ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-330/19 от 15.01.2019 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

адм. дело №2а-330/19Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» января 2019 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Герик Ольги Михайловны к Управлению Федеральной налоговой службы по Воронежской области, МИФНС России № 8 по Воронежской области о приостановлении исполнения налоговых уведомлений № 18203628186000140249 на сумму 1967 руб. и № 18203628186000140249 на сумму 58 руб. 97 коп., признании решения УФНС по Воронежской области от 13.04.2018г. об оставлении жалобы без удовлетворения не соответствующим действующему законодательству, возложении обязанности на МИФНС России № 8 по Воронежской области отменить налоговые уведомления № 18203628186000140230 на сумму 1967 руб. и № 1820362816000140249 на сумму 58 руб. 97 коп.,

У С Т А Н О В И Л :

Герик О.М.обратилась в суд с указанным иском, указав, что состоит на налоговом учете в МИФНС России № 8 по Воронежской области и является плательщиком земельного налога. В собственности административного истца находится земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, участок .16.03.2018г. Герик О.М. получено извещение об уплате имущественного налога на земельный участок, принадлежащий ей на праве собственности за периоды 2013-2016гг., однако истец за указанные периоды налоги уплачивала своевременно. Считая перерасчет земельного налога за предыдущие 3 года в связи с увеличением кадастровой стоимости земельного участка, незаконным 22.03.2018г. истец обратилась в УФНС по Воронежской области с жалобой на правомерность вышеуказанного налога, решением УФНС по Воронежской области жалоба Герик О.М. была оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения административного истца в суд.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 15.01.2019г. произведена замена процессуального положения МИФНС России № 8 по Воронежской области с заинтересованного лица на административного ответчика согласно ст.41 КАС РФ, в связи с тем, что административным лицом заявлены требования к указанному юридическому лицу, однако, в административном иске процессуальное положение МИФНС России№8 по Воронежской области было указано как заинтересованное лицо, по предложению суда требования административным истцом уточнены не были.

Административный истец Герик О.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Представитель административного истца Герик О.М. по доверенности Касьянов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика УФНС по Воронежской области по доверенности Ильин С.В. административные исковые требования Герик О.М. не признал, в удовлетворении иска просил отказать по основаниям, изложенным в возражении на административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика МИФНС России № 8 по Воронежской области по доверенности Тищенко С.В. административные исковые требования Герик О.М. считал незаконными и необоснованными, в удовлетворении административных требований просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив, представленные сторонами доказательства, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

На основании ч.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Порядок определения налоговой базы устанавливается статьей 391 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Пунктами 1 и 2 ст. 393 НК предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных в п. 3 настоящей статьи.

При этом в п. 3 ст. 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка, устанавливается равной его рыночной стоимости.

Ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Налоговые органы производят исчисление имущественных налогов на основании сведений, представляемых в инспекцию органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов местного самоуправления.

Расчет налога осуществляется налоговыми органами на основании ставок налога, налоговой базы, налоговых вычетов, сведений о принадлежности объекта налогообложения и иных сведений, полученных налоговыми органами.

Решением Совета народных депутатов № 116 от 26.11.2012г. «О земельном налоге», которое действовало в 2014 году в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки, установлена налоговая ставка в размере 0,21 процента.

Решением Совета народных депутатов № 229 от 25.11.2014г. «О земельном налоге на 2015 год», которое действовало в 2015 году, в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки, установлена налоговая ставка в размере 0,23 процента.

Решением Совета народных депутатов № 14 от 18.11.2015г. «О земельном налоге на 2016 год», которое действовало в 2016 году, в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки, установлена налоговая ставка в размере 0,20 процента.

Судом установлено, что Герик О.М. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, участок с кадастровым номером , общей площадью 800 кв.м., вид разрешенного использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства.

09.09.2017г. налоговой инспекцией в адрес Герик О.М. было выставлено налоговое уведомление № 29193814 на уплату земельного налога с учетом перерасчета кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего административному истцу, за три предшествующих года:

за 2014 год в сумме 645 руб.

