ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3308/2021 от 29.10.2021 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-3308/2021

44 RS0001-01-2021-005900-47

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 октября 2021 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Царёвой Т.С., при секретаре Белеховой В.Е., с участием представителя административного истца Барышниковой Л.А., представителя административного ответчика Изотовой Э.С., представителя заинтересованного лица прокуратуры г. Костромы Соколовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа г. Костромы к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании недействительным акта проверки к отопительному периоду и возложении обязанности выдать акт проверки готовности муниципального образования к отопительному периоду,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа г. Костромы обратилась в суд с административным исковым заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Центральное управление Ростехнадзора) о признании недействительным акта проверки готовности к отопительному периоду <дата> г.г. от <дата> и возложении обязанности выдать акт проверки готовности муниципального образования г.о.г. Кострома к отопительному периоду <дата> г.г. с выводами комиссии о готовности к отопительному периоду.

В обоснование иска указано, что административным ответчиком проведена проверка готовности муниципального образования г.о.г. Кострома Костромской области к отопительному сезону <дата> г.г. по результатам которой составлен акт от <дата>. В данном акте ответчиком сделан вывод о том, что муниципальное образование не готово к отопительному периоду <дата> г.г. Административный истец считает акт недействительным, поскольку:

Акт подписан неуполномоченным приказом лицом ФИО4

Акт подписан лишь двумя членами комиссии, вместо семи человек, утвержденных приказом.

Отсутствует протокол заседания комиссии по выдаче актов проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов.

Приложенный к акту перечень замечаний не содержит ссылок на нормативно-правовой акт, технический документ, требования которых нарушены, не указаны сроки устранения нарушений, а также отсутствуют подписи членов комиссии.

Акт с указанием замечаний может выдаваться только в случае, предусмотренном п. 19 Правил оценки, т.е. при несоблюдении требования по наличию плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций.

В судебном заседании представитель административного истца Барышникова Л.А. поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просила заявленные требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Изотова Э.С. возражала против удовлетворения административных исковых требований. Суду пояснила, что каких-либо нарушений при проведении проверки готовности муниципального образования г.о.г. Кострома к отопительному сезону <дата> г.г. допущено не было. Муниципальное образование не готово к отопительному периоду по критериям, установленным Правилами оценки. В частности, по доводу истца о том, что акт подписан неуполномоченным приказом лицом ФИО4, возражала, так как приказом <дата> внесены изменения в ранее изданный приказ от <дата>, которым внесены изменения в состав комиссии. ФИО4 был назначен заместителем председателя комиссии. Относительно того, что акт подписан не всеми членами комиссии, а лишь двумя, пояснила, нормативных актов, прямо указывающих на то, что акт должен быть подписан всеми членами комиссии, не имеется. Отсутствие протокола заседания комиссии по выдаче актов проверки готовности к отопительному периоду <дата> годов к акту от <дата> не оспаривала, указав, что руководителем управления дано устное указание о том, что в период пандемии комиссия не проводит заседания. Относительно того, что приложенный к акту перечень замечаний не содержит ссылок на нормативно-правовой акт, технический документ, требования которых нарушены, не указаны сроки устранения нарушений, а также отсутствуют подписи членов комиссии, пояснила, что устранение нарушений, имеющихся после <дата> соответствующего года не имеет юридического значения, поскольку паспорт готовности к отопительному периоду после этой даты не может быть выдан. Довод истца о том, что акт с указанием замечаний может выдаваться только в случае, предусмотренном п. 19 Правил оценки, т.е. при несоблюдении требования по наличию плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, считала несостоятельным, поскольку акт проверки в любом случае должен быть выдан по результатам проверки.

Представитель заинтересованного лица прокуратуры г. Костромы помощник прокурора Соколова О.В. полагала необходимым разрешение иска в соответствии с действующим законодательством.

Суд, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, пришел к следующему.

В силу части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под федеральным государственным энергетическим надзором в сфере теплоснабжения понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в рамках предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения полномочий, которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных настоящим Федеральным законом, техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (далее в настоящей статье - обязательные требования), и осуществляется посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших обязательные требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований.

