Дело № 2а-3304/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 мая 2016 г. г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Гречко Е.С.,
с участием представителя административного истца – Калмыковой И.Г., действующей на основании доверенности от 10 декабря 2015 г. № 61АА3994000,
представителя административного ответчика Правительства Ростовской области – Пилипеевой Н.Л., действующей на основании доверенности от 31 августа 2015 г. № 4/1118,
представителя административного ответчика Министерства имущественных и земельный отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (Минимущества Ростовской области) – Манацкова И.В., действующего на основании доверенности от 11 января 2016 г. № 19.2/3,
представителя заинтересованного лица Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области – Холодовой Г.Н., действующей на основании доверенности от 28 мая 2015 г. № 26/2716,
при секретаре судебного заседания Поповой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3304/2016 по административному иску Геворкяна Гарри Романовича к Правительству Ростовской области, Министерству имущественных и земельный отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (Минимуществу Ростовской области), заинтересованное лицо: Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, о признании незаконным распоряжения Правительства Ростовской области от 07 декабря 2015 г. № 113 «Об отказе в переводе земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в другую категорию в Мясниковском районе», обязании Правительства Ростовской области вынести распоряжение о переводе земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что он является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования, находящегося по адресу: <адрес>, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир ЗАО «ЧПКПСМ». Участок находится примерно в <данные изъяты> км от ориентира по направлению на юго-восток, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, и выпиской из ЕГРП № от ДД.ММ.ГГГГ
На основании Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» 15 октября 2015 г. Геворкян Г.Р. обратился с ходатайством на имя Губернатора Ростовской области о переводе принадлежащего ему на праве собственности земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», что обусловлено желанием собственника привести в соответствие многолетнее фактическое использование данного участка и его документальное целевое назначение.
Административный истец указывает на то, что на данном участке никогда не размещались земли, предназначенные для нужд сельского хозяйства, а располагался карьер по добыче глины, находящийся в пользовании Чалтырского кирпичного завода. Отнесение земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения произошло в результате технической ошибки, допущенной администрацией Калининского сельского поселения при проведении первичного зонирования территории муниципального образования, которая была исправлена в 2015 г. при внесении изменений в генеральный план Калининского сельского поселения и Правила землепользования и застройки муниципального образования.
Распоряжением Правительства Ростовской области от 07 декабря 2015 г. № 113 истцу было отказано в переводе земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности…» в связи с установленным несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Административный истец полагает указанное распоряжение незаконным и подлежащим отмене, поскольку нормы Федерального закона № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 г. содержат закрытый, исчерпывающий перечень документов, необходимых органу государственной власти для принятия решения о переводе земельного участка.
В данном случае административным ответчиком не учтено то, что администрацией Мясниковского района Ростовской области дано положительное заключение о возможности перевода земельного участка истца.
Кроме того, из содержания выписки из Правил землепользования и застройки муниципального образования «Калининское сельское поселение» следует, что в соответствии с документами территориального планирования Калининского сельского поселения участок истца находится в зоне производственных и коммунально-складских объектов, утвержденные основные виды разрешенного использования земли для данной зоны – это «территория, занимаемая площадками промышленных предприятий и других производственных объектов».
Таким образом, по мнению административного истца, очевидно, что испрашиваемая истцом цель перевода земельного участка соответствует утвержденным видам разрешенного использования для земельных участков, входящих в данную зону.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным распоряжение Правительства Ростовской области от 07 декабря 2015 г. № 113 «Об отказе в переводе земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в другую категорию в Мясниковском районе», обязать Правительство Ростовской области вынести распоряжение о переводе земельного участка, принадлежащего истцу, кадастровый №, из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося административного истца в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
В судебное заседание явилась представителя административного истца – Калмыкова И.Г., действующая на основании доверенности от 10 декабря 2015 г. № 61АА3994000, заявленные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Ростовской области – Пилипеева Н.Л., действующая на основании доверенности от 31 августа 2015 г. № 4/1118, в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В судебное заседание явился представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельный отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (Минимущества Ростовской области) – Манацков И.В., действующий на основании доверенности от 11 января 2016 г. № 19.2/3, заявленные требования не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области – Холодова Г.Н., действующая на основании доверенности от 28 мая 2015 г. № 26/2716, в судебное заседание явилась, также полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что Геворкян Г.Р. является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования, находящегося по адресу: <адрес>, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир ЗАО «ЧПКПСМ». Участок находится примерно в <данные изъяты> км от ориентира по направлению на юго-восток, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (л.д. 10).
