 статьи 40 Закона № 131-ФЗ, Порядка увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия мэра города Иркутска, депутатов Думы города Иркутска, Председателя Избирательной комиссии города Иркутска, утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 29.04.2013 № 005- 20-460779/3; в нарушение Закона Иркутской области от 07.11.2017 № 73-03 «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

В судебном заседании административный истец Юдин С.Л., его представители Сысоева А.Т., Царенков М.М. поддержали заявленные требования.

Представители административного ответчика Котляр Ю.А., Абрамов М.Ю., Праскова С.В. заявленные требования не признали по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск и дополнениях к отзыву.

Представители заинтересованного лица прокурора г. Иркутска Петрова И.А., Кобелева В.А. полагали требования не подлежащими удовлетворению, поддержали правовую позицию административного ответчика.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления регламентированы Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ лицом, замещающим муниципальную должность, является, в том числе, депутат, член выборного органа местного самоуправления.

Согласно положений ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Аналогичные основания для прекращения полномочий депутата закреплены в Уставе города Иркутска (часть 2 (2) статьи 34 (1) Устава города Иркутска).

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).

Часть 4 статьи 12.1 Закона № 273-ФЗ закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» - лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Из системного толкования приведенных норм в их совокупности следует, что законодательством на депутатов муниципальных образований возложена обязанность предоставления достоверных и полных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и такая обязанность считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.

Следовательно, не предоставление лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является безусловным основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.

Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559 утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 1), а также рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 3).

Как установлено пунктом 3 названного Положения, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются государственными служащими, замещающими должности государственной службы, по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460.

Как следует из материалов дела, Юдин С.Л. являлся депутатом Думы города Иркутска шестого созыва по избирательному округу № 19, что подтверждается решением избирательной комиссии города Иркутска «Об определении общих результатов выборов депутатов Думы города Иркутска шестого созыва» от 15 сентября 2014 года № 30/167.

В ходе проведенной прокуратурой г. Иркутска проверки было установлены нарушения депутатом Думы города Иркутска Юдиным С.Л. Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ по предоставлению заведомо недостоверных сведений о доходах расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 и 2016 год.

По результатам проверки прокурором г. Иркутска председателю Думы города Иркутска С.Е. направлено представление от 24.04.2018г., в котором указано, что депутатом Юдиным С.Л. в нарушение ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ предоставлены заведомо неполные (недостоверные) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год. В справке о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год Юдиным С.Л. не отражены сведения <данные изъяты>. Установленные антикоррупционным законодательством ограничения обязательны для соблюдения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами. Предоставление заведомо недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатом Думы города Иркутска Юдиным С.Л. за 2015 и 2016 годы является безусловным основанием для досрочного прекращения полномочий депутата Думы города Иркутска, в связи с утратой доверия.

Прокурор требует безотлагательно рассмотреть представление на ближайшем заседании Думы города Иркутска. О дате, времени и месте рассмотрения настоящего представления сообщить в прокуратуру города письменно и заблаговременно. Рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Иркутска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 19 Юдина С.Л., представившего недостоверные сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 и 2016 год, в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, принять меры к устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции, причин и условий им способствующих. В течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона. О результатах принятых мер сообщить прокурору города Иркутска в установленный законом срок.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30, 33 ФЗ «О прокуратуре РФ» подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» вносит представление об устранении нарушений закона.

Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ определено, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Пунктом 1 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий (в т.ч. представления об устранении нарушений закона) подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Права государственного органа или должностного лица на отклонение представления прокурора или представление письменных несогласий с представлением прокурора, ст. 24 Закона о прокуратуре, не предусмотрено.

В случае несогласия с решением прокурора, у государственного органа или должностного лица имеется право его обжалования в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, прокурором г. Иркутска в рамках проверки законодательства о противодействии коррупции был выявлен факт предоставления депутатом Думы города Иркутска шестого созыва по избирательному округу № 19 Юдиным С.Л. недостоверных и неполных сведений.

