РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2020 года г. Киренск
Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мельниковой М.В., при секретаре Ворониной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-330/2020 по административному иску администрации муниципального образования «Катангский район» к судебному приставу-исполнителю Киренского районного отделения судебных приставов ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора
УСТАНОВИЛ:
Администрация Муниципального образования «Катангский район» обратилась в суд с административным иском, указав в обоснование требований, что судебным приставом-исполнителем Киренского РОСП ФИО1 18.06.2020 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. С указанным постановлением административный истец не согласен, считает, что оно вынесено незаконно и безосновательно. Катангским районным судом от 23.09.2014 вынесено решение по гражданскому делу № 2-130/2014 по иску прокурора Катангского района Иркутской области к администрации муниципального образования «Катангский район» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления на территории Подволошинского муниципального образования путем проведения выбора места расположения полигона твердых бытовых отходов, подготовки проектной документации и регистрации полигона ТБО в установленном законом порядке до 01.09.2015. Киренским районным отделом судебных приставов возбуждено исполнительное производство 14.10.2015 № 10134/15/38015-ИП. Определением от 02.06.2016 предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.03.2017. Исполнить решение суда в пятидневный срок не реально, поскольку определение места размещения площадок накопления ТБО требует согласования с министерством лесного комплекса, что не реально исполнить за пять дней с учетом особенностей транспортной логистики района (документы направляются посредством ФГУП «Почта России» авиаперевозками с учетом регулярности авиарейсов в зимнее время – один раз в неделю, в летнее время – два раза в неделю). Администрацией муниципального образования «Катангский район» в адрес комитета по имуществу и ЖКХ администрации Киренского муниципального образования было направлено заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В согласовании было отказано, о чем было сообщено в Киренский РОСП. В октябре 2019 года обращение о согласовании схемы расположения земельного участка Министерством лесного комплекса Иркутской области было рассмотрено. Земельный участок под размещение отходов потребления выделен и зарегистрирован 21.10.2019 с соответствующим видом разрешенного использования. Постановлением администрации муниципального образования «Катангский район» от 30.12.2019 № 384-П внесены изменения в схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Катангский район» в части внесения схемы размещения мест накопления ТКО по адресу: с.Подволошино, Катангский район, кадастровый номер земельного участка 38:23:092401:113. Также постановлением администрации муниципального образования «Катангский район» от 30.12.2019 № 385-П внесены изменения в реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории сельских поседений, входящих в состав муниципального образования «Катангский район» в части внесения в реестр площадки ТКО на территории с.Подволошино. На сегодняшний день решение суда ответчиком исполнено в полном объеме с учетом полномочий, наделяемых на администрацию муниципального образования «Катангский район» действующим законодательством. Исполнение решения суда в остальной части (подготовка проектной документации и регистрация полигона ТБО) невозможно, в связи с изменением действующего законодательства. В Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ внесены изменения в ст. 8 «Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами». К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в настоящее время относится: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Статья 24.6 указанного Федерального закона гласит, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Территория Катангского района входит в зону 1 Север, региональный северный оператор. Контроль за исполнением обязательств регионального оператора осуществляется Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области. По вышеуказанным обстоятельствам администрация муниципального образования «Катангский район» утратила возможность исполнения решения суда. 14.05.2020 Киренским районным судом вынесено определение об отказе в удовлетворении заявления администрации муниципального образования «Катангский район» о прекращении исполнительного производства. С указанным определением административный истец не согласился и подал частную жалобу. Объективно, с учетом изменяющегося законодательства, административный истец не может указывать Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области на исполнение решения суда, вынесенного в отношении администрации муниципального образования «Катангский район», и сам не может контролировать деятельность регионального оператора, поскольку это не относится к полномочиям администрации. Согласно территориальной схеме обращения с отходами в Иркутской области, утвержденной приказом министерства от 29.05.2020 № 22-мпр, в связи с отсутствием транспортной доступности на территории Катангского района в с.Ербогачен, с.Непа, с.Подволошино, с Преображенка предусмотрено создание объектов (площадок) раздельного накопления твердых коммунальных отходов с обезвреживанием. Приступить к работе у регионального оператора не имеется возможности, в связи с отсутствием минимальной инфраструктуры, необходимой для осуществления деятельности по обращению с ТКО. В мае-июне 2020 года администратицей были направлены письма в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, региональному оператору о реализации региональной программы в области обращения с отходами. Сведения о направлении указанных писем были направлены судебному приставу-исполнителю. Администрацией предприняты все меры для исполнения решения суда. Утрата возможности исполнения решения суда от 23.09.2014 носит объективный характер и не определяется причинами, зависящими от ответчика. Таким образом, судебный пристав-исполнитель не установил факт неисполнения должником требований исполнительного листа в добровольном порядке и вынес постановление о взыскании исполнительского сбора без учета имеющейся информации об уважительных причинах неисполнения требований исполнительных документов. На основании изложенного административный истец просит восстановить процессуальный срок подачи административного иска; признать постановление № 38015/20/26064 от 18.06.2020, вынесенное судебным приставом-исполнителем Киренского РОСП ФИО1, незаконным и обязать судебного пристава-исполнителя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем отмены указанного постановления.