за 2015 год в сумме 707 руб.

за 2016 год в сумме 615 руб.

Перерасчет земельного налога был связан с поступлением из ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области 12.01.2017г. уточненных данных в отношении кадастровой стоимости земельного участка, установленной с 01.01.2010г.; до передачи сведений она составляла 213440 руб., после передачи сведений – 307352 руб.

Пунктом 4 ст. 85 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Полномочия по кадастровому учету недвижимого имущества и ведению государственного кадастра недвижимости на территории Воронежской области осуществляет филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Воронежской области.

Правила проведения кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. № 316, согласно которым, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (п.1). Органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10).

Ввиду того, что в силу п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для физических лиц – плательщиков земельного налога, определяется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы органами кадастрового учета, в 2017г. в МИФНС России № 8 по Воронежской области были представлены уточненные сведения об установленной с 2010г. кадастровой стоимости принадлежащего Герик О.М. земельного участка, а также принимая во внимание соблюдение предусмотренного п. 4 ст. 397 НК РФ условия о направлении налогового уведомления не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, суд, считает действия МИФНС России № 8 по Воронежской области по перерасчету в 2017 году земельного налога за 2014-2016г., исходя из уточненной кадастровой стоимости, правомерными. В связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения требований об обязании МИФНС России№8 по Воронежской области отменить налоговые уведомления № 18203628186000140230 на сумму 1967 руб. и № 1820362816000140249 на сумму 58 руб. 97 коп. и о приостановлении указанных налоговых уведомлений.

23.03.2018г. Герик О.М. обратилась в УФНС России по Воронежской области с жалобой об отмене извещений МИФНС России № 8 по Воронежской области с индексами № 18203628186000140249 на сумму 1967 руб. и № 18203628186000140249 на сумму 58 руб. 97 коп. Решением Управления ФНС России по Воронежской области от 13.04.2018г. @ требования Герик О.М. оставлены без удовлетворения, в связи с чем, Герик О.М. просит суд признать решение УФНС России по Воронежской области от 13.04.2018г. @ незаконным.

На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Вместе с тем, по смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение таковыми законных прав и интересов гражданина (организации, юридического лица).

Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов административного дела, 23.03.2018г. Герик О.М. в УФНС России по Воронежской области была подана жалоба об отмене извещений с индексами № 18203628186000140249 на сумму 1967 руб. и № 18203628186000140249 на сумму 58 руб. 97 коп., полученными административным истцом от МИФНС Росси № 8 по Воронежской области. Управлением ФНС России по Воронежской области 13.04.2018г. было принято решение по жалобе Герик О.М., согласно которого в удовлетворении жалобы было отказано.

На основании п. 6 ст. 140 НК РФ решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

Согласно реестру отправки почтовой корреспонденции № 22902 от 16.04.2018г., в установленный п. 6 ст. 140 НК РФ срок, решение УФНС России по Воронежской области было направлено Герик О.М. по адресу указанному заявителем: <адрес>. Указанный адрес совпадает с адресом регистрации административного истца, что подтверждается копией доверенности (л.д. 18).

В соответствии с данными почтового идентификатора почтовое отправление административным истцом получено не было и выслано обратно отправителю 19.05.2018г. по истечении срока хранения, получено отправителем 22.05.2018г. (л.д. 48).

17.08.2018г. Герик О.М. обратилась в УФНС России по Воронежской области с заявлением об информировании о результатах рассмотрения жалобы от 22.03.2018г. Указанное обращение поступило в УФНС России по Воронежской области 22.08.2018г., в ответ на обращение 07.09.2018г. налоговым органом в адрес Герик О.М. повторно было выслано решение от 13.04.2018г. @.

14.09.2018г. административным истцом был получен ответ на обращение от 17.08.2018г. с копией решения УФНС России по Воронежской области от 13.04.2018г. @.

С административным иском административный истец обратилась 12.11.2018 года, т.е. с нарушением установленного законом срока, что в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных Герик О.М. требований.

