ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3309/2021 от 15.10.2021 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)

70RS0003-01-2020-005080-86

2а-3309/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2021 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Шишкиной С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Жуковой О.А.,

помощником судьи Вершининой А.А.,

с участием представителя административного истца Цыганковой И.С.,

действующей на основании доверенности от 23.04.2020, сроком на три года,

представителя административного ответчика Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска Елисеевой А.А.,

действующей на основании доверенности от 11.10.2021 №95, сроком на один год,

представителя административного ответчика администрации Города Томска

Майорова М.М.,

действующего на основании доверенности от 01.09.2021 №6648, сроком на один год,

представителя заинтересованного лица ТСН «Мичуринец» Щербакова Р.А.,

действующего на основании Устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Морозовой Юлии Николаевны к администрации Города Томска, Департаменту управления муниципальной собственностью администрации Города Томска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка,

установил:

Морозова Ю.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Города Томска, Департаменту управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, в котором просит признать незаконным решение Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска от 27.02.2020 №2231 об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ..., в собственность бесплатно, незаконным; обязать административного ответчика принять решение о предоставлении ей указанного земельного участка.

В обоснование заявленных требований указала, что 12.02.2020 она обратилась в Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: .... К заявлению были приложены документы в соответствии с перечнем, указанном в законе, вместе с тем Департаментом управления муниципальной собственностью администрации Города Томска в предоставлении земельного участка было отказано, в качестве основания для отказа указано отсутствие проекта планировки и проекта межевания территории, а также отсутствие полномочий общего собрания садоводческого товарищества «Мичуринец» по распределению земельных участков в отсутствие проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества. Данный отказ является незаконным, нарушающим права административного истца.

Административный истец Морозова Ю.Н., заинтересованное лицо Бурова Н.Н., будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили.

Суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Цыганкова И.С., настаивала на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска Елисеева А.А. в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, дополнительно пояснила, что истец обратилась в департамент недвижимости (вх. 1422 от 12.02.2020) с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ... в собственность для целей использования садоводство. Предоставление таких земельных участков в собственность регулируется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением администрации Города Томска от 20.09.2017 №896 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных земельным законодательством». Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Условные номера таких участков указываются в реестре членов товарищества и проекте межевания территории. Распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества с указанием условных номеров земельных участков согласно утвержденному проекту межевания территории для их последующего предоставления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (подпункт 10 пункта 1 ст. 17 Закона о садоводстве). Таким образом, распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества с указанием условных номеров земельных участков с 01.01.2019 осуществляется на основании утвержденной документации по планировке территории. Для установления факта наличия документов территориального планирования, документации по планировке территории либо проекта организации и застройки территории утвержденного до 01.01.2018 департаментом недвижимости сделан запрос в департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска (далее - ДАиГ, исх. 1663 от 13.20.2020). В ответном письме ДАиГ сообщил об отсутствии утвержденной документации по планировке указанной территории. При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными положениями Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ, Департамент недвижимости принял решение об отказе в предоставлении земельного участка Морозовой Ю.Н. Нормы п. 2.7, 2.8 ст. 3 Закона о введение в действие ЗК РФ, которые введены 01.03.2015 и своей целью имели регулирование предоставления земельных участков для садоводства до введения в действие специального ФЗ, не подлежат применению в настоящее время.

Представитель административного ответчика администрации Города Томска Майоров М.М. в судебном заседании административный иск не признал, поддержав доводы письменного отзыва. Обращал внимание на то, что администрация Города Томска является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Кроме того, решение общего собрания СТ «Мичуринец», оформленное протоколом от 23.06.2019 №13 в отсутствие проекта организации и застройки садоводческого товарищества является ничтожным.

Представитель заинтересованного лица ТСН «Мичуринец» Щербаков Р.А. полагал административный иск подлежащим удовлетворению.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

На основании ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Разрешая требования по существу, суд приходит к следующему.

По смыслу положений ст.15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 ЗК РФ.

В ст.39.1 ЗК РФ указаны основания возникновения прав на земельный участок, к числу которых относятся решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подп.1 п.1).

