ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3308/2021 от 11.11.2021 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-3308/2021

22RS0011-02-2021-002680-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2021 года г. Рубцовск

Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Хильчук Н.А.,

при помощнике судьи Кузик Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Рубцовска Алтайского края, Главе города Рубцовска Алтайского края Фельдману Д.З., начальнику отдела по организации Управления и работе с обращениями Администрации города Рубцовска Алтайского края Инютиной А.В., первому заместителю Главы города Рубцовска – председателю комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска Алтайского края Пьянкову В.И. о признании недействующим в части постановления № 1368 от 31.05.2021,

УСТАНОВИЛ:

Алтайская краевая общественная организация «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» (далее по тексту АКОО АЗПП «Сутяжник») в лице председателя Соснова Е.А. в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании недействующим в части постановления № 1368 от 31.05.2021. В обоснование требований указано, что в силу абзаца девятого части 2 статьи 45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» общественные объединения и некоммерческие организации имеют право обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). При этом, по смыслу частей 2, 3, 5 статьи 40, части 2 статьи 208 КАС РФ общественные объединения, исходя из приведенных положений Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или в защиту неопределенного круга лиц (п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами». Управление многоквартирными домами, в которых проживает неопределенный круг лиц и не избран способ управления в городе Рубцовске осуществляется ООО УК Модуль. На основании постановления Администрации города Рубцовска Алтайского края от 25.12.2020 №3212 был установлен размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом не менее чем на год в размере 7 рублей 76 копеек. Постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 22.03.2021 №688 для жилых многоквартирных домов установлен размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом не менее чем за год за 1 кв.м. общей площади. Постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 31.05.2021 №1368 было принято: 1.1. Внести в постановление Администрации города Рубцовска Алтайского края от 25.12.2020 №3212 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресам, указанным в таблице, в городе Рубцовске, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация» (с изменениями, внесенными постановлениями Администрации города Рубцовска Алтайского края от 08.02.2021 №279, от 17.03.2021 №632, от 09.04.2021 №929) следующие изменения: 1.2. пункт 2 постановления изложить в следующей редакции: «2. Установить размер платы за содержание 1 кв.м. жилого помещения в многоквартирных домах, указанных в приложении, в соответствии с постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 22.03.2021 №688 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края»; 1.3. приложение к постановлению изложить в новой редакции (приложение). 2. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.05.2021 года. В соответствии с ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. В силу ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Положениями ч.7 ст.213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме. В соответствии с подп. «г» п.2 ч.8 ст.213 КАС РФ суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу. Часть 9 приведенной выше правовой нормы возлагает обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, на орган, организацию, должностное лицо, принявшее оспариваемый нормативный правовой акт. Как следует из Постановления Государственной Думы Российской Федерации от 11.11.1996 №781-II ГД в действующем законодательстве пока отсутствует определение понятия «нормативный правовой акт». Вместе с тем, в юридической доктрине принято исходить из того, что нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на то или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения. Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки: 1). неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением); 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организации, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.). Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения. Норма права касается: а) круга государственных органов, организаций, учреждений; б) круга должностных лиц; в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.); г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий); д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность. Юридическая сила нормативного правового акта – это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт. Характерная черта системы правовых актов – ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой. В соответствии с юридической силой В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъекта РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры. Согласно ст.4 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. В соответствии с п.