Представитель административного истца – и.о. главы муниципального образования «Катангский район» ФИО2 в судебное заседание не явилась, о его времени и месте извещена надлежаще, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, на исковых требованиях настаивают в полном объеме.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Киренского районного отдела судебных приставов ФИО1 в судебное заседание не явилась, о его времени и месте извещена надлежаще. Суду представлено письменное возражение на административный иск, в котором указано, что административный ответчик с исковыми требованиями не согласен, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. 13.10.2015 на принудительно исполнение поступил исполнительный лист ФС № 007687959 от 03.09.2015, выданный Катангским районным судом в отношении администрации муниципального образования «Катангский район», 14.10.2015 было возбуждено исполнительное производство № 10134/15/38015-ИП. Копии постановления о возбуждении исполнительного производства направлены сторонам почтовой корреспонденцией. 19.05.2016 в адрес администрации муниципального образования «Катангский район» направлено требование об исполнении судебного решения. В Киренский РОСП поступила информация о том, что решение суда не исполнено, в связи с необходимостью дополнительного времени для заложения средств в бюджет района при формировании бюджета на очередной финансовый год. Также 28.06.2016 в Киренский РОСП от администрации муниципального образования «Катангский район» поступило заявление об отсрочке исполнения решения суда. 17.02.2017 Катангским районным судом было отказано в удовлетворении заявления администрации муниципального образования «Катангский район». В связи с неисполнением судебного решения 28.05.2017 судебным приставом-исполнителем Киренского РОСП было направлено требование об исполнении судебного решения и предупреждения по ст. 157 УК РФ 04.04.2018, 23.05.2018, 01.08.2018, 11.04.2019, 05.08.2019, 11.02.2020, 18.06.2020, 25.07.2020. В адрес Киренского РОСП предоставлена информация от администрации муниципального образования «Катангский район» 22.06.2017, 02.02.2018, 16.04.2018, 14.05.2018, 22.08.2018, 17.03.2020, 10.07.2020, 16.07.2020, 22.07.2020, 13.08.2020 о невозможности исполнения решения суда, в связи с тем, что произошли изменения в законодательстве и обратились в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве. Однако судом было отказано в заявленных требованиях. Должником с момента возбуждения исполнительного производства судебному приставу-исполнителю не представлены документы, подтверждающие, что исполнение невозможно вследствие непреодолимой силы, в связи с чем 18.06.2020 судебным приставом-исполнителем направлено постановление о взыскании исполнительского сбора, которое получено администрацией 02.07.2020. Просят в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Представитель административного ответчика УФССП России по Иркутской области, представитель заинтересованного лица прокурора Катангского района в судебное заседания не явились, о его времени и месте извещены надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили, возражений по административному иску не представили.
Суд, изучив материалы настоящего административного дела, исполнительного производства, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона № 229-ФЗ).
