ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-330/2022 от 16.02.2022 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0-67

2а-330/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 февраля 2022 года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ретиной М.Н., при секретаре Тимошенко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-330/2022 по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к Администрации г.о. Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

установил:

<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.

В обоснование заявления указано, что прокуратурой района на основании поручения прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка информации ОГИБДД УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о произошедшем ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> в районе <адрес> дорожно-транспортного происшествия – столкновения двух автомобилей. На месте совершения дорожно-транспортного происшествия ОГИБДД выявлены недостатки в обустройстве улично-дорожной сети, такие как отсутствие в необходимых местах дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» в нарушение требований п. 5.1.6, п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019, а также отсутствие в необходимых местах пешеходных направляющих ограждений в нарушение требований п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД УМВД России по <адрес> выдано предписание Администрации г.о. Самара о необходимости в течение 3 суток организовать работы по установке дублирующих дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» над проезжей частью в соответствии с требованиями пункта 5.1.6. ГОСТ 52289-2019, а также организовать проведение мероприятий по установке отсутствующих секций удерживающих пешеходных ограждений в соответствии с требованиями п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 52289-2019 по адресу: <адрес>.

За неисполнение предписания Госавтоинспеции в установленный срок в отношении Администрации г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. Таким образом, Администрация г.о. Самара не устранила нарушение, выразившееся в отсутствии дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» в необходимых местах, а также в отсутствие пешеходных ограждений, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Кроме того, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> в районе <адрес> произошло ДТП – наезд на пешехода. На месте совершения дорожно-транспортного происшествия ОГИБДД выявлены недостатки в обустройстве улично-дорожной сети, такие как отсутствие в необходимых местах дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» в нарушение требований п. 5.1.6, п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД УМВД России по <адрес> выдано предписание Администрации г.о. Самара о необходимости в течение 3 суток организовать работы по установке дублирующих дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» над проезжей частью в соответствии с требованиями пункта ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 52289-2019, по адресу: <адрес> пересечение с <адрес>.

За неисполнение предписания Госавтоинспеции в установленный срок в отношении Администрации г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ. Таким образом, Администрация г.о. Самара не устранила нарушение, выразившееся в отсутствии дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» в необходимых местах, а также в отсутствие пешеходных ограждений, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Кроме того, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> в районе <адрес> произошло ДТП – столкновение транспортных средств. На месте совершения дорожно-транспортного происшествия ОГИБДД выявлены недостатки в обустройстве улично-дорожной сети, такие как отсутствие в необходимых местах дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» в нарушение требований п. 5.1.6, п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД УМВД России по <адрес> выдано предписание Администрации г.о. Самара о необходимости в течение 3 суток организовать работы по установке дублирующих дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» над проезжей частью в соответствии с требованиями пунктов 5.1.6, ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 52289-2019, по адресу: <адрес> пересечение с <адрес>.

За неисполнение предписания Госавтоинспеции в установленный срок в отношении Администрации г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ. Таким образом, Администрация г.о. Самара не устранила нарушение, выразившееся в отсутствии дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» в необходимых местах, а также в отсутствие пешеходных ограждений, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Ссылаясь на изложенное, с учетом уточнения, прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара и Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара по устранению нарушений требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения, а именно, по установке дублирующих дорожных знаков над проезжей частью 5.19.1/2 «Пешеходный переход» в соответствии с требованиями ГОСТ 52289-2019 и пешеходных ограждений в соответствии с требования п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019 по адресу: <адрес> пересечение с <адрес> в районе <адрес>, по установке дублирующих дорожных знаков над проезжей частью 5.19.1/2 «Пешеходный переход» в соответствии с требованиями ГОСТ 52289-2019 по адресу: <адрес> в районе <адрес>, а также по адресу: <адрес> в районе <адрес>; обязать Администрацию г.о. Самара устранить нарушения требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения, а именно, организовать работы по установке дублирующих дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» над проезжей частью в соответствии с требованиями п. 5.1.6 и п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 52289-2019 по адресу: <адрес> в районе <адрес>, по адресу: <адрес> в районе <адрес>, по адресу: <адрес> в районе <адрес>, а также пешеходных ограждений в соответствии с требования п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019 по адресу: <адрес> пересечение с <адрес> в районе <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>Казаков Д.В. уточненные требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель Администрации г.о. Самара и Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара по доверенности ФИО1 иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель ОГИБДД УМВД России по <адрес>, Представитель МП «Благоустройство» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Департамента транспорта Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в их отсутствие

Представитель Управления МВД России по <адрес>, представителей в судебное заседание не направили, о слушании дела извещены.