п.4 ч.1 ст.17 Закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. Согласно Устава МО города Рубцовска Алтайского края по вопросам местного значения население городского округа непосредственно и органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа принимают (издают) муниципальные правовые акты. Оформленные в виде правовых актов решения, принятые должностными лицами муниципального образования, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории городского округа. В силу ст.20 Закона №131-ФЗ по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением. В соответствии с п.19 ч.1 ст.56 Устава МО город Рубцовск Алтайского края к полномочиям Администрации города в области муниципального хозяйства и благоустройства относятся: установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. При издании постановления Администрации города Рубцовска Алтайского края от 31.05.2021 №1368 об утверждении размера платы за содержание 1 кв.м. жилого помещения в многоквартирных домах, первый заместитель Главы Администрации города Рубцовска руководствовался в своем постановлении ранее изданным постановлением №3212 от 25.12.2020, изданном на основании устава МО город Рубцовск Алтайского края. Согласно ч.11 ст.68 Устава МО город Рубцовск Алтайского края муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования в газете «Местное время». Официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов считается первая публикация полного текста данного акта в газете и первое размещение на официальном сайте Администрации городского округа. Административный истец полагает, что спорное постановление Администрации города Рубцовска Алтайского края от 31.05.2021 №1368 является нормативно-правовым актом, поскольку принято в порядке, предусмотренном для принятия постановления руководителя (главы) МО город Рубцовск Алтайского края, распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на многократное применение. Согласно ст.5 Закона №131-ФЗ в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон. В соответствии со ст.7 Закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ст.47 ФЗ №131-ФЗ). В соответствии с п.2 ст.47 Закона №131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Постановление Администрации города Рубцовска Алтайского края от 31.05.2021 №1368 является нормативным правовым актом, поскольку отвечает признакам нормативности, предусмотренным п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», а именно, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанное на неоднократное применение и установление тарифа на содержание жилого фонда. В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В силу п.1 ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Согласно устава муниципального образования города Рубцовска Алтайского края, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования (ч.2 ст.43 Федерального закона №131-ФЗ), постановления главы городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному опубликованию (обнародованию), вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), если в постановлении не указана более поздняя дата их вступления в силу. Как следует из постановления Администрации города Рубцовска Алтайского края от 31.05.2021 №1368, в силу п.2 постановления №1368 от 31.05.2021 распространяется на правоотношения, возникшие с 01.05.2021 года. Постановление администрации МО города Рубцовска Алтайского края, пункт 2 которого предусматривает распространение действия цены (тарифа) на правоотношения, возникшие с 01.05.2021, свидетельствующее о вступлении его в действие до дня официального опубликования, придающее нормативному правовому акту обратную силу, нарушает правила введения нормативных правовых актов в действие, предусмотренные вышеприведенными положениями федерального закона, а также положениями Устава МО города Рубцовска Алтайского края, что влечет за собой признание акта недействующим. Согласно п.2 ч.4 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. В соответствии со ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Согласно ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. Из содержания указанных норм следует, что возмещение расходов на оплату государственной пошлины осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда. В досудебном порядке истец не обжаловал действия ответчика в вышестоящие инстанции. Административный истец просит: 1. Признать недействующим Постановление Администрации муниципального образования городского округ Рубцовск №1368 от 31.05.2021 «О внесении изменений в постановление Администрации города Рубцовска Алтайского края от 25.12.2020 №3212 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресам указанным в таблице в городе Рубцовске, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация» в части п. 2 следующего содержания «распространяется на правоотношения, возникшие с 01.05.2021 года» с момента принятия. 2. Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации города Рубцовска Алтайского края в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Глава города Рубцовска Алтайского края Фельдман Д.З., начальник отдела по организации Управления и работе с обращениями Администрации города Рубцовска Алтайского края Инютина А.В., первый заместитель Главы города Рубцовска – председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска Алтайского края Пьянков В.И.

