ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3301/18 от 13.03.2019 Егорьевского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Егорьевск Московской области 13 марта 2019 г.

Егорьевский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Третьяковой Л.А., при секретаре судебного заседания Шаркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1к администрации городского округа Егорьевск Московской области и МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Егорьевск» об оспаривании действий должностных лиц и решения администрации городского округа Егорьевск Московской области,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа Егорьевск Московской области и МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Егорьевск» об оспаривании действий должностных лиц и решения администрации городского округа Егорьевск Московской области. С учетом уточнений истец просит: признать незаконным решение администрации городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1в предоставлении государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, действия должностных лиц администрации городского округа Егорьевск и МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Егорьевск» незаконными; обязать администрацию городского округа Егорьевск Московской области принять решение о назначении субсидии с ДД.ММ.ГГГГ сроком на шесть месяцев.

В судебном заседании административный истец иск поддержала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление с документами со своего домашнего компьютера посредством регионального портала государственных услуг (РПГУ) на предоставление субсидии. Согласно п. 7.3 Административного регламента документы, поданные в электронной форме посредством РГПУ после <данные изъяты> регистрируются в администрации городского округа Егорьевск на следующий рабочий день. При предоставлении оригиналов документов в МФЦ ДД.ММ.ГГГГ оказалось, что не все документы прикрепились. На ее компьютере стоит программа для сканирования документов и работает так, что когда сканируешь документ, состоящий из нескольких страниц, то программа сканирует только одну страницу, при сканировании остальных листов программа заменяет предыдущую страницу на последующую. То есть не все листы прикрепляются и отправляются по назначению. В МФЦ ей сообщили о том, что не все страницы документов прикреплены, поскольку при сканировании произошло замещение листов. Это происходит по ее мнению, что Портал настроен одним образом, а программа на ее компьютере по-другому. Сотрудники МФЦ отказались копировать и принять у нее документы заново, чем нарушили ее права, поскольку при подаче документов после 15-го числа месяца субсидия назначается только с 1-го числа следующего месяца. В тот же день она вынуждена была обратиться в жилищный отдел администрации для оформления субсидии по оплате коммунальных услуг. Документы были приняты. ДД.ММ.ГГГГ в МФЦ она получила ксерокопии решения от ДД.ММ.ГГГГ и информации об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Однако решение администрация должна была вынести в ответ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ то есть с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ она узнала из ответа администрации без даты и номера с портала «<данные изъяты> что скорректированное решение об отказе в предоставлении субсидии с ДД.ММ.ГГГГ направлено в ее электронный адрес, тогда как решение и информацию об отказе они должны были выдать ДД.ММ.ГГГГ. О том, что администрация скорректировала информацию об отказе на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не предупредили. Ошибка была исправлена только после подачи административного искового заявления об обжаловании действий администрации. Причиной отказа заявлено, что отсутствуют документы, содержащие сведения о наличии или отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг. Однако она предоставила документ, что задолженность имеется, но это не повод для отказа в предоставлении жилищной субсидии. В текущее время данная задолженность оспаривается. Решение от ДД.ММ.ГГГГ оформлено ненадлежащим образом: нет номера, даты принятия заявления на субсидию с документами; дело не привязано к номеру заявления; не указан пункт Постановления от ДД.ММ.ГГГГ не указана дата принятия Административного регламента и его номер, на который имеется ссылка в решении; нет сведений, с какой даты отказано в предоставлении субсидии; решение не подписано; не указаны конкретные рекомендации о порядке действий для получения положительного результата; не соответствует п 6.4, 6.5 Регламента № 45. Кроме того, администрация не приняла у нее копии административного искового заявления в соответствии со ст. 125 КАС РФ. Действия МФЦ она считает незаконными, поскольку сотрудники отказались принимать документы для сверки, они могли сделать отказ по тому заявлению и принять документы заново, а они направили истицу в отдел жилищных субсидий, хотя не имели права ее туда направлять. Администрация не разъяснила истцу право, что можно приостановить заявление на 10 дней и донести недостающие документы.

Представитель административного ответчика администрации городского округа Егорьевск Московской области по доверенности ФИО2 иск не признала, пояснила, что действия администрации соответствовали закону. Отказ был обоснован наличием задолженности за коммунальные услуги.

Представитель административного ответчика МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Егорьевск» по доверенности ФИО3 в судебном заседании административный иск не признала и пояснила, что предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.12.2012г. №1376, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу "одного окна", в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.

Многофункциональный центр осуществляет прием заявлений и комплект документов, необходимый для оказания услуг, и выдает результат услуги заявителю (в предусмотренных соглашениями о взаимодействии, административными регламентами случаях) при его личном обращении в МФЦ. Услугу с подготовкой результата оказания услуги осуществляют соответствующие министерства и ведомства, орган местного самоуправления.

