ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3302/2016 от 12.05.2016 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело №2а-3302/2016

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**.**. 2016 г. г.Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Падучих С.А.,

при секретаре Федоровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Алексеева А.Н. к ФСИН России и УФСИН России по Псковской области о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Алексеев А.Н. обратился в суд с иском к ФСИН России и УФСИН России по Псковской области о признании бездействия незаконным.

В обоснование требования указал, что 31.10.2014г. обратился в УФСИН России по Псковской области с рапортом и необходимыми документами для рассмотрения вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. По результатам рассмотрения заявления, комиссия приняла решение направить пакет документов в ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Однако до настоящего времени никакого решения ФСИН России не принято. В связи с этим Алексеев А.Н. просил признать незаконным указанное бездействие ФСИН России, а также возложить на него обязанность рассмотреть заявление и принять решение о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо об отказе в постановке на указанный учет.

В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении требований по изложенным основаниям. Пояснил, что указал УФСИН России по Псковской области в качестве ответчика, как представителя ФСИН России.

Представитель административных ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Псковской области в лице Д.В.Чуянова с административным иском не согласился и указал, что документы претендентов на получение социальной выплаты рассматриваются в порядке общей очередности, дабы не нарушить прав лиц, чьи документы поступили ранее. При этом, увеличение трехмесячного срока рассмотрения, предусмотренного п.7 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 24.04.2013 №369, связано со значительным объемом поданных документов. Также полагал, что Алексеев А.Н. пропустил срок для обращения в суд, установленный ст.219 КАС РФ.

Выслушав объяснения административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим:

В соответствии со ст.46 Конституции РФ и ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). В частности, к бездействию относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В силу ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Судом установлено, что Алексеев А.Н. проходит службу в звании "звание" УФСИН России по Псковской области и значится на аттестованной должности с 01 сентября 2000г.; по состоянию на 11 апреля 2016г. его выслуга лет в календарном исчислении составляет 15 лет 07 месяцев 10 дней (л.д.16, 17).

Положениями Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – ФЗ №283-ФЗ) закреплены право сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на получение единовременной социальной выплаты, а также условия его реализации.

В силу ч.1 ст.4 ФЗ №283-ФЗ право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения имеет сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении.

Согласно ч.6 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ.

24.04.2013г. Правительством РФ принято Постановление №369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в том числе, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее – Правила №369).

Согласно п.5 и п.7 Правил №369 в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление и представляет документы, согласно определенному п.5 Правил перечню. На основании заявления и документов комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч.3 ст.4 ФЗ от 30.12.2012 №283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет; о принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

Из материалов дела также усматривается, что 31.10.2014 Алексеев А.Н. подал в Территориальную подкомиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УФСИН России по Псковской области рапорт и необходимые документы в целях постановки на учет для получения единовременной выплаты (л.д.11).

Как следует из выписки из протокола №12 от 10.11.2014г. Территориальной подкомиссией было принято решение направить пакет документов в ФСИН России для принятия решения о постановке Алексеева А.Н. на учет для получения единовременной выплаты (л.д.14-15).

Суд принимает во внимание, что в соответствии с Порядком формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным Приказом ФСИН России от 29.08.2013 №496, действовавшим на момент обращения Алексеева А.Н. с рапортом, принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него, являлось функцией Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Согласно п.19 Порядка документы для получения единовременной выплаты рассматривались комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приёма (получения) документов, отраженной в Книге учета заявлений.

Территориальные подкомиссии, в свою очередь осуществляли функции по принятию документов для получения единовременной выплаты; проверке сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовке для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учёт для получения единовременной выплаты.

В связи с изданием Приказа ФСИН России от 16.10.2014 №550 Приказ ФСИН России от 29.08.2013 №496 утратил силу, прекратил действие с 13.12.2014г.

В соответствии с Порядком, утвержденным указанным Приказом ФСИН России от 16.10.2014 №550, принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него в отношении сотрудников УИС, проходящих службу в территориальных органах ФСИН России и подведомственных им учреждениях УИС, а также сотрудников УИС, проходящих службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте РФ, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отнесено к функциям комиссий территориальных органов ФСИН России.

