Дело №2а-3309/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2018 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,
при секретаре Васильеве Н.Н.,
с участием представителей заинтересованного лица по доверенности ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4 к администрации города Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Краснодарского края о признании незаконным отказа от 05.03.2018г. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 и ФИО4, заключившие договор о совместной деятельности 11.01.2018г., обратились в суд с требованиями к Администрации города Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи Краснодарского края о признании незаконным отказа администрации города Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи Краснодарского края от 05.03.2018г. № 21.01-18/5518 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 05.02.2018г. и возложении обязанности на администрацию города Сочи утвердить указанную схему.
Мотивируя заявленные требования, административные истцы указали, что ФИО3 при помощи официального сайта Управления Росреестра согласно п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Санаторной в районе участка № 20, ПЖСК «Труженник-Южный» Центрального района г.Сочи, общей площадью 694 кв.м. На заявление о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием, поданного согласно административному регламенту, утвержденному постановлением администрации города Сочи от 27.02.2015г. № 573, с указанием данных, предусмотренных в п.20, и приложением необходимых документов, предусмотренных п. 21 Административного регламента, администрация г. Сочи ответила отказом от 05.03.2018г. № 21.01-18/5518.
Административные истцы считают данный отказ незаконным по следующим основаниям.
Из письменного отказа усматривается, что в предоставленной истцами схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории отсутствует обозначение изображения границ образуемого земельного участка на графической части схемы; не приведены надписи кадастрового квартала как на графической части схемы, так и в условных обозначениях, а обозначение надписи кадастровых номеров учтенных земельных участков не приведено в условных обозначениях; в схеме приведены условные обозначения такие как: «земельные участки», «объекты капитального строительства», «территориальные зоны», «зоны с особыми условиями использования территории», изображения которых не требуется.
Между тем, как указывается в административном иске, границы образуемого земельного участка указаны на графической части схемы, а также их можно вычислить, поскольку согласно п. 6 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 в схеме расположения земельного участка указан список координат характерных точек границ образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; кадастровый квартал указан в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории — 23:49:0202003. Кроме того, в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости.
Основания для отказа в утверждении схемы приведены в ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ и п. 32 административного регламента, утвержденного постановлением администрации города Сочи от 27.02.2015г. № 573, и такое основание для отказа как изображение на схеме лишних условных обозначений в перечне оснований отсутствует.
Административные истцы полагают, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории нарушает право на заключение договора аренды земельного участка, установленное ст. 39.18 ЗК РФ.
В судебное заседание административные истцы ФИО3, ФИО4 не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в установленном законом порядке.
Административный ответчик в лице представителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом в установленном законом порядке. От представителя административного ответчика Администрации г. Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации г. Сочи Краснодарского края в материалах дела имеется письменный отзыв на административный иск, в котором он просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд, с учетом мнения представителей заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по доверенности ФИО1, ФИО2 в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представители заинтересованного лица по доверенности ФИО1, ФИО2 удовлетворение заявленных требований полагали на усмотрение суда.
Выслушав пояснения представителей заинтересованного лица, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд, установив соблюдение истцами срока для обращения в суд, не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в связи со следующим.
В силу ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.
На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО3 и ФИО4 11.01.2018г. заключили договор о совместной деятельности, на основании которого обязались соединить свои вклады и совместно действовать в целях подачи заявлений для предоставления земельных участков и утверждения схем их расположения на кадастровом плане территории в г.Сочи (л.д. 3).
05.02.2018г. заявитель ФИО3 обратился в Администрацию г. Сочи Краснодарского края с заявлением за исх. № 64- СМЮ с просьбой предоставить в аренду земельный участок площадью 694 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, район Центральный, ПЖСК «Труженник-Южный», ул. Санаторная, в районе участка № 20, с предварительным согласованием для ведения личного подсобного хозяйства с приложением к заявлению схемы (по тексту Схемы) расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.4).
Письмом от 05.03.2018г. № 21.01-18\5518 Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи Краснодарского края заявителю отказано в утверждении представленной схемы со ссылкой, в частности, на несоответствие представленной Схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным в соответствии с подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, а именно на несоответствие указанных в Схеме условных обозначений требованиям п. 6 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014г. № 762 (л.д.7-8).
В соответствии с п.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;
проектная документация лесных участков;
утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Статьей 39.15 ЗК РФ установлены правила подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города Сочи от 27.02.2015 № 573 «Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам икрестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским(фермерским) хозяйством его деятельности» предусмотрена подача двух видов заявлений: о предоставлении сформированного земельного участка, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет, и о предоставлении несформированного земельного участка с предварительным согласованием предоставления земельного участка.