Государственная услуга по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Государственная услуга), за предоставлением которой истец обратилась в МКУ «МФЦ городского округа Егорьевск», предоставляется на базе МФЦ в соответствии с Соглашением о взаимодействии между МКУ «МФЦ городского округа Егорьевск» и Администрацией городского округа Егорьевск Московской области от 30.12.2016 №219.

Порядок предоставления Государственной услуги определен Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации городского округа Егорьевск от 15.01.2018 №45 (далее - Административный регламент).

В соответствии с п. 17 Административного регламента на предоставление Государственной услуги документы, необходимые для предоставления услуги, предоставляются путем личного обращения заявителя в МФЦ, обращения посредством регионального портала муниципальных и государственных услуг (РПГУ), обращения по почте. Способ предоставления документов заявитель определяет самостоятельно. Результат Государственной услуги заявитель получает способом, указанном в заявлении.

В МФЦ предусмотрена возможность подачи заявлений в электронном виде, для этого организована помощь консультантов для корректного сканирования документов и заведения заявления. Как пояснил истец, заявление было подано с домашнего ПК, в этом случае, заявитель должен обратиться в МФЦ для сверки документов. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в МФЦ для сверки документов. Данная процедура происходит следующим образом: сверяется электронный образ документа с оригиналом документа, предъявленным заявителем. После этого электронный образ документа распечатывается и заверяется сотрудником МФЦ. Если электронный образ некорректен, или не все страницы присутствуют в данном документе, заверить сотрудник МФЦ его не может, дополнить этот пакет документов также невозможно. Отказ в приеме документов по данному основанию выдается на основании письменных требований заявителя. Форма отказа Заявителю было рекомендовано обратиться непосредственно в отдел жилищных субсидий, чтобы не потерять последний день приема документов. Подать заявление заново сотрудник МФЦ заявителя обязать не может. Заявление об отказе было выдано истице, было указано, что результат услуги может быть получен при личном обращении в МФЦ, также причина отказа была указана. При этом, хочу пояснить, что МФЦ осуществляет только прием и выдачу результата услуги. Саму услугу оказывает отдел жилищных субсидий, у МФЦ нет оснований для вынесения решений об отказе в предоставлении услуги. Учитывая вышеизложенное, считаем, что нарушений специалистами МФЦ не допущено. Принятие заявления на оформление субсидии было невозможным, в связи с несоответствием электронных образов оригиналу документов.

Согласно п. 12 Регламента основанием для отказа в приеме и регистрации документов, необходимых для получения и предоставления услуги является: обращение за услугой, не предоставляемой Администрацией, обращение без предъявления документов, позволяющих установить личность заявителя, если документы содержат подчистки и исправления текста, документ имеет исправления, не заверенные в установленном законом порядке, содержат повреждения, наличие которых не позволяет обозначить и истолковать их содержание, некорректное заполнение обязательных полей заявления, форма заявления не соответствует форме, установленной административным регламентом, и дополнительным основанием для отказа в приеме документов при направлении обращений через РПГУ является: некорректное заполнение обязательных полей в форме заявления, недостоверные или неверно заполненные поля заявления, некачественное предоставление электронных образов, не позволяющее в полном объеме прочитать или распознать текст документа. Этот отказ предоставляется только по письменному требованию заявителя. Подтвердить, что истец требовала письменный отказ в приеме документов она не может. Если бы у истца было письменное обращение о предоставлении отказа в приеме документов, то сотрудники МФЦ предоставили бы ей данный отказ.

Заявление, поданное в электронной форме через РПГУ до 16-00, регистрируется в Администрации день в день. При подаче заявления через РПГУ после 16-00, заявление регистрируется на следующий рабочий день. Истец пришла лично после 16-00 ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, у истца истек бы срок подачи, именно поэтому ее направили в отдел жилищных субсидий, чтобы заявление приняли ДД.ММ.ГГГГ

Приостанавливается заявление не более чем на 30 дней, при обращении заявителя посредством РПГУ, в случае не предоставления оригиналов документов в МФЦ по истечении 10 календарных дней с даты регистрации заявления в МФЦ. Мы не принимаем решение по приостановлению заявления. Решения о приостановлении заявления, об отказе услуги и прочим принимается Администрацией г.о. Егорьевск.

