ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-330/17 от 19.12.2017 Краснотуранского районного суда (Красноярский край)

№ 2а-330/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2017 года с. Краснотуранск

Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Славкина М.М.,

при секретаре Остапенко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснотуранского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Беллыкского сельсовета Краснотуранского района Красноярского края по устранению нарушений законодательства в области дорожного движения

установил

прокурор Краснотуранского района Красноярского края обратился в суд с административным исковым заявлением, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Беллыкского сельсовета Краснотуранского района Красноярского края которым, с учётом уточнений просил обязать администрацию Беллыкского сельсовета Краснотуранского района Красноярского края в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 автомобильную дорогу по <адрес> путем установки тротуаров, пешеходных дорожек.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка эксплуатационного состояния технических средств организации дорожного движения в местах расположения и на пути следования детей к дошкольным и общеобразовательным учреждениям на территории муниципального образования администрации Беллыкского сельсовета Краснотуранского района, по результатам проверки выявлены нарушения Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». 05 сентября 2017 года в связи с выявленными нарушениями в адрес главы Белыкского сельсовета внесено представление с требованиями об устранении выявленных нарушений закона. Из представленного в прокуратуру ответа следует, что отсутствие необходимых технических средств организации дорожного движения возле указанных учреждений связано с отсутствием средств в бюджете сельсовета.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Рейнварт К.Р. административные исковые требования поддержала. Дополнительно суду пояснила, что в соответствии с уставом Беллыкского сельсовета к вопросам местного значения сельсовета относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета и обеспечение безопасности дорожного движения. При проведении проверки эксплуатационного состояния технических средств организации дорожного движения в местах расположения и на пути следования детей к дошкольным и общеобразовательным учреждениям на территории муниципального образования администрации Беллыкского сельсовета Краснотуранского района выявлены нарушения требований п. 4.5.1. ГОСТ Р 52766- 2007 - отсутствие тротуаров и пешеходных дорожек по <адрес> (школа и детский сад). Согласно п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящие через населенный пункт. Администрацией Беллыкского сельсовета, в лице главы администрации Закатова А.Д. был заключен договор возмездного оказания услуг и от 09 октября 2017 согласно которому произведено восстановление автодорожного полотна (погрузка гравия) <адрес>. Согласно справочнику дорожных терминов, твердое дорожное покрытие - это покрытие на дорожном основании, устраиваемое из различных видов уплотненных дорожных смесей или каменных материалов (щебень, гравий, шлак), обеспечивающее круглогодичный проезд автомобилей. Дорога по <адрес> имеет твердое дорожное покрытие на которой согласно ГОСТ Р 52766-2007 должен быть установлен тротуар или пешеходная дорожка.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Беллыкского сельсовета Краснотуранского района Красноярского края, Березюк Д.Н. действующий на основании доверенности от 04.12.2017г., исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении. Суду пояснил, что поскольку дорога по <адрес> не является твёрдым дорожным покрытием, выполнена из грунта, установка пешеходных дорожек не соответствует действующему законодательству. А так же возражал, на том основании, что участок дороги по <адрес> не является дорогой, проходящей через населённый пункт село Беллык в связи с чем, не подпадает под действие п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007. <адрес> не относится к категории дорог с I по III и на этом основании на ней не должны быть установлены тротуары.

Представитель заинтересованного лица МО МВД России «Краснотуранский» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела.

Заслушав представителя административного истца, помощника прокурора Краснотуранского района Красноярского края Рейнварт К.Р., представителя административного ответчика администрации Беллыкского сельсовета Краснотуранского района Красноярского края, по доверенности Березюк Д.Н., исследовав предоставленные в материалы дела доказательства, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

На основании ч. 2 ст. 12 данного Федерального закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормами другим нормативным правовым документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-Ф «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российско Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные аки Российской Федерации» дорожная деятельность это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу ч.3 ст.15 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российско Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные аки Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения: обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно статье 7 Устава Беллыкского сельсовета Краснотуранского района Красноярского края к вопросам местного значения сельсовета относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

В соответствии с п.1, 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-Ф «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российско Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные аки Российской Федерации» автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения транспортных средств и включающей в себя в том числе, элементы обустройства автомобильных дорог (пешеходные дорожки и тротуары).

В силу пп. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.

Исходя из требований пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) и пункта 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2013 г. N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения", федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.

Как установлено судом, из информации ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» от 22.08.2017г. следует, что на территории муниципального образования администрации Беллыкского сельсовета Краснотуранского района выявлены нарушения требований п. 4.5.1. ГОСТ Р 52766- 2007 - отсутствие тротуаров и пешеходных дорожек около МКОУ Беллыкская СОШ, расположенной по адресу: <адрес> и около МДОУ Беллыкский детский сад, расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно ответу И.о. главы администрации Беллыкского сельсовета Кнауб Е.И. от 20.10.2017г., представление прокурора Краснотуранского района от 05.09.2017 «Об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения» рассмотрено. Выявленные нарушения требований п. 4.5.4.4 ГОСТ Р 52766-2007- отсутствие тротуаров, пешеходных дорожек, неудовлетворительное дорожное покрытие около МКОУ «Беллыкская СОШ», расположенной по адресу: <адрес> и около МДОУ «Беллыкский детский сад», расположенного по адресу: <адрес> в ближайшее время будут устранены. Заказана проектно-сметная документация. В 2018 году за счет средств дорожного фонда будет произведен ремонт вышеуказанных тротуаров и пешеходных дорожек.