Дума является представительным органом города Иркутска и осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и Уставом города Иркутска. Данными нормативными правовыми актами полномочия Думы г. Иркутска на проверку достоверности сведений, указанных в представлении прокурора отсутствуют.

При таких обстоятельствах у Думы г. Иркутска возникла обязанность рассмотреть данное представление: устранить нарушения законодательства, либо оспорить представление в суде.

На день рассмотрения настоящего административного иска представление прокурора г. Иркутска никем не оспорено, не признано в предусмотренном законом порядке незаконным.

Процедура по увольнению (освобождению от должности) депутатов Думы г. Иркутска на момент возникновения спорных правоотношений регулировалась Порядком увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия мэра города Иркутска, депутатов Думы города Иркутска, Председателя Избирательной комиссии города Иркутска утвержден Решением Думы города Иркутска от 29 апреля 2013 года № 005-20-460779/3, в редакции от 26.06.2017 г. (далее - Порядок увольнения (освобождения от должности)). Данное Решение утратило силу в связи с принятием решения Думы г. Иркутска от 28.06.2018 № 006-20-480753/8, вступившего в силу со дня официального опубликования в газете «Иркутск официальный» - 10.07.2018г.

В соответствии с пунктом 10 Порядка увольнения (освобождении от должности) депутатов Думы города Иркутска, в связи с утратой доверия оформляется по инициативе депутатов Думы города Иркутска, выдвинутой не менее чем двумя третями от установленной численности депутатов Думы города Иркутска при наличии в Думе города Иркутска решения комиссии, предусмотренного пунктом 8 настоящего Порядка. Указанное обращение вносится в Думу города Иркутска вместе с проектом решения Думы города Иркутска об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия мэра города Иркутска, депутатов Думы города Иркутска, Председателя Избирательной комиссии города Иркутска.

О выдвижении данной инициативы мэр города Иркутска, депутаты Думы города Иркутска, Председатель Избирательной комиссии города Иркутска, уведомляется в письменной форме Думой города Иркутска не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в Думу города Иркутска (п. 11 Порядка увольнения).

Предварительное рассмотрение инициативы депутатов Думы города Иркутска об увольнении (освобождении от должности) мэра города Иркутска, депутатов Думы города Иркутска, Председателя Избирательной комиссии города Иркутска, в связи с утратой доверия осуществляется на заседании постоянной Комиссии Думы города Иркутска по мандатам, регламенту и депутатской этике не позднее семи дней со дня поступления обращения (п. 12 Порядка увольнения).

По результатам предварительного рассмотрения инициативы депутатов Думы города Иркутска и проекта решения Думы города Иркутска об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия мэра города Иркутска, депутатов Думы города Иркутска, Председателя Избирательной комиссии города Иркутска, постоянная комиссия Думы города Иркутска по мандатам, регламенту и депутатской этике принимает решение с рекомендацией о принятии решения Думы города Иркутска об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия мэра города Иркутска, депутатов Думы города Иркутска, Председателя Избирательной комиссии города Иркутска, либо с рекомендацией об отклонении данного проекта решения (п. 13 Порядка увольнения).

Депутатом Думы г. Иркутска С.В.ДД.ММ.ГГГГ внесен на рассмотрение Думы проект решения Думы г. Иркутска «О представлении прокуратуры г. Иркутска об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» с пояснительной запиской.

Согласно данному проекту предлагалось отложить принятие решения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Юдина С.Л. до поступления в Думу г. Иркутска решения Губернатора Иркутской области об отсутствии фактов неисполнения Юдиным С.Л. обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Постоянной комиссией по мандатам, регламенту и депутатской этике Городской Думы 24.04.2018 г. было принято решение № 011-61-060012/8 об одобрении внесенного депутатом С.В. проекта решения Думы г. Иркутска «О представлении прокуратуры г. Иркутска об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» и рекомендации принять решение в предложенной редакции.

Согласно статье 10 Положения о муниципальных правовых актах города Иркутска, утвержденного решением Думы города Иркутска от 21 октября 2004 года № 004-20-040012/4, правовые акты городской Думы принимаются в форме решений.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Устава города Иркутска заседание Думы является правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 29 Устава города Иркутска городская Дума состоит из тридцати пяти депутатов.

В соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 32 Устава города Иркутска решение по вопросам досрочного прекращения полномочий городской Думы в случае самороспуска, увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, замещающих муниципальные должности, выражения недоверия депутатам, замещающим муниципальные должности в Думе, выражения недоверия должностным лицам администрации города, принятия Устава города и внесения в него изменений и дополнений считается принятым, если за него проголосовало большинство в две трети от установленной численности депутатов городской Думы.

В соответствии с пунктом 15 Порядка увольнения решение Думы города Иркутска об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия мэра города Иркутска, депутатов Думы города Иркутска, Председателя Избирательной комиссии города Иркутска, принимается Думой города Иркутска тайным голосованием, считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов Думы города Иркутска.

Таким образом, исходя из численности депутатов Думы г. Иркутска – 35 депутатов, заседание будет считаться правомочным, если на нем будет присутствовать не менее 18 депутатов, а решения будут считаться принятым, если «за» или «против» проголосовало не менее 24 депутатов.

Согласно ч. 3 ст. 42 Регламента Думы города Иркутска, утвержденного решением Думы от 04 июня 2004 года № 003-20-440543/4 (далее по тексту - Регламент Думы) Решения городской Думы принимаются путем использования способа количественного голосования.

По решению Думы, принятому большинством от присутствующих на заседании депутатов, а также в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, применяется способ альтернативного либо рейтингового голосования.

Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: «за», «против», «воздержался». Подсчет голосов производится в абсолютном выражении.

Альтернативное голосование представляет собой голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и результаты голосования определяются одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование.

Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований по каждому из вопросов, в которых может принять участие каждый депутат. При этом предъявление результатов голосования в абсолютном выражении по каждому голосованию производится только по окончании голосования по всем вопросам. Если по итогам рейтингового голосования несколько вопросов набрали достаточное для их принятия число голосов, то принятым считается решение по вопросу, набравшему наибольшее число голосов. Если по итогам рейтингового голосования ни один из вопросов не набрал достаточного для принятия числа голосов, то на повторное голосование ставится вопрос, набравший наибольшее число голосов. Решение по нему считается принятым, если при голосовании он набрал достаточное для принятия число голосов.

Согласно протокола 46-го заседания Думы г. Иркутска от 26.04.2018 г. был заслушан вопрос о представлении прокуратуры г. Иркутска об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции. По данному вопросу выступали: Абрамов М.Ю., С.А., П.Д., Р.А., К.А., К.Ю., Я.А., С.В., Юдин С.Л., Е.И., Е.Ж., С.Е. Решили: принять решение «О представлении прокуратуры г. Иркутска об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» в предложенной редакции. Проголосовали: «за»- 26 депутатов; «против» - 3 депутата; «воздержался»- 2 депутата; «не голосовало» - 1 депутат.

По результатам заседания Думы г. Иркутска 26.04.2018г. было принято Решение № 006-20-460690/8 «О представлении прокуратуры города Иркутска об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции», согласно которому:

1. В адрес Губернатора Иркутской области письмом от 28.04.2018г. № 005-39-060503/8 было направлено представление для проведения проверки достоверности и полноты представленных депутатом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

2. Рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Юдина С.Л. на ближайшем заседании Думы г. Иркутска, следующем за днем поступления одного из решений Губернатора Иркутской области.

Таким образом, имелось наличие не менее чем двух третей от установленной численности депутатов Думы города Иркутска инициативы, что соответствует п. 10 Порядка увольнения (освобождении от должности).

Иного решения по результатам рассмотрения представления прокурора г. Иркутска на 46-м заседании Думы г. Иркутска принято не было.

Юдин С.Л. на 46 заседании Думы г. Иркутска присутствовал, знал о принятом решении, его не оспорил.