Исходя из положений п. 1 ч.2 ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Судом установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя Киренского районного отдела судебных приставов УФССП по Иркутской области 14.10.2015 в отношении администрации муниципального образования «Катангский район» возбуждено исполнительное производство № 10134/15/38015-ИП на основании исполнительного листа № ФС 007687959, выданным Катангским районным судом по делу № 2-130/2014 по иску прокурора Катангского района Иркутской области об обязании администрации муниципального образования «Катангский район» устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления на территории Подволошинского муниципального образования путем проведения выбора места расположения полигона твердых бытовых отходов, подготовки проектной документации и регистрации полигона ТБО в установленном законом порядке до 01.09.2015 (решение суда от 23.09.2014 по делу 2-130/2014 вступило в законную силу 24.10.2014). Факт получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства административным истцом не оспаривался.
В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем должнику были вручены требования об исполнении решения суда в пятидневный срок со дня его поступления и предупреждения об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ от 19.05.2016, 28.05.2017, 01.08.2018, 11.04.2019, 11.02.2020, 18.06.2020, 25.07.2020. Факт получения требований и предупреждений административным истцом не оспаривался.
На требование от 19.05.2016 администрация муниципального образования «Катангский район» направила в адрес Киренского районного отделения судебных приставов копию определения Катангского районного суда от 02.06.2016 о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу № 2-130/2014 сроком до 01.03.2017.
На требование от 28.05.2017 администрация муниципального образования «Катангский район» направила в адрес Киренского районного отделения судебных приставов письменное объяснение от 07.06.2017 о том, что 29.05.2017 администрацией заключен договор с ИП ФИО3, в соответствии с которым подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по выбору места расположения полигона ТБО, сопровождению формирования земельного участка, в том числе кадастровых работ и работ по регистрации права в отношении земельного участка, расположенного: Иркутская область, Катангский район, полигон под размещение ТБО в районе с.Подволошино, срок выполнения работ по договору с 29.05.2017 по 01.08.2017. К письменному объяснению приложен вышеуказанный договор от 29.05.2017 № КА 03-05-2017, заключенный с ИП ФИО3
На требование от 01.08.2018 администрация муниципального образования «Катангский район» вновь направила в адрес Киренского районного отделения судебных приставов копию договора от 29.05.2017 № КА 03-05-2017, заключенного с ИП ФИО3, с дополнительным соглашением, которым конечный срок выполнения работ по договору установлен до 31.12.2018.
На требование от 11.04.2019 администрация муниципального образования «Катангский район» направила в адрес Киренского районного отделения судебных приставов письменное объяснение от 17.04.2019 о том, что выбор места расположения полигона ТБО, кадастровые работы в отношении земельного участка произведены. В связи с тем, что земельный участок частично попадает на территорию Киренского района, администрацией было подано заявление о предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы расположения в администрацию Киренского муниципального района. Администрацией Киренского муниципального района схема расположения земельного участка была направлена в Министерство лесного комплекса Иркутской области, так как участок частично попадал на земли лесного фонда. По результатам рассмотрения администрацией Киренского муниципального района заявления о предварительном согласовании земельного участка был получен отказ о согласовании схемы. В связи с изменением законодательства и переходе на новую систему обращения с ТКО администрацией проводятся работы по формированию земельного участка под площадку временного накопления твердых коммунальных отходов с учетом норм действующего законодательства.
На требование от 11.02.2020 администрация муниципального образования «Катангский район» направила в адрес Киренского районного отделения судебных приставов письменное объяснение о том, что администрация муниципального образования «Катангский район» утратила возможность исполнения решения суда, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», а именно в статью 8 «Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами». Также в письменном объяснении указано, что в настоящее время администрацией подано заявление о прекращении исполнительного производства.
18.06.2020 в рамках возбужденного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Киренского районного отделения судебных приставов ФИО1 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации муниципального образования «Катангский район» в размере 50 000 руб. Указанное постановление получено администрацией муниципального образования «Катангский район» по почте 02.07.2020. В тот же день должнику вручены требование об исполнении решения суда в пятидневный срок со дня его поступления и предупреждение об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.
19.06.2020 администрация муниципального образования «Катангский район» направила в адрес Киренского районного отделения судебных приставов письменную информацию о том, что в настоящее время земельный участок под размещение отходов потребления выделен, зарегистрирован соответствующим видом размещенного использования. Постановлениями администрации муниципального образования «Катангский район» внесены изменения в схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и в реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории сельских поседений, входящих в состав муниципального образования «Катангский район». Решение суда исполнено с учетом полномочий, предоставленных администрации действующим законодательством РФ.