Частью 4 статьи 4.1 Федерального закона «О теплоснабжении» предусмотрено, что федеральный государственный энергетический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. Порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

В силу части 2 статьи 20 Федерального закона «О теплоснабжении» проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления, а в ценовых зонах теплоснабжения органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 № 610 утверждено Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора (далее – Положение).

Согласно пункту 2 (2) Положения Государственный надзор в сфере теплоснабжения осуществляется органами государственного надзора и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении», техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (далее - обязательные требования в сфере теплоснабжения), посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших обязательные требования в сфере теплоснабжения лиц к ответственности, а также деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований в сфере теплоснабжения, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований в сфере теплоснабжения.

В силу пункта 3 Положения должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными осуществлять государственный надзор от имени этих органов, являются: руководители органов государственного надзора; заместители руководителей органов государственного надзора; руководители структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители; начальники отделов структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители; другие должностные лица органов государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора; руководители территориальных органов органа государственного надзора, их заместители; начальники отделов территориальных органов органа государственного надзора, их заместители; другие должностные лица территориальных органов органа государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора.

Пунктом 2 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 (далее – Правила), проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов

В соответствии с пунктом 5 Правил проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - комиссия).

Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду (далее - программа), утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются: объекты, подлежащие проверке; сроки проведения проверки; документы, проверяемые в ходе проведения проверки.

В состав комиссии включаются представители уполномоченного органа, образовавшего комиссию.

Как следует из материалов дела, Центральным управлением Ростехнадзора в целях реализации требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики от <дата>, издан приказ от <дата> об организации работы по оценке готовности муниципальных образований к отопительному периоду <дата> годов, которым созданы комиссии по оценке готовности муниципальных образований к отопительному периоду <дата> годов.

В пункте 1.6 приказа от <дата> утвержден состав комиссии по Костромской области: ФИО6 – и.о. заместителя руководителя (председатель комиссии), ФИО7 – заместитель руководителя (заместитель председателя комиссии), ФИО8 – и.о. начальника отдела государственного энергетического надзора по Ярославской и Костромской областям, ФИО9 – заместитель начальника отдела государственного энергетического надзора по Ярославской и Костромской областям. ФИО10 – главный государственный инспектор отдела государственного энергетического надзора по Ярославской и Костромской областям, ФИО11 – государственный инспектор отдела государственного энергетического надзора по Ярославской и Костромской областям, ФИО12 – государственный инспектор отдела государственного энергетического надзора по <адрес>.

Этим же приказом от <дата> утверждена типовая программа по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду <дата> годов (Приложение – далее Типовая программа).

В п. 4 приказа от <дата> указано, оценку готовности муниципальных образований проводить в строгом соответствии с Типовой программой.

Приказом руководителя Центрального управления Ростехнадзора от <дата><дата> в связи с изменениями в составе комиссии по оценке готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов внесены изменения в состав комиссии по Костромской области. В связи с этим определен следующий состав комиссии: В пункте 1.6 приказа утвержден состав комиссии по Костромской области: ФИО13 – и.о. заместителя руководителя (председатель комиссии), ФИО4 – и.о. заместителя руководителя (заместитель председателя комиссии), ФИО8 – и.о. начальника отдела государственного энергетического надзора по Ярославской и Костромской областям, ФИО14 – начальник отдела по котлонадзору по <адрес>, ФИО9 – заместитель начальника отдела государственного энергетического надзора по Ярославской и Костромской областям. ФИО10 – главный государственный инспектор отдела государственного энергетического надзора по Ярославской и Костромской областям, ФИО11 – государственный инспектор отдела государственного энергетического надзора по Ярославской и Костромской областям.

Согласно пункту 7 Правил результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.

В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки:

объект проверки готов к отопительному периоду;

объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;

объект проверки не готов к отопительному периоду.

В силу пункта 8 Правил при наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее - Перечень) с указанием сроков их устранения.

По результатам проведенной проверки проведенной <дата> комиссия по оценке готовности муниципальных образований Ростехнадзора установила неготовность МО г.о.г. Кострома к работе в отопительном периоде <дата> г.г.