В случае подачи заявления о предварительном согласованиипредоставления земельного участка указываются: фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); документы, подтверждающие право заявителя на приобретениеземельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем,установленным уполномоченным Правительством Российской Федерациифедеральным органом исполнительной власти (Приказ МинэкономразвитияРоссии от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов,подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка безпроведения торгов»), за исключением документов, которые должны бытьпредставлены в департамент имущественных отношений или администрациюрайона в порядке межведомственного информационного взаимодействия; кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее – испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "Огосударственном кадастре недвижимости"; реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотреноуказанным проектом; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номераземельных участков, из которых в соответствии с проектом межеваниятерритории, со схемой расположения земельного участка или с проектнойдокументацией о местоположении, границах, площади и об иныхколичественных и качественных характеристиках лесных участковпредусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае,если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастрнедвижимости; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок,если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав (вВашем заявлении вид права не указан); цель использования земельного участка (в Вашем заявлении цель использования испрашиваемого заявления не указана); реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельногоучастка прилагаются: копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегосяфизическим лицом; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемыйземельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межеваниятерритории, в границах которой предстоит образовать такой земельныйучасток; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, вслучае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставленияземельного участка обращается представитель заявителя.
В соответствии с пунктами 1, 2,3,4, 13 ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами РФ, государственными программами субъектов РФ, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу пунктов 9, 10,11, 12 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
В силу п.3.2 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации города Сочи от 27.02.2015 № 573 «Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским(фермерским) хозяйством его деятельности», а также п. 16. ст.11.10 ЗК РФ - основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 № 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровомплане территории в форме электронного документа, формы схемырасположения земельного участка или земельных участков на кадастровомплане территории, подготовка которой осуществляется на бумажном носителе.
Так пунктом 6 Приказа установлено, что в Схеме расположения земельного участкаприводятся:
-условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствиисо схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматриваетсяобразование двух и более земельных участков);
-проектная площадь каждого земельного участка, образуемого всоответствии со схемой расположения земельного участка;
-список координат характерных точек границы каждого образуемого всоответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат,применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
-изображение границ образуемого земельного участка или образуемыхземельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в томчисле исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номераземельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровыйномер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения,примененные при подготовке изображения.
Вместе с тем, как следует из представленной истцами схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в ее графической части действительно отсутствует обозначение изображения границ образуемого земельного участка, которое согласно условным обозначениям Схемы должно отображаться пунктирной линией.
Кроме того, обратившись к Схеме, усматривается, что в ней не приведены надписи кадастрового номера кадастрового квартала, как на ее графической части, так и в условных обозначениях, равное как и не приведено обозначение надписи кадастровых номеров учтенных земельных участков в условных обозначениях.
Более того, в Схеме приведены условные обозначения, такие как: «земельныеучастки», «объекты капитального строительства», «территориальные зоны»,«зоны с особыми условиями использования территории», изображение которыхне требуется пунктом 6 Приказа.
Указанное выше было изложено в оспариваемом отказе департамента архитектуры,градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Краснодарского края от05.03.2018 исх. № 21.01-18/5518.
Согласно ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, в том числе, принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно подп.1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является, в частности то основание, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса - несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Согласно п.17 ст.39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
До 01.01.2020 допускается отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка или его предоставлении без проведения торгов по основаниям, установленным законом субъекта РФ, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Таким образом, применительно к вышеуказанным положениям законодательства суд полагает оспариваемый отказ администрации города Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 694 кв.м. по ул. Санаторной, в районе участка № 20, ПЖСК «Труженик - Южный» Центрального района города Сочи законным и обоснованным. При этом суд учитывает, что основанием оспариваемого отказа явилась именно совокупность перечисленных недостатков схемы, ввиду чего отказ обоснованно мотивирован положениями подп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Доводы административных истцов, указанные в письменных объяснениях № 1 по делу от 16.07.2018г. о том, что роль заявителя при формировании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории минимальны (он лишь указывает угловые точки образуемого земельного участка на кадастровом плане территории, тогда как остальные параметры схемы формируются автоматически программой, утвержденной Минэкономразвития России), правового значения при рассмотрении настоящего спора не имеют.
Иные доводы, излагаемые административными истцами в ходе рассмотрения дела, исследовались судом и признаны несостоятельными, поскольку сводятся к субъективному толкованию норм материального права.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд на основании имеющихся в материалах дела документов полагает, что заявленные административными истцами требования не нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания, а предъявленный административный иск является необоснованным, в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО3, ФИО4 к администрации города Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Крансодарского края о признании незаконным отказа от 05.03.2018г. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е. В. Пономарева
Решение суда в окончательной форме принято 30.07.2018 года