В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (статья 12 указанного федерального закона).

Пункт 4 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относит осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработку первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация городского округа Самара состоит из отраслевых (функциональных) органов (ст. 25 Устава г.о. Самара).

На основании Положения "О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара", утв. Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и экологии, наружной рекламы, лесного хозяйства (п. 1.1). Департамент выступает заказчиком по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства) (п. 3.1).

Из приведенных положений следует, что Администрация г.о. Самара в лице своего отраслевого органа Департамента городского хозяйства и экологии осуществляет полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 в населенных пунктах на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами, и вне населенных пунктов на всех дорогах знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью. Знак 5.19.1 над проезжей частью размещают не ближе оси крайней правой полосы движения относительно края проезжей части.

В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019 знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019 ограничивающие пешеходные ограждения применяют:

- перильные или сетчатые на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок маршрутных транспортных средств с пешеходными переходами в разных уровнях с проезжей частью в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей;

- перильные на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766), или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка информации ОГИБДД УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о произошедшем ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> в районе <адрес> дорожно-транспортного происшествия – столкновения двух автомобилей. На месте совершения дорожно-транспортного происшествия ОГИБДД выявлены недостатки в обустройстве улично-дорожной сети, такие как отсутствие в необходимых местах дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» в нарушение требований п. 5.1.6, п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019, а также отсутствие в необходимых местах пешеходных направляющих ограждений в нарушение требований п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД УМВД России по <адрес> выдано предписание Администрации г.о. Самара о необходимости в течение 3 суток организовать работы по установке дублирующих дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» над проезжей частью в соответствии с требованиями пункта 5.1.6. ГОСТ 52289-2019, а также организовать проведение мероприятий по установке отсутствующих секций удерживающих пешеходных ограждений в соответствии с требованиями п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 52289-2019 по адресу: <адрес>.

За неисполнение предписания Госавтоинспеции в установленный срок в отношении Администрации г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. Таким образом, Администрация г.о. Самара не устранила нарушение, выразившееся в отсутствии дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» в необходимых местах, а также в отсутствие пешеходных ограждений, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> в районе <адрес> произошло ДТП – наезд на пешехода. На месте совершения дорожно-транспортного происшествия ОГИБДД выявлены недостатки в обустройстве улично-дорожной сети, такие как отсутствие в необходимых местах дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» в нарушение требований п. 5.1.6, п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД УМВД России по <адрес> выдано предписание Администрации г.о. Самара о необходимости в течение 3 суток организовать работы по установке дублирующих дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» над проезжей частью в соответствии с требованиями пункта ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 52289-2019, по адресу: <адрес> пересечение с <адрес>.

За неисполнение предписания Госавтоинспеции в установленный срок в отношении Администрации г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ. Таким образом, Администрация г.о. Самара не устранила нарушение, выразившееся в отсутствии дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» в необходимых местах, а также в отсутствие пешеходных ограждений, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> в районе <адрес> произошло ДТП – столкновение транспортных средств. На месте совершения дорожно-транспортного происшествия ОГИБДД выявлены недостатки в обустройстве улично-дорожной сети, такие как отсутствие в необходимых местах дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» в нарушение требований п. 5.1.6, п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД УМВД России по <адрес> выдано предписание Администрации г.о. Самара о необходимости в течение 3 суток организовать работы по установке дублирующих дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» над проезжей частью в соответствии с требованиями пунктов 5.1.6, ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 52289-2019, по адресу: <адрес> пересечение с <адрес>.