К акту в соответствии с требованиям пункта 8 Правил был составлен перечень замечаний подлежащих устранению с указанием срока их устранения до <дата>.

В соответствии с пунктом 10 Правил сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.

Пунктом 11 Правил установлено, что в случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.

Как следует из акта от <дата>, который оспаривается, <дата> была проведена повторная проверка готовности к отопительному периоду муниципального образования городской округ г. Кострома. По результатам проверки установлена неготовность МО городской округ г. Кострома к работе в отопительном периоде <дата> г.г.

К акту составлен перечень замечаний без указания срока устранения нарушений.

Оценивая доводы представителя административного истца о том, что проверка проведена административным ответчиком в нарушение установленных Правил оценки, суд приходит к следующему.

Акт подписан неуполномоченным приказом лицом ФИО4

Данный довод представителя административного истца судом отклонен, поскольку представителем административного ответчика представлен приказ руководителя Центрального управления Ростехнадзора от <дата> об изменении состава комиссии по оценке готовности к отопительному периоду <дата> годов на территории Костромской области, действовавший на момент составления акта проверки от <дата>. Данным приказом в состав комиссии по Костромской области включен ФИО4 – и.о. заместителя руководителя (заместитель председателя комиссии), уполномоченный подписывать акт проверки в качестве зам.председателя комиссии.

Акт подписан лишь двумя членами комиссии, вместо семи человек, утвержденных приказом.

Из содержания Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от <дата>, Типовой программы по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду <дата> годов следует, что решения по вопросам готовности проверяемого субъекта к отопительному периоду принимается комиссией коллегиально.

Правилами, Методическими рекомендациями, Типовой программой, не предусмотрена возможность подписания акта комиссии лишь некоторыми её членами.

В п. 12 Положения о комиссии по оценке выполнения условий готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденного приказом Минэнерго России от <дата>, указано, что заседание комиссии считается правомочным, если в нем принимают участие более половины членов комиссии.

Приказом руководителя Центрального управления Ростехнадзора от <дата>, в редакции приказа от <дата> сформирована комиссия по оценке готовности к отопительному периоду на территории Костромской области в составе семи человек, в том числе председатель и заместитель председателя комиссии, а также пять членов комиссии.

Акт проверки готовности к отопительному периоду <дата> от <дата> подписан тремя лицами: заместителем председателя комиссии ФИО4 и членами комиссии ФИО8, ФИО10

Принимая во внимание сложность, комплексность и ответственность работы комиссии по оценке готовности объектов к отопительному периоду, в связи с чем решение комиссии должно отражать компетентное мнение каждого члена комиссии – специалиста специализированного орган в сфере ответственности, а также учитывая отсутствие в Правилах, Методических рекомендациях и Типовой программе Центрального управления Ростехнадзора порядка, позволяющего принимать решение комиссии простым большинством голосов её членов, участвующих на заседании, суд приходит к выводу о том, что акт проверки готовности к отопительному периоду должен быть подписан всеми членами комиссии

Данное требование в рассматриваемом случае нарушено. Общее правило о принятии решения большинством членов комиссии также не соблюдено.

Отсутствует протокол заседания комиссии по выдаче актов проверки готовности к отопительному периоду <дата> годов.

Согласно разделу 1 Типовой программы по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду <дата> годов по результатам заседания комиссии по выдаче актов проверки готовности к отопительному периоду составляется протокол засевания комиссии по выдачи акта проверки готовности к отопительному периоду <дата> по форме в соответствии с приложением . Протокол подписывается членами комиссии Управления и представителем министерства ЖКХ (энергетики) субъекта Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлено, что данное требование ответчиком не соблюдено. К акту проверки готовности к отопительному периоду <дата> г.г. от <дата> не приложен протокол заседания соответствующей комиссии.

Отсутствие протокола заседания комиссии <дата> не оспаривалось представителем ответчика. При этом даны пояснения со ссылкой на устное распоряжение руководителя не проводить заседания комиссий по причине введения ограничений в связи с принятием мер по противодействию распространения вирусной инфекции.