Заявление от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление Государственной услуги подано истцом посредством РПГУ. ДД.ММ.ГГГГ заявление принято в работу органом, ответственным за предоставление данной услуги - администрацией городского округа Егорьевск (отдел жилищных субсидий управления бухгалтерского учета). Администрацией городского округа Егорьевск по заявлению вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием причин и разъяснениями о порядке действий для положительного результата по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решение подписано квалифицированной электронной подписью, которая содержится на следующем листе.

Учитывая вышеизложенное, нарушений работниками МКУ «МФЦ городского округа Егорьевск» административных процедур, установленных соглашением о взаимодействии и Административным регламентом на предоставление государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не допущено. Письменного отказа в приеме документов работниками МКУ «МФЦ городского округа Егорьевск» не зафиксировано.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подала заявление с документами со своего домашнего компьютера посредством регионального портала государственных услуг (РПГУ) на предоставление субсидии с ДД.ММ.ГГГГ

Решением администрации городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ было отказано ФИО1в предоставлении государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине представления ею неполного комплекта документов в соответствии с п. 10 и Приложением 13 Административного регламента.

Согласно Информации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении субсидии с ДД.ММ.ГГГГ основание отказа: представлены неполные сведения (п. 14 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761).

Согласно исправленной Информации об отказе в предоставлении субсидии с ДД.ММ.ГГГГ, полученной истцом ДД.ММ.ГГГГ основание отказа дополнено: отсутствуют документы, содержащие сведения о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Опрошенная в качестве специалиста исполняющая обязанности начальника отдела жилищных субсидий администрации городского округа Егорьевск ФИО4 в судебном заседании пояснила, что ФИО1 подала заявление от ДД.ММ.ГГГГ через портал госуслуг, данное заявление было зарегистрировано только ДД.ММ.ГГГГ, поскольку оно было подано после 16-00 и регистрируется оно в соответствии с нашим административным регламентом на следующий рабочий день. ДД.ММ.ГГГГ по нему начали работать. Обязанность по отказу в приеме документов не лежит на сотрудниках МФЦ, потому что МФЦ фигурировать начинает только, когда документы отправляются на сверку. В данном случае на сверку ДД.ММ.ГГГГ мы заявление еще не направили и в приеме документов сразу мы не отказывали, потому что в настоящее время, в связи с переходом на портал госуслуг, гражданам бывает сложно прикрепить электронные образы документов, поэтому мы идем навстречу гражданам и если граждане каким-либо образом доносят нам недостающие документы, мы прикрепляем это к заявлению и начинаем его обрабатывать. ДД.ММ.ГГГГ истица донесла документы в отдел жилищных субсидий, потому что, обратившись в МФЦ, сотрудники не могли прикрепить к электронному заявлению ее недостающие документы, так как дело уже находилось на рассмотрении в Администрации. По предоставленным документам уже было принято решение об отказе в предоставлении субсидии, так как ФИО1 не предоставила документы об отсутствии задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Решение об отказе было направлено через личный кабинет истице, в соответствии с административным регламентом. Заявление о том, что истица признает задолженность, не заменяет справки об отсутствии задолженности, либо заключении соглашения по погашению задолженности. Считаем, что решение об отказе было вынесено законно в соответствии с административным регламентом и постановлением Правительства, утверждающего правила предоставления субсидий. В случае отсутствия задолженности субсидия была бы истице предоставлена. Или у нее должно было быть соглашение по погашению суммы задолженности в момент обращения. Официальное решение об отказе представлено на типовой форме, утвержденной административным регламентом, отказ был с ДД.ММ.ГГГГ Отказ с ДД.ММ.ГГГГ отправлен через портал госуслуг, поэтому стоит такая дата, но этот ответ не носит официальный характер, только информационный.

Исходя из изложенного, суд не находит действия должностных лиц МФЦ незаконными, поскольку объективных доказательств того, что истица ДД.ММ.ГГГГ при обращении в МФЦ повторно подала заявление о предоставлении субсидии, и у нее это заявление не приняли, суду не представлено. Разъяснение, данное ей сотрудниками МФЦ о том, что после <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ истица еще успеет подать заявление и документы в жилищный отдел администрации Егорьевского муниципального района, которое будет зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ прав истицы не нарушило, поскольку в соответствии с п. 7.1 административного регламента заявление, поданное через МФЦ на предоставление услуги, регистрируется в администрации в первый рабочий день, следующий за днем подачи заявления, а согласно п. 7.3 Административного регламента документы, поданные в электронной форме посредством РГПУ после 16 часов регистрируются в администрации городского округа Егорьевск на следующий рабочий день.