При этом, суд считает, что началом течения срока следует считать 22.05.2018г. – дату возврата не полученного административным истцом отправления налогового органа, который выполнил свою обязанность, предусмотренную ст.140 НК РФ, однако, административный истец без уважительных причин почтовую корреспонденцию, направленную заказной почтой не получила. Суд считает, что в данном случае административный истец по своему усмотрению реализовала сове право на получение корреспонденции налогового органа, и не получила указанную корреспонденцию без уважительных причин, тем самым суд считает, что корреспонденция была получена. В суд обращение имело место 12.11.2018г., то есть с пропуском срока обращения в суд.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.02.2011г. № 194-О-О, решение вышестоящего налогового органа может рассматриваться как нарушающее права заявителя только в том случае, если оно представляет собой новое решение.

Решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия, либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.

В соответствии с пунктом 57 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" если решением вышестоящего налогового органа по жалобе решение нижестоящего налогового органа в обжалованной части было оставлено без изменения полностью или частично, судам необходимо исходить из следующего. Решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика (как и его действия, выразившиеся в принятии решения), может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, только если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия, либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.

В рассматриваемом случае оспариваемое решение не дополняет действие нижестоящего налогового органа, не изменяет положение налогоплательщика и не содержит никаких негативных последствий для него. При этом действия управления соответствуют предусмотренной ст. 140 НК РФ процедуре принятия решений. Таким образом, принятое решение УФНС России по Воронежской области от 13.04.2018г. @ не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области процедуру принятия решения по жалобе Герик О.М. не нарушило, правового статуса решения нижестоящего налогового органа не изменило, дополнительные обязанности на административного истца не возложило, а также не выявило какие-либо иные налоговые правонарушения, не отраженные в оспариваемом решении, не осуществило сбор новых доказательств, не произвело дополнительные начисления налогов, пеней и штрафных санкций.

Таким образом, установленные по настоящему делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что решение Управления ФНС по Воронежской области N @ от 13.04.2018 является правомерным, и отмене не подлежит, поскольку не представляет собой новое решение и не дополняет решение Инспекции, само по себе прав и законных интересов административного истца не нарушает, кроме того, право на его обжалование Герик О.М. утрачено из-за пропуска срока. Доказательств уважительности причин пропуска срока суду административным истцом и её представителем не представлено. После разъяснения необходимости представления доказательств уважительности причин пропуска срока, административный истец и её представитель в суд не явились, и доказательств в обоснование своих доводов не представили.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что налоговым органом был соблюден порядок рассмотрения жалобы налогоплательщика, оспариваемое решение было направлено в установленный законом срок по адресу, указанному самим заявителем, указанное решение не было получено Герик О.М. по независящим от налогового органа причинам, ввиду чего у суда не имеется основании для исчисления срока подачи административного искового заявления по обжалованию решения УФНС России по Воронежской области от 13.04.2018г. с 14.09.2018г., так как имело место повторное направление решения.

В силу ч. 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения всуд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно ч.7 ст. 219 КАС РФ, пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Ходатайства о восстановлении срока административный истец не заявлял, на какие-либо иные уважительные причины пропуска срока административный истец и его представитель не ссылались.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Герик О.М. удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-179, 219 ч.8, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Герик Ольги Михайловны к Управлению Федеральной налоговой службы по Воронежской области, МИФНС России № 8 по Воронежской области о приостановлении исполнения налоговых уведомлений № 18203628186000140249 на сумму 1967 руб. и № 18203628186000140249 на сумму 58 руб. 97 коп., признании решения УФНС по Воронежской области от 13.04.2018г. об оставлении жалобы без удовлетворения не соответствующим действующему законодательству, возложении обязанности на МИФНС России № 8 по Воронежской области отменить налоговые уведомления № 18203628186000140230 на сумму 1967 руб. и № 1820362816000140249 на сумму 58 руб. 97 коп. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Сахарова Е.А.