Председатель АКОО АЗПП «Сутяжник» Соснов Е.А., действующий на основании Устава, в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что данное постановление было опубликовано на официальном сайте Администрации города Рубцовска. Полагал, что в данном случае установление тарифа задним числом не предусмотрено законодательством, закон обратной силы не имеет. Данным постановлением был увеличен тариф с 7 руб. до 17 руб., в связи с чем, жители в июне должны были оплачивать услуги по завышенному тарифу. В газете «Местное время» данное постановление не публиковалось, было опубликовано на официальном сайте Администрации. Данных об официальном опубликовании данного постановления не имеется. В постановлении Администрации от 22.03.2021 тарифы установлены для категорий домов, а в оспариваемом постановлении тариф определен для каждого дома.

Представитель административного ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края Антонова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала, полагала, что оспариваемый правовой акт не является нормативным. Пояснила, что нормативным правовым актом является постановление №688 от 22.03.2021, которое было опубликовано в газете «Местное время» в установленном порядке. Данным постановлением был установлен тариф для всех жителей по категориям домов. Оспариваемый административным истцом правовой акт не соответствует признакам нормативно-правового акта, в нем обозначены отношения, которые предусмотрены на определенный срок - один год, на конкретно определенные дома. Оспариваемым истцом изменением не был установлен тариф, им были исключены дома из списка, который указан в приложении. Подобных изменений вносится много, а в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ Администрация города обязана все свои решения оформлять в форме постановлений. Оспариваемое постановление является правовым актом, не носящим нормативного характера, в связи с чем, требования административного истца не подлежат удовлетворению.

Административный ответчики Глава города Рубцовска Алтайского края Фельдман Д.З., начальник отдела по организации Управления и работе с обращениями Администрации города Рубцовска Алтайского края Инютина А.В., первый заместитель Главы города Рубцовска – председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Пьянков В.И., представитель заинтересованного лица ООО «Управляющая компания «Модуль» в судебном заседании отсутствовали, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном порядке.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав пояснения участников, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Часть 2 указанной статьи, конкретизируя положения ч.3 ст.40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляет право общественного объединения обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом. Следовательно, действующее правовое регулирование позволяет оспорить нормативный правовой акт лицам, в отношении которых применен этот акт, а также лицам, которые являются субъектами отношений, регулируемых таким актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. При этом федеральный законодатель установил возможность реализации права общественного объединения обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если такое право будет предусмотрено федеральным законом. Это является дополнительной гарантией судебной защиты для лиц, наделенных правом самостоятельно инициировать такую защиту.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» по смыслу частей 2, 3, 5 статьи 40, части 2 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общественное объединение вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или в защиту неопределенного круга лиц в случае, если это предусмотрено федеральным законом (например, ч.4 ст.4 Федерального закона от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», абз.8 п.1 ст.12 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», абз.9 ч.2 ст.45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»).

В соответствии с ч.1 ст.45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации. Согласно пунктам 8, 9 части 2 статьи 45 закона общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе, в том числе, обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Согласно Уставу Алтайская краевая общественная организация «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» является добровольным объединением граждан, созданных в целях содействия защите прав и законных интересов потребителей, как отдельных физических лиц, так и неопределенного круга лиц, содействия совершенствованию правоотношений в области защиты прав потребителей. Общественная организация вправе представлять и защищать права и интересы потребителей в судах (пункты 1, 2.1, 2.2 Устава).

В соответствии с п.4 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»).

Согласно п.1 ст.68 Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края (в ред. от 23.01.2020) в систему муниципальных правовых актов входят: 1) Устав городского округа, правовые акты, принятые на городском референдуме; 2) решения городского Совета депутатов; 3) постановления и распоряжения Главы города, 4) постановления и распоряжения председателя городского Совета депутатов; 5) постановления и распоряжения Администрации города, 6) распоряжения и приказы Контрольно-счетной палаты города, 7) распоряжения и приказы руководителей органов Администрации города.

Судом установлено, что постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края №489 от 05.03.2020 утвержден размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края.

Постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 25.12.2020 №3212 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресам указанным в таблице в городе Рубцовске, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация» для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, сроком на 1 (один) год с 01.01.2021, по адресам, согласно приложению, определена управляющей организацией ООО «УК «Модуль». Пунктом 2 данного постановления установлен размер платы за содержание 1 кв.м жилого помещения в многоквартирных домах, указанных в приложении, в соответствии с постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 05.03.2020 №489 «Об размере платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края».

Постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 22.03.2021 №688 утвержден размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края. Пунктом 2 Постановления установлено, что размер платы, установленный пунктом 1 настоящего постановления, действует не менее года. Размере платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения ежегодно индексируется исходя из индекса роста потребительских цен за предшествующий год (п.3 Постановления): постановление Администрации города Рубцовска Алтайского края от 05.03.2020 №489 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края» признано утратившим силу (п.4 Постановления). Данное постановление Администрации города Рубцовска Алтайского края было опубликовано в газете «Местное время» от 30.03.2021 №23.

Постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 31.05.2021 №1368 в связи с утратившим силу постановлением Администрации города Рубцовска АК от 05.03.2020 №489 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края» внесены изменения в постановление Администрации города Рубцовска от 25.12.2020 №3212 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресам указанным в таблице в городе Рубцовске, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация», указано, пункт 2 постановления изложен в следующей редакции «2. Установить размер платы за содержание 1 кв.м жилого помещения в многоквартирных домах, указанных в приложении, в соответствии с постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 22.03.2021 № 688 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края». Из пункта 2 Постановления следует, что настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.05.2021.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Проанализировав содержание постановления Администрации города Рубцовска Алтайского края №1368 от 31.05.2021 «О внесении изменений в постановление Администрации города Рубцовска Алтайского края от 25.12.2020 №3212 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресам указанным в таблице в городе Рубцовске, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация», а также приложение к нему, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения этого акта не обладают необходимой совокупностью признаков, позволяющих отнести его к нормативно-правовым актам, а также признаками акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами. Приведенные в приложении к постановлению тарифы фактически указаны для управляющей организации для верного начисления собственникам многоквартирных домов, указанных в данном приложении, платы за содержание жилья, новые тарифы данным постановлением установлены не были. Размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края (тарифы) установлен постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края №688 от 22.03.2021. Кроме того, размер тарифов, указанный в приложении к постановлению №1368 от 31.05.2021 истцом при рассмотрении настоящего административного иска не оспаривается.

В связи с чем, установленный законом порядок принятия и введения в действие нормативно-правового акта к оспариваемому постановлению не применим.

Кроме того, в соответствии с п.9 ст.68 Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается опубликование их полных текстов в газете «Местное время». Датой официального опубликования признается дата первого опубликования полного текста муниципального правового акта в указанном издании.

Как следует из материалов дела оспариваемое постановление в газете «Местное время» опубликовано не было. Указанные обстоятельства не отрицались и административным истцом.

При этом доводы административного истца о том, то опубликование оспариваемого постановления в соответствии с ч.11 ст.68 Устава МО город Рубцовск Алтайского края было произведено на официальном сайте Администрации города Рубцовска в сети Интернет основаны на неверном толковании указанных положения Устава. Поскольку в соответствии с п.11 ст.68 Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования в газете «Местное время». Доведение до всеобщего сведения муниципальных правовых актов (обнародование) осуществляется также путем размещения их на официальном сайте Администрации города и на официальном сайте городского Совета депутатов, посредством телевидения, радио, передачи по каналам связи, распространения в машиночитаемой форме, направления должностным лицам, организациям, общественным объединениям. Дополнительным источником обнародования муниципальных нормативных правовых актов, соглашений является портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст, регистрация в качестве сетевого издания Эл № ФС77-72471 от 05.03.2018). В случае обнародования полного текста муниципального правового акта на указанном портале, объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.

Также суд приходит к выводу о том, что пункт 2 оспариваемого постановления «Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.05.2021» прав и законных интересов неопределенного круга лиц не нарушает, поскольку как указано выше тарифы за содержание жилья, установлены постановлением №688 от 22.03.2021, которое действовало уже в апреле, и соответственно, в мае 2021 года.

Иных доказательств нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц оспариваемыми положениями вышеуказанного постановления административным истцом не представлено, судом также не установлено.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для признания недействующим в части оспариваемого постановления Администрации города Рубцовска Алтайского края.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах неопределенного круга лиц отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Хильчук