Дело № 2а-330/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2015 года п.Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Мазовой О.В.,
при секретаре Хартовой О.В.,
с участием
административного истца – помощника прокурора Дубровского района Брянской области Заика А.А.,
представителя административного ответчика – администрации Дубровского района Брянской области Косяк Е.В.,
представителей заинтересованных лиц: директора ООО «Домострой» Скоробогатова В.Н., Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области Цвилевой К.В., Департамента строительства и архитектуры Брянской области Геращенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Дубровского района Брянской области (в порядке ст.39 КАС РФ) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дубровского района Брянской области о признании действий администрации Дубровского района Брянской области по выдачи разрешения на строительство незаконным и признании незаконным разрешения на строительство,
у с т а н о в и л:
Прокурор Дубровского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 21.07.2015г. прокуратурой проведена проверка градостроительного законодательства при реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области (2013-2017 годы)» в Дубровском районе. Проведенной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Дубровского района обратилось ООО «Домострой» с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: Брянская область Дубровский район п.Дубровка 2-й Микрорайон. ДД.ММ.ГГГГ. администрацией Дубровского района Брянской области в нарушение требований Градостроительного кодекса РФ ООО «Домострой» выдано разрешение на строительство указанного объекта капитального строительства, при отсутствии у застройщика положительного заключения экспертизы проектной документации, а также проектная документация в нарушение ч.7 ст.51 ГрК РФ не содержала сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, системы электроснабжения, системы водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, системы связи, газоснабжения, перечень мероприятий по охране окружающей среды, пожарной безопасности, сметы на строительство объектов, требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства. В связи с чем прокурор просит суд признать незаконным действие администрации Дубровского района Брянской области в части предоставления разрешения на строительство объекта капитального строительства и признать незаконным разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ. на строительство объекта капитального строительства.
В судебном заседании административный истец – помощник прокурора Дубровского района Брянской области Заика А.А. поддержал административное исковое заявление, указав, что поскольку застройщиком ООО «Домострой» к заявлению о выдаче разрешения на строительство не все документы были представлены, в частности, отсутствуют документы согласно подп. «д» п.3 ч.7 ст.51 ГрК РФ, а также нет положительного заключения экспертизы в отношении проектной документации, то администрация Дубровского района Брянской области не должна была выдавать разрешение на строительство, которое является незаконным.
Представитель административного ответчика – администрации Дубровского района Брянской области Косяк Е.В. административный иск не признала, указав, что застройщиком ООО «Домострой» при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство все документы были предоставлены, за исключением документов, предусмотренных подп. «д» п.3 ч.7 ст.51 ГрК РФ, которые на первом этапе строительства не являются необходимыми, при этом получения положительного заключения экспертизы проектной документации в силу ст.49 ГрК РФ не требуется, так как объектом капитального строительства является многоквартирный 3-х этажный дом с одной блок-секцией.
Представитель заинтересованного лица – директор ООО «Домострой» Скоробогатов В.Н. административный иск также не признал, указав, что ими при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство все документы были предоставлены, за исключением документов, предусмотренных подп. «д» п.3 ч.7 ст.51 ГрК РФ, которые на первом этапе строительства не являются необходимыми, заключения экспертизы проектной документации в силу Закона в данном случае не требуется, так как разрешение выдано в отношении строительства многоквартирного 3-х этажного дома с одной блок-секцией. В настоящее время ими самостоятельно проводится экспертиза проектной документации, до получения заключения экспертизы строительные работы приостановлены.
Представитель заинтересованного лица – Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области Цвилева К.В. в суде поддержала административный иск, указав, что администрацией Дубровского района Брянской области в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области (2013-2017 годы)» необоснованно выдано разрешение на строительство без положительного заключения экспертизы проектной документации, о необходимости которой указано в подписанном Дополнительном соглашении между Департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области и администрацией Дубровского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ
Представитель заинтересованного лица – Департамента строительства и архитектуры Брянской области Геращенко Е.В. в суде поддержала административный иск, также указав, что администрацией Дубровского района Брянской области в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области (2013-2017 годы)» необоснованно выдано разрешение на строительство без положительного заключения экспертизы проектной документации, о необходимости которой указано в подписанном Дополнительном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ., так как финансирование данной программы осуществляется из средств областного бюджета.
Представитель заинтересованного лица - государственной строительной инспекции Брянской области Коваленко В.А. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, полагаясь на усмотрение суда.
Свидетель – начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации Дубровского района Брянской области Чураков А.А. суду пояснил, что застройщику ООО «Домострой» выдано разрешение на строительство многоквартирного дома на срок до ДД.ММ.ГГГГ., то есть на срок действия региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области (2013-2017 годы)», застройщиком были предоставлены все документы, за исключением документов, указанных в подп. «д» п.3 ч.7 ст.51 ГрК РФ, что по мнению администрации, не являлось необходимым на первых этапах строительства. Положительного заключения экспертизы проектной документации также не нужно было предоставлять, так как объект капитального строительства – многоквартирный 3-х этажный дом с одной блок-секцией.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, между Департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области и администрацией Дубровского района Брянской области заключено Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении субсидии в бюджет Дубровского городского поселения на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области». Согласно Дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ. п.2.3.15 заключать договоры на приобретение жилых помещений, в домах, муниципальные контракты на строительство домов лишь при условии, что в отношении проектной документации указанных домов имеется положительное заключение экспертизы (даже если в соответствии с законодательством проведение экспертизы не является обязательным).
ДД.ММ.ГГГГ. между администрацией Дубровского района Брянской области (Участник долевого строительства) и ООО «Домострой» (Застройщик) заключен Контракт на участие в долевом строительстве по муниципальной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «Дубровское городское поселение» на 2015-2017 годы.
ООО «Домострой» в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области (2013-2017 годы)» осуществляет строительство 3-х этажного 12-ти квартирного односекционного жилого дома по адресу: Брянская область Дубровский район п.Дубровка 2-й Микрорайон.
Земельный участок под строительство вышеуказанного жилого дома предоставлен ООО «ДОМОСТРОЙ» администрацией Дубровского района Брянской области по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ., зарегистрированному в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. Срок аренды – до ДД.ММ.ГГГГ
Разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ. выдано администрацией Дубровского района Брянской области на срок до ДД.ММ.ГГГГ., срок действия Программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области (2013-2017 годы)» на основании поданного заявления застройщиком ООО «Домострой».
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Из содержания ч.9 ст.226 КАС РФ следует, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Так, полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности предусмотрены ст. 8 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ), в соответствии с которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов в области градостроительной деятельности, относятся, в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Порядок выдачи разрешения на строительство регулируется положениями ст. 51 ГрК РФ.
В соответствии с ч.4 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Разрешение на строительство, дающее застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка (ч. 1 ст. 51 ГрК РФ).
В ч.7 ст.51 ГрК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены для выдачи разрешения на строительство. В указанный перечень помимо прочего входят материалы, содержащиеся в проектной документации, а именно сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (подп. «д» п.3), положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса (п.4).
В соответствии с ч.11 ст.51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи.
Судом установлено и представителем административного ответчика не оспаривалось, что в числе приложений к заявлению ООО «Домострой» о выдаче разрешения на строительство отсутствуют документы, представление которых предусмотрено императивно закрепленной нормой - подп. «д» п.3 ч.7 ст.51 ГрК РФ - сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, что свидетельствует о наличии оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство в порядке ч.13 ст.51 ГрК РФ и неправомерности действий уполномоченного органа – администрации Дубровского района Брянской области по выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с ч.3.3 ст.49 ГрК РФ застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.
Суд также учитывает, что оспариваемое разрешение на строительство выдано в рамках действия региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области (2013-2017 годы)», что в суде признано свидетелем – начальником отдела архитектуры администрации Дубровского района Брянской области Чураковым А.А., на основании которого заключен Контракт от ДД.ММ.ГГГГ. на участие в долевом строительстве в рамках названной Программы, требующий обязательного наличия положительного заключения в отношении проектной документации согласно заключенному Дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ., что согласуется с нормой, изложенной в ч.3.3 ст.49 ГрК РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что уполномоченным органом местного самоуправления в лице администрации Дубровского района Брянской области в нарушение требований ст.51 ГрК РФ выдано разрешение на строительство, которое является незаконным, что влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а значит, требования прокурора являются законными и обоснованными, потому подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Дубровского района Брянской области (в порядке ст.39 КАС РФ) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дубровского района Брянской области о признании незаконным разрешения на строительство многоквартирного дома удовлетворить.
Признать незаконным действие администрации Дубровского района Брянской области в части выдачи разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ., выданное администрацией Дубровского района Брянской области на строительство объекта капитального строительства: многоквартирного дома по адресу: Брянская область Дубровский район п.Дубровка 2-й Микрорайон
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца через Дубровский районный суд Брянской области.
Судья О.В. Мазова