Согласно ответу Правительства Иркутской области от 11.05.2018г. № 02-10-2243/18, Губернатор Иркутской области не уполномочен принимать решения о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных до принятия Закона Иркутской области от 7 ноября 2017 года № 73-ОЗ «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». Из письма Губернатора следует, что представительному органу местного самоуправления необходимо руководствоваться частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ч. 7.2 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Иркутской области от 7 ноября 2017 года № 73-ОЗ «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», настоящим Законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иными федеральными законами устанавливается порядок:

1) представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан, претендующих на замещение муниципальной должности (далее - гражданин, претендующий на замещение должности), их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные гражданами, претендующими на замещение должности); сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности (далее - лицо, замещающее должность), их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими должности);

2) проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должности, на отчетную дату; сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими должности, за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду (далее - проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).

Действие настоящего Закона распространяется на общественные отношения, связанные с представлением и проверкой достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должности, лицами, замещающими должности, для которых иное не установлено федеральным законом.

Согласно ст. 4 № 73-ОЗ от 7 ноября 2017 года, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с настоящим Законом, осуществляется уполномоченным органом по решению Губернатора Иркутской области.

Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Часть 7.2 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» введена Федеральным законом от 03.04.2017 № 64-ФЗ, то есть после подачи справки о доходах Юдиным С.Л.

Закон № 73-ОЗ опубликован в газете «Областная», № 130, 20.11.2017, «Ведомости ЗС Иркутской области», № 54, 21.11.2017 г., в связи с чем, Закон действует с 21.11.2017г., справка о доходах за 2015 г. была представлена Юдиным С.Л. – в апреле 2016 г., справка о доходах за 2016 г. - 30.03.2017г., то есть до начала действия Закона.

Распространение действия части 7.2 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закон № 73-ОЗ на отношения, возникшие до его введения, не предусмотрено.

В связи с чем, положения данных нормативных правовых актов на спорные правоотношения не распространяются.

При таких обстоятельствах, доводы стороны административного истца о том, что оспариваемое решение принято в нарушение Закона Иркутской области от 07.11.2017 № 73-ОЗ, пункта 7.2 статьи 40 Закона № 131-ФЗ основаны на неверном толковании закона.

17.05.2018г. депутат Юдин С.Л. был уведомлен о том, что пунктом 2 решения № 006-20-460690/8 выдвинута инициатива об увольнении (освобождении от должности) его в связи с утратой доверия. Указанная инициатива выдвинута и будет рассмотрена на 47-м заседании Думы города Иркутска, которое состоится 31 мая 2018 года в 10.00 по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 14, каб. 72. Предварительно вышеуказанный проект решения Думы будет рассмотрен на заседании постоянной Комиссии Думы города Иркутска шестого созыва по мандатам, регламенту и депутатской этике 22 мая 2018 года в 14:00 по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 14, каб. 72, а также на заседании комиссии Думы города Иркутска шестого созыва по противодействию коррупции 22 мая 2018 года в 14:30 по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 14, каб. 72. Также в соответствии с подпунктом 2 пункта 16 Порядка Юдину С.Л. предоставлена возможность дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для увольнения (освобождения от должности).

Согласно пояснительной записке к проекту решения Думы г. Иркутска «О досрочном представлении полномочий (освобождении от должности) депутата Думы г. Иркутска в связи с утратой доверия за совершение коррупционного законодательства», в качестве основных положений проекта решения Думы указано: досрочно прекратить полномочия (освободить от должности) депутата Думы г. Иркутска по избирательному округу № 19 Юдина С.Л. в связи с утратой доверия за совершение им коррупционного правонарушения, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 131 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 272-ФЗ « О противодействии коррупции».

Проект решения Думы города Иркутска «О досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) депутата Думы города Иркутска в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения» с пояснительной запиской от 17.05.2018г. был направлен ФГУ ВО «<данные изъяты>» для дачи заключения о соответствии Проекта решения Думы города Иркутска нормам федеральных законов и Уставу города Иркутска.