Одновременно п.4 Приказа ФСИН России от 16.10.2014 №550 установлено, что заявления (рапорты), поданные сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членами их семей и гражданами РФ, уволенными со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, до вступления в силу настоящего приказа, то есть до 14.12.2014, рассматриваются комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Положениями п.16 раздела 6 Порядка, утвержденного Приказом ФСИН России от 16.10.2014 №550, также определено, что документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией в течение 3 месяцев с даты приёма (получения указанных документов), отраженной в книге учета заявлений.

Вместе с тем, судом установлено и административным ответчиком ФСИН России не оспаривается, что в установленный трехмесячный срок и до настоящего времени решение о постановке Алексеева А.Н. на учет для получения единовременной выплаты либо об отказе в указанной постановке на учет не принято.

Следовательно, административный ответчик, будучи уполномоченным государственным учреждением, в установленный срок не исполнил возложенную на него обязанность по рассмотрению поданного Алексеевым А.Н. рапорта о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и принятию решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет.

Изложенное также свидетельствует о том, что бездействие административного ответчика нарушает право Алексеева А.Н. на своевременное принятие решения о постановке его на учет для получения единовременной выплаты, либо об отказе в указанной постановке на учет.

Оценивая доводы административного ответчика, суд учитывает, что действительно, в соответствии с п.23 Правил №369 единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.

Вместе с тем, п.7 указанных Правил, а также иные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок работы соответствующих комиссий, изъятий, связанных с наличием иных заявления (рапортов), поданных ранее, не содержат. Поэтому ссылки административного ответчика на наличие ранее поступивших и нерассмотренных ФСИН России обращений сотрудников признаются судом несостоятельными.

Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих об уважительности причин длительного не рассмотрения документов истца в нарушение ст. 62 КАС РФ административным ответчиком не представлено.

При разрешении требований Алексеева А.Н., суд принимает во внимание, что в соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исходя из положений ч.1 ст.4 и ч.1 ст.219 КАС РФ, срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.

Однако, допущенное административным ответчиком нарушение прав Алексеева А.Н. в форме бездействия является длящимся и до настоящего времени продолжает нарушать его права и свободы, в связи с чем, по мнению суда, срок на обращение с административным иском в суд в данном случае не пропущен

Исходя из содержания п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Поскольку ФСИН России допущено бездействие в части непринятия в установленный законом срок решения о поставке Алексеева А.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо об отказе в постановке не указанный учет, которое нарушает права административного истца, то суд, исходя из установленных в ходе разбирательства по делу обстоятельств, признает административный иск обоснованным.

Принимая во внимание, что обязанность по разрешению вопроса о постановке на учет отнесена исключительно к компетенции ФСИН России, непосредственно чье бездействие и повлекло нарушение прав истца, оснований для признания обоснованным иска в части, адресованной к УФСИН России по Псковской области, не имеется.

Доводы административного истца о том, что требования адресованы к УФСИН России по Псковской области, как к представителю ФСИН России, суд не принимает, поскольку основаны на неправильном понимании действующих норм права.

Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Определяя срок, в течение которого административному ответчику следует устранить допущенное нарушение прав Алексеева А.Н., а также в течение которого надлежит исполнить постановленное судебное решение, суд полагает, что исходя из характера спорных правоотношений, а также действий, которые следует совершить административному ответчику в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод истца, разумным и обоснованным, является месячный срок.

Поэтому суд, возлагая на ФСИН России обязанность рассмотреть заявление Алексеева А.Н. и принять решение о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо об отказе в постановке на указанный учет, устанавливает месячный срок для уведомления Алексеева А.Н. о принятом решении в письменном виде со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 177-180, 227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Алексеева А.Н. к ФСИН России и УФСИН России по Псковской области о признании незаконным бездействия – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ФСИН России в части непринятия в установленный законом срок решения о постановке Алексеева А.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо об отказе в постановке на указанный учет.

Возложить на ФСИН России обязанность рассмотреть заявление Алексеева А.Н. и принять решение о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо об отказе в постановке на указанный учет, о принятом решении уведомить Алексеева А.Н. в письменном виде в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении иска к УФСИН России по Псковской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Псковский городской суд.

Судья С.А. Падучих

Мотивированное решение изготовлено **.**. 2016г.