За неисполнение предписания Госавтоинспеции в установленный срок в отношении Администрации г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ. Таким образом, Администрация г.о. Самара не устранила нарушение, выразившееся в отсутствии дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» в необходимых местах, а также в отсутствие пешеходных ограждений, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Административные ответчики наличие выявленных недостатков в ходе разбирательства дела не оспаривали, однако указали, что установка указанных знаков по указанным адресам не согласована с ОГИБДД как установка знаков на аварийно-опасных участках, установка дорожных знаков в районе <адрес> невозможна в связи с близким расположением воздушных линий электропередач.

Наличие над проезжей частью близко расположенных воздушных линий электропередач и подземных коммуникаций, не свидетельствует о том, что дублирующие дорожные знаки «Пешеходный переход» не должны устанавливаться, доказательства того, что административными ответчиками предпринимались действия, направленные на установку указанных знаков и пешеходных ограждений, однако в силу объективных причин, подтвержденных соответствующими актами и заключениями, этого сделано не было, ни Департаментом городского хозяйства и экологии, ни Администрацией г.о. Самара не представлено.

Кроме того, при составлении и утверждении схемы дислокации дорожных знаков компетентными органами должно было учитываться наличие в месте расположения дублирующих дорожных знаков электрических сетей и коммуникаций.

В судебном заседании установлено, что согласно схеме дисколации дорожных знаков, утвержденной заместителем руководителя Департамента транспорта Администрации г.о. Самара и проверенной начальником отделения ДИ ОГИБДД У МВД России по <адрес> на пересечении <адрес> и <адрес> в районе <адрес> в районе <адрес>, указано на установку всех дублирующих дорожных знаков «Пешеходный переход» 5.19./2 (облегченный).

Фактическое же отсутствие указанных дублирующих дорожных знаков, указанных в схеме расположения дорожных знаков, порождает правовую неопределенность, в том числе и при рассмотрении дел об административных правонарушениях, так как имеются противоречия между документальной схемой и фактическим отсутствием указанных дорожных знаков, а также подвергаются опасности жизни пешеходов.

Кроме того, Администрация г.о. Самара в лице своего отраслевого органа – Департамента транспорта имеет возможность внести изменения в схему при невозможности установки знаков, однако таких действий ни Администрацией г.о. Самара, ни Департаментом городского хозяйства и экологии с момента утверждения схемы сделано не было.

При таких обстоятельствах, учитывая, что отсутствие дублирующих дорожных знаков «Пешеходный переход» на пересечении <адрес> и <адрес> в районе <адрес>, а также отсутствия пешеходных ограждений на пересечении <адрес> и <адрес>, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, суд приходит к выводу, что административными ответчиками допущено бездействие, повлекшее нарушение прав неопределенного круга лиц.

В силу ст. 227 КАС РФ в случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия.

Учитывая, что Администрация г.о. Самара и Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара непосредственно не осуществляют выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения, в целях устранения допущенных нарушений на данное лицо следует возложить обязанность организовать выполнение работ по установке дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, в районе <адрес> в соответствии с требованиями п. 5.1.6 и п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 52289-2019, а также по установке отсутствующих секций удерживающих пешеходных ограждений в соответствии с требованиями п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 52289-2019 по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> к Администрации г.о. Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара признании незаконным бездействия и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара и Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно, по установке дублирующих дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» над проезжей частью в соответствии с требованиями ГОСТ 52289-2019 по адресам: <адрес> в районе <адрес> в районе <адрес>, а также по установке отсутствующих секций удерживающих пешеходных ограждений в соответствии с требованиями п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 52289-2019 по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию г.о. Самара и Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно, организовать выполнение работ по установке дублирующих дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» над проезжей частью в соответствии с требованиями п. 5.1.6 и п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 52289-2019 по следующим адресам: <адрес> в районе <адрес> в районе <адрес>.

Обязать Администрацию г.о. Самара и Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно, организовать выполнение работ по установке отсутствующих секций удерживающих пешеходных ограждений в соответствии с требованиями п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 52289-2019 по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья подпись М.Н. Ретина

Копия верна.

Судья: