ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3305/2016 от 26.02.2016 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск–Камчатский городской суд Камчатского края в лице

судьи ФИО1

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 о признании незаконным ответ заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО4 по обращению ФИО3,

установил:

ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным ответ заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО4 по обращению ФИО3, ссылаясь на то, что он обратился к прокурору Камчатского края с обращением по вопросу нарушения установленных требований направления для участия в судебных заседаниях не аттестованных, не имеющих форменного обмундирования сотрудников прокуратуры. На обращение ФИО3 ему направлен ответ, согласно которому в судебных заседаниях допускается участие не аттестованных, находящихся на испытательном сроке должностных лиц прокуратуры, в том числе без форменного обмундирования. Полагает данный ответ незаконным, в том числе и с учетом того, что обращение должно было быть рассмотрено непосредственно прокурором, а не его заместителем. Незаконным ответом нарушены конституционные права ФИО3 гарантированные ст. 33 Конституции Российской Федерации. Просил признать незаконным ответ-решение заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО4, обязать повторно рассмотреть обращение, решение обратить к немедленному исполнению, вынести частное определение.

ФИО3 в судебном заседании поддержал свои требования.

Заместитель прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО4 участия в судебном заседании не принимал.

Представитель прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского ФИО5 в судебном заседании возражала против требований ФИО3

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратился к председателю Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края по вопросу участия прокуроров в судебных заседаниях без форменного обмундирования.

ДД.ММ.ГГГГ председателем Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края ФИО3 был направлен ответ, в котором ФИО3 разъяснено, что вопросы ношения форменного обмундирования работников прокуратуры, участвующих в рассмотрении уголовных, гражданских дел относятся к компетенции прокурора Камчатского края.

ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратился к председателю Камчатского краевого суда с обращением от ДД.ММ.ГГГГ, в котором выразил несогласие с ответом председателя Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края, предложил принять меры реагирования, направленные на пресечение участия сотрудников прокуратуры в судебных заседаниях без форменного обмундирования.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» обращение ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее в Камчатский краевой суд ДД.ММ.ГГГГ было направлено Прокурору г. Петропавловска-Камчатского.

ДД.ММ.ГГГГФИО3 направлен ответ на обращение, подписанный заместителем г. Петропавловска-Камчатского ФИО4, в котором разъяснено, что согласно ч. 2 ст. 41.3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае участия прокурорского работника в рассмотрении уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел в суде, а также в других случаях официального представительства органов прокуратуры ношение форменного обмундирования обязательно. В соответствии с п. 5 Приказа Генпрокуратуры РФ от 10 декабря 2007 года № 198 «О классных чинах и форменном обмундировании прокурорских работников» обеспечение форменным обмундированием прокурорских работников Российской Федерации производить в порядке и по нормам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении норм выдачи и описания знаков различия и форменного обмундирования прокуроров, следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чины». Ношение форменного обмундирования предусмотрено работниками органов прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины. Законодательством о прокуратуре не установлен запрет на участие в судебных процессах не аттестованных работников прокуратуры.

Согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В силу ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).

Согласно ст. 4 Федерального закона обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

В силу норм Федерального закона письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (ч. 2 ст. 8); письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (ч. 3 ст. 8); запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется (ч. 6 ст. 8); обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9).

Согласно ст. 10 Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30 января 2013 года № 45 (далее – Инструкция).

Согласно п. 6.1 Инструкции обращения, в том числе взятые на контроль (особый контроль), считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям.

Пунктом 6.6 Инструкции установлено, что ответ автору обращения с разъяснением требований действующего законодательства по письменному указанию начальника структурного подразделения, прокурора соответствующей прокуратуры может дать прокурорский работник, рассматривающий конкретное обращение.

Анализируя обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что обращение ФИО3 рассмотрено, мотивированный ответ по вопросу ношения форменного обмундирования подготовлен и подписан уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями действующего законодательства и в установленные законом сроки.

Не удовлетворение ФИО3 полученным ответом не свидетельствует о нарушении его прав, свобод и законных интересов заместителем прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО4

Оспаривая ответ на обращение, требования ФИО3 фактически сводятся к возложению на административного ответчика обязанности предоставить заявителю иной ответ на обращение.

Доводы ФИО3 о нарушении каких-либо его прав по результатам рассмотрения обращения заместителем прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО4 не подтверждены какими-либо объективными данными.

Частью 2 ст. 62 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Суд приходит к выводу о том, что по результатам рассмотрения обращения ФИО3 ответом заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО4 права, свободы и законные интересы ФИО3, нарушены не были.

На основании изложенного, суд считает, что следует оставить без удовлетворения требования ФИО3: признать незаконным ответ-решение заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО4 по обращению ФИО3, обязать заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО4 повторно рассмотреть обращение ФИО3

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования ФИО3:

признать незаконным ответ-решение заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО4 по обращению ФИО3; обязать заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО4 повторно рассмотреть обращение ФИО3

- оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 1 месяца.

Судья

решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