Случаи предоставления таких земельных участков в собственность бесплатно установлены ст.39.5 ЗК РФ, которая к таковым в подп.7 относит предоставление земельного участка отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из ч.3 ст.22 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;

по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Как следует из п. 2.8 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона, к заявлению о предоставлении земельного участка по названному основанию прилагаются:

схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;

протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

На основании п. 2.10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность или в аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Судом установлено, что постановлением администрации Города Томска от 20.09.2017 №896 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных земельным законодательством» (далее по тексту – административный регламент), из п.2.2 которого следует, что муниципальная услуга предоставляется администрацией Города Томска в лице департамента недвижимости (он же департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска).

Результатом предоставления муниципальной услуги в силу п.2.3 административного регламента является направление заявителю муниципального правового акта, подписанного уполномоченным должностным лицом администрации Города Томска, представляющим интересы муниципального образования «Город Томск», о предоставлении земельного участка гражданину в собственность бесплатно либо направление письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

12.02.2020 Морозова Ю.Н., будучи членом ТСН «Мичуринец», обратилась в Департамент недвижимости с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Как следует из письма департамента недвижимости от 27.02.2020 №2231, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно послужило то, что в отсутствие проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества, утвержденного до 01.01.2018, общее собрание членов товарищества собственников недвижимости «Мичуринец» не обладало полномочиями по распределению земельных участков, а потому заявителем не представлен надлежащий документ о распределении испрашиваемого земельного участка.

С таким основанием отказа суд согласиться не может, исходя из следующего.

Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:

схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;

протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

Как следует из заявления Морозовой Ю.Н. о предоставлении земельного участка в порядке 2.7, 2.8 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», последней была представлена выписка из протокола от 23.06.2019 №13, согласно которому она была принята в члены товарищества, ей был выделен спорный земельный участок для ведения садоводства.

Помимо указанного документа, к заявлению должна прилагаться схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Схема расположения земельного участка по адресу: ... на кадастровом плане территории была утверждена постановлением администрации Города Томска от 16.01.2014 №51-з по заявлению прежнего собственника А

Согласно пункту 3.5 административного регламента в рамках оказания муниципальной услуги исполнитель осуществляет запрос недостающих для предоставления муниципальной услуги документов в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Таким образом, с учетом положений пункта 2.8 статьи 3 Федерального закона Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на Департаменте недвижимости лежала обязанность запросить а администрации Города Томска постановление об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: ... на кадастровом плане территорию.

Наличие схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории свидетельствует об отсутствии обязанности административного истца предоставить утвержденные проект межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проект организации и застройки территории некоммерческой организации.

Таким образом, Морозовой Ю.Н. представлены все документы, необходимые для рассмотрения её заявления о предоставления земельного участка.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что основания для отказа в предоставлении земельного участка административному истцу, указанные в письме департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска от 27.02.2020 №2231 об отказе в предоставлении муниципальной услуги, являются незаконными и необоснованными, что с учетом нарушения прав истца свидетельствует о необходимости удовлетворения административного иска в части требований, предъявленных к департаменту управления муниципальной собственностью администрации Города Томска.

Ссылка на то, что общее собрание членов ТСН «Мичуринец» не обладало полномочиями по распределению земельных участков, подлежит отклонению, ТСН «Мичуринец» наделено полномочиями по распределению земельных участков между членами товарищества (подпункт 10 части 1 статьи 17 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ), испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка, который на основании государственного акта от 23.01.1985 А-I №390291 был предоставлен ТСН «Мичуринец». Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Также не могут быть приняты во внимание и возражения относительно то, что заявителем представлены две выписки из протокола общего собрания с указанием разных площадей спорного земельного участка, поскольку данное обстоятельство основанием для отказа в предоставлении административному истцу спорного земельного участка не являлось.

Согласно ч.9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

С учетом характера возникшего спора в качестве устранения допущенных нарушений и восстановления нарушенных прав административного истца суд полагает необходимым обязать департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска повторно рассмотреть в установленные сроки и порядке заявление Морозовой Ю.Н. от 12.02.2020 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: ....

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска от 27.02.2020 №2231 об отказе в предоставлении земельного участка.

Обязать Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска повторно рассмотреть в установленные сроки и порядке заявление Морозовой Юлии Николаевны от 12.02.2020 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: ....

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.

Судья С.С. Шишкина

Мотивированный текст решения изготовлен 29.10.2021

Судья С.С. Шишкина