Вместе с тем, такой довод представителя ответчика не может быть принят во внимание, поскольку является голословным. Доказательств того, что такие указания давались, представителем ответчика в суде не представлено. Изменения касаемые работы комиссии в период пандемии в представленную в материалы дела Типовую программу не вносилось.

Таким образом, отсутствие протокола заседания комиссии по выдаче актов проверки готовности к отопительному периоду <дата> годов от <дата> является нарушением раздела 1 Типовой программы по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду <дата> годов, признанной обязательной к соблюдению Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от <дата>, приказом руководителя Центрального управления Ростехнадзора от <дата> об организации работы по оценке готовности муниципальных образований к отопительному периоду <дата> годов.

Приложенный к акту от <дата> Перечень замечаний не содержит ссылок на нормативно-правовой акт, технический документ, требования которых нарушены.

Согласно п. 6 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 № 103, проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентам и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В случае отсутствия обязательных требований технических регламентов или иных нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения, в отношении требований, установленных настоящими правилами, комиссии осуществляют проверку соблюдения локальных актов организации, подлежащих проверке, регулирующих порядок подготовки к отопительному периоду.

Форма Перечня замечаний к акту проверки готовности к отопительному периоду <дата> г.г. в виде таблицы является Приложением № 4 к Типовой программе по готовности муниципальных образований к отопительному периоду <дата> годов, утвержденной приказом Центрального управления Ростехнадзора от <дата>

В форме Перечня замечаний предусмотрены пять колонок: 1) № п/п, 2) описание и характер выявленных нарушений (с указанием объекта при необходимости), 3) нормативный правовой акт, нормативный технический документ, требование которого нарушено и (или) не соблюдено, 4) № пункта Правил оценки готовности к отопительному периоду, требование, 5) срок устранения нарушений.

В приложенном к акту от <дата> Перечне замечаний не заполнена третья колонка под названием «нормативно-правовой акт, технический документ, требования которого нарушено и (или) не соблюдено».

Заполнение данной графы требуется для обоснования законности требований проверяющего органа.

В рассматриваемом случае, по мнению суда, незаполнение приложенного к акту комиссии Ростехнадзора от <дата> Перечня замечаний в виде ссылок на нормативно-правовой акт, технический документ, требования которых нарушены, является формальным нарушением.

Вместе с тем, это не повлекло последствий для понимания, в чем заключалось допущенное нарушение и не привело к невозможности фактической исполнимости устранения выявленных нарушений. В графах 2 и 4 изложены описание и характер выявленных нарушений (с указанием объекта) и номера пунктов Правил оценки готовности к отопительному периоду, которые нарушены.

Перечень замечаний не подписан комиссией.

Данный довод истца является обоснованным, поскольку Перечень замечаний, являющийся приложением к акту проверки готовности к отопительному периоду должен быть легализован, т.е. подписан комиссией, что прямо регламентировано разделом 1 Типовой программы.

Таким образом, если комиссия составила Перечень замечаний, то он должен быть подписан комиссией, что в данном случае не соблюдено.

Ссылка истца на то, что в приложенном к акту Перечне замечаний не указаны сроки устранения нарушений, подтверждается содержанием данного документа, но само по себе данное обстоятельство юридического значения не имеет.

Так, согласно разделу 1 Типовой программы сроки устранения замечаний указываются только при невыполнении подпунктов 1, 2, 3 пункта 18 Правил оценки готовности к отопительному периоду.

Кроме того, в соответствии с пунктом 11 Правил организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил (до 15 ноября), обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Поскольку пунктом 11 Правил определено, что организация, не получившая до 15 ноября паспорт готовности, обязана продолжить подготовку к отопительному сезону и устранение указанных в Перечне к акту замечаний. При этом возможность получения паспорта готовности к данному отопительному периоду утрачивается. При таких обстоятельствах, в случае при повторной проверки муниципального образования за пределами срока, указанного в п. 10 Правил (т.е. 15 ноября) указание сроков устранения замечаний не имеет значения.