Глава администрации Беллыкского сельсовета Закатов А.Д. в ответе от 31.10.2017г. на представление прокурора Краснотуранского района от 05.09.2017 «Об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения» указал, что выявленные нарушения, а именно отсутствие тротуаров и пешеходных дорожек близь образовательных учреждений с. Беллык устранить безотлагательно не представляется возможным, так как финансовые средства на данные мероприятия в бюджете Беллыкского сельсовета в 2017г. не запланированы.

Согласно договору возмездного оказания услуг от 09.10.2017г., заключенного между администрацией Беллыкского сельсовета (Заказчик) и ФИО1 (Исполнитель), Исполнитель обязался по заданию Заказчика оказать услуги по восстановлению автодорожного полотна после паводка (погрузка гравия) в том числе на <адрес>. Соответствующий акт приемки выполненных работ подписан 11.10.2017г.

Согласно договору возмездного оказания услуг от 09.10.2017г., заключенного между администрацией Беллыкского сельсовета (Заказчик) и ФИО2 (Исполнитель), Исполнитель обязался по заданию Заказчика оказать услуги по восстановлению автодорожного полотна после паводка (подвоз гравия) в том числе на <адрес>. Соответствующий акт приемки выполненных работ подписан 11.10.2017г.

Из справки Беллыкского сельсовета следует, что в 2016 году средства, планируемые на содержание автомобильных дорог потрачены, в том числе на восстановление автодорожного полотна после паводка (ямочный ремонт) <адрес> в сумме 62533,26 рублей, в 2017 году на восстановление автодорожного полотна после паводка (ямочный ремонт) <адрес> в сумме 191190 рублей.

Согласно Своду правил Автомобильные дороги СНиП 2.05.02-85 твердое покрытие, это дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального и переходного типов.

В соответствии с отраслевыми нормами ОДН 218.046-01 Проектирование нежестких дорожных одежд, Покрытия переходные – покрытия из щебня прочных пород, устроенные по способу заклинки без применения вяжущих материалов, из фунтов и малопрочных каменных материалов, укрепленных вяжущими; булыжного и колотого камня (мостовые).

Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что что отсутствие тротуара на участке автомобильной дороги по <адрес>, в близи образовательных учреждений МКОУ Беллыкская СОШ, <адрес> и МДОУ Беллыкский детский сад, <адрес> нарушает права лиц на безопасное передвижение на данном участке дороги, создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

Принимая во внимание, что обязанность по осуществлению мероприятий по обустройству тротуаров вдоль автомобильных дорог местного значения в границах села Беллык возложена на административного ответчика – администрацию Беллыкского сельсовета Краснотуранского района Красноярского края, суд приходит к выводу, что указанный ответчик незаконно бездействует в решении вопроса по обустройству тротуара участка дороги по <адрес>.

Доводы представителя административного ответчика о том, что дорога по <адрес> не является дорогой с твердым покрытием, в ходе судебного заседания не нашли своего подтверждения.

В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Административным ответчиком данная обязанность не исполнена, суду доказательств в обоснование своих доводов, о том, что дорога по <адрес> не является дорогой с твердым покрытием, не предоставлено.

Кроме того, из пояснений представителя заинтересованного лица, государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД «Краснотуранский» Щербакова В.А., данных в ходе судебного разбирательства следует, что в селе Беллык по <адрес> на участке дороги вдоль детских садов дорожное покрытие является гравийно-щебеночным, которое является твёрдым покрытием.

У суда нет оснований не доверять пояснениям государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Краснотуранский» Щербакова В.А., поскольку действующим законодательством, подпунктом "а" пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 171 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", на Госавтоинспекцию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию дорог.

В силу подпункта "и" пункта 3 данного Положения к должностным лицам, уполномоченным осуществлять федеральный надзор, относятся, в том числе сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющие специальное звание.

Суд также считает настоятельными, доводы представителя административного ответчика о том, что участок дороги по <адрес> не является дорогой, проходящей через населённый пункт село Беллык, поскольку административным ответчиком в нарушение ч.2 ст.62 КАС РФ суду не предоставлены доказательства в подтверждение данного довода.

Доводы административного ответчика о том, что дорога, проходящая по <адрес> не относится к категории дорог с I по III и на этом основании на ней не должны быть установлены тротуары судом, так же судом признаны не состоятельными, поскольку в силу пп. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием вне зависимости от категории дорог.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования прокурора Краснотуранского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Беллыкского сельсовета Краснотуранского района Красноярского края по устранению нарушений законодательства в области дорожного движения подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,

решил:

административное исковое заявление прокурора Краснотуранского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Беллыкского сельсовета Краснотуранского района Красноярского края по устранению нарушений законодательства в области дорожного движения - удовлетворить.

Обязать администрацию Беллыкского сельсовета Краснотуранского района Красноярского края в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 автомобильную дорогу по <адрес> путем установки тротуаров, пешеходных дорожек.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Краснотуранский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий М.М. Славкин

Мотивированное решение составлено 25.12.2017 года.