Распоряжением Правительства Ростовской области от 07 декабря 2015 г. № 113 Геворкяну Г.Р. было отказано в переводе вышеуказанного земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» для строительства производственных баз и складских помещений строительного назначения, в связи с установлением несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу пункта 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Исходя из части 1 статьи 3 указанного Федерального закона, ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Частью 4 статьи 3 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено, что по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков).
Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд (часть 8 статьи 3 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно статье 7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:
1) с консервацией земель;
2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;
4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;
5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено такое основание для отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую как несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Статьей 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования подразделяются на:
1) документы территориального планирования Российской Федерации;
2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
3) документы территориального планирования муниципальных образований.
Документы территориального планирования представляют собой документы, разрабатываемые на долгосрочное время, которые позволяют обеспечивать устойчивое развитие территорий и носят преимущественно ориентировочный характер.
В связи с изложенным, отнесение в генеральном плане Калининского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области спорного земельного участка к землям промышленности не свидетельствует о безусловном соответствии испрашиваемого целевого назначения земельного участка документам территориального планирования.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
В соответствии со статьей 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем:
1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;
2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;
3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Анализ вышеприведенных норм законодательства свидетельствует о том, что исполнительный орган государственной власти, уполномоченный рассматривать ходатайства о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, обязан проверить представленные заявителем документы на предмет соответствия испрашиваемого целевого назначения земель (земельных участков) утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, так как в силу статьи 3 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» акт о переводе земель (земельных участков) должен содержать сведения об основаниях изменения категории земель, в том числе вывод органа, рассмотревшего ходатайство, об отсутствии противоречий между новой категорией земельного участка и документацией по планировке территории.
При рассмотрении ходатайства Геворкяна Г.Р. Правительство Ростовской области было лишено возможности проверить надлежащим образом соответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка документации по планировке территории ввиду ее отсутствия.
Учитывая особую ценность земель сельскохозяйственного назначения и входящих в их состав сельскохозяйственных угодий, что отмечается в статьях 77, 79 ЗК РФ, суд полагает законным распоряжение Правительства Ростовской области, отказавшего в переводе земельного участка из одной категории в другую при отсутствии указанной документации.
Геворкян Г.Р. планирует использовать спорный земельный участок для строительства производственных баз и складских помещений строительного назначения, однако при отсутствии документации по планировке территории не представляется возможным установить возможность использования земельного участка для испрашиваемого целевого назначения, поскольку не исследованы в рамках разработки документации по планировке территории возможность и способ организации улично-дорожной сети, подъездных путей, схема размещения парковок, схема движения транспорта на соответствующей территории.
При таких обстоятельствах суд полагает, что вышеизложенные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяют сделать вывод о том, что на основании Генерального плана без документации по планировке территории установить возможность или отсутствие возможности использования земельного участка в испрашиваемом целевом назначении не представляется возможным.
Суд отмечает, что в силу статьи 7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечень которых изложен в соответствующей статье, а согласно статье 4 указанного Федерального закона основанием для отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую является установленное несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» исключительных оснований для перевода в другую категорию земельного участка административного истца.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку установлено, что оспариваемое распоряжение принято в соответствии с законом, в пределах полномочий органа государственной власти, и права административного истца при этом нарушены не были.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Геворкяна Г.Р. к Правительству Ростовской области, Министерству имущественных и земельный отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (Минимуществу Ростовской области), заинтересованное лицо: Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, о признании незаконным распоряжения Правительства Ростовской области от 07 декабря 2015 г. № 113 «Об отказе в переводе земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в другую категорию в Мясниковском районе» обязании Правительства Ростовской области вынести распоряжение о переводе земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.С. Гречко
Текст мотивированного решения суда изготовлен 30 мая 2016 г.