Из заключения ФГУ ВО «<данные изъяты>», поступившего в Думу города Иркутска 28.05.2018г. следует, что Проект решения Думы города Иркутска «О досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) депутата Думы города Иркутска в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения» не противоречит нормам федеральных законов и Уставу города Иркутска.

Решением постоянной комиссии по мандатом, регламенту и депутатской этике Думы города Иркутска № 011-61-060013/18 от 22.05.2018г. одобрен проект решения Думы города Иркутска «О досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) депутата Думы города Иркутска в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения». Рекомендовано Думе города Иркутска принять решение Думы города Иркутска «О досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) депутата Думы города Иркутска в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения» в предложенной редакции.

Решением комиссии по противодействию коррупции Думы г. Иркутска от 22.05.2018 г. № 012-21-36/8 проект решения Думы города Иркутска «О досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) депутата Думы города Иркутска в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения», рекомендовано Думе г. Иркутска принять решение в предложенной редакции.

Согласно протоколу 47 заседания Думы г. Иркутска от 31.05.2018 г. и протоколу № 2 заседания счетной комиссии от 31.05.2018 г., по вопросу о досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) депутата Думы города Иркутска шестого созыва Юдина С.Л. в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения проводилось тайное голосование, на 47-м заседании Думы г. Иркутска присутствовало 29 депутатов. Было изготовлено 35 бюллетеней, выдано 29 бюллетеней. В результате тайного голосования на 47-м заседании Думы города Иркутска 31.05.2018г. «за» досрочное прекращение полномочий (освобождение от должности) депутата Думы города Иркутска по избирательному округу № 19 Юдина С.Л. проголосовало 23 депутата, «против» - 3 депутата, «воздержалось» 3 депутата. Решили: решение не принято.

Таким образом, решение о досрочном прекращении полномочий депутата Юдина С.Л. принято не было (в связи с отсутствием 2/3 необходимых голосов для принятия решения), представление прокурора от 24.04.2018 г. осталось не рассмотренным.

При таких обстоятельствах доводы административного истца о том, что на 47-м заседании Думы г. Иркутска было принято отрицательное решение о прекращении полномочий Юдина С.Л. и отклонено представление прокурора основаны на неверном толковании норм права.

15.06.2018г. в Думу г. Иркутска поступило письмо прокуратуры города Иркутска № 07-25-18, в котором указывалось, что представление прокурора остается не рассмотренным. Представительный орган, к исключительной компетенции которого относится решение вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Иркутска, в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», должен был принять решение:

- либо удовлетворить требования прокурора, рассмотрев в установленном порядке вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Иркутска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 19 Юдина С.Л., приняв соответствующее решение;

- либо оставить требования прокурора без удовлетворения, то есть отказать в реализации предоставленного права.

Предлагалось вернуться к рассмотрению представления прокурора г. Иркутска от 24.04.2018 г. и включить соответствующий вопрос в повестку очередного заседания с вынесением на обсуждение проекта решения, предусматривающего согласие либо отказ о досрочном прекращении полномочий депутата Юдина С.Л.

Вопрос «О рассмотрении представления прокурора города Иркутска от 24 апреля 2018 года № 07-25-18 об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» был включен в повестку 48-го заседания Думы.

Письмом от 18.06.2018г. № 005-39-060683/8, 19.06.2018 г. депутат Юдин С.Л. был уведомлен о том, что в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Дума города Иркутска вернется к рассмотрению требований прокурора на 48-м заседании Думы г. Иркутска, которое состоится 28.06.2018 г.

Согласно протоколу от 28.06.2018 г., на 48 заседании Думы города Иркутска присутствовало 30 депутатов, следовательно, заседание являлось правомочным в соответствии с требованиями ч. 6 ст.30 Устава города Иркутска.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Регламента Думы тайное голосование проводится с использованием бюллетеней для тайного голосования, форма которых утверждается решением городской Думы.

Для проведения тайного голосования с использованием бюллетеней для тайного голосования и определения его результатов Дума избирает открытым голосованием Счетную комиссию. В Счетную комиссию не могут входить депутаты городской Думы, чьи кандидатуры внесены в бюллетени для голосования (абзац 1 части 2 статьи 46 Регламента Думы).