На требование от 25.07.2020 администрация муниципального образования «Катангский район» направила в адрес Киренского районного отделения судебных приставов письменное объяснение от 31.07.2020 о том, что в прокуратуру Катангского района Иркутской области направлено ходатайство об отзыве исполнительного листа, которое рассмотрено и удовлетворено, в подтверждение чего приложен ответ и.о. прокурора Катангского района от 22.07.2020.
16.10.2020 заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Киренского районного отделения судебных приставов ФИО4 вынесено постановление об окончании исполнительного производства № 10134/15/38015-ИП, в связи с тем, что поступило заявление взыскателя об окончании исполнительного производства. Задолженность по исполнительному производству (остаток неосновного долга) составляет 50 000 руб.
Согласно ч.3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч.7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора получено администрацией муниципального образования «Катангский район» почтой 02.07.2020.
Первоначально с административным иском об оспаривании указанного постановления судебного пристава-исполнителя административный истец обратился в Киренский районный суд Иркутской области 09.07.2020, направив иск почтой.
Определением судьи Киренского районного суда Иркутской области от 31.08.2020 административное исковое заявление было возвращено заявителю, в связи с не устранением недостатков искового заявления в полном объеме в срок, установленный определением судьи об оставлении административного искового заявления без движения от 24.07.2020.
Копия определения от 31.08.2020 получена администрацией муниципального образования «Катангский район» 16.09.2020.
С настоящим административным иском администрация муниципального образования «Катангский район» обратилась 24.09.2020, направив иск почтой.
В ходатайстве о восстановлении пропущенного срока, административным истцом указано, что администрация муниципального образования «Катангский район» 24.08.2020 почтой направила в адрес Киренского районного суда расписку о вручении административного иска заинтересованному лицу прокурору Катангского района во исполнение определения судьи об оставлении административного искового заявления без движения. С учетом территориальных особенностей района и регулярности транспортного сообщения вовремя получить указанную информацию судом не представилось возможным.
Анализируя указанные обстоятельства, суд находит причины, по которым пропущен срок для подачи административного иска, уважительными и считает, что ходатайство администрации муниципального образования «Катангский район» о восстановлении пропущенного срока для подачи административного иска в суд подлежит удовлетворению.
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий (статья 1).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ч. 11 и 12 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст. 105 Федерального закона № 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (ч.1 ст. 112).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст. 112).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст. 112).
Должник вправе в порядке, установленном названным федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6 ст. 112).
Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность условий, в том числе, необходимость установления судебным приставом-исполнителем обстоятельств того, что должник уведомлен о возбуждении исполнительного производства, либо уклонился от получения такого уведомления и в срок, установленный в соответствии с законом для добровольного исполнения, без уважительных причин, виновно не исполнил требования исполнительного документа.
Анализируя представленные администрацией муниципального образования «Катангский район» документы на требования судебного пристава-исполнителя об исполнении требований исполнительного документа по исполнительному производству № 10134/15/38015-ИП, суд приходит к выводу о том, что указанные документы не свидетельствуют об исполнении вступившего в законную силу решения суда от 23.09.2014, либо о невозможности его исполнения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Полигон является объектом размещения отходов (специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения отходов и включающим в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. Под накоплением отходов следует понимать складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, в соответствии со ст. 8 указанного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ), относится: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
При этом, согласно ст. 8.1 названного Закона, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района, в том числе относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Определением Киренского районного суда Иркутской области от 14.05.2020 отказано в удовлетворении заявления администрации муниципального образования «Катангский район» о прекращении исполнительного производства № 10134/15/38015-ИП, поскольку заявителем не представлено безусловных доказательств того, что в настоящее время решение суда не может быть исполнено администрацией муниципального образования «Катангский район»; доводы, приведенные заявителем в заявлении о прекращении исполнительного производства, а также представленные им документы не свидетельствуют об утрате возможности исполнения исполнительного документа и о невозможности исполнения вступившего в законную силу решения суда от 23.09.2014. Факт изменения законодательства, примененного судом при рассмотрении гражданского дела, после вступления в законную силу вынесенного по этому делу судебного решения не влечет утрату возможности исполнения решения суда