В соответствии с п. 8.2 административного регламента государственная услуга приостанавливается не более чем на 30 календарных дней при обращении заявителя посредством РПГУ, в случае не предоставления оригиналов документов в МФЦ по истечении 10 календарных дней с даты регистрации заявления в администрации. Срок приостановки исчисляется со дня, следующего за днем направления уведомления о необходимости представления оригиналов в МФЦ для сверки. Уведомление направляется не позднее 10 календарного дня с даты регистрации заявления в администрации.

Судом установлено, что истец обратилась с заявлением о предоставлении ей субсидии ДД.ММ.ГГГГ посредством РГПУ. ДД.ММ.ГГГГ предоставила в МФЦ оригиналы документов для сверки.

Отсутствие у заявителя необходимых документов на момент подачи заявления не является основанием для приостановки государственной услуги. Оснований для приостановления предоставления государственной услуги, предусмотренных п. 14.1 административного регламента, также не имеется. При таких обстоятельствах суд считает не подлежащим удовлетворению требование истца об оспаривании действий должностных лиц администрации, выразившиеся в не приостановке государственной услуги.

В соответствии с п.п. 9 п. 27.3.1 административного регламента по предоставлению государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением администрации городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ к нарушениям порядка предоставления Государственной услуги, установленного настоящим Административным регламентом в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации представления государственных и муниципальных услуг» относится отказ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений. Истец ссылается на то обстоятельство, что она обращалась в администрацию с требованием об исправлении ошибок в решении от ДД.ММ.ГГГГ «с ДД.ММ.ГГГГ» на «с ДД.ММ.ГГГГ», однако устно ей было отказано со ссылкой на неисправный модуль, и что узнала она о внесенных исправлениях 12.12.2018. В судебное заседание не представлено доказательств того, что истица обращалась с заявлением об исправлении ошибок в решении от ДД.ММ.ГГГГ либо в информации к отказу, поэтому требование о признании незаконными действий администрации по нарушению п.п. 9 п. 27.3.1 административного регламента суд находит не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов.

Требования истца о признании действий администрации незаконными по не принятию принесенного ею административного искового заявления и об отказе в его регистрации суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку объективных доказательств обращения в администрацию по вопросу принятия у нее копии административного искового заявления суду не представлено, как не представлено и доказательств отказа в такой регистрации. Кроме того, КАС РФ не содержит обязанности административного истца, не обладающего государственными или иными публичными полномочиями, направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. Данное обстоятельство не лишает истца права на защиту его интересов в суде.

В соответствии с п.п. 8 п. 27.3.1 административного регламента по предоставлению государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением администрации городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ к нарушениям порядка предоставления Государственной услуги, установленного настоящим Административным регламентом в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации представления государственных и муниципальных услуг» относится немотивированный отказ в предоставлении государственной услуги, в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.

Судом установлено, что решение администрации городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ не содержит мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги, а также конкретные рекомендации по получению положительного результата.

Причины отказа, содержащиеся в Информации к отказу, носят информационный характер, данный документ не является актом органа исполнительной власти, не предусмотрен законом.

Истец просит признать незаконным решение администрации об отказе в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг по причине, что отсутствуют документы, содержащие сведения о наличии либо отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг, поскольку она предоставила за своей подписью документ о наличии у нее задолженности, которая ею оспаривается.

Согласно п. 13.1.7 административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие задолженности или не заключение соглашения по ее погашению.

Однако решение администрации от ДД.ММ.ГГГГ содержит основания для отказа в предоставлении государственной услуги общего характера (п. 10 и приложение 13 административного регламента), и в нем не указаны конкретные причины, послужившие основанием для отказа в предоставлении государственной услуги ФИО1, какие именно документы ею не представлены.

Кроме того, мотивированный отказ в предоставлении госуслуги должен содержать сведения о том, по какому именно заявлению гражданина принято решение об отказе. Данные сведения в решении от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд находит требование административного истца о признании незаконным решение администрации городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1в предоставлении государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг подлежащим удовлетворению.

Администрации следует принять мотивированное решение по заявлению ФИО1с указанием в случае отказа конкретных рекомендаций о порядке действий для получения положительного результата по государственной услуге.

Определением Егорьевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. производство по данному делу в части требования ФИО1 к администрации городского округа Егорьевск о возложении обязанности принять решение о назначении субсидии с ноября 2018 года сроком на шесть месяцев прекращено, поскольку указанное требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконным решение администрации городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1в предоставлении государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Обязать администрацию городского округа Егорьевск Московской области принять мотивированное решение по заявлению ФИО1с указанием в случае отказа конкретных рекомендаций о порядке действий для получения положительного результата по государственной услуге.

ФИО1в части оспаривания действий должностных лиц администрации и МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Егорьевск» отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Егорьевский городской суд Московской области в течение месяца.

Судья подпись Третьякова Л.А.