Как следует из протокола заседания Счетной комиссии № 1 от 28.06.2018г., в Счетную комиссию для проведения процедуры тайного голосования были избраны: П.В., М.В., Р.А.

Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря Счетной комиссии. Решения Счетной комиссии принимаются большинством голосов ее членов (абзац 2 части 2 статьи 46 Регламента Думы).

В работе Счетной комиссии по решению депутатского объединения могут принимать участие по одному наблюдателю от каждого депутатского объединения, созданного в городской Думе. Наблюдатели не имеют права вмешиваться в процесс голосования. Состав наблюдателей оглашается перед началом голосования председателем Счетной комиссии на основании устных либо письменных предложений в произвольной форме соответственно озвученных либо представленных депутатскими объединениями на заседании Думы (абзац 3 части 2 статьи 46 Регламента Думы).

Согласно протоколу заседания Счетной комиссии № 1 от 28.06.2018г. большинством голосов председателем Счетной комиссии был избран Р.А., секретарем Счетной комиссии был избран П.В.

Наблюдателем от депутатского объединения, созданного в Думе города Иркутска был избран К.А.

Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем Счетной комиссии по предложенной ею и утвержденной решением городской Думы форме в количестве, соответствующем числу избранных депутатов городской Думы (часть 3 статьи 46 Регламента Думы).

Согласно протоколу заседания Счетной комиссии № 1 от 28.06.2018г. большинством голосов решили предложить Думе города Иркутска для утверждения форму бюллетеня, которая содержала 2 ответа на вопрос:

- оставить требования прокурора города Иркутска без удовлетворения и отказать в досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) депутата Думы города Иркутска по избирательному округу № 19 Юдина С.Л. в связи с утратой доверия за совершение им коррупционного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 13(1) Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

- удовлетворить требования прокурора города Иркутска и досрочно прекратить полномочия (освободить от должности) депутата Думы города Иркутска по избирательному округу № 19 Юдина С.Л. в связи с утратой доверия за совершение им коррупционного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 13(1) Федерального закона от 25 декабря 2008 года№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Форма бюллетеня является приложением к протоколу № 1 заседания Счетной комиссии.

Решением Думы от 28 июня 2018 года № 006-20-480733/8 были утверждены форма бюллетеня и период времени для проведения процедуры тайного голосования.

При разрешении вопроса, поставленного прокурором города Иркутска в письме от 15.06.2018г. № 07-25-18, Дума города Иркутска использовала способ - «альтернативное голосование», вид - «тайное голосование».

Как указано в протоколе № 2 от 28.06.2018 г., с учетом внесения в него исправлений технических ошибок (описок) протоколом № 3 рабочей встречи членов Счетной комиссии от 03.09.2018 г., бюллетени для проведения процедуры тайного голосования были изготовлены в утвержденной решением городской Думы от 28.06.2018г. № 006-20-480733/8 форме в количестве, соответствующем числу избранных депутатов городской Думы – 35, бюллетени были выданы 30 депутатам (что соответствует, числу присутствовавших на заседании депутатов-30), невыданных бюллетеней -5. При вскрытии избирательного ящика (урны) обнаружено 30 бюллетеней; признано недействительными –0 бюллетеней, в том числе неустановленной формы 0 бюллетеней.

По результатам голосования: «оставить требования прокурора города Иркутска без удовлетворения и отказать в досрочном прекращении полномочий…» проголосовало – 4 депутата, «удовлетворить требования прокурора города Иркутска и досрочно прекратить полномочия (освободить от должности) депутата Думы города Иркутска по избирательному округу № 19 Юдина С.Л. в связи с утратой доверия за совершение им коррупционного правонарушения…»- проголосовало 26 депутатов.