и не является основанием для прекращения исполнительного производства. У заявителя в соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имеются полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Иных оснований для прекращения исполнительного производства заявителем не приведено. Указанное определение суда вступило в законную силу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 28.03.2017 № 704-О, изменение законодательства, примененного судом при рассмотрении конкретного дела, после вступления в законную силу вынесенного по этому делу судебного постановления не может являться основанием для прекращения соответствующего исполнительного производства по мотивам невозможности исполнения судебного решения, поскольку такое изменение не отменяет свойство исполнимости указанного судебного постановления, которому корреспондирует обязанность судебного пристава-исполнителя обеспечить правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, в соответствии с положениями, в частности, статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве", устанавливающими общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Решение Катангского районного суда Иркутской области от 23.09.2014 по делу 2-130/2014, которым на администрацию муниципального образования «Катангский район» возложена обязанность по устранению нарушения законодательства об отходах производства и потребления на территории Подволошинского муниципального образования путем проведения выбора места расположения полигона твердых бытовых отходов, подготовки проектной документации и регистрации полигона ТБО, не отменено, вступило в законную силу, в связи с чем, подлежит неукоснительному исполнению в соответствии с требованиями статьи 13 ГПК РФ.
Поскольку администрация муниципального образования «Катангский район» была надлежащим образом уведомлена о возбуждении в отношении неё исполнительного производства, однако в установленный срок не выполнила требования судебного пристава-исполнителя об исполнении судебного решения, у судебного пристава-исполнителя Киренского районного отделения судебных приставов УФССП России по Иркутской области ФИО1 имелись правовые основания для вынесения постановления от 18.06.2020 о взыскании с должника администрации муниципального образования «Катангский район» исполнительского сбора.
Таким образом, учитывая вышеизложенные положения закона и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора от 18.06.2020 принято в соответствии с требованиями закона, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.
При этом суд учитывает, что в соответствии с п.п. 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве) (п.74).
Должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если он принял все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть (п.75).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 года N 1-П, в котором было отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.
Принимая во внимание, что требования исполнительного документа административным истцом в установленный срок исполнены не были, и отсутствуют обстоятельства непреодолимой силы, учитывая длительность неисполнения административным истцом требований исполнительного документа (более пяти лет), суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения администрации муниципального образования «Катангский район» от взыскания исполнительского сбора.
Вместе с тем, несмотря на отсутствие оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, суд усматривает основания для его уменьшения на 1/4 часть.
Согласно представленной выписки из ЕГРН, 28.11.2019 за муниципальным образованием «Катангский район» зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:23:092401:113, расположенный по адресу: Иркутская область, Катангский район, Подволошинское муниципальное образование, для размещения мест (площадок) накопления ТКО.
Постановлениями администрации муниципального образования «Катангский район» от 30.12.2019 № 384-П и № 385-П внесены изменения в схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Катангский район» в части внесения схемы размещения места накопления ТКО по адресу: с.Подволошино, Катангский район (кадастровый номер земельного участка 38:23:092401:113), а также внесены изменения в реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории сельских поседений, входящих в состав муниципального образования «Катангский район» в части внесения в реестр площадки ТКО на территории с.Подволошино.
Таким образом, учитывая вышеуказанные обстоятельства, свидетельствующие о том, что административный истец предпринимал меры к исполнению решения суда, принимая во внимание, что размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом степени вины административного истца в неисполнении в срок исполнительного документа, суд считает возможным уменьшить размер исполнительского сбора с 50 000 руб. до 37 500 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска администрации муниципального образования «Катангский район» к судебному приставу-исполнителю Киренского районного отделения судебных приставов ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора № 38015/20/26064 от 18 июня 2020 года – отказать.
Уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с администрации муниципального образования «Катангский район», на основании постановления судебного пристава-исполнителя Киренского районного отделения судебных приставов УФССП России по Иркутской области ФИО1 от 18 июня 2020 года по исполнительному производству № 10134/15/38015-ИП от 14 октября 2015 года до суммы 37 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Киренский районный суд Иркутской области в течение в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Мельникова