Следовательно, административный ответчик правомерно не указал в перечне замечаний к акту проверки от <дата>, проведенной повторно, сроки устранения замечаний. Паспорт готовности к отопительному периоду <дата> после <дата> уже не мог быть получен.

5. Акт с указанием замечаний может выдаваться только в случае, предусмотренном п. 19 Правил оценки, т.е. при несоблюдении требования по наличию плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций.

По общему правилу, установленному пунктом 7 Правил оценки результаты проверки в любом случае оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду, который должен содержать следующие выводы комиссии по итогам проверки: объект проверки готов к отопительному периоду; объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией; объект проверки не готов к отопительному периоду.

В силу пункта 8 Правил оценки при наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний, с указанием сроков их устранения.

В соответствии с п. 18 Правил в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

1) наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;

2) наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;

3) наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;

4) выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.

Согласно п. 19 Правил к обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанного в подпункте 1 пункта 18 настоящих Правил.

По мнению суда, являются несостоятельными доводы представителя административного истца о том, что акт проверки с приложением перечня может быть составлен только в случае, установленном п. 19 Правил оценки.

Указанный п. 19 устанавливает, что к обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с приложением Перечня с обязательным указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанного в подпункте 1 пункта 18 настоящих Правил.

Пункт 19 Правил не исключает возможности составления акта комиссии по результатам проверки в соответствии с вышеуказанными пунктами 7, 8 Правил .

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Таким образом, для удовлетворения должна быть совокупность указанных условий.

При недоказанности хотя бы одного из названных условий административное исковое заявление не может быть удовлетворено.

В результате рассмотрения административного иска администрации г. Костромы установлено, что акт проверки от <дата> имеет ряд недостатков: он не подписан всеми членами комиссии, отсутствует протокол заседания комиссии от <дата>, приложенный к акту перечень замечаний не подписан членами комиссии.

Вместе с тем, принятие оспариваемого акта от <дата>, а также отсутствие паспорта готовности само по себе в настоящее время не нарушает права административного истца, поскольку отопительный период <дата> г.г. окончен <дата> в соответствии с постановлением Администрации города Костромы от <дата> «Об окончании отопительного периода <дата> годов в городе Костроме».

По мнению суда, оспариваемый акт, не повлек для администрации г.Костромы негативных последствий, он не препятствует осуществлять административному истцу его функции в сфере теплоснабжения. Администрация г Костромы в связи с актом о неготовности к отопительному периоду <дата> г.г. не привлекалась надзорным органом к ответственности.

Ссылка представителя истца в обоснование нарушения его прав тем, что в настоящее время в Свердловском районном суде рассматривается иск прокурора г. Костромы к администрации г. Костромы о возложении обязанности выполнить требования, установленные Правилами оценки готовности городских округов к отопительному периоду, обеспечить контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду, а именно устранить замечания, выявленные Центральным управлением Ростехнадзора при рассмотрении документов, подтверждающих выполнение требований по готовности к отопительному периоду <дата> годов (дело 2), не свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку вопрос о наличии или отсутствии нарушений Правил оценки готовности к отопительному периоду в деятельности администрации г. Костромы может быть предметом самостоятельного иска и подлежит доказыванию прокурором в рамках гражданского судопроизводства, как со ссылкой на акт проверки Ростехнадзора, который является одним из доказательств по гражданскому делу, так и без ссылки на акт, но с указанием норм действующего законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения. которые нарушены администрацией г. Костромы. В указанном деле истец не лишен возможности представить иные доказательств, подтверждающих наличие нарушений. Кроме того, обоснование в настоящее время иска прокурора перечнем замечаний, являющихся приложением к акту проверки от <дата>, может быть уточнено истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ.

В связи с этим оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований о признании акта недействительным суд не находит.

Требование о возложении на ответчика обязанности выдать акт проверки готовности муниципального образования к отопительному периоду также не подлежит удовлетворению ввиду отсутствия правовых оснований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления администрации городского округа г. Костромы к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании недействительным акта проверки к отопительному периоду от <дата> и возложении обязанности выдать акт проверки готовности муниципального образования к отопительному периоду отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.С. Царёва

Мотивированный текст решения изготовлен <дата>.