Таким образом, 28.06.2018 г. Думой города Иркутска было принято Решение, в соответствии с которым досрочно прекращены полномочия депутата Думы города Иркутска по избирательному округу № 19 Юдина С.Л. в связи с утратой доверия за совершение им коррупционного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 13 /(1) Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Данное решение было опубликовано в газете «Иркутск официальный» № 28 (711) от 03.07.2018 г., что соответствует абз. 1,5 ч. 7 ст. 32 Устава г. Иркутска.

Доводы стороны административного истца о том, что административный истец никогда не скрывал, что является учредителем и бессменным директором в организациях ООО «<данные изъяты>» и о том, что информация о том, что административный истец - руководитель данных организаций и получает там заработную плату, указана им в первом разделе Декларации за 2015г. и за 2016г., что информация о данных обществах и составе участников указана во всех предвыборных агитационных материалах, она является открытой, доступной любому физическому лицу, суд признает несостоятельными, поскольку для принятия решения о прекращении досрочно полномочий депутата достаточно лишь одного факта предоставления им неполных сведений, при этом направленность целей такого факта, отсутствие умысла в этом, незначительность проступка, правового значения не имеют, поскольку единственным значимым критерием служит заведомый характер совершаемых действий, который нашел свое подтверждение.

В силу ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. Аналогичная правовая норма содержится в ч. 2 3 ст.34 1 Устава г. Иркутска.

В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.

Исходя из буквального толкования положений пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ, лица, указанные в части 1 приведенной нормы, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Принимая во внимание, что прекращение полномочий депутата в связи с утратой доверия в случае представления заведомо недостоверных или неполных сведений является безальтернативным последствием, непринятие представительным органом решения в срок, указанный в ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ само по себе не препятствует принятию такого решения, так как не является основанием для освобождения лица от ответственности. Данный срок является исключительно организационным (процедурным) и не является пресекательным.

Согласно ч. 4 ст. 30 Устава г. Иркутска основной формой работы Думы г. Иркутска являются заседания. Очередные заседания Думы г. Иркутска проводятся не реже одного раза в три месяца в соответствии с планом работы Думы (ч. 7 ст. 30 Устава).

Как следует из спорных правоотношений, оспариваемое решение принято по результатам рассмотрения представления прокурора от 24.04.2018г., которое поступило в Думу г. Иркутска 24.04.2018 г. между заседаниями Думы.

Анализ представленных суду документов свидетельствует о соблюдении Думой г. Иркутска порядка и процедуры принятия оспариваемого решения.

Решение Думы города Иркутска от 28.06.2018г. основано на нормах права, вынесено в рамках предоставленных представительному органу местного самоуправления полномочий, соблюден порядок его принятия, в связи с чем, совокупности обстоятельств, для признания оспариваемого решения незаконным нет.

При указанных обстоятельствах правовых оснований, для удовлетворения административного иска нет.

Доводы административного истца о замещении должности на непостоянной основе правового значения не имеют, поскольку не исключают обязанность депутата по представлению соответствующих сведений.

Доводы административного истца о понуждение прокурором представительного органа власти к принятию конкретного решения и нарушении установленного ст. 10 Конституции РФ принципа разделения властей, не состоятельны, поскольку само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку законом предусмотрено право лиц оспорить представление прокурора.

Кроме того, решение вопроса о досрочном освобождении депутата Думы города Иркутска отнесено законодателем к исключительной компетенции Думы города Иркутска. Депутаты, принимают решение по данному вопросу самостоятельно и голосуют сообразно своему внутреннему убеждению.

Учитывая, что оспариваемое решение принято административным ответчиком 28.06.2018г., административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 15.08.2018г., суд полагает, что административным истцом предусмотренный ст.219 КАС РФ срок для обращения в суд, не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Юдина С.Л. к Думе города Иркутска о признании Решения Думы города Иркутска от 28.06.2018г., принятго на 48 заседании Думы города Иркутска 6 созыва, по 2-му вопросу повестки «О досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Иркутска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 19 Юдина С.Л.» незаконным, принятого с нарушением и не соблюдением права депутата Юдина С.Л., и отмене указанного решения – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 23.10.2018